С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Древнерусского государства. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях[8]. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.
История утверждения Православия на марийской земле неразрывно связана с обретением чудотворных икон. В 1647 году явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми Женами Мироносицами (икона «Мироносицкая» или «Царевококшайская») положило начало основанию Мироносицкой пустыни, а данная икона стала небесной покровительницей Марийского края. Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. Огромное стечение народа в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 (14) мая – в день явления иконы, в 3-ю неделю после Пасхи – неделю Жен-Мироносиц, и 23 июня (6 июля) – в день Владимирской иконы Божией Матери. Тысячи паломников не только с земли марийской, но и из Казанской и Вятской губерний, собирались здесь[1].
В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе[2].
25 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода на территории Республики Марий Эл была учреждена Йошкар-Олинская и Марийская епархия. В храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка за Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий и архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию (посвящение в сан) архимандрита Иоанна (Тимофеева) в сан епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
За время существования епархии число приходов возросло с 27 до 76, почти в три раза увеличилось и число священнослужителей, сформировалась административная структура