Array ( )

Покинул ли Бог-Отец Своего Сына на Кресте?

С семинарской скамьи помню слова митрополита Сурожского Антония, что Бог-Отец на какое-то время покинул на Кресте Своего Сына. Митрополит Антоний говорит, что Сын пришел разделить боль и скорбь всякого человека. А, как мы знаем, высшей болью и скорбью человека является богооставленность. Опыт богооставленности переживал, наверное, каждый из нас. Кажется, что Небеса – пусты и закрыты, что Бог не слышит тебя, отвернулся, ты Ему не нужен… Мог ли Сын-Иисус, разделивший с человеком полноту человеческого опыта, не испытать этого? испытать все, кроме этого?
Владыка Антоний делает вывод, что Иисус разделил с людьми и этот опыт. Когда Иисус громким голосом воскликнул: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15:34), это означало, что Он испытал весь ужас богооставленности и, таким образом, испил чашу страданий, чашу сопричастности человеческому опыту до конца.

Но мне никогда не нравились эти рассуждения. Я чувствовал их неправду. Разве мог Сын, Который все время был связан непостижимыми, но неразрывными узами с Отцом, потерять это ощущение Отца? Разве может такое быть, что Сын – Сам по Себе, в холодном злобном мире, а Отец – Сам по Себе, в запредельной дали?

Святые отцы тоже единогласно говорят, что такое невозможно, и выдвигают свои различные аргументы.

Как же понимать эти слова умирающего Христа?
Это очень интересный вопрос, и я зову вас в нем разобраться.

Начнем с того, что, вероятней всего, это подлинные слова Христа, записанные Евангелистом. Поясню, что не все слова, приписываемые Христу, в свете пристального изучения Нового Завета можно на самом деле верифицировать как слова Христовы. Порой Евангелисты творчески подходили к высказываниям Христа и что-то добавляли или изменяли, в соответствии с той богословской картиной, которую они рисовали в своем Евангелии. Это совершенно нормально, потому что в древности точности слов никто не придавал такого значения, какое мы придаем сейчас. Это сейчас мы немного помешаны на точном воспроизведении слов. Нам важно, что именно дословно сказал политик или какой-то деятель. В древности всех интересовал смысл, идея. Поэтому немного изменить слова Христа или несколько изменить ситуацию, действующим лицом которой был Иисус, если это соответствовало задаче, было совершенно нормальным делом, и Евангелисты прибегали к этому приему.
Не забывайте, что во время написания Евангелий все ожидали скорого возвращения Христа. Если бы Евангелистам сказали, что их сочинения проживут даже несколько столетий, они бы очень удивились и, конечно, серьезней отнеслись к задаче. А так, они просто составили жизнеописание Иисуса для своих учеников, так сказать, в помощь христианам своего времени.
Описывать примеры этого не будем, все это есть в специальной литературе. Но нам важно определиться с теми сложными словами Христа, о которых мы говорим.
И, как мы сказали, вероятней всего, Иисус действительно произнес эту фразу. Это видно хотя бы из того, что Марк приводит ее по-арамейски, то есть на том языке, на котором она прозвучала, а потом переводит для своих читателей на греческий. Это значит, что цитата запомнилась именно в такой, оригинальной форме и в предании передавалась именно этими словами. Такие примеры встречаются крайне редко, но они есть («талифа куми», «осанна» и др.) и все они указывают на несомненную подлинность этих слов и фраз.
И еще в защиту подлинности: другие Евангелисты, опирающиеся на Марка, не захотели, ввиду двусмысленности, оставлять эту фразу как последние слова Иисуса, как делает это Марк, а поставили другие «последние» слова:
Матфей: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф. 27:50).
Лука: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух (Лк. 23:46).
Иоанн: Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (Ин. 19:30).

Итак, у нас есть подлинные слова Иисуса, сказанные во время Страданий на Кресте. Последние это слова, как говорит Марк, или не последние, как считают Матфей, Лука и Иоанн, не суть важно. Главное, что эти слова Христос действительно произнес.
Как известно, эти слова являются цитатой 21-го псалма. Что же они значат?

