Страстная седмица: день за днём

Страстная седмица

Великая Суббота.
У меня чудом сохранились листочки моей радиобеседы в пасхальную ночь 2001 года. Мы вели Пасхальное богослужение на волнах петербургской христианской радиостанции «Благодатная Мария». Я в ту ночь не служил, а комментировал, шаг за шагом, всю службу…

«…Если на миг представить себе, что произошло тогда, тысячу девятьсот семьдесят лет тому назад в Иерусалиме, становится страшно. Как можно жить дальше: завтракать, гулять, нянчить детей, если единственный любимый Сын Божий был унижен и убит?..
Солнце лучи свои скрыло, и на земле наступила тьма; камни потрескались, а люди, последний раз взглянув на кресты с распятыми – развлечение закончилось, отправились есть пасхальный ужин... Воистину человеческое сердце – жестче камня и бесчувственней мертвого космоса.
Апостолы надеялись, что их Учитель победит врагов. Пусть Он скрывается, уходит от преследователей, вместо того чтобы испепелить врагов, – но Он выжидает благоприятного момента. Скоро этот момент наступит...
Когда Его схватили, еще оставалась надежда, что что-то произойдет. Учитель ждет чего-то, Ему одному известного; может быть, Он ждет от Отца Небесного разрешения действовать?..
Но когда Иисуса осудил на смерть еврейский синедрион (это фарисеи-то, те, кого Спаситель обличал всю жизнь, они оказались сильнее Его, Сына Божия…), когда Иисуса били римские солдаты, хохотала и зубоскалила толпа, – ученики были в растерянности...
Троекратное, кажущееся нам таким позорным отречение Петра – свидетельство прежде всего не слабости, трусости, но растерянности. Апостолы не понимали, что происходит, они все ждали...
Когда Иисус был вознесен на Крест, то, ради чего жили апостолы, вся их вера и надежда рухнули.
Он облизывает пересохшие губы: «Отче, почему, зачем Ты меня оставил...» – «Или, или, лама савахфани...» Над Ним подшучивают солдаты (смотрите, Илию зовет), Его одежду делят между собой...
Душная ночь опустилась на Палестину. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к семье, очагу, пасхальному столу.
На Кресте остался умирающий Господь, при Кресте – Его мать и один ученик. Мы никогда не узнаем, как прошла для апостолов и близких ко Иисусу людей суббота. О чем они думали... Смерть Иисуса положила предел всем их мечтам, надеждам. Никогда еще человек не говорил так, как говорил их Учитель, никогда ранее не слышал человек, что Бог – его любящий Отец, никогда никто не говорил, что грешник (мытарь, блудница) имеет право на жизнь и уважение и что Бог любит и их, они не прокляты и не отвергнуты от любви Божией... Иисус учил, что наступило Царство Небесное, Он сказал, что князь мира сего изгнан нынче вон... Он ошибся... Доказательством тому служит бездыханное тело на Кресте.
Учитель был прекрасным, но слишком простым и доверчивым человеком. Он думал, что Он и есть Мессия?.. Нет, слабоват Он оказался, не под силу Ему возглавить Мессианское Царство, вступить в бой с язычниками и грешниками и победить. Он замечательно учил, но, право, напрасно Он оторвал их от рыболовных сетей, домашних дел, потрескивающего хвороста в очаге.
Он был очень чистым и не мог понять, что зло мира сильнее, что за злом –последнее слово...
Так думали ученики, в то время как их Учитель умирал на Кресте.
Надо возвращаться домой, в семьи, к обычным делам...»

Вот так, наверное, думали в Cубботу, когда Христос был положен во Гроб, Его ученики.



Все фотографии галереи