Беседа прот. Константина Пархоменко
с журналистом портала «Азбука веры» о катехизации
– Отец Константин, я хочу с Вами поговорить о катехизации. Так много
об этом сейчас публикаций, споров…
– Что нужно для того, чтобы принять Таинство Крещения? – спрашивает человек бабушку в свечной
лавке.
– Двести рублей и полотенце…
И приходят, и платят свои несколько сотен рублей, и священник, поговорив с ними минут десять,
крестит их. А люди эти ничего не знают о вере, не собираются жить жизнью православного христианина.
Люди не знают, что Церковь вкладывает в понятие «вера», не имеют представления
о богообщении, Таинствах, верят в перевоплощение душ и считают Христа просто великим пророком
или космическим пришельцем.
Хорошо еще, если придут причаститься, а то и вовсе больше мы многих из этих людей в храме не
увидим.
Вот и получается, что вместо живых членов Церкви мы получаем «мертвые души», которые
вроде на бумаге и числятся, но настоящими христианами не являются. «Не живые члены Тела
Христова, а мертвые гвозди, хорошо бы еще не очень ржавые (то есть, грешные), вбитые в Тело Христово»,
– как хорошо сказал об этом один мой знакомый священник.
– Но, как известно, в древности оглашения не было!..
– Простите, кому известно? Назовите любой период и приведите примеры,
когда оглашения, то есть научения вере, не было…
Было ли такое в истории Церкви время, когда от человека не требовалось вообще религиозных знаний
и соответствующего религиозного настроения, но его допустили бы к Таинству? Не было!
– Но в апостольское время…
– Даже в самое первое апостольское время, когда казалось, что конец истории близок, Христос обещал
скоро снова вернуться и судить мир, а, значит, к чему слова назидания, вразумления, – даже тогда
Апостолы учили и назидали. Вспомните повеление Спасителя: «Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать
все, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20) То есть, несмотря на скорое Второе Пришествие,
как его понимали первохристиане, необходимо познакомиться с основами веры, а потом креститься.
Кроме того, вспомним, что к Таинству приступали люди, не совершенно потусторонние христианской
вере, далекие от нее. Иудеи, например, имели «базу» ветхозаветных знаний. И именно
к ним, к иудеям, была обращена первая проповедь (об этом смотрите в книге Деян, главы 2-15):
«Их слушатели уже были знакомы с Божественным Откровением книг Ветхого Завета, верили
в Единого Бога – Творца мира, через обрезание и ежедневную молитву принадлежали к израильскому
народу как богослужебному сообществу и тем самым в известной мере состояли в Завете с Богом и,
как и каждый иудей, ожидали пришествия Мессии, предсказанного пророками. У слушателей апостолов
уже было основание, на котором могло быть воздвигнуто здание веры в Иисуса Христа как Распятого
и Воскресшего Мессию»[1].
Конечно, в те времена не было катехизации в сегодняшнем смысле этого слова, не было продуманного
и систематического, тем более продолжительного, обучения христианской вере. Но наставление, рассказ
о жизни Христа, Его служении, Спасении, которое через Христа дается всем желающим, присутствовали
непременно.
Это несложно проследить по свидетельствам самого Священного Писания, в тех местах, где говорится
о вступлении человека в число последователей Христовых.
Апостол Петр призывает христиан быть послушными: «…Истине чрез Духа… Постоянно
любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного,
от слова Божия, живаго и пребывающего вовек… Слово Господне пребывает вовек; а
это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Петр. 1, 22-25). Обратите внимание:
здесь несомненно, что силою, движущей сердца христиан к активной духовной жизни, Апостол называет
энергию проповеданного им некогда Слова Божьего.
Еще раньше, в Иерусалиме, в дни, когда сошел Дух Святой на Апостолов, Ап. Петр призывал всех
к новой жизни. Он рассказал о Христе, Его Воплощении, Крестной Смерти, Воскресении, Отшествии
на небо. И далее, автор книги Деяний замечает:
«…Другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря:
спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось
в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 40-41).
Отметьте это – Другими многими словами!
А вот известные слова Ап. Павла:
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною
посредством слова» (Еф. 5, 25-26).
Христос очищает уверовавших водами Крещения и посредством слова. Сначала было научение
вере, потом следовало крещение.
Или вот другой пример, замечательный: Помните, как начинается Евангелие от Луки?
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне,
по тщательном исследовании всего, сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы
ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1, 1-4). Обратим внимание
на последнее слово – наставлен, в греческом стоит – катихифис, то есть катехизирован.
Смотрите, Евангелист Лука пишет сочинение некоему Феофилу, чтобы восполнить знания того, кто уже
был катехизирован.
Иначе и быть не может, ведь, я еще раз напомню слова, которые приводил, Сам Господь, отправляя
учеников в мир, сказал им:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать
всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
Не идите и крестите, а научите, лишь после этого крестя!
Таинство Крещения это Таинство рождения в новую жизнь. Крещальная купель символически является утробой нашей матери Церкви, через которую мы проходим, чтобы появиться на свет.
– Я вспоминаю пример быстрого крещения Апостолом Филиппом евнуха…
– Да, это замечательный пример незамедлительного крещения, описанный в книге Деяний (гл.
8), вот уж когда было незамедлительное крещение, без всякой, как кажется, катехизации.
Апостол Филипп, ведомый Ангелом, приходит к некоей дороге, ведущей из Иерусалима в Газу. И там
Ап. Филипп встречает евнуха эфиопской царицы, читающего ветхозаветные пророчества о Христе.
«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец
пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился.
Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя
сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав
от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде;
и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь
от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал
остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из
воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его,
и продолжал путь, радуясь».