«Некоторые считают, что, возможно, Иисус думал обо всем этом псалме, и особенно о его заключительной части, в которой говорится об оправдании и восстановлении: “Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя… ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему… Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь”.
Может быть, Иисус имел в виду весь псалом в целом, включая его радостное окончание?..» (Том Райт, Крейг Эванс. «Иисус. Последние дни. Что же произошло на самом деле». М.: ЭКСМО. 2009. С. 55)

Это очень распространенная точка зрения. Собственно, вторая по популярности, после той, что Бог-Отец действительно покинул на какое-то время Сына.
Но мне кажется, что смысл этих слов – в другом, а именно в следующем…

Впрочем, прежде чем ответить на этот вопрос, нам необходимо, нет, не лопатой, ковшом любознательности поднять такой огромный и важный пласт богословия Нового Завета, без которого очень многие моменты в учении и служении Христа просто нельзя понять.

Итак…

Во времена Вавилонского плена (VI в. до Р.Х.), когда иудейский народ унижен, лишен родины, стоит на грани исчезновения, в лоне Божьего народа появляется идея о восстановлении великого рода Давида и освобождении Израиля от чужеземных угнетателей. В это и последующее время создаются библейские тексты, в которых говорится о заключении непреложного завета с царем Давидом и установлении с его потомством вечного царства:
И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки (2 Цар. 7:10-16);
Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, [когда сказал]: “Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой” (Пс. 88:2-5) и др.

То же говорят пророки. В их понимании этот Потомок Давида – Мессия, Который возродит Израиль, будет могущественным земным царем. Вот, например, как мыслит об этом пророк Иеремия:
Воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно (Иер. 17:25).
Или другой текст: В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: “Господь оправдание наше!” Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы (Иер. 33:15-18).

В более позднее время, во II-I веках до Р. Х., мысль о том, что Спасителем мира будет Потомок из рода Давидова, новый великий Царь, или «Сын» Давидов, прочно закрепляется.
Указания на это мы находим в иудейской литературе межзаветного времени (времени между Ветхим и Новым Заветами). Особенную помощь в реконструкции иудейских представлений того времени нам оказали кумранские рукописи. В документе, названном «Благословение патриархов» (в науке этот документ обозначается как 4Q РВ), мы читаем: «He переведется властитель из племени Иуды …[не ис]коренится сидящий на престоле Давида… До пришествия Праведного Помазанника (Мессии), отпрыска Давида, ибо ему (Давиду) и потомству его дан завет царства (над) его народом на вечные поколения…»

А вот отрывок из другой рукописи: 4Q 174(Flor) I. 10-13:
«Господь [го]ворит тебе (Давиду), что “Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном” (2 Цар. 7:13-14). Это – Отрасль Давида… которого [восставит] на Си[оне в кон]це времен, как сказано: “И восставлю упавшую скинию Давида”.
То – упав[шая] скиния Давида, [кот]орую восставит (Господь) во спасение Израилю».

В 4QpIsa 11-18 мы читаем такое толкование на книгу пророка Исаии:
«И произойдет отрасль от ствола Иессеева, и дадут побег (netzer; отсюда Назарет.прот. К.П.) корни его; на нем почиет дух Господень, дух премудрости и разума… Он преисполнится страха Господня, не по видимости будет судить… но будет правда препоясанием чресл его, истина – препоясанием бедр его».
Согласно Исаии (Ис 11:1), речь идет об «отрасли Давидовой», Царе-Мессии. Этот кумранский комментарий показывает, что под «отраслью Давидовой» понимали его Потомка, великого справедливого Царя-Мессию.

Примерно в 50-х годах I века до Рождества Христова в кругу фарисеев создается документ, сегодня называемый «Псалмы Соломона». Давайте прочитаем 17-й псалом:

