протоиерей Дионисий Свечников
Почему не все христиане – святые? Простые ответы на критику Церкви

Как часто приходится слышать критику в адрес Церкви! Аргументов море – попы на мерседесах, злые бабки, лицемерие верующих и т.д. Обобщить можно одной фразой: в Церкви далеко не все люди – святые. Что тут можно сказать? В первую очередь, надо отдать должное критикующим – если критикуют, то им не все равно, что происходит в Церкви. А раз им не все равно, что происходит у нас, то и нам не все равно, что происходит с ними. Также необходимо согласиться с критиками – да, не все члены Церкви являют собой живой пример святости.

Тут важно дать разъяснение о том, что такое Церковь, для чего обратимся к определениям. В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе. Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами. Таким образом, святых в Церкви довольно много. К тому же, критики вряд ли могут говорить за всех членов Земной Церкви. Но «паршивая овца все стадо портит» – дурные примеры бросаются в глаза и именно на них обращают внимание и именно их обобщают со всеми остальными.

Оставим в стороне Небесную Церковь, поскольку о ней в критике речи не идет. Даже атеисту не придет в голову критиковать небесную Церковь, поскольку он в нее не верит, а критикует лишь видимое, материальное. Итак, Земная Церковь – это собрание жаждущих спасения. А среди таковых люди совершенно разные, со своими добродетелями и пороками. Христос говорит в Евангелии: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17). Ждать от всех членов Церкви абсолютной святости нельзя по определению. Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) писал, что Церковь это не общество торжествующих святых, это толпа кающихся грешников. Кающийся грешник понимает, что спасает его Христос, но не без его участия, поэтому старается приносить плоды покаяния – исправление и соблюдение заповедей Божьих. Но у всех получается по-разному. Не станем забывать и о нерадивых христианах, которые своими грехами сильно смущают окружающих, давая повод для нападок на всю Церковь. Таким образом, можно смело утверждать: не все христиане – святые. Это не новость, не открытие, и во все времена находились люди, которые критиковали такое положение вещей. Что же, имеет смысл рассмотреть критику и дать на нее ответ.

Критика от атеистов

Необходимо различать критику веры в Бога как таковую и критику действий членов Церкви, поскольку это принципиально разные вещи. Нельзя ставить знак равенства между догматами христианства и недостойным поведением отдельных христиан. Никакое недостойное поведение или грех не проистекает из веры в Бога, как раз наоборот, является следствием нарушения заповедей Божьих. Если кто-то ворует или убивает, то не Бог этому научил. Бог учит этого не делать. Поэтому оставим в стороне споры о существовании Бога и сотворении мира, об этом много сказано и нет смысла повторять. Рассмотрим лишь атеистическую критику членов Церкви и Церкви в общем.

Для начала стоит отметить, что атеисты бывают разными, как и верующие. По отношению к Церкви условно разделим их на спокойных и воинствующих. С точки зрения христианства, человек, отрицающий бытие Божие, совершает грех. Но для атеиста нет понятия греха, но ему ведомо понятие совести. Фактически нет людей, не слышавших, что такое добро и зло в их традиционных для христианства понятиях, которые исторически стали почти довлеющими в современном мире. Но есть люди, не принимающие эти понятия для себя, не желающие им следовать. Многие люди воспитаны в традиционных христианских ценностях, которые часто именуют моральными, но это не меняет их происхождения. Человек может в Бога не верить, но при этом получить хорошее воспитание, быть добрым и отзывчивым. К тому же, определенная часть атеистов – это бывшие христиане, определенно отличающие добро от зла. Среди атеистов огромное количество разочарованных. Причём, не всегда личным фактом несбывшейся надежды, а разочарованных по принципу «не читал, но осуждаю».

Спокойные атеисты признают право других людей жить так, как им хочется. Нужна вера – пусть верят. Их совесть либо успокоена их добрыми делами и нравами, либо находится в достаточной гармонии с миром. У них нет нужды критиковать церковь, веру. Воинствующие атеисты – другое дело. Их критика Церкви это убеждение себя самого в абсурдности веры через негативные примеры реализации этой самой веры или через осмеяние и отторжение неудобных правил. Воинствующие атеисты могут быть не безразличны к Церкви с позиции эгоизма, они хотят утвердить свои правила и отрицают все, что им не подходит. Отрицать – их право, но опять вспомним поговорку – в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Рассмотрим подробно типичную критику со стороны атеистов. Она, во многих случаях, довольно проста и логична. Но это не означает верность суждений. Атеист отрицает существование Бога, поэтому Церковь видит ненужной организацией. Критикуя Церковь, он в первую очередь критикует священников, видя в них манипуляторов сознанием, пропагандистами мракобесия, которые оболванивают народ. Его может раздражать то, что государство тратит деньги на «пустышку» или люди несут в храмы свои кровные. «Нечего кормить дармоедов» - довольно распространенная фраза. Атеист считает верующих недалекими людьми, поскольку «образованный человек в Бога верить не станет». Атеисту даже не нужен повод для критики Церкви, само уже ее существование является таковым, но если еще и дополнительный повод найдется, то критика может быть довольно резкой.