Здесь мы видим очень краткое назидание. Однако отметим, что евнух был не посторонним для веры
человеком. Он готовился принять иудаизм, серьезно к этому готовился, изучал Священное Писание.
Можно представить его исключительное настроение, его религиозное воодушевление.
Добавлю, многие ли желающие крещения сегодня подходят к священнику со Священным Писанием в руках,
как некогда эфиоп, когда рукопись Писания стоила, как сегодня автомобиль? (Я не преувеличиваю.
Некоторые из верующих людей отдавали за свиток Писания дом, что известно из истории.)
Уже через 200 лет такое спонтанное желание креститься и факт одобрения скорого крещения со стороны
Апостола критиковал Тертуллиан:
«Впрочем, те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать
необдуманно. Всякому просящему у тебя дай! (Лук. 6, 30) – относится специально к милостыне.
Скорее следует принять во внимание следующее: Не давайте святого псам и не мечите бисер перед
свиньями! (Мф. 7, 6) и: Рук с легкостью не возлагай, чтобы не стать участником чужих
грехов! (1 Тим. 5, 22). Если Филипп так поспешно крестил евнуха, то вспомним, что здесь было
явлено неприкрытое одобрение Господа. Дух предписал Филиппу направиться именно этим путем. Да
и сам встреченный евнух не был человеком праздным, который ни с того, ни с сего возжелал креститься,
но, погруженный в Священное Писание, направлялся на молитву в храм. Ему надлежало быть обретенным
[для Бога]; а сверх того Бог послал ему апостола, которому опять же Дух приказал приблизиться
к колеснице евнуха. Писание вовремя поддерживает его веру, он принимает ободрение [Филиппа], Господь
является, вера не медлит, вода не заставляет себя ждать, Апостол, совершив свою работу, исчезает»
(О Крещении 18).
Кстати, и в этом рассказе о крещении евнуха все же есть наставление в вере: Филипп отверз
уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе…
Пока малышку рездевают перед помазанием елеем и погружением в купель, священник рассказывает о том, для чего совершается помазание освященным маслом.
– Но были ведь и те, кого не подвергали оглашению, кого сразу крестили.
– Конечно. Но даже в годы гонений на веру это было не правилом, а исключением
из правил. Крестили без систематического наставления в вере тех людей, кто совершенно по-особому
воспринял веру. Сразу на ум приходит пример св. мученика Киприана. Пусть об историчности его жития
спорят специалисты, нам важно, что такие примеры были. Я приведу фрагмент жития:
«…Тогда Киприан взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу
Анфиму. Упав к ногам епископа, он умолял оказать ему милость и совершить над ним святое крещение.
Зная, что Киприан – великий и для всех страшный волхвователь, епископ подумал, что он пришел к
нему с какой-либо хитростью, и потому отказывал ему, говоря:
– Много зла творишь ты между язычниками; оставь же в покое христиан, чтобы тебе не погибнуть
в скором времени.
Тогда Киприан со слезами исповедал все епископу и отдал ему свои книги на сожжение. Видя его
смирение, епископ научил его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению;
книги же его сжег пред всеми верующими гражданами.
Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих, посыпал пеплом
голову и искренне каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой
день в церковь, он слушал слово Божие с радостным умилением, стоя среди верующих. Когда же диакон
повелел оглашенным выйти вон, возглашая: «елицы оглашеннии изыдите», – некоторые уже выходили,
Киприан не хотел выйти, говоря диакону:
– Я – раб Христов; не изгоняй меня отсюда.
Диакон же сказал ему: – Так как над тобою еще не совершено святое крещение, то ты
должен выйти из храма.
На сие Киприан ответил:
– Жив Христос, Бог мой, избавивший меня от диавола… не изгонишь меня из церкви, пока
я не стану совершенным христианином.
Диакон сказал о сем епископу, а епископ, видя усердие Киприана и преданность к Христовой вере,
призвал его к себе и немедленно крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Но и то, отметьте, здесь есть момент наставления вере: Видя его смирение, епископ научил
его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению. Крещение совершается
не тут же, даже ввиду исключительной ситуации.
Во время чтения молитв все присутствующие молятся и стараются вникнуть в содержание священных молитвословий.
– Когда пришла систематическая катехизация, которой не было в первом веке?
– Апостольский век знает динамичную и яркую проповедь о Христе, проповедь, пробуждающую веру,
зажигающую сердца желанием быть в числе святых Божиих. Крестили всякого и незамедлительно,
однако прежде человек должен был уверовать во Христа. Никогда не совершали крещение над тем, кто
не веровал во Христа как в Сына Божия и Спасителя.
Однако очень быстро, уже в 1-м веке, в апостольские времена, появляется система наставления
в вере. Уверовать во Христа и захотеть креститься было мало для того, чтобы тебя крестили.
Тому есть несколько причин. Мы помним, как в посланиях Апостола Павла от ранних к поздним меняется
эсхатологический градус. От предсказаний о скором конце мира Ап. Павел приходит к пониманию того,
что в этом мире нам еще придется пожить. А жизнь подчас жестокая штука, и чтобы выдержать все
испытания и остаться верным Христу, необходимо серьезней и осмысленней относиться к своей вере.
Опыт показал, что мгновенно возникшее желание креститься и жить христианской жизнью так же мгновенно
может пропасть, хотя человек и будет крещен. Печальный пример лукавых Анании и Сапфиры (Деян.,
гл. 5) прекрасно показывает, что можно быть членом Церкви и не жить заповедями Церкви, жизнью
Церкви.
