Здравствуйте. Я духовно деградирую, а если говорить прямо, то умираю. У меня угасает совесть, если раньше после совершения греха я долго испытывал муки совести и чувство вины, что даже гордость чуть-чуть угасала, то теперь согрешил и не чувствую никакой вины или мук совести, и Богу молюсь не как кающийся грешник, а как "праведный фарисей" и даже не замечаю этого. Угасает во мне и любовь к Богу, к Раю, к духовному, любовь к людям и даже просто любовь к благим вещам (к природе например). Зато растёт любовь к себе, меня выводят из себя те вещи, на которые раньше я бы и внимания не обратил. Зато растёт чревоугодие и спесивость. И ещё во мне растёт бесчувствие. Бесчувствие ко всему, к Богу, к молитве, к жизни, даже к этой проблеме бесчувственность. И ещё иногда наступает просто состояние такой бесчувственности и внутренней злости на ничто, что просто даже молится мучение и кажется, как будто Бог меня оставил. Я понимаю, что в этом полностью моя вина, ведь я мало изучаю духовное и православное, но почему даже до моего прихода к вере меня так не ломало?? Может это состояние из-за того, что я всегда недостойно исповедовался и причащался (я причащался, но перед Причастием никогда не был на Вечернем Богослужении без уважительной причины, и ещё другие причины, из-за которых Причастие было недостойным)?. Я хочу верить, что после Исповеди и Причастия всё наладится, но вдруг нужно ещё что-то дополнительно сделать?? Может я становлюсь бесноватым?? Ведь разум во мне тоже угасает, постоянный туман в голове, мысли ни о чём и т.п. (хотя с разумом мне кажется у меня больше медицинские проблемы) Прошу вас, помогите советом, а лучше если этот совет будет подкреплён цитатой из святых отцов или Библии!!! Желаю всем помощи и помилования Божьего!!!
3 Ответа
Вы описываете следствия, а у всего этого есть причины. Именно их Вам и нужно постараться найти, глубоко проанализировав свою жизнь. Всегда есть точка отсчета. Вероятно, Вам понадобится помощь духовника или приходского священника, и именно к нему Вам стоит обратиться. Столь серьезные духовные проблемы невозможно разрешить в интернете, поэтому не откладывая, идите на исповедь.
Здравствуйте! Хотел бы только заметить, что Вы делаете вывод из наличия или отсутствия мук совести. Старец Иларион Оптинский пишет в письме 48:
На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так - много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена еще, как надо.
А старец Варсонофий Оптинский говорит, что бывает, что
диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние.
Т.е. вполне может быть, что бес просто перестал усиливать в Вас греховность грехов. Просто бес отошел, а подошел другой. И у него свое действие. А Вы думаете, что это у Вас какие-то серьезные изменения в отрицательную сторону, а, может, просто бес ушел к другому человеку, и пришел другой. А потом и он уйдет, придет третий и т.д.
Епископ Василий Кинешемский писал:
Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. <…> Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. <…> В этом постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие. Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности. <…> Жизнь есть вечное движение. Она никогда не стоит. Духовная жизнь также движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад. Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32).