Причастие и окончание Литургии

Причащение верующих

На фотографии мы видим Причащение верующих в нашем соборе. Если присмотреться внимательно, можно увидеть двух священников с Евхаристическими Чашами. Один причащает у солеи, другой – справа, в глубине храма.

Вот мы причастились. Отходим в сторону благоговейно и тихо. Ничто не должно нарушить священной радостной минуты переживания единства со Христом. «Приобщившись Тела и Крови Христа, сделался ты Ему единотелесным и единокровным. Таким образом и бываем христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам» (св. Кирилл Иерусалимский).

Должен ли человек что-нибудь чувствовать после Причастия?
– Отвечу словами святителя Феофана Затворника: «Плод причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром; иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу; иногда почти ничего не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности (то есть решимости жить нравственной жизнью. – прот. К.П. )».
Через сто лет другой подвижник, старец Амфилохий (Макрис), живший на острове Патмос, на том острове, на котором Иоанн Апостол получил Божественное Откровение, говорил: «Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой – мир, третий – дух верности и четвертый – неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня нет никакой усталости».

Я сам могу засвидетельствовать следующее происшествие. Один молодой некрещеный человек зашел в храм, все осмотрел, встал в очередь и с насмешливой улыбкой подошел к Чаше. Им двигало, скорее всего, желание посмеяться над Таинством. И вдруг, причастившись, юноша что-то почувствовал, какое-то необычное торжественное волнение в душе. Он сам позже не мог описать, что это было. Это был какой-то ответ на все его, даже незаданные, вопросы, ощущение законченности, полноты, покоя, смысла. Этот человек отошел в сторону, постоял, приходя в себя, и ушел из храма. Спустя несколько дней, он крестился. Затем устроился сторожем в храм, потом поступил в Духовную Семинарию. Сегодня этот человек – священник, учился он в Семинарии вместе со мною и сам мне об этом рассказывал.

Но будем ли мы или не будем после Причастия испытывать духовный подъем, ревность в вере и что-то подобное, зависит от многих причин. Прежде всего, от воли Божией, потом от нашей внутренней собранности и сосредоточенности, затем и от иных причин. Искать этих блаженных состояний не нужно. От нас требуется только подходить к Таинству с серьезностью и с той подготовкой, какую мы оговорили с духовником. И с ощущением собственной греховности и слабости и просьбой к Отцу Небесному дать нам силы все это преодолеть.



Все фотографии галереи