Рассмотрим такую позицию, используя простую логику.

  1. Бога нет и Церковь не нужна.

Не нужна кому? Атеисту? Конечно, не нужна, его убеждения разняться с тем, что проповедует Церковь. Ему просто не по пути с Церковью. Как не по пути любым другим людям с разными убеждениями. Но Церковь нужна христианам, и нельзя отказать им в праве объединяться по принципу своей веры. Люди объединяются в политические партии, научные, культурные сообщества, общественные организации, клубы по интересам и т.д. Человек социален, ему нужен социум и ему нужно существовать внутри социума. Христиане в этом смысле ничем не отличаются от других, их «клуб по интересам» - Церковь, основание которому положил Бог. Если даже просто рассматривать Церковь как организацию, то и тут придраться не к чему. Христианин, также как и атеист, живет в правовом государстве, и оба имеют одинаковые права, гарантированные Конституцией. Так вот в Конституции прописано право на свободу вероисповедания. А раз это право у верующих есть, то они могут объединяться в свою «партию» - Церковь. Она им нужна и никто не в праве лишить их этого. А что касается атеистов, разве кто-то заставляет их молиться «несуществующему» Богу, насильно тянет в «ненужный» храм общаться с «мракобесами» и невеждами? Нет, никакое насилие не предусмотрено. Хотя, конечно, атеисты любят вспоминать Крестовые походы, средневековую борьбу Церкви против просвещения, насильственную христианизацию язычников и многое другое, что было в истории. Но это история, а живем мы здесь и сейчас. Исторические экскурсы – дело хорошее и интересное, только они никак не вяжутся с современностью. К тому же, и от атеистов в 20 веке Церкви прилично досталось, не меньше, чем когда то от язычников. Поэтому самое время вспомнить известную поговорку – в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  1. Государство тратит деньги на «пустышку» и люди несут в храмы свои кровные.

«Пустышкой» Церковь выглядит лишь для атеиста, а для верующего – совсем нет. Об этом было сказано выше. Как организация, Церковь в праве рассчитывать на предусмотренные законодательством субсидии и дотации. Поддержка религиозных и общественных организаций – это одна из форм заботы государства о своих гражданах. Часто можно услышать – вместо того, чтобы новые храмы строить, лучше потратить эти деньги на социальные нужды людей. Опять же встает вопрос – лучше для кого? Вероятно, для тех, кому нужна социальная поддержка. Так никто и не отрицает необходимость такой поддержки – ни государство, ни Церковь. И государство, и Церковь занимаются социальной работой. Во многих храмах есть благотворительные столовые, пункты помощи нуждающимся, оказывается материальная и другая помощь. А на общецерковном уровне в Русской Православной Церкви работает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Церковь занимается благотворительностью и много. И делается это на местах – при храмах и в церковных богодельнях. Говорить же за государство Церковь никак не может, поэтому претензии по оказанию поддержки в строительстве новых храмов лучше направлять не Церкви, а государственным властным структурам.

Что же касается того, что люди «несут в храмы свои кровные», то хочется отметить, что всякий человек волен распоряжаться своими средствами по своему усмотрению. Пока человек не залез в чужой карман и не тащит оттуда «на храм», никто не вправе бить его по руке. К тому же надо помнить, что жертва на храм – дело сугубо добровольное, никто в храме насильно деньги не отбирает.

  1. Попы-манипуляторы и пропагандисты мракобесия.

Как правило, все манипуляции, которые якобы совершают священники, по мнению критиков, направлены исключительно на вымогание денег и тотальный контроль над прихожанами. Конечно, никакого вымогательства в Церкви нет, об этом уже было сказано. Что же касается тотального контроля, то увы, в церковной жизни встречаются перегибы и было бы неправильным отрицать это. Периодически появляются довольно харизматичные священники, понимающие духовное наставничество как полный контроль над своими духовными чадами. У таких священников часто собирается большая паства. Увы, людям хочется, чтобы ими тотально руководили. Такие же взаимоотношения царят в тоталитарных сектах. Но Церковь – это не секта, завязанная на авторитете духовного лидера. Церковь имеет многовековой духовный опыт и может отличать здоровое духовное окормление от нездорового. Поэтому перегибы такие носят локальный характер, ни в коем случае не являются общецерковными, и искореняются.

