– Нет ли здесь пристрастия к излишней аккуратности? Зачем еще и губы вытирать?
– Традиция особо бережного отношения к Святыне – не что-то позднее и случайное, не «фанатизм». Это заповедь… Самого Христа Спасителя.
Вспомним Евангельское чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебными лепешками и двумя рыбами.
Часто обращают внимание на внешнюю, эффектную канву события. Но Спаситель не преследует цели удивить людей. Он даже не в первую очередь хочет их накормить. Он этим чудом дает некий знак: там, где Он, – там изобилие и радость! И это чудо, конечно, прообразует будущее Таинство Евхаристии. То, что Евангельский рассказ о чуде имеет явные параллели с Евхаристией, особенно заметно в Евангелии от Иоанна: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел» (Ин. 6, 11).
Это не случайно подобранные слова: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам». Это формула, совершенно повторяющая жесты и слова Спасителя на Тайной Вечери, во время установления Евхаристии. Само слово благодарение в греческом оригинале звучит как евхаристия. А после вкушения чудесно умножившихся Даров: «Сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6, 12). Чтобы не пропало – потому что это Святыня!
Поэтому в Православной Церкви изначально Причастие принималось с максимальными предосторожностями, чтобы ничего не уронить и не пролить.
Причастие и окончание Литургии
Все фотографии галереи