Вероло́мность – обман, предательство, грубое нарушение взятых обязательств, клятв и т. п.
Можно ли называть вероломными войны, которые вел ветхозаветный Израиль на территории Обетованной Земли?
Задолго до образования еврейского народа, Бог обещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ, и что в своё время этот народ заселит ту землю, куда он, Авраам, переселился, исполняя Божественное повеление (Быт.12:1-3).
Это обетование было реализовано несколькими столетиями спустя. Занимая территорию обетованной земли, а затем закрепляясь на ней, Израиль был вынужден вести завоевательные и оборонительные войны, в результате которых погибло множество людей, включая стариков, женщин и детей.
Читая Писание Ветхого Завета, многие современные люди поражаются описанной там атмосферой жестокости и вражды. Но можно ли утверждать, что в тот исторический период Израиль действовал как вероломный агрессор и оккупант?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать, что хотя война, как таковая, – это плохо, всё же война войне – рознь. Бог, конечно, создал человека не для вражды и войны. Изначально человек был призван жить в мире с ближним.
Однако в условиях уклонения человечества во зло, участие того или иного народа в войне может оцениваться и как богоугодное. Многие сражения, в которых участвовал ветхозаветный Израиль, соответствовали Промыслу Божьему, можно даже сказать: были благословлены Самим Богом. Следовательно, участие Израиля в этих войнах нельзя артикулировать как вероломство (другое дело, что отдельные представители этого народа, руководствуясь собственными представлениями о добре и зле, могли использовать означенные войны вопреки замыслам Божьим).
С другой стороны, нужно отметить, что далеко не все войны с участием сынов Израиля были угодны Господу. Помимо войн с внешним противником сыны Израиля затевали и междоусобные войны. Случалось, что сыны Израиля, ради поражения братьев, объединялись с внешним врагом (Ис.7:1). В этих войнах было место и братоненавистничеству, и вероломству.
Комментировать