Господи, Ты Сам Царь наш во веки вечные, ибо Тобою, Боже, похвалится душа наша.
Каково время жизни человека на земле? По времени его – и надежда на него.
Но мы понадеемся на Бога, Спасителя нашего, ибо сила Бога нашего вовеки с милостью,
и Царствие Бога нашего вовеки в суде над народами.
Ты, Господи, избрал Давида царем над Израилем, и Ты клялся ему о семени его навеки, да не угаснет пред Тобою царство его.
И в согрешениях наших восстали на нас грешники, и напали на нас и притеснили нас.
Чего не обещал Ты им, взяли они силою, и не прославили честного имени Твоего.
В славе воздвигли они царство в знак величия своего.
Пустым сделали они трон Давидов в многошумном высокомерии.
Но Ты, Боже, низвергнешь их и возьмешь семя их от земли, восставив на них человека, чуждого
роду нашему, по грехам их воздашь Ты им, Боже, да случится с ними по делам их.
По делам их не помилует их Бог, испытал Он семя их и не отпустил им.
Верен Господь во всех судах Его, кои вершит Он на земле.
Лишил беззаконный землю нашу живущих на ней, похитил юного и старого и детей их вместе с ними.
Во гневе своем отослал он их на Запад и насмеялся над правителями земли и не пощадил их.
Чуждый нам, возгордился враг, и сердце его чуждо Бога нашего.
И все, что соделал в Иерусалиме, – как язычники в городах своих богам своим.
И превосходили их сыны Завета среди народов смешанных, и не было среди них никого, кто творил бы в Иерусалиме милость и правду.
Бежали от них любящие собрания благочестивых, словно воробьи разлетелись от гнезда своего.
Скитались в пустынях, дабы спасти души свои от зла, и драгоценна в очах переселенца душа, спасшаяся из них.
По всей земле соделалось рассеяние их беззаконными, ибо перестало небо изливать дождь на землю,
сомкнулись источники вечные в безднах средь гор высоких, ибо не было среди людей тех никого, кто творил бы справедливость и суд. От правителя их до малейшего из народа – во грехе всяческом.
Царь в беззаконии, а судья в неправде, а народ во грехе.
Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим.
И препояшь его силою поражать правителей неправедных.
Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и справедливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их.
Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их.
И соберет он народ святой, и возглавит его в справедливости, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его.
И не позволит он поселиться среди них неправедности, и не будет с ними никакой человек, ведающий зло.
Ибо он будет знать, что все они – сыны Бога их, и разделит он их по коленам их на земле.
Ни переселенец, ни чужеродный не поселятся с ними более. Будет судить он народы и племена в премудрости и справедливости его.
И возьмет он народы язычников служить ему под игом его, и прославит он Господа в очах всей земли, и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале.
Придут племена от края земли, дабы видеть славу его, неся в дар истомленных сынов Иерусалима, и дабы видеть славу Господа, коею прославил Он эту землю; и сам справедливый царь научен будет Богом о них.
И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их – помазанник Господень.
Не понадеется он на коня, всадника и лук, не станет собирать себе в изобилии золота и серебра для войны, не станет оружием стяжать надежд на день войны.
Сам Господь – Царь его, надежда сильного надеждою на Бога, и поставит он все племена пред собою в страхе.
Ударит он по земле словом уст своих навеки, благословит он народ Господа в премудрости с радостию.
И сам он чист от согрешения, дабы править народом великим; обличит он правителей и уничтожит грешников властию слова своего.
И не ослабеет во дни те, уповая на Бога своего, ибо сделал его Бог сильным духом святым и премудрым в рассуждении, с мощью и справедливостью.
И благословение Господа с ним в силе его, и не ослабеет он.
Упование его на Господа, и кто может против него?
Мощный в делах своих и сильный в страхе Божием, пасущий стадо Господне в вере и справедливости, не даст он ослабеть никому на пастбище их.
В благочестии поведет он их всех, и не будет среди них гордыни для угнетения среди них.
Такова краса царя Израиля, которую познал Бог, восставив его над домом Израиля для вразумления его.
Речи его, пламенем очищенные, драгоценнее золота, в собраниях будет судить он людей – колена освященных.
Слова его – как слова святых среди людей освященных.
Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастье Израиля в собрании колен его.
Да ускорит Бог милость Свою над Израилем, да избавит нас от нечистоты врагов нечестивых. Сам Господь – Царь наш во веки вечные.
С того дня, как утвердил их Бог, и от века.
И не отклонились с того дня, как утвердил Он их; с давних времен не отступили они от пути своего, если Сам Бог не приказал им через слуг Своих.

Эти и другие документы дохристианского времени убедительно показывают – как то общепризнанно в современной библейской науке, – что Мессия ожидался из рода Давидова.

