Литургия оглашенных

амвон

Священный фолиант выносится на амвон для чтения.

Мы уже встречались с этим словом – амвон. Это специальная площадка перед алтарем. На амвоне священнослужители читают входные молитвы, на амвоне диакон произносит ектении. Но преимущественное назначение амвона (его название происходит от греческого глагола восходить) – быть местом, на котором провозглашается Слово Божие. (На Западе для этих же целей появляется специальная возвышенная площадка – кафедра, на которую восходит священник; в протестантизме – пастор) для чтения и толкования Слова Божия.) Если сегодня это площадка перед алтарем, в древности амвоном называлось возвышение посреди храма. От амвона к алтарю вела огороженная брусьями или лентами дорожка – солея. По ней свободно и проходил на амвон, даже через переполненный храм, диакон, неся в руках Евангелие.

Если бы мы перенеслись в прошлое на полторы тысячи лет и оказались в византийском храме как раз во время чтения Евангелия, что бы мы увидели?..
На полу и на скамьях сидят люди. Они не встают ни на чтение фрагмента из Ветхого Завета (ветхозаветный отрывок читался вплоть до VIII века, потом его из Литургии убрали), ни на Апостольское чтение. В храм они зашли, как мы помним, с епископом. До этого они ждали епископа на улице и пели антифонным пением псалмы и христианские гимны. Но вот они в храме, владыка благословил их – Мир всем, и все сели слушать чтения. Епископ – в алтаре, на трон, священнослужители – рядом, прихожане – в храме: кто на лавки, кто прямо так, на пол.

Но вот люди заволновались. Апостольское чтение заканчивается, и диакон всех призывает подняться, потому что сейчас будет возглашаться Евангелие, а через него Сам Господь Христос обратится к нам.
И в самом алтаре все приходит в движение… Священнослужители встают, зажигаются свечи, звенят цепочки кадил, с престола берется недавно положенное на него Евангелие. Еще минута-две – и из алтаря показывается процессия: служители с кадилами, свечами, опахалами… за всеми – старший диакон в роскошных одеждах. В руках у него – богато украшенное золотом и самоцветами Евангелие. Бывает, что Евангелие такое огромное и тяжелое, что его несут несколько человек.
Человеческое море приходит в движение. Все стремятся попасть как можно ближе к солее – помосту, который ведет от алтаря до середины храма. Самые дерзновенные – уже у солеи. Они тянут руки за брусья ограждения, пытаясь коснуться Св. Евангелия или хотя бы диакона. Родители поднимают маленьких детей, чтобы те коснулись святыни. «Толпы народа напирают с обеих сторон, стараясь дотронуться до Священной Книги губами или руками, а кругом бушует людское море» (свидетельство автора VI века преп. Павла Молчальника).
Но вот диакон на амвоне. Евангелие положено на специальный столик и раскрыто. На секунды оно скрывается за ароматными клубами кадильного дыма, которым окаждают Священную Книгу. Устанавливается тишина. Епископ из алтаря призывает мир и благодать на верующих и благословляет диакона на чтение.

Так происходило в древнем храме, мы же вновь вернемся в храм нынешний.



Все фотографии галереи