В 60-х годах 1-го века начинается конфликт христиан с иудеями и с римской властью. А это значит
– возникли гонения и появились люди, которые под угрозой мучений и смерти отреклись от христианской
веры
Кроме того, христианская проповедь зазвучала для язычников, совсем далеких от библейских реалий.
Иудея, в общем-то, наставлять особенно было не в чем: христианское богословие еще было в зачатке,
а то, чем Новый Завет отличается от Ветхого, можно было рассказать за полчаса. Но вот язычник
был от всего этого далек. Ему нужно было рассказать и о творении мира, и о замысле Божием, и о
пророках, предсказывавших приход Мессии, и, наконец, о Самом Христе.
На смену первоапостольскому, скажем так, типу катехизации пришла катехизация более глубокая
и систематическая.
Можно уверенно утверждать, что обычай серьезного и как мы уже сказали, по возможности систематического,
наставления в вере перед Крещением возник уже в конце 1-го – начале 2-го веков. Первая часть Дидахе,
сочинения 60-х – 80-х годов 1-го века христианской эры, является именно таким наставлением в основах
веры, о чем говорит и сам текст Дидахе (7. 1). В документе того же времени Пастырь
Ермы Крещение емко называется «печатью поучений»[2].
Св. Иустин Философ (первая половина 2-го века) был катехизатором и даже имел школу, в которой
наставлял людей вере. Он же, в книге, которая была своего рода учебником по катехизису, пишет:
«Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается,
что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения
прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они
возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки
всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго»[3] (текст
написан около 150 года).
Отметим, что:
а) человеку объясняются основы веры;
б) он, человек, должен убедиться и поверить в истинность слов христианских
наставников;
в) потом человек должен обещать, что будет жить по-христиански.
г) затем с ним молятся и постятся, то есть проводят какое-то время в аскетической
и молитвенной дисциплине.
И, наконец, человека крестят.
Могло это оттолкнуть кого-то веры сложностью требований? Могло. Но был и результат: крестились
люди, осознанно верующие и желающие жить активной христианской жизнью.
К середине и особенно к концу 2-го века окончательно формируется институт оглашения:
«Уже к 150 г. в Риме независимо друг от друга, без какой-либо системы работает масса дидаскалов
(наставников в вере), деятельность которых направлена на распространение христианского учения:
Иустин, Татиан, дидаскалы Великой Церкви, Птолемей, Валентин, Маркион…»[4].
Я сказал о разных причинах появления института катехизации, но забыл упомянуть еще об одной:
в середине 1-го века возникают еретические движения. Апостолы были озабочены: как предохранить
людей от этой заразы?.. Вот, например, послание Ап. Павла к Тимофею. Молодой Тимофей был послан
Павлом в Эфес. Но то тут, то там начали возникать какие-то лжеучения, споры, вероучительные распри.
Полный заботы, как отец сыну, пишет Ап. Павел свое письмо Тимофею. Посмотрите, какие трогательные
и вместе с тем настойчивые призывы держаться истинного учения, в нем преуспевать, его изучать
и раскрывать другим:
«…Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая
духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил… Внушая сие братиям,
будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
Негодных же и бабьих басен отвращайся… Проповедуй сие и учи. …Доколе не приду, занимайся
чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по
пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай… Вникай в себя
и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. …О,
Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
Естественно, что ереси побудили Апостолов и их преемников более тщательно подойти к вопросу наставления
в вере.
– И сколько длился этот «курс» оглашения?
– К концу 2-го – началу 3-го веков практически повсеместно было принято
испытывать желающих креститься три года. Про три года мы читаем в Апостольских Постановлениях
св. Ипполита[5], у Климента Александрийского[6].
На Эльвирском Соборе (305 год, Испания) определялся срок в два года (для языческих жрецов – три).
Такой же срок определил и византийский император Юстиниан. Но этот срок мог сокращаться, мог и
удлиняться.
После того как человек заявлял о желании креститься, он вступал в «первый разряд»
оглашенных.
Два или три года оглашенный должен был показывать добропорядочное поведение; он мог присутствовать
на первой части Божественной литургии, так называемой Литургии оглашенных, но на Литургии верных,
за Евхаристией, молиться не мог.
По истечении этого времени человек переходил во «второй разряд» оглашенных, то есть
он уже интенсивно готовился к принятию Крещения (обычно это было в период Великого поста).
Итак, через два или три года после начала оглашения человек приходил с восприемниками, то есть,
поручителями его веры, к епископу. Жизнь пришедшего подвергалась исследованию. Святой Ипполит
Римский пишет об этом так:
«Когда будут определены намеревающиеся принять Крещение, пусть исследуется их жизнь: жили
ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли
добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: «Он поступал именно так»,
то пусть слушают Евангелие. Со времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются
руки, пока заклинают их»[7].
После курса катехизических бесед, которые должны были прослушать оглашаемые, для них устраивался
экзамен. Восседающий на сидении епископ (пресвитер) принимал по очереди оглашаемых и беседовал
с ними. «Этот экзамен давал руководителям общин еще одну возможность провести осторожный
и в то же время строгий отбор. Они получали информацию не только об усердии кандидатов во время
подготовительных занятий, но также и о нравственной стороне их поведения в течение всего периода,
в частности об их личном участии в благотворительной деятельности общины»[8].
Указанные сроки могли сокращаться под влиянием некоторых причин, например при Крещении целого
народа. Историк 5-го века Сократ сообщает, что, когда епископ Галльский крестил бургундцев, он
учил их истинам веры всего семь дней, а в восьмой крестил.
В случае смертной опасности крестили без оглашения; словом, смотрели по обстоятельствам[9],
но всегда научали вере, если крещаемый выздоравливал и восставал со смертного одра: «В болезни
принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру и познавать,
яко Божественного дара сподобилися»[10].