Христиане, безусловно, принимают эту точку зрения. Евангелисты подчеркивают, что Иисус и был тем самым долгожданным Потомком из рода Давидова.
Давайте вспомним самые очевидные указания на это:

Иисус рождается в Вифлееме, на родине Давида, то есть происходит из рода Давидова;

Родословие Иисуса, приведенное Матфеем в 1-й главе его Евангелия, состоит из трех частей по 14 родов, а цифра 14, написанная еврейскими буквами, означает: «Давид» (Само имя Давид писалось, согласно правилам, только согласными буквами как «Двд». При этом в еврейском языке д=4, в=6, д=4);

У нас дано два родословия Христа: одно – у Матфея (1-я глава), другое – у Луки (3-я глава), и оба они возводят род Иисуса к Давиду. Хотя Матфей дает родословие Иосифа, а Лука – Марии, обе эти ветви начинаются от сыновей Давида: Соломона и Нафана. Они пересекаются в Салафииле и соединяются во Христе;

Архангел, явившийся Богородице, говорит о Ее Сыне: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:32-33);

При Крещении и Преображении Иисуса звучат слова от Трона Божьего: Ты Сын Мой… Для тех, кто не помнит, откуда эти слова, напомню: это слова псалма 2:7 – Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Они когда-то были сказаны Давиду[1], а теперь отнесены к Новому Давиду – Иисусу;

А вспомним рассказ о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. Он едет на осле, и под копыта осла постилают одежды. Это намек на Царство Иисуса, потому что осел был «транспортным средством» иудейских царей. Пророк восклицает:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9).
Это намек на то, что Иисус – Царь из рода Давида. Именно так это и понимают люди, которые кричат: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк. 11:9-10).

В Евангелиях более десяти раз Иисуса величают «сыном Давида». Это женщина, чья дочь страдала от демонов (Мф. 15:22), двое слепых на обочине (Мф. 20:30), слепой Вартимей (Мк. 10:47)[2] и др. В свете всего вышесказанного, вы можете теперь понять, что такое их обращение к Иисусу – не просто малозначащая форма уважительного обращения, а выражение их веры в то, что Иисус – долгожданный Потомок и Мессианский Царь из рода Давидова.

И теперь нам становятся понятны мечты учеников Иисуса о том, как они будут править вместе с Ним, когда Тот воцарится (см.: Мк. 10: 35-45 и др.). Отсюда понятно и разочарование некоторых, например Иуды. Когда Иисус говорил о Своих Страданиях, с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6:66).
Не такого царя, совсем не такого лелеяло народное сознание и ожидали евреи…
И даже после Его Воскресения ученики робко спрашивали:
Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:6).
Вопрос учеников показывает, что даже после Воскресения Христова они мыслили о Царстве Иисуса сугубо земными категориями.

Кстати, как Сам Иисус относился к той идее, что Он – долгожданный Потомок и Царь из рода Давидова?
С одной стороны, Иисус признавал это и соглашался с этой идеей. С другой стороны, Иисусу не нравилось, что с идеей Мессии из рода Давидова люди связывали политические чаяния. Иисус все время противостоял этому политическому и милитаристскому аспекту народных ожиданий: Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6: 15).
Можно с большой долей вероятности предположить, что известные предложения сатаны, которыми тот искушал Христа после Крещения, тоже относились к этой теме. Соделать камни хлебом – искушение политического лидера, который должен накормить народ. Сброситься с крыши храма, чтобы Ангелы подхватили, – это предложение сатаны «протестировать»  обещание, данное Богом Давиду, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе (о Давиде! – прот. К.П.) – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс. 90:11-12). Наконец, поклониться сатане – это значит признать сатану верховным правителем мира, от которого все цари получают власть, признать, что мир – нормален, что он не нуждается в радикальном исцелении и преображении.

Но Иисус отвергает политическую и военную власть. Он – действительно Потомок Давида, но Царь, который будет править в ином, высшем смысле. В этом отношении интересен отрывок, который многим кажется загадочным:
Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением (Мк. 12:35-37).
Здесь Христос воспользовался раввинистической формой аргументации, при которой внешняя противоречивость двух утверждений излагается и обсуждается таким образом, что подтверждается истинность каждого. Смысл слов Иисуса в том, что:
1 – Мессия есть Сын Давида.
2 – Мессия есть высшее существо, чья слава и власть далеко превосходят славу и власть Давида.
В связи с этим, по мысли Христа, выражение «Сын Давидов» – это точная, но не вполне адекватная характеристика Мессии. Скорее, Христа правильнее называть «Сыном Божиим». Да, делают акцент Евангелисты, Он, конечно, «Сын Давидов», но более точно о Нем можно выразиться, что Он – «Сын Божий».

