С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Древнерусского государства. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях[8]. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.
История утверждения Православия на марийской земле неразрывно связана с обретением чудотворных икон. В 1647 году явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми Женами Мироносицами (икона «Мироносицкая» или «Царевококшайская») положило начало основанию Мироносицкой пустыни, а данная икона стала небесной покровительницей Марийского края. Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. Огромное стечение народа в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 (14) мая – в день явления иконы, в 3-ю неделю после Пасхи – неделю Жен-Мироносиц, и 23 июня (6 июля) – в день Владимирской иконы Божией Матери. Тысячи паломников не только с земли марийской, но и из Казанской и Вятской губерний, собирались здесь[1].
В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе[2].
25 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода на территории Республики Марий Эл была учреждена Йошкар-Олинская и Марийская епархия. В храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка за Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий и архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию (посвящение в сан) архимандрита Иоанна (Тимофеева) в сан епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
За время существования епархии число приходов возросло с 27 до 76, почти в три раза увеличилось и число священнослужителей, сформировалась административная структура. В настоящее время на территории епархии действуют пять церковных округов: Йошкар-Олинский, Горномарийский, Лугомарийский, Волжский и Северо-Восточный, 76 приходов, 2 монастыря, служат 83 священника и 13диаконов. В Республике Марий Эл 66 действующих храмов и 10 церквей.
Со времени основания новой епархии духовная жизнь православных получила новое наполнение. В 1994 году был открыт женский Мироносицкий монастырь. На месте развалин Мироносицкой пустыни построена святая обитель. В 1997 году епархия отмечала 350-летие Мироносицкой иконы Божией Матери.
Весной 1997 года в Килемарском районе на берегу реки Рутка началось строительство мужского монастыря - Богородице-Сергиевой Пустыни. Заботами и трудами братии в ней построен деревянный храм, братский корпус[3].
Святые Марий Эл
Святые Марий Эл
В данном разделе приводятся жизнеописания святых, труды которых особо связаны с историей Православия в Марийском крае.
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Подробнее...
В храме Рождества Иоанна Предтечи поселка Оршанка расположен ковчег со святынями. В ковчеге находятся миниатюры тернового венца Спасителя и частица Голгофы – места Распятия Христа.
Это камни с Елеонской горы, где Спаситель молился, беседовал с учениками и был схвачен по предательству Иуды; с Поля пастухов близ Вифлеема, первыми удостоившихся услышать благую весть о Рождении Спасителя; с горы Свержения на юге Назарета, где после первой проповеди Иисуса Христа иудеи хотели свергнуть
В храм можно прийти каждый день с 8 до 16 часов, телефон 8 (8361) 2-45-11.
По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.
Настоятельница: игуменья Варнава (Колчина).
Телефон: 8(8362) 57-85-10.
Адрес монастыря: 425224, РМЭ, Медведевский район, с. Ежово, Мироносицкий монастырь.
Мужской монастырь - Богородице-Сергиева пустынь - исторически является приемником женской монашеской обители Царевококшайска (Йошкар-Олы) - Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 г. сначала под именем богадельни, а в 1888 году переименован в женский черемисский монастырь.
Свято-Гурьевский храм у сёл Петьял и Нижний Азъял можно назвать Православной жемчужиной Марийского края. Храм этот был построен по инциативе Казанского архиепископа Владимира с благословения отца Иоанна Кронштадского в 1896 году и назван в честь казанского чудотворца - святителя Гурия.
Святыни:
• Животворящий Крест, имеющий силу исцелять болезни опорно-двигательного аппарата;
• Чудотворные иконы Смоленской Божьей Матери и святителя Гурия;
• Святые источники Серафима Саровского и Смоленской Божьей Матери.
Именно поэтому паломничество в этот храм не прекращалась никогда - ни в дореволюционное, ни в советское, и в настоящее время храм полон людьми, желающими прикоснуться к святыням.
Адрес: Волжский район, дорога между деревнями Петъял и Азъял.
Церковь в селе Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии была построена в 1818 году на средства прихожан. Главный престол ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии. В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик.