К нашему разговору я хочу привести отрывок из интересного документа конца 4-го века, в котором
говорится о процессе научения вере. Это письма римской паломницы (предположительно ее звали Этерия).
Здесь рассказывается уже о последнем этапе оглашения, которое проводилось в течение всего Великого
поста, причем оглашаемым необходимо было ежедневно по три часа изучать веру, а, кроме того, над
ними ежедневно прочитывались заклинательные молитвы. После Пасхи научение вере продолжалось еще
неделю.
Допуск к слушанию основ веры, к оглашению, предварялся строгим исследованием жизни кандидатов[11].
«Каждый, кто заявляет свое имя, делает это за день до начала Четыредесятницы, и пресвитер
записывает все имена. И все это происходит за восемь недель, в течение которых здесь (то есть
на Востоке, пишет римская христианка. – прот. К. П.) соблюдается пост…
После того как пресвитер запишет имена всех желающих креститься, на следующий день, на первый
день поста, день, с которого начинается восьминедельный пост, для епископа ставится кафедра в
главной церкви, в Мартириуме. По обе стороны кафедры садятся пресвитеры на сидениях, а остальные
клирики садятся вокруг. Затем один за другим вызываются имеющие принять Крещение, притом, если
мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями.
Епископ задает отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: «Ведет ли он
добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?» А также ищет в человеке и
другие, более тяжелые пороки.
И когда человек бывает признан безупречным во всем, о чем расспрашивались свидетели, то епископ
сам, своей рукой записывает имя кандидата.
Если же кто-нибудь найдется в чем виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: «Пусть он исправит
сперва свою жизнь и тогда только приступает к Таинству Крещения».
Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься,
пока не представит свидетелей, знающих его»[12].
Начиная со второго дня Великого поста приступали к оглашению внесенных в список кандидатов на
Крещение. Каждое утро, после раннего богослужения (около 5 утра), над ними читались заклинательные
молитвы[13].
«По совершении этого чина… ставится кафедра для епископа, и все приступающие ко Крещению,
мужи и жены, садятся рядом с епископом, в то время как крестные отцы и матери стоят. И, конечно,
все те из народа, которые хотят слушать, и если они верные, могут войти и сесть. Оглашенные же
в тот момент, когда епископ поучает закону, войти не могут[14].
…В течение этих сорока дней он, начиная с Бытия, проходит все Писание, объясняя сперва
его буквальное значение, а затем его духовный смысл. И в течение всего этого времени излагается
не только то, что относится к Воскресению, но и все, относящееся к самой вере; и это называется
«оглашение».
И когда исполнится пять недель от начала их поучений, то приступают к изучению Символа веры.
Епископ объясняет смысл отдельных слов и фраз Символа веры таким же образом, как он объяснял Священное
Писание, то есть сперва буквальное значение, а затем их духовный смысл.
…И вот поэтому верные в этих местах могут следить с пониманием за Священным Писанием, когда
оно читается в церквах, так как они поучаются в течение сорока дней и во время трех часов оглашения,
от первого (6 часов утра) и до третьего часа (9 часов утра) (обратите внимание: каждый день в
течение всего Великого поста по 3 часа! – прот. К. П.).
И видит Господь, госпожи мои сестры, что голоса одобрения верных, пришедших послушать поучения
епископа во время оглашения, громче, чем во время обычной службы»[15].
Перед самой Пасхой, накануне Крещения, в главной церкви, для епископа ставили кафедру, и он,
восседая на ней, «экзаменовал» оглашаемых.
«По очереди мужи со своими крестными отцами и жены со своими крестными матерями подходят
к нему епископу, и каждый говорит наизусть епископу Символ веры.
По прочтении Символа веры епископ обращается ко всем и говорит: «В течение этих семи недель
вы поучались всему закону Священного Писания. Вы слышали поучение о вере, также слышали о воскресении
плоти и о внутреннем смысле Символа веры, одним словом, о всем том, что как оглашенные еще, вы
можете усвоить. Что же касается сокровенных Таин Крещения, будучи еще оглашенными, вы поучаться
о них не можете. И чтобы вы не подумали, что что-нибудь могло бы быть оставлено без объяснения,
то, как только вы креститесь во Имя Божие, вы услышите обо всем в храме Воскресения во время этих
восьми пасхальных дней, сразу после отпуста. Но пока вы все еще оглашенные, самые сокровенные
Божественные Тайны вам не могут быть поведаны»[16].
Перед Пасхой оглашаемых крестили. И после этого духовно «новорожденные» проходили
курс научения сокровенным тайнам православной веры. Начиная с первого дня Пасхи Иерусалимский
епископ, облокотясь на перегородку алтарной части храма Воскресения, объясняет тайны веры, рассказывает
о Таинствах Церкви, о Святой Евхаристии.
«В этот час ни один оглашенный не входит в храм Воскресения, только неофиты и верные,
желающие услышать о Таинствах… И действительно, все двери запираются, чтобы никто из оглашенных
не мог проникнуть внутрь. И в то время, как епископ излагает и объясняет все, голоса одобрения
бывают так громки, что слышны вне церкви. Он излагает все Таинства таким образом, что нет человека,
который, услышав, не был бы растроган»[17].
Ежедневный труд изучения основ веры не был легким две тысячи лет назад, нельзя назвать его легким
и сегодня, конечно, он сопряжен с жертвой своим временем, своими силами. Но ведь христианство
своим чадам вообще не обещает легкой жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский увещевает оглашенных:
«Не уклоняйся от огласительных поучений; сколько бы ни продолжительно они говорены были,
дабы мысль твоя не ослабела… Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков,
иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся»[18].
Крещается раб Божий во Имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.
– То есть, три года – это общепринятый срок пребывания в разряде оглашенных?..
– Это традиционный срок, но он не был правилом, жестко регламентированным.
Сами верующие могли откладывать этот срок на долгие годы, считая себя недостойными или не готовыми
принять Крещение. Отчасти эта тенденция откладывать Крещение объясняется влиянием ереси новацианства
с его учением о невозможности покаяния после Крещения. И особенно усилилось это стремление со
времени объявления христианства государственной религией, когда в Церковь хлынули огромные массы
жителей Римской империи.
Состояние в разряде оглашенных давало этим людям, часто готовым принять Крещение по соображениям
житейского порядка, все права христиан перед государственными законами, тем более что сама Церковь
рассматривала оглашенных как уже принадлежащих к ней и даже присваивала им наименование христиан.
Естественно, что многие из маловерующих людей не хотели брать на себя обязательств и ответственности
христианской жизни и пребывали в разряде оглашенных многие годы. И вообще, в это время принятие
Крещения в зрелом возрасте стало почти обычаем. Так, например, блаженный Августин, состоя в разряде
оглашенных с малолетства, крестился лишь в 33 года. Церковная власть энергично, преимущественно
проповедями пастырей с церковных кафедр и амвонов, боролась с этим обычаем. Но безрезультатно…
Св. Василий Великий восклицает:
«К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания? Призываем к приобщению
благ, зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто, Призывающий не лжив, путь удобен;
не нужно ни времени, ни расходов, ни хлопот! Что медлишь? Зачем отступаешь назад? Что боишься
ига, как юница, не изведавшая ярма? Иго благо, иго легко (Мф. 11, 30)… Вкусите, и видите, яко
благ Господь (Пс. 33, 9). Как не знающим объяснить сладость меда? Вкусите и видите. Чувства в
опыте яснее всякого слова….Если бы золото раздавал я в Церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду,
завтра дай; но, прося поспешить раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление.
Но поелику Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь
предлоги и вычисляешь причины, когда надлежало спешить к дару. О чудо! Тебя обновляют без переплавки,
вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли: и ты ни во что ставишь
сию благодать…»[19].
Ему вторил, обличая современников, cв. Григорий Богослов:
«Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние, … не будем ждать, пока сделаемся
худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. … Спеши
к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом, … пока язык твой не запинается,
не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, … пока дар
для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение»[20].
Достигнув своего расцвета в 4-м – начале 5-го веков, катехуменат (то есть система оглашения)
начинает постепенно приходить в упадок. Срок обучения с нескольких лет сокращается до периода
Великого поста.
К полному упадку этого института привело то обстоятельство, что начиная с 5-го века почти исключительным
контингентом крещаемых стали младенцы. Да для Византии, в сущности, и не требовалось отдельно
оглашать крещаемых: весь уклад жизни стал христианским. Крещение же языческих народов происходило
в «государственном порядке», волею правителей этих народов. Самый близкий и понятный
нам пример – Крещение Руси князем Владимиром.
– То есть, на Руси оглашения никогда не было?..
– Было, конечно! После Крещения Руси князем Владимиром, когда основная масса русских людей была
крещена, включились и механизмы требований, предъявляемых к желающим креститься. То есть креститься
сразу, как при князе Владимире, стало невозможным. Необходимо было пройти наставление в вере.
На Руси в 12-м веке требовалось начинать оглашение (интенсивную подготовку ко Крещению) для болгарина,
половца, чухонца – за 40 дней до Крещения, для славянина – за 8 дней[21].
Сокращенный срок оглашения для славянина объясняется, скорее всего, желанием быстрее распространить
христианство между славян, а также тем, что славянин, будучи окружен христианами, был в некотором
смысле знаком с православной традицией. Католики, желающие прейти в православие, оглашались, как
и славяне, восемь дней[22].
Таким образом, мы видим, что и в 12-м веке нормальным сроком оглашения считались 40 дней[23],
для славянина же, окруженного верующими, но по какой-то причине еще не принявшего крещение, срок
устанавливался в 8 дней. Великий православный историк Евгений Голубинский предполагает, что такой
краткий огласительный срок имел то соображение, чтобы слишком большой продолжительностью приготовления
не отталкивать русских, еще находящихся в язычестве, от христианства.
Для человека, постороннего православной вере, устанавливался срок в 40 дней. Сорок дней как норму
для желающих креститься упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная
практика.
– Как дореволюционная? До революции в России никакого оглашения не было.
– Когда крестили детей – не было, а если принять крещение хотел взрослый,
к нему предъявлялись определенные требования.
Не достигшие совершеннолетия (21 года) оглашались шесть месяцев, а взрослые
научались основам православной веры в течение 40 дней[24].
Даже когда речь идет о человеке, принимающем православную веру при смерти, сказано: «таковых
крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта
1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 150 лет назад, ничего не значит.
До сих пор их никто не отменял.
В этих документах прописан даже тот минимум знаний, без которого крестить человека нельзя. Крещаемый
должен знать наизусть как минимум: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих), молитву
Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы
на те вопросы о вере, «которые ему будут предложены». (Это должны были знать и крестные
младенца, иначе быть крестными они не могли.)
