Array ( )

Казань

Место явления чудотворной Казанской иконы

От Крестовоздвиженского храма к месту явления чудотворной Казанской иконы всегда идут паломники и туристы.

А что же все-таки произошло с иконой, чудесным образом явленной казанской девочке Матроне в 1579 году? Как ни дико, но ее еще до революции похитили и, как кажется, уничтожили воры.
Летом 1904 года, в ночь с 28 на 29 июня, в Казани совершилось, пожалуй, одно из самых страшных в истории Церкви преступлений – из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками были похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и Казанская икона Божьей Матери. Материалы суда, опубликованные в книге «Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери», не оставляют сомнений в именах виновных: профессиональный похититель икон Федор Чайкин, его сожительница Прасковья Кучерова, карманный вор Ананий Комов. По уголовному делу также проходили казанский ювелир Николай Максимов, мещанка Елена Щиллинг и монастырский караульщик Федор Захаров.
Воры сразу признали, что их интересовала не икона, а риза, убранная драгоценными камнями. А потому икона была разрублена и сожжена. При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: найденные в железной печке 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды, которой покрывался Лик. Во фрагментах найденной ткани монахиня Варвара, выступавшая на суде свидетельницей, опознала тот самый бархат, который, подобно одежде, надевался на изображение. По данным Юрия Фролова, который знакомился с уголовным делом по факту кражи, во время третьего, более тщательного обыска в квартире которую снимал Чайкин, были найдены жемчуг, перламутровое зерно и камни с ризы, а также серебряные обрезки ризы и венца с иконы Спасителя и одна пластина с надписью «Спас Нерукотворный». В подтопе русской печи нашли нитки жемчуга и целые россыпи жемчужных зерен, 320 различных камней и другие драгоценности. Большую часть драгоценностей удалось вернуть — воры не успели их продать, а вот сама икона исчезла. Как показывала на суде дочь Кучеровой Евгения, на рассвете 29 июня Чайкин изрубил секачом (большим ножом) образ Спасителя, а Комов топором — образ Богоматери. Разрубленные иконы были сожжены.
Святотатцы получили разные сроки каторжных работ, и только хорошая охрана спасла их от самосуда разгневанной толпы. Речь председателя суда господина Дьяченко заканчивалась так: «Мы встретимся с запросом всего русского народа: где же, где же первообраз явленной, чудотворной иконы нашей Казанской Божьей Матери “Заступницы усердной рода христианского”? И, низко понурив головы и безнадежно разводя руками, мы не сумеем ответить им...»



Все фотографии галереи