Настоятель: архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
Богослужения: утреннее в будние дни 7.30, в воскресные и праздничные дни в 8.30, вечернее накануне воскресных и праздничных дней в 15.00
Адрес: 424918, Россия, Республика Марий Эл, с. Семеновка, ул. Советская, д.33.
В нижней части Козмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор - один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных еще при его жизни.
4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы заложили этот собор. Он был построен в 1872 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова.
Собор трехпрестольный: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве.
Адрес: РМЭ, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, ул. Советская 39.
Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан.
В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года.
А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
Адрес: РМЭ, Горномарийский р-он, с. Кузнецово, ул. Центральная, д. 22.
На правом берегу Волги в устье реки Большая Юнга стоит красивая пятиглавая святыня - храм Святой Троицы. Этот храм был построен на средства прихожан в честь коронования Государя Императора Александра III в конце 19 века на месте деревянной церкви.
Вознеслась над крутым волжским берегом церковь-красавица. Сложенная из кирпича, она по своим архитектурным формам относилась к тому типу храмов, в которых по композиции и декоративному внешнему убранству чувствовалось увлечение древней православной строительной традицией.
Уже к началу XX века церковь была украшена иконами и необходимой утварью. Особо чтимых икон в храме было две: во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, написанные в память Государя Императора Александра II — царя-освободителя. В 1910 году к храму была приписана часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского.
В годы советской безбожной власти, храм, как и многие другие святыни, был поруган. В 40-х годах церковь была закрыта, впоследствии здание церкви использовали под зернохранилище.
В 1989 году храм был возвращен общине верующих, был зарегистрирован приход.
Адрес: РМЭ, Горномарийский район, село Троицкий Посад, ул. Ленина, 11
Первый храм, построенный в селе Сумки в 1712 году, был деревянным. В 1824 году была построена новая церковь: каменная, существующая поныне. В ее архитектурном облике все признаки классицизма: симметричность, строгость, декоративная сдержанность. Храм имел два престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Крещения Господня. При храме функционировала церковно-приходская школа.
В прошлом приход храма был многолюдным, в него входили многие деревни в округе. Служили три штатных священника, два дьякона. Иконостасы его были просты и безыскусны, утварь скудна. В 1938-1939 годах храм был закрыт, в дальнейшем использовалось под зерносклад и школу. Но уже в 1944-м, по настоятельным просьбам прихожан, церковь была вновь открыта и в храме начались богослужения.
Годы особого расцвета храма села Сумки наступили при настоятеле протоиерее Иоанне Барсукове (ныне архимандрит Иоанн (Барсуков). Приход по-прежнему был большим, народу приходило много. Казалось, благополучию церкви ничего не угрожает.
Беда пришла в конце прошлого столетия с началом строительства Чебоксарской ГЭС. Храм, возведенный в низине устья реки и с двух сторон окруженный обрывистыми кручами правобережья Волги, оказался как бы на полуострове: с трех сторон омываемый и разрушаемый водами водохранилища. По проекту село Сумки и церковь должны были быть затоплены. Жителей села переселили, а батюшке Иоанну предложили покинуть храм, перебраться в приписной, в Емангашах.
И тогда отец Иоанн и прихожане храма «забили во все колокола»: святыня, история которой насчитывает три столетия, не может быть подчинена экономической целесообразности. Батюшка остался, ежедневно вознося молитвы о спасении людей и села. И, Божией милостью, Волга остановилась у церковной ограды. Чтобы укрепить берега, началось сооружение дамбы.
Храм Архангела Михаила - большая кирпичная церковь эклектичной архитектуры, сооруженная в 1869-1889 на средства графа В. П. Шереметева. Двухэтажное четырёхстолпное пятикупольное здание с шатровой колокольней. Закрыта в 1941 году, занята клубом, сломана колокольня. Открыта в 1989, отреставрирована.
С 1993 года при храме Архангела Михаила работает воскресная школа, приход так же одним из первых организовал работу православного сестричества.
При церкви имеется несколько часовен. Одну из них в 2009 г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил в честь святого великомученика Димитрия Солунского в устье р. Ветлуги. А в июле 2011 года Юринское лесничество в память о жарком лете 2010 г., когда пылали леса в Дорогучинском лесничестве, на месте остановки огня водрузили памятный поклонный крест, который освятил настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Барсуков.