От оглашаемого требовалось также хождение в храм. В этом есть замечательная логика. Потому что,
как необходима проверка желания интеллектуального принятия веры (человеку поручается выучить минимум
молитв), так необходима и проверка желания вести церковную жизнь, принять труд молитвенный. Жизнь
истинного православного человека неотделима от жизни церковной, однако практика показывает, что
многие из принимающих Крещение, уходя за церковный порог, в храме больше не показываются или заглядывают
дважды в год: запастись крещенской водой в праздник Богоявления да освятить яйца и куличи в Пасху…
– Так где же плоды этой катехизации? Если всё было так хорошо, то почему же, как
все хорошо знают, «Русь была крещена, но не просвещена»? И почему же тогда крещенные,
воцерковленные и обученные люди громили храмы и расстреливали священников? Кто же становился членом
«союза воинственных безбожников»?
– Сразу замечу, что кажущийся мощным тезис: «Россия была крещена, но не просвещена»,
принадлежит перу философа Николая Бердяева. Несогласен с этим утверждением. Что значит: не была
просвещена? И просвещалась, и строила монастыри, и вылезала из мрака греха… В тяжелые века
татаро-монгольского ига русские люди выбрали свою историю и не отреклись от Православия, даже
ценой жизни (когда их ставили перед выбором – умереть или принять ислам, они оставались верными
Православию. И это позавчерашние язычники, «темная» Русь…). Так что говорить,
будто бы русским людям Православие было привито административно, а в их реальной жизни оно не
занимало места, мы не можем.
С. Смирнов, наш выдающийся отечественный историк в книге «Древнерусский духовник»
приводит примеры борьбы русских пастырей за души прихожан. Несмотря на мощные языческие традиции,
несмотря на развращенность русских людей во многих аспектах, постепенно шла работа. Согласен,
что не так быстро, не так очевидно, как хотелось бы нам, но шла.
Теперь конкретно о дореволюционной России. Проблема в том, что постепенно на Руси Православие
вместо религии Правды и Истины стало религией быта. Чрезвычайно трудные условия жизни крестьян
и простых людей (и священник вместе с народом разделял все тяготы трудовой жизни, так же пахал,
сеял и проч.), ситуация, когда большинство было неграмотным, не позволяла людям осмысленно и вдумчиво
отнестись к вере. По избам иногда читалась Псалтирь, да по слогам дьячок озвучивал Жития святых.
Просвещение, книжность остались лишь в монастырях, где и могли монахи посвятить этому время. Простой
народ адаптировал Православие под собственные нужды: церковный календарь слился с аграрным, вместо
Слова Божия приоритет отдавался «практическому благочестию» – свечкам и молебнам,
вместо живой молитвы было вычитывание правил и сотни поклонов.
Известный миссионер Владимир Марцинковский рассказывает такую историю: «Во время страшных
погромов в начале русской революции я спросил одного солдата: «Разве так учил Христос? Разве так
написано в Евангелии?» – «А нешто мы его читали? Мы только обложку Евангелия целовали, а что в
нём написано, не знаем»».
В конце 19-го века и в начале 20-го такая аномальность была понята лучшими представителями Церкви,
но сделать для просвещения народа уже ничего не успели, грянула революция.
Противники катехизации как раз хотят создать такое же Православие, какое было до революции. Незрячее,
нерассуждающее. Все крещены, золотятся купола храмов, но нет знания о вере, нет знания Евангелия.
Лишь молебен заказать, да водички святой набрать.
На руках у восприемницы (крестной) духовно новорожденный христианин.
– До революции всякого взрослого требовалось наставить основам веры. Но ведь сама
жизнь, уже в 20-м веке, отменила эти постановления.
– Так отменила не от хорошей жизни. В богоборческие годы и речи не могло идти о наставлении вере.
Это сразу лагерный срок, а то и расстрел. Тут быть бы живу, вот и совершались крещения наскоро,
тайно. Это так называемая «экстремальная» ситуация. Но сейчас ведь нет гонений, проповедовать
можно свободно. Почему же мы продолжаем крестить людей наспех, без наставления в вере, как в страшные
советские годы?..
– Россияне, вообще-то, верующие…
– Статистика нам на этот вопрос ответит жестко. Сегодня около 70% россиян называют себя верующими.
Храмы же регулярно посещают от 3 до 5%… О чем тут говорить?
– Ну и что? Вера – вещь интимная. Многие верят в душе, без фанатизма, не выставляя
свою веру напоказ!
– И слава Богу! Но ведь речь идет не о вере «в душе», а
о жизни православного христианина. Такая жизнь предусматривает исповедь и Причастие (каноны об
отлучении непричащающихся никто не отменял), активную православную позицию, свидетельство перед
лицом вызовов современности…
– Быстрое распространение христианства (и в том числе в постсоветскую эпоху)
было связано в том числе и с тем, что не было «бюрократии» при крещении. Катехизация
приведет к тому, что останется 5% христиан! То, что Вы предлагаете сделать с церковной жизнью,
похоже на то, что мы можем видеть в России последние лет 20 на примере тех же сект. Вот уж где
дисциплина и стопроцентное членство в общине! Там верующий четко знает основы вероучения
и свои обязанности. Вы хотите превратить огромную Церковь в небольшую секту?
– Не знаю, имеют ли цену «мертвые души»? Сейчас в России
крещено очень много людей. Но какой в этом смысл, если эти люди не ведут христианской жизни, не
стоят на платформе христианских ценностей?.. Люди, называющие себя христианами, блудят, пьянствуют,
воруют, делают подлости… Это, к сожалению, имеет место и среди воцерковленных людей, но
ими это воспринимается как аномалия, как что-то, что нужно в себе победить. Обычные же люди, крещеные,
но не ведущие христианской жизни и живущие греховно, и грехом это не воспринимают… Для
них это не аномалия, а норма.