Также хочется отметить, что манипуляторов сознанием нынче куда больше в миру, чем в Церкви. Все дело в том, что мы живем в обществе потребления, где формируется своя система ценностей и установок, а на пьедестал поставлено чрезмерное потребление и всяческое ублажение всевозможных человеческих желаний. Моральные ценности общества потребления не требуют, и даже в определенной степени отрицают, необходимость умственного и духовного развития человека. Малограмотными и невежественными людьми гораздо проще управлять. Это неминуемо приводит к деградации человека как личности, что в свою очередь необходимо для того, чтобы манипулировать сознанием людей и продавать им все новые и новые товары и услуги. При этом создается иллюзия, что человек сам руководит своими действиями, управляет желаниями, делает выбор. Но это далеко не всегда так. Существуют целые науки, позволяющие внушать необходимость приобретения товаров и услуг, ими активно пользуются производители, продавцы товаров и поставщики услуг. Приобретая товар, человек уверен, что он ему нужен и именно поэтому он его купил. Немудрено, что человек общества потребления уверен, что все вокруг работает на него, дает возможность удовлетворить любое желание и потребность.

Так вот, на удочку манипуляторов, внушающих необходимость приобретения того или иного товара, и атеисты, и верующие попадают практически каждый день. Но почему-то это атеистов не беспокоит так, как то, что в Церкви «оболванивают старух, которые туда последнюю пенсию несут». Атеист готов расстаться со своими кровными ради последнего айфона, и не считает это расточительством на пустом месте, но его чрезвычайно беспокоит благосостояние абстрактной «бабушки с последними копейками». Заботой о бабушке это не назвать, поскольку дальше банальной болтовни такая критика не идет. Зато об этой бабушке, как правило, заботятся в Церкви, помогая ей духовно, физически и материально. «Обирание старух» - это голословное обвинение, не имеющее ничего общего с реальностью, и является наследием советского прошлого.

  1. «Образованный человек в Бога верить не станет».

Это заблуждение. В Церкви огромное количество образованных людей, как среди священнослужителей, так и среди мирян. Многие священники имеют по два высших образования – светское и духовное. Вообще образованность никак не мешает верить в Бога. Христианство не отвергает науку, и с теорией эволюции давно «подружилось». Православный христианин и выдающийся эволюционный биолог, один из создателей синтетической теории эволюции, Феодосий Добжанский, писал в своем эссе, посвященном эволюции: «Я креационист и эволюционист…. Приходит ли эволюционная доктрина в столкновение с религиозной верой? Нет. Рассматривать священное Писание как школьный учебник по астрономии, биологии, геологии или антропологии — грубая ошибка. Воображаемый (и неразрешимый) конфликт возникает только тогда, когда символы Священного Писания истолковываются в том смысле, который в них никогда не вкладывался».

Критика со стороны невоцерковленных православных христиан

В отличие от атеистов, невоцерковленные православные христиане не отрицают существование Бога и Небесной Церкви. Но к Земной Церкви у них есть некоторые претензии. Также, как атеистам, им может не нравиться финансовая сторона вопроса – попы на Мерседесах, «чрезмерное» строительство храмов, пожертвования и т.д. Эти аспекты были рассмотрены выше, возвращаться к ним не стоит. Но у невоцерковленных есть один специфический пункт критики, на который стоит обратить особое внимание. Часто приходится слышать – я верю без фанатизма, лоб в храме не разбиваю, зато они… И далее по списку, кому что больше не нравится и на что фантазии хватает – посты, молитвы, любые другие проявления духовной жизни. Так что же это за «вера без фанатизма», которая дает право на критику Церкви? Можно ли назвать воцерковленного человека фанатиком?

