В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?
Христианство очень не любит слово "смерть". От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например – успение.
Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…
Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.
Для христиан смерть – лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.
И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.
Оно совершается только над крещеным православным человеком.
Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это – продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).
Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.
Какие существуют виды молитв за покойного?
Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)
Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.
В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.
А что такое сорокоуст?
А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многие думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)
Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)
Простите, а если человек не был крещен?..
О некрещеном человеке мы можем молиться только сами – дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!
Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?
Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.
Сколько носить траур?
Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. "Уже почти полгода…"
Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…
В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни".
Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.
И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, – воспользуемся этой возможностью.
Храни Вас Бог!
1 Опубликовано в сокращении в газете "Комсомольская правда (Санкт-Петербург)". 16 марта 2007. Название дано такое, от которого хочется поморщиться: «Провожай в последний путь – про обычай не забудь».