Синакса́рь (от греч. σύναξις (синаксис) – собрание) – сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенных для чтения на утрени, после шестой песни канона.
В синаксарях содержится объяснение или описание празднуемого события (синаксари на все праздники, жития) или указывается значение и причина того или другого установления Церкви (поминовения умерших и т. д.), или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание (синаксари в седмицы мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной седмицы и др.).
Содержащиеся в синаксарях суждения о нравственном, догматическом и идейной содержании дней периода Триоди интересны и часто имеют несомненную ценность, или, как минимум, дают пищу для серьезных и плодотворных размышлений. Например, в синаксаре Недели сырной преступление Адама рассматривается как нарушение заповеди о посте; в синаксаре Недели 2-й поста развернуто представлено учение о нетварных энергиях, а в синаксаре Великой Субботы есть замечательное рассуждение о высочайшем статусе этого дня: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший – великая сия и Святая суббота».
С другой стороны, многие отечественные литургисты критически оценивают содержание синаксарей, особенно их историческую ценность. «Неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений этих синаксарей… давно уже получили надлежащую оценку со стороны различных авторов»1. В частности, «синаксари изобилуют апокрифическими преданиями, которые расцвечивают известные факты. К примеру, в чтении на Неделю о расслабленном говорится, что Мария Магдалина возвестила императору Тиберию о воскресшем Христе, и по ее слову Пилат и первосвященники были преданы казни. Это, конечно, противоречит всем историческим свидетельствам»2. А архиепископ Филарет (Гумилевский) даже предлагает удалить их из Триоди: «По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди»3.
Таким образом, правильное отношение к синаксарям может быть охарактеризовано принципом «золотой середины» или правилом «доверяй, но проверяй». Несмотря на несомненную содержательную ценность материала синаксарей, к сведениям, находящимся в них, следует относиться с известной осторожностью. Некоторые в лучшем случае являются просто легендарными, а в худшем – серьезно расходятся с исторической правдой и православным вероучением.
В Русской Церкви в настоящее время синаксари за службами не читаются, однако в некоторых монастырях и храмах имеет место практика чтения житий святых или описаний празднуемых событий. Великим постом, на утрени четверга 5-й седмицы, читается житие преподобной Марии Египетской.
Примечания
1 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 203
2 Давыденкова М.Э. О переводе синаксарей Постной и Цветной Триоди // Азбука веры: [Электронный ресурс]
3 Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1902. С. 365.
Литература по теме
- Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди Никифор Ксанфопул
- Синаксари Великого поста (Постной Триоди) Никифор Ксанфопул
- О переводе синаксарей Постной и Цветной Триоди М.Э. Давыденкова
- Миссия синаксарей свящ. Антоний Семилет
Комментировать