Сино́дик (от греч. συνοδικόν – «соборный» или «соединяемый» [в одну книжку]) – название, которое применяется к трём типам текстов:
1) Синодик в Неделю Православия, литургический текст, закрепляющий достижения православного богословия после эпохи Вселенских Соборов, который читается в первое воскресенье Великого Поста;
2) поминальные списки, читаемые в Церкви за усопших (помянник);
3) литературные памятники на Руси в XV–XVIII веках, возникшие и развивавшиеся как дополнение к таким спискам, но впоследствии утратившие с ними связь.
Есть и другие, вышедшие из употребления значения слова «синодик». В частности, в древности так назывались письма общения, которые рассылались патриархами главам других Церквей при восшествии на престол. Непосредственно предшествует и даёт начало первому из перечисленных выше определению слова «синодик» значение выжимки из соборного определения, которая была предназначена для публичного прочтения в храме.
Синодик в Неделю Православия
Синодик в Неделю Православия в Византии
Исторически Синодик в Неделю Православия возник как торжественное литургическое провозглашение доктрины иконопочитания, утвержденной на соборе 843 года. Автором первой редакции стал Константинопольский патриарх Мефодий (843–847), который прочитал текст на проповеди в первую неделю Великого Поста 843 или 844 года.
Структура текста сохранялась постоянной на всем пути его развития. Он включал в себя: вводную часть; провозглашение вечной памяти исповедующим определённые вероучительные положения; поименное провозглашение вечной памяти их защитникам; анафемы на еретические учения; поименные анафемы еретикам, их высказывавшим; диптихи усопших императоров и патриархов.
Празднование с чтением закрепилось и впоследствии приобрело всеобъемлющей характер победы над всеми ересями, вытеснив чтение соборных определений-синодиков из литургического воспоминания других византийских соборов1. Императоры династии Комнинов, известные своей активной церковной-политической позицией, стали фиксировать в Синодике все догматические споры своего времени, расширяя его вероучительные разделы.
Помимо иконоборческой проблематики в текст Синодика вошли:
- Одиннадцать статей против Иоанна Итала и его школы в связи с осуждением этого учения на соборах 1076–1077 г. и 1082 г. и одна статья против монаха Нила, осужденного в 1087 году за учение, что «человечество обожествлено по естеству». Этот раздел Синодика можно охарактеризовать как «антифилософский».
- Пять статей против богомильства, осужденного на соборе 1111 г.
- Две статьи против учения архиепископа Никейского Евстратия «о ипостасном соединении двух естеств во Христе», осужденного собором 1117 г.
- Статьи против заблуждений по вопросу «о жертве Христа в страсти и в Литургии», осужденных соборами 1156 и 1157 гг.
- Статьи против заблуждений в толковании текста «Отец Мой больше Меня» (Ин.14:28), осужденных на соборах 1166–1170 гг.
- При Палеологах были добавлены положения, касающиеся паламитских споров:
- Семь статей осуждения Варлаама и Акиндина, внесенных в Синодик постановлением собора 1352 г., и семь статей вечной памяти защитникам воззрений Григория Паламы.
- Статьи против Никифора Григоры, Прохора и Димитрия Кидонисов.
- Статья против монаха Исаака Аргира в связи с осуждением его учения об энергиях св. Духа.
Хотя при первых вставках редактура текста Синодика была ситуативным и смелым решением, впоследствии эта процедура приобрела автоматический, регулярный характер.
Параллельно с развитием догматических разделов росли и диптихи, которые пополнялись именами императоров и патриархов вплоть до падения Византийской империи в 1453 году. Свою историю имели и диптихи региональных византийских Синодиков. Современное критическое (или, по выражению автора, «систематическое») издание текста на основании 42 известных рукописей с переводом на французский язык осуществлено в 1967 году Жаном Гуйяром2. На русский язык текст был переведён Ф.И. Успенским3.
Помимо информативного и молитвенного, текст Синодика имеет и нормативный характер. В церковном праве есть прецеденты использования этого текста как материала для обвинения в ереси людей, не согласных с изложенным в нём учением4.
Связующей темой статей текста является христология, все рассматриваемые ереси – внутренние ереси Византийской Церкви. Его историческое значение значительно, поскольку он предоставляет определения соборов, акты которых утрачены. Сами поводы и обстоятельства редакции важны для понимания взаимоотношений Церкви и государства в Византии. По Синодику можно прослеживать историю поздневизантийской богословской мысли как по своеобразной «истории болезни» (выражение Ф.И. Успенского5).
Вселенский синодик на Руси
Чин Торжества Православия был воспринят в русское богослужение одновременно с принятием Устава студийского типа преп. Феодосием Печерским в XI веке. по всей видимости, сначала он читался в церквях на греческом языке, а к нему добавлялись отдельные анафематствования и возглашения вечной памяти. Славянский Синодик, в научных исследованиях называемый Троицкой книгой, был официально введён в употребление свт. Саввой Сербским в 1221 году. Позднее был сделан и русский перевод.
