Array ( )

Незрячий в храме

Перед вами, дорогие братья и сестры, замечательная статья, написанная дорогим
мне человеком, нашей прихожанкой Натальей.
Незрячий в храме. Нередко мы, прихожане храмов, сталкиваемся с этими людьми
на улице, в храме… Но если понятно, что мы можем сделать для незрячего
на улице – перевести через дорогу, открыть перед ним дверь, защитить от
толпы, – то как вести себя с незрячим, когда мы встречаемся с ним в храме?
Смущенно уступить место, или нечто большее?..
Наташа упоминает здесь о нашем диаконе, отце Сергии (его статьи можно
найти в этом же разделе, на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ). Вспоминаю, как отец Сергий,
когда Наташа только пришла в наш храм (лет 5 назад,) водил ее по собору,
рассказывал про иконы, вынес из алтаря и дал потрогать Святой Крест, какие-то
элементы богослужебной утвари. Дико? Для кого-то было дико, как я заметил
по глазам посторонних наблюдателей этих сцен. Но это именно то, что было
нужно. Без пафоса, без надрыва, с добротой и любовью…
Надеюсь, что эта статья, которая была в свое время, в 2005 году, опубликована
в журнале Санкт-Петербургский епархии «Церковный вестник», поможет и всем
нам серьезней и внимательней относиться к проблемам людей, живущих среди
нас.

С уважением свящ. Константин Пархоменко

 

Каждого человека Господь ведет именно его путем. У каждого из нас своя
дорога в храм. В последние годы многие люди приходят в храм, и процесс
воцерковления у всех проходит по-разному. Среди людей, пришедших в храм,
есть и незрячие, для которых воцерковление, а иногда и последующая церковная
жизнь, могут быть связаны с определенными трудностями. Настоящей статьей
хочется обратить внимание духовенства на эти трудности. Однако совершенно
не обязательно делать вывод, что абсолютно все незрячие сталкиваются с
описанными ниже трудностями, хотя в той или иной мере с ними столкнулись
большинство моих знакомых и опрошенных людей, имеющих глубокие нарушения
зрения.
Приходя первый раз в храм, человек оказывается в незнакомой ему обстановке,
он видит незнакомые и малопонятные обряды и культуру поведения. Зрячий
человек свое незнание может восполнить, обратившись к соответствующей
литературе, а также действуя по подражанию. Незрячий же ограничен в возможности
обратиться к имеющейся по данному вопросу литературе, а возможности действовать
по подражанию он и вовсе лишен. Поэтому вопросы, как и когда надо креститься,
как прикладываться к иконе, как подходить к Чаше, стоят перед ним, может
быть, чуточку дольше.
Самый, пожалуй, доступный способ для решения этой проблемы – обращение
к человеку, имеющему опыт церковной жизни. Во избежание различных околоцерковных
предрассудков, лучше было бы, чтобы им оказался кто-либо из клириков –
священник или диакон. Для меня таким человеком стал отец Сергий Шалберов,
диакон.
Не менее важны для незрячего и вопросы о том, как выглядит церковная утварь,
когда и как ее используют. Найдите возможность и время рассказать и показать
все это. Из личного опыта и по рассказам знакомых могу сказать, что незрячий
испытывает искреннюю благодарность к тому клирику, который изыскал возможность
показать что-либо из церковной утвари.

Но вот первый этап преодолен, незрячий человек регулярно посещает храм,
причащается, старается вести образ жизни, достойный христианина. Старые
трудности уходят и появляются новые. Например, незрячему человеку, подошедшему
к исповеднику, желательно услышать от него хоть какое-нибудь слово, чтобы
сориентироваться, на каком расстоянии они находятся друг от друга, чтобы
установить контакт, так как незрячий человек не может установить хотя
бы мимолетного контакта глаза в глаза. Перед исповедью священник говорит,
что он является только свидетелем исповеди человека перед Богом, и, возможно,
молчанием он умаляет себя в этой ситуации. Но незрячему от этого только
труднее.

Вторая проблемная и даже где-то конфликтная ситуация возникает во время
Причастия, когда незрячий не может поцеловать край Чаши, так как не видит
ее, а найти его рукой тоже невозможно из-за того, что руки в этот момент
крестообразно сложены на груди. Иногда за своей спиной незрячий слышит
осуждающий шепоток, звучащий подчас очень грубо. Давайте не будем торопиться
осуждать этих шептунов, ведь они таким невежливым и даже обидным для незрячего
способом говорят о ненормальности данной ситуации, требующей своего решения.
А решается эта проблема достаточно просто: священнику надо всего лишь
приподнять чашу и поднести ее край к губам незрячего. Сомневаюсь, что
от этого движения пострадает смысл этого благочестивого обряда. Да, мы
преклоняемся перед спасительной Жертвой Христа, но из Евангелия нам известно,
что Спаситель не только призывал апостолов (Мф 10, 1-42), люди не только
сами приходили к Спасителю (Ин 8, 2; Мк 5, 27; Мф 8, 5) или были приводимы
к Нему (Ин 8, 3; Мк 9, 17), но и Он Сам шел навстречу человеку (Мк 5,
24; Мф 14, 31).

Литургия закончилась, и люди идут прикладываться ко кресту. Прежде чем
говорить о проблеме незрячего в этой ситуации, необходимо объяснить ее
причину. Незрячий человек, ведущий хотя бы минимально активный образ жизни
и самостоятельно передвигающийся на улице, слишком часто подвержен травмам.
Удары о столбы, водосточные трубы, рекламные щиты, таксофоны, кузова машин,
стоящих на тротуарах, бывают настолько сильны, что уместно говорить не
об ушибах, а о травмах. При этом самой незащищенной частью тела оказывается
лицо. Именно поэтому от резкого и неожиданного прикосновения к лицу креста
незрячий может испытывать напряженность мышц лица, испуг и даже боль.
Конечно, священнику трудно сдержать натиск прихожан, горящих искренним
желанием приложиться ко кресту, но все-таки (обращаюсь к священникам)
давайте незрячему человеку крест так, чтобы прикосновение его к лицу не
ассоциировалось с ударом. При этом совершенно не обязательно сопровождать
свои действия словами типа: «Сейчас я дам крест», тем самым сосредоточивая
внимание окружающих на дефекте человека.

Бывают ситуации, когда незрячий человек приходит в храм вне Литургии,
то есть в то время, когда в храме мало народа. При всей сложности храмовой
архитектуры незрячий может представить внутреннее устройство храма, но
самостоятельно дойти до священника, подойти к иконе или выйти из храма
бывает не только трудно, но и опасно если не для жизни, то для здоровья,
так как по пути можно наткнуться на подсвечник. Про себя могу сказать,
что я два раза горела. Но предположим лучший вариант: незрячий человек
наткнулся на подсвечник, на котором нет свеч, соприкасается с ним – и
на одежде остаются грязные масляные пятна. Многие из нас работают в зрячем
коллективе, и любая неопрятность в одежде, естественно, очень нехорошо
характеризует незрячего. Поэтому после беседы, когда вы отпускаете незрячего,
уделите одну минуту времени, чтобы проводить его до выхода, или попросите
об этом любого другого человека, что займет еще меньше времени. Мы очень
часто думаем о делах милосердия, требующих от нас каких-либо материальных
затрат или длительного времени, забывая о тех делах милосердия, которые
не требуют никаких материальных или временных затрат, но которые не менее
значимы.

После прочтения этой статьи священники могут задать мне вполне правомерный
вопрос: «Почему мы не слышим всего этого от наших незрячих прихожан?»
Я лично все рассказанные мною трудности до встречи с моим духовником,
отцом Константином Пархоменко, считала чем-то естественным. Другие незрячие,
с которыми я беседовала, считали эти проблемы чем-то индивидуальным, с
чем они должны справиться сами, руководствуясь при этом мыслями о терпении
и смирении. Мотивы у всех свои, но проблема общая.
У меня есть опасение, что после прочтения этой статьи у некоторых людей
может возникнуть убеждение, что незрячий нуждается в гиперопеке. Это ошибочное
мнение, так как гиперопека всегда носит отрицательный характер и ни к
чему хорошему не приводит. Моя цель не столько в том, чтобы указать на
конкретные трудности незрячих людей, сколько подсказать единственно возможный
способ решения описанных здесь проблем: быть внимательнее друг к другу
и чуть-чуть чаще вспоминать слова Спасителя: «Заповедь новую даю вам,
да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между
собою» (Ин 13, 34- 35).