Между прочим, если говорить о сектах, то в их серьезности в вере нет ничего плохого и мы можем
этому у них очень даже поучиться. У сектантов существует взаимовыручка, они четко будут соблюдать
нравственные предписания своего учения. Другое дело, что они исповедуют ереси и глупости, весь
пафос их веры оказывается мыльным пузырем, не ведущим к спасению.
Но серьезности в вере, братской любви и взаимовыручке у сектантов можно поучиться. А что, лучше,
как у нас, когда в очереди за святой водой или в очереди к мощам люди хамят друг другу, толкаются,
ведут себя, как чужие друг другу? Но мы же не чужие, мы же братья и сестры!
Я отдаю себе отчет, что количество крещений упадет. Но зато членами Церкви будут неравнодушные
люди, люди, которым вера по-настоящему дорога, которые готовы ради веры предпринять какой-то труд.
Наступит реальное оздоровление Церкви.
– Попытка реформировать духовную жизнь в нашей Церкви была предпринята еще в 17-м
веке. Любая реформа таит большую опасность – возможность раскола со стороны тех, кто не примет
реформы.
– Но это не есть реформа, а возвращение к святоотеческой вере! Когда
отец Иоанн Кронштадтский начал призывать людей к частому Причащению, его за это очень критиковали.
Даже святитель Феофан Затворник писал ему, что нельзя так делать, это ведет к духовной прелести,
к расколу… То, что сегодня, например, в нашем храме, большинство приступает к Святым Таинам,
– ведь большая радость, кто сегодня скажет, что нужно вернуться к дореволюционной практике: говеть
и причащаться 1-4 раза в год?
В случае с частым Причащением произошел возврат к вере Древней Церкви, и это послужило только
во благо Церкви и людям.
Так же вопрос с катехизацией. Это ни на секунду не модернизм, а единственно возможная и правильная
линия действий. Мы ничего не искажаем и не нарушаем в вере (как было даже в случае со старообрядцами),
а призываем к большей серьезности в вере.
Еще вспомнилось: соединение с Русской Зарубежной Церковью тоже некоторыми критиковалось, но
Церковь не должна сообразовываться с некомпетентными крикунами и критиками, а должна идти своим
верным курсом. На протяжении столетий не все у нас было хорошо, были и ошибки, и нарушения в отношении
святоотеческого наследия (уклонение в обрядоверие, суеверия), но нужно их исправлять и выправлять
этот курс. Как хорошо скаламбурил отец Георгий Флоровский: «вперед – к святым отцам!»
– Не считаете ли Вы, что необходимо учитывать современные условия жизни Церкви, а
не делать слепой слепок с древности? Нужно ли через 2 тысячи лет возвращаться к практике первых
веков христианства? А как же история Церкви, которая совершалась и совершенствовалась Духом Святым
в течение этих 2 тысяч лет? Может ли история Церкви быть регрессивной?
– Я еще раз повторю, что не все у нас было благополучно. Разве церковная
история не показывает примеры искажений в понимании тех или иных вопросов, установок в жизни Церкви?
Одна большевистская революция показала, как далеки были от подлинной веры люди, которые считались
христианами. Разве мы не должны посмотреть, что у нас не так, и исправить?
Дух Святой помогает нам достичь спасения, даже при каких-то неправильностях нашей церковной
практики. Отец Иоанн Кронштадтский молился у слащавых живописных картин своего храма под партесное
пение, и, тем не менее, Дух Святой совершал в нем обоживающее действие. Но ведь это не значит,
что мы не должны возрождать подлинную православную иконопись – окно в Горний мир, не должны подтягивать
пение к подлинному православному, где доминирует не звук, а слово?
Если все бросить – пусть развивается своим путем, а Дух Святой за нас все сделает, то не инфантильная
ли это и не безответственная позиция?
Получается, все дурное, что человек сделал (расколы, ошибки, неверная церковная политика и проч.),
за него должен исправлять Бог? Мы будем портить, а Ты – исправляй.
– Вы говорили об апостольской и последующей катехизации. Не было ли в этом отхода
от незамутненного, истинного учения Христова? Господь ведь никогда не ставил перед исцеляемыми
Им иудеями и даже язычниками каких-либо «предварительных» условий, кроме одного –
веры. И Иоанн Креститель крестил всех! Христос оставил нам Благую Весть, а Вы предлагаете
заменить чистую веру штудированием учебника по догматике?
– Во-первых: проповедь Христа была обращена именно к иудеям: «Я
послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24). И Своих Апостолов Христос посылает
именно к евреям: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите
наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 5-6). А иудеи – и так, по определению,
верующие люди. Вся новизна веры христианской для них состоит в одном простом пункте: уверовать,
что Иисус и есть ожидаемый ими Христос.
Что касается язычников, Спаситель не мог пройти мимо горя, мольбы о помощи, хотя, в общем-то,
это не входило в Его планы.
Вы спросите, почему? Да потому, что пророки предсказывали, что Мессия явится к иудеям и уже
от иудеев воссияет спасение миру. Христос придерживался в Своем служении именно такой модели;
это было важно, чтобы евреи поняли – он и есть Тот Самый, Которого они ждут.
Кстати, Иоанн Креститель крестил именно евреев и только их! И их крещение было совершенно другим,
нежели то, которое сегодня совершаем мы. Для них крещение было возможностью войти в число спасаемой
общины Народа Божия. Скоро Суд, грядет Мессия и люди, которые раскаются, могут влиться в число
людей встречающих Мессию.
А наше Таинство Крещения имеет другое значение. Через христианское Крещение человек соединяется
со Иисусом Христом. Поэтому все, крестившиеся от Иоанна, при вступлении в Церковь должны были
креститься заново – это два совершенно разных действия.
Во вторых: Христос очень спешил в Своей проповеди. Посылая Апостолов проповедовать иудеям о Пришествии
Мессии, Христос дает вот такое очень странное повеление: «Не берите с собою ни золота, ни
серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…»
(Мф. 10, 9-10). Как говорят ученые-библеисты, это свидетельствует о том, что служение Апостолов
должно проходить в большой спешке. Им не следует отягощаться, делать запасы. Бегите из поселка
в поселок, из города в город! Времени мало, нужно охватить свидетельством о явившемся Посланце
Божием как можно большее количество людей. К тому времени, когда Христос въедет в Иерусалим, когда
Его распнут, когда Он Воскреснет, люди уже должны ориентироваться в вопросе – что, собственно,
происходит, Кто это? Тогда они смогут воспринять Смерть Его как потрясающее исполнение пророчеств
Исаии об Агнце, берущем на себя грехи мира. Тогда и пустой Гроб люди смогут осмыслить как ошеломительное
откровение Тайны победы Бога над смертью.
Наконец, третье: Если бы Христос собирался проповедовать долгие годы (до старости), конечно,
все происходило бы без спешки, подробней, серьезней.
Если в первые десятилетия после Воскресения и Вознесения Христа, принимая христианство, люди
готовились скоро встретить Его вновь, во Втором Славном Пришествии, то время показало, что Господь
не спешит приходить на землю для Суда. Апостол Петр, например, так объяснял это недоумевающим
христианам: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением;
но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день
Господень, как тать ночью» (2 Петр. 3, 9-10).
То, что Второе Пришествие откладывается на неопределенный срок, показало: с нашей верой нам
еще придется пожить, а значит, надо формулировать богословские основы нашей веры, нужно налаживать
духовную и нравственную жизнь, строить отношения с окружающими и друг с другом. Я уже говорил,
что это одна из причин, по которой ко Крещению стали относиться серьезней и стали крестить после
наставления в вере.
Еще раз повторю то, о чем уже говорил: как только Церковь поняла, что Второе Пришествие отсрочивается,
появилась и катехизация, стало развиваться богословие и проч.
– Может быть, знания о вере нужны каким-то богословам, а простому-то человеку зачем
они? Если человек хочет просто молиться, верить в Бога, спасать душу, то зачем знания?..
– Это большая тема, которую рассматривать мы в рамках нашей беседы не будем. Есть отшельники,
которым знания не нужны, им достаточно самых основ. Хотя теоретически существование подобных
людей я могу предположить, но это исключительно редкие случаи, потому что и отшельники, например,
упражняются в молитве, а для этого необходимо знать, что о молитве говорит Церковь, как учат
святые отцы. Преподобный Серафим Саровский, афонские старцы, поражают своей начитанностью в
Священном Писании и духовных книгах.
Но то, что возможно монаху-отшельнику, невозможно человеку, живущему в миру. Мы находимся
в иной ситуации. Мы должны противостоять соблазнам и вызовам мира сего, а для этого должны быть
во всеоружии, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите
всеоружие Божие… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово
Божие (Еф. гл. 6). И, кроме того, человек, живущий в миру, должен, как минимум, знать
основы православной веры, чтобы ответить на вопросы неверующих или интересующихся людей: «Будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петр.
3, 15)
Святые не просто знают богословие, но и активно трудятся, возвещая его, катехизируя людей.
Среди ближайших к нам примеров – отец Иоанн Кронштадтский, который 25 лет преподавал Закон Божий
детям.
– Хорошо. А как Вы тогда вот это сообщение интернет-форума сможете прокомментировать:
«Думаете, богословие – спасательный круг и срочно надо создавать ликбезы? А ведь, как
богословски все израильтяне были подготовлены к встрече с Христом! А фарисей напыщенный, а книжник
мудрец, а саддукей, не уступающий ни тому, ни другому? Да они бы нас за пояс заткнули вышиной
богословского познания, но именно они распяли Христа! Так что ваши ставки на всенародное знание
богословия не внушают никакого доверия. Бог не с теми, кто собаку съел в богословии, а с теми,
кто верит во Христа. Услышал только одно слово из Евангелия мужичонка деревенский: «Возьми крест
свой и следуй за Мной» и сколотил себе крест и пошел в путь Христа искать, чтобы последовать
за Ним. За то Господь призрел на него и вечерял с ним, а с ученым игуменом не вечерял, и дивился
игумен чуду сему».
– Заметьте, что Вы только что подтвердили мои слова о том, что евреи
времен Христа «нас за пояс заткнули вышиной богословского познания». Это к
вопросу о том, почему для них не устраивалась катехизация.
Ну, а если конкретно отвечать на вопрос, то разве требование катехизации препятствует человеку
верить, творить духовные подвиги?.. Слава Богу, что мужичок так искренне воспринял веру. Если
все так серьезно, то, что ему мешает книжку прочитать или в храм на беседу сходить? Или он,
выстругав крест, хочет свою церковь создать? Знаете, женщина тоже хочет ребенка сразу, завтра,
а не вынашивать 9 месяцев. А то сколько мороки… Но не все так быстро делается. Исправление
наше от грехов – процесс. Созидание любящей, единомысленной семьи – процесс. Воспитание детей
– процесс. Хотелось бы всего и сразу, но не бывает так.
Чаще – другая ситуация. Загорелся человек (как в перестроечное время, народ валом валил креститься),
а проходит время – увидишь, что Церковь призывает поститься, молиться… и отойдешь от
Церкви. Когда трудиться надо – не больно этого хочется. Так, может, сначала показать людям,
что потрудиться надо чуток, а потом крестить, а не наоборот?..