Похоже, на этом можно закончить доказывать, что Иисус был тем самым долгожданным Потомком и Царем из рода Давидова, о котором многие столетия молились иудеи.
Ранняя Церковь была убеждена в этом незыблемо[3].

Кстати, интересный вопрос: а на самом деле был ли Христос потомком царя Давида? В критической науке есть мнение, что на самом деле Иисус не имел связи с родом Давида и такую связь искусственно придумали и потом в своих сочинениях (например, Евангелиях) развили ученики Христовы, чтобы подтвердить легитимность притязаний Иисуса на Мессианский престол.
На это можно сразу, сходу возразить, что евреи, несмотря на то, что их родословия по большей части растерялись, все-таки отслеживали родословия такой линии, как царский род Давида.

Но еще более определенные выводы мы можем сделать, если познакомимся с современными археологическими и историческими исследованиями. Как сегодня признано в науке, город Назарет (вряд ли кто-то будет отрицать, что Иисус происходил из Назарета) был особым образом связан с родом Давида. В древности этого города не существовало. Собственно, возникает город (вернее, поселок, потому, что во времена Христа здесь жило около 200 человек) около III или II века до Р.Х., когда сюда переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Это объясняет, почему Иосиф и Мария, оба происходившие из рода Давида, жили в таком захолустье.
Жители Назарета лелеяли свое царское происхождение, были несколько надменны и не очень тепло принимались простыми жителями окрестных галилейских городков. У жителей окрестностей была даже злая поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
Само имя города жители дали не просто так. «Нацрат» (Назарет) происходит от еврейского существительного «netzer», означающего «ветвь» или «отросток». Это слово понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исаии: И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец царя Давида – прот. К.П.), и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11:1).

Потомки Давида жили здесь во времена Христа и позже. Евсевий Кесарийский (IV век) приводит интересный рассказ раннехристианского автора Егизиппа, жившего в начале II века. Из этого рассказа мы узнаем, что император Домициан (81-96 гг. по Р.Х.) какое-то время спустя после Иудейской войны пытался выявить всех потомков Давида и истребить их, опасаясь новых волнений. Среди потомков Давида предстали перед судом и родственники Иисуса Христа:
«Есть древнее сказание о том, что, когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти), как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом так дословно повествует Егезипп: “Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же, как и Ирод, пришествия Христа.
Он спросил их, не из рода ли они Давидова; они сказали, что да. Тогда спросил, какое у них состояние и сколько денег у них в распоряжении. Они сказали, что у них, у обоих, имеется только девять тысяч динариев, из которых каждому причитается половина; они у них не в звонкой монете, а вложены в тридцать девять плетров земли. Они вносят с нее подати и живут, обрабатывая ее своими руками.
Затем они показали свои загрубелые руки в мозолях, свидетельствовавшие о тяжком труде и непрестанной работе.
На вопрос о Христе и Его Царстве, что это такое, где и когда оно явится, они ответили, что оно не от мира и будет не на земле, а на небе с ангелами и явится при свершении века, когда Христос, придя во славе, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому за его жизнь.
Домициан, не найдя в них вины, презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение на Церковь прекратил указом”» (Церковная история. 3, 19-20).

Поэтому вопрос о том, действительно ли Иисус происходил из рода Давидова, предлагаю закрыть.

А теперь мы можем вернуться к нашей теме. Что означали слова умирающего Христа: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15:34)?
Эти слова, как кажется, нужно рассматривать в контексте всего того, о чем мы сказали выше. Вся жизнь Иисуса показывала, что – да! – Он и есть Тот Самый долгожданный Царь из рода Давидова – Царь Иудейский. Только не такой, какого ожидала толпа. И весь рассказ о Страстях Христовых передает напряжение между двумя этими полюсами:
1 – Христос – Истинный Царь из рода Давидова;
2 – Но Царство Его не от мира сего, оно другого рода. И Сам Он – Царь, пришедший не в силе и со властию, а в уничижении и с Истиной.
Вот смотрите, как парадоксально, с ювелирной точностью выражена эта антиномия в Евангелиях. Я отмечу антиномичность ситуации косой чертой:

Иисус грядет на Страсти как полномочный царь – на осле/ Осел – это животное, используемое царем в мирное время; во время войны царь пересаживался на боевого коня.

Народ встречает Христа воинственными кличами, которые подходят только к Царю из рода Давидова (в кумранских рукописях обнаружены идентичные возгласы, и они связаны с идеями освободительной войны против Рима)/ Иисус никак не отвечает на эти народное воодушевление, не поддерживает его.

Иисуса  арестовывают и ведут к Понтию Пилату, обвиняя в том, что Иисус – Царь Иудейский, а, значит, потенциальный мятежник и опасная политическая фигура/ Иисус все время молчит. (Просто перечитайте еще раз эту историю:
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь… Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился… Он (Пилат) сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его… (Мк., гл. 13).)

Воины отданного им для казни Иисуса приводят в темницу и насмехаются над Ним, как над самозванным Царем: одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! (Мк. 13:17-18)/ Иисус и тут молчит.

Иисуса ведут на распятие и над головой прибивают табличку со словами «Иисус Назарянин Царь Иудейский»./ По смыслу Евангелия, эту надпись сделали не всерьез, а с презрительной иронией к евреям. Тем не менее, эта надпись говорила истинные вещи – что перед нами тот самый Царь, ожидаемый Потомок Давида.

А теперь последнее: кульминация и итог нашего небольшого исследования:

Христос умирает!.. И умирая, Он цитирует не какие-то иные слова, но слова Давида. Разве не очевидно, что Христос этими словами в последний раз подчеркивает, что ожидания человеческие закончились: Он Истинный Потомок и Мессия из рода Давида?/ Важно, что умирающий Христос не цитирует воинственные слова Давида или давидической традиции[4], Он остается верен Себе. Он цитирует слова страждущего, бедствующего Давида, находящегося в состоянии уничижения. Да – Потомок и Царь Давидов, но не такой, какого ожидали евреи.

Мне кажется, что понять эти спорные слова Христа можно, только не вырывая их из контекста Евангельского учения о Новом Давиде, великом Царе и Мессии. Связывать эти слова с темой богооставленности, или с какой-то иной темой, по моему глубокому убеждению, некорректно.

Примечания

[1] На самом деле это более поздние псалмы, составленные через столетия после смерти Давида. А это значит, что эти слова, которые якобы были сказаны Давиду, изначально относятся к его Потомку – Мессии, Новому Царю из рода Давидова.

[2] Марк стилизует исцеление слепого Вартимея под историю «аудиенции у царя», когда слепой молит Мессианского Царя о милости.

[3] Не буду в подтверждение этой мысли приводить много цитат (Послание к Евреям посвящено этой теме), приведу только одну, очень характерную. Это речь Ап. Павла перед иудеями.
Павел показывает слушателям, что обетования, данные Богом Давиду, – исполнились на Иисусе. Среди прочего, Апостол говорит:
И мы вам благовествуем обещание, данное отцам, что его Бог исполнил детям их – нам, поставив Иисуса, как и написано во втором псалме: Ты Мой сын, сегодня Я родил тебя.
А о том, что Он воскресил из мертвых Его, Который уже не обратится тление, сказал так: Дам вам святые Давида верные. Поэтому и в другом месте говорит: Не дашь, чтобы святой твой увидел тление.
Ибо Давид, в своем поколении послужив Божьей воле, упокоился и был присоединен к отцам своим и увидел тление, а Кого Бог поднял – не увидел тления.

Я привожу эту непростую цитату по научному переводу И. Левинской (Деяния Апостолов. Гл. 9-28. Историко-филологический комментарий. СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ. 2008), потому что в Синодальном переводе она совсем неудобовразумительна. Но смысл слов Ап. Павла понятен. Здесь Иисус выступает Новым Давидом, к Которому только и приложимы все дивные обетования Ветхому, Первому Давиду.

[4] Так называется традиция (отражена, преимущественно, в Псалтири), когда какие-то тексты сочинялись и приписывались царю Давиду. На самом деле Давиду они не принадлежали (как, например, известный нам покаянный 50-й псалом), но отражали представления народа Божьего о том, как бы мог думать, или молиться Давид.