Согласно исследованию В.В. Дергачёва, текст стал развиваться параллельно своему греческому прототипу. Попеременно со вставкой в него новых статей, возникших в связи с византийскими церковными спорами, русский текст пополнялся статьями, посвященными дискуссиям, шедшим на русской почве. Так, были добавлены анафемы боснийским еретикам, чернецам Зосиме и Корнилию и другим. Также расширялся отдел, посвященный поминовению священноначалия и членов семей правящих родов. К XVIII веку Синодик достиг значительных размеров, а его версии в разных епархиях страны существенно различались.
По указанию императрицы Екатерины II Чин Торжества Православия и Синодик были пересмотрены и приведены к единому образцу, в котором были исключены русские включения в догматические разделы и обширные поминальные списки. Редактуру произвёл архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Обновленные чины вошли в печатную Триодь 1767 года как обязательные для совершения во всей Русской Церкви при архиерейском служении, чем и закончилась литературная история русского Вселенского Синодика6. Тем не менее, постепенное сокращение Синодика в части анафематствуемых лиц продолжалось и далее. В 1869 году из текста были убраны последние имена государственных преступников, содержавшихся в нём: Гришки Отрепьева и Ивана Мазепы. В советское время чин совершался с опущением анафематствований, но в современном архиерейском богослужении этот раздел восстановлен.
Помянник
Списки имён живых и усопших православных христиан для молитвенного их воспоминания также называются синодиками или помянниками. Помянники могут использоваться как в частном, так и в общественном церковном богослужении. В храмах и монастырях такие списки называют синодиками.
Храмовые и монастырские синодики употребляются за богослужением в различные моменты. Подробный разбор всех видов общецерковной молитвы за усопших, в том числе и с использованием синодиков см. в труде священноисп. Афанасия (Сахарова)7. Ключевыми моментами такого поминовения являются: воспоминание на проскомидии перед Божественной Литургией, во время родительских суббот и на богослужениях, специально посвященных молитвам за усопших. Включение в церковные помянники мирских лиц обычно связано с пожертвованием храму или обители.
Домашнее чтение помянников христианами не регламентировано, может соединяться с чтением утреннего или вечернего правила или Псалтири.
Литературный Синодик
Согласно И.В. Дергачёвой, первым памятником этого типа синодик преп. Иосифа Волоцкого 1479 года. Сам текст и его структура оказали сильнейшее влияние на последующие документы этого типа, определив их развитие. Он содержал вступительную часть из трех «слов», сам помянник, заключительную молитву и дополнительные «предисловия». Первое слово учит о спасительной силе чтения синодиков, которая может помочь усопшим христианам на Страшном суде. Второе слово учит о пользе непрерывающегося из рода в род поминовения усопших. Третье слово обращено к пастырям и призывает их к неустанному поминовению всех усопших, включая тех, кто не оставил пожертвования за помин своей души. Впоследствии этот тип синодиков дополнялся церковно-политическими трактатами, прославляющими деятельность русских князей8.
В синодиках XVII века нраво- и вероучительная части памятника начинают превалировать над собственно помянником. Эта редакция связана с именем патриарха Иова (1589–1605), хотя его личное участие в создании такого рода текстов остается хорошо обоснованной гипотезой9.
Третий этап развития памятников связан с окончанием Смутного времени. В это время при храмах и обителях активно строятся трапезные, в которых синодики используются к назидательное и душеполезное чтение. Одновременно с этим он оказывается подвержен общим литературным тенденциям в русской литературе и подвергается беллетризации. По замечанию И.В. Дергачёвой, «теперь Синодик по праву можно назвать литературным сборником, в котором помимо общего поминовения и Помянника, выполняющих теперь вспомогательную функцию, представлены литературно-учительные, назидательные, догматические, апокрифические, агиографические и даже научно-познавательного характера тексты разнообразных жанров и стилей, объединённые синодичной тематикой поминовения усопших»10. Теперь поминальные списки – не основная, а дополнительная и даже необязательная часть памятника.
Последний этап развития памятника относится к XVII–XVIII векам. Появляются лицевые синодики, иллюстрированные в разных художественных стилях, писаные как придворными художниками, так и сельскими мастерами-самоучками. Постепенно изображения становятся основным содержанием памятника, а сопровождающие тексты уменьшаются в размере и утрачивают своё значение.
Примечания
1 Мошин В.А, прот. Сербская редакция «Синодика в неделю Православия». Анализ текстов. / Византийский Временник. Т. 16. 1959.
2 Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Édition et commentaire // Travaux et mémoires, 1967.
3 Успенский Ф. И. Синодик в неделю Православия (состав и происхождение частей его) // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1891. 274. Апр. Отд. 2. 267–323.
4 См. напр. Petit L. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires. // BB Т.11, СПб.: 1904. Сс.465-493. P. 470. А также PG 151 695C-696A.
5 Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности (No 3.86). * Отд. изд. (с доп.): Одесса 1893.
6 Дергачёв В. В. Вселенский синодик в Древней и Средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2001. – № 1 (3). – С. 18–30.
7 священноисп. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. – 1969.
8 Дергачёва И. В. Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2001. – № 2 (4). – С. 89–96.
9 Там же.
10 Там же.
Литература по теме
- Синодик в Неделю Православия Сводный текст с приложениями
Комментировать