Под емким выражением «вера без фанатизма» скрывается духовная пассивность. Обычно «вера без фанатизма» представляет собой некий набор собственных установок духовной жизни. Часто эти установки предполагают редкое посещение храма чтобы «свечку поставить», набрать Крещенской воды, на Пасху куличи освятить, на Преображение – яблоки, на Вербное воскресенье – вербы и т.д. Как правило, установки не включают в себя необходимость регулярного посещения храма, молитвы, поста, чтения духовной литературы. Но если спросить о вере, то безо всякого сомнения будет ответ – православный (православная). Есть шутка на эту тему: современный русский человек посещает храм в лучшем случае трижды – на собственное крещение, на собственное венчание и собственное отпевание. Совокупность всех этих явлений характеризует человека, «верующего без фанатизма». Немудрено, что те, кто не разделяет такую позицию, автоматически подпадают под определение фанатиков. Критика и осуждение воцерковленных православных христиан со стороны «верующих без фанатизма» ничто иное, как оправдание собственной духовной пассивности. Без сомнения, критикующие знают о том, какова может быть правильная духовная жизнь. Они читали или слышали о святых, о подвижниках, о людях праведной жизни. Более того, в моменты жизненных нестроений многие из них без особых раздумий устремляются в храмы или монастыри, припадают к иконе «сильного» святого, который обязательно должен помочь. Они вполне искренни в своем желании обрести духовную поддержку и обращаются за помощью к священникам, которые должны «что-то почитать» и этим, как взмахом волшебной палочки, разрешить все проблемы. Складывается некая форма духовного потребления – обрядоверие, пограничное с магизмом. Таким образом, «вера без фанатизма» вполне совместима с обрядоверием. Но поставить свечку, набрать святой воды, поприсутствовать на чьем-то венчании или отпевании, и даже пригласить священника домой для освящения настоящей духовной жизнью не является. Это всего лишь жалкий ее огрызок, практически отсутствие. А если к этому еще добавляется осуждение тех, кто «лоб в церкви расшибает», то все эти духовные потуги и вовсе становятся бессмысленными.

Что же есть настоящая духовная жизнь православного христианина? Духовная жизнь – вещь очень непростая и работающие в ней духовные законы не подчиняются желаниям человека верить «без фанатизма» или «фанатично». Они для всех одинаковы. Основной духовный закон гласит – если духовно не растешь, то падаешь. Святые отцы учат, что духовная жизнь православного христианина немыслима без четырех составляющих:

  • участия в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии;
  • индивидуальной молитвы;
  • чтения Евангелия и духовной литературы и размышления над прочитанным;
  • доброделания

Только продвижение во всех четырех направлениях дает человеку возможность духовно расти и двигаться вперед. Оставление одного из четырех пунктов духовной жизни приводит к неустойчивому духовному состоянию, которое граничит с падением. Поэтому даже воцерковленному человеку, который старается преуспевать во всех четырех составляющих, в духовной жизни порой бывает очень непросто. Пользуясь опытом Церкви можно весьма преуспеть в духовной жизни. Но дело это не терпит лени и пренебрежения. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» - пишет апостол Иаков. Именно поэтому «вера без фанатизма» не приносит никаких духовных плодов. «Вера без фанатизма» - это самообман и пустышка, завязанная на духовной пассивности, бездействии, а настоящая вера – это всегда действие, движение вперед. В этом движении христианин полагается на Бога, и Дух Божий действует в нем. Духовная жизнь потому и названа духовной что она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Также и потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет. Добровольно лишая себя участия в Таинствах, оставляя молитву и чтение Священного Писания, «верующий без фанатизма» лишает себя полноценной духовной жизни, целью которой является соединение с Богом (обо́жение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

Критика со стороны других членов Церкви

Церковь критикуют не только атеисты и невоцековленные, но и сами члены Церкви. Причем, критика может касаться как Церкви целиком, так и отдельных ее членов. В целом, здоровая критика от человека, понимающего специфику церковной жизни, полезна, поскольку позволяет обнажить проблемы и решить их. Некоторые проблемы можно и нужно решать на местном уровне, иные же требуют соборного решения. Так, например, Церковь на протяжении всей своей истории боролась с ересями и расколами, созывались соборы ради обсуждения и осуждения этих заблуждений. Важно отличать критику, целью которой является обнажение и исправление проблемы, от банального осуждения. Осуждение, как правило, не приносит никаких добрых плодов, результат часто полностью противоположный ожидаемому.

Неосторожная критика, в свою очередь, может привести к еще большему разрастанию проблемы. Так, например, сейчас стало популярным обращать критику не индивидуально к конкретному человеку или проблеме, а выносить ее на широкую публику в интернете – социальных сетях, блогах, youtube каналах. Видит христианин некую неправду, которую совершает другой христианин, и начинает рассказывать об этом в интернете, яро критиковать. Интернет – это место, где «каждой твари по паре», и о проблеме узнает невероятное количество людей. Начинаются споры, склоки, осуждения, все это только добавляет греха. Порой это приводит к разочарованию людей в Церкви, они уходят из нее. Хотя проблема, конечно же, не в Церкви, а в отдельных ее членах. Особенно печалит, когда священнослужители начинают критиковать друг друга в интернете из-за сугубо внутренних церковных проблем, вынося их на всеобщее обозрение. А уж о бывших священнослужителях, ушедших из Церкви добровольно или лишенных сана и говорить нечего – они долгом своим считают рассказать о всех церковных проблемах, чем немало смущают людей, которые видят в них пример для подражания.

Такое положение вещей обусловлено некой «модой на правду», которая бытует в современном мире. Сейчас только ленивый не говорит о разных проблемах, выставляя обсуждаемые предметы напоказ в самом неприглядном свете. Например, в среде фотографов сейчас популярно снимать и выставлять всякую «чернуху» - разруху, опустившихся людей, аморальное поведение и т.д. Это делали и раньше, причем известные фотографы, но не ради красивого кадра, а ради привлечения общественного интереса к проблеме. Нынче же «чернуха» ради «чернухи» и ради лайков в соцсетях. Вот, дескать, реальная Россия, а не все эти бескрайние пейзажи и красоты, которые нам показывают. Это, действительно, востребовано, у этих фотографов огромная зрительская аудитория. Людям нравится разглядывать разруху, боль, страдания и моральное разложение других людей. Доброго и хорошего становится все меньше, а «чернухи» во всех сферах все больше. Достаточно просто включить выпуск новостей на любом из каналов телевидения – сплошные войны, убийства, катастрофы, нестроения, политические склоки, митинги, болезни, эпидемии. Будто и нет больше в мире добра. На самом деле добро есть и его много, но есть мода на зло. Любой работник телевидения с уверенностью скажет, что рейтинг программ с «чернухой» и скандалами несравнимо выше всех остальных. И эта логика работает во всех сферах жизни человека.

Объяснить такое ничем иным как бесовским внушением невозможно. Но нет ничего удивительного, об этом говорил Христос: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). Сердце, в котором нет любви, заполняется страстями и пороками. И если в случае с людьми внешними, т.е. находящимися вне Церкви Христовой, все более и менее понятно, то людям воцерковленным хочется задать вопрос – разве Христос учил вас под видом правды нести пороки в массы? Хочется напомнить церковным «правдорубам» слова Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17). Как видим из приведенной цитаты, Господь не призывает никого привлекать к решению внутренних проблем людей внешних, делая упор на необходимость решения их внутри церковного сообщества. Но прежде указывает на важность решения дела тет-а-тет. Увы, во многих случаях не только первый и второй пункт данного увещания Спасителя остаются без внимания, но и третий исполняется искаженно.

У Паисия Святогорца есть прекрасные слова по этому поводу: «Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.

Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.

К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия.

Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф.18:17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.

Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.

Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).

Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в …

Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».

Как относиться к критике?

Итак, рассмотрев критику Церкви и ее членов со стороны разных людей, зададимся двумя важными вопросами:

  1. Как относиться к критике Церкви православному христианину?

Ответ будет кратким – сдержанно, взвешено и критически. Не всякое утверждение несет в себе истину. Всякое утверждение нужно рассматривать через призму евангельского учения. Лишь оно несет в себе истину и дает возможность давать правильную оценку всему происходящему вокруг.

  1. Что делать, если видишь неправду и хочется об этом сказать?

В первую очередь необходимо понять для себя самого – осуждение ли поселилось в душе или здравое чувство непринятия греха и несогласия с ним. Критика очень тесно связана с осуждением и грань между ними весьма тонкая. В большинстве случаев все скатывается в банальное осуждение. Очень быстро из желающего блага Церкви можно превратиться в ядовитого критикана, который стал невосприимчив к доброму, и видит только злое. У такого критикана вокруг одни проблемы, он сосредоточен на них, ищет их, чтобы поведать о них всему миру. Нет цели что-то изменить, есть цель лишь показать проблемы и нестроения. Поэтому, прежде чем что-то сказать или написать, необходимо взвесить свои силы и возможности, а также понять цели, которые будет преследовать критика. И, конечно же, помнить о том, чему учил Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Любовь, по слову апостола, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине и все переносит (1Кор.13:4-7). Церковь есть единое Тело. Если болит один член, то другой берет нагрузку на себя, работает за двоих. Поступать тогда нужно так: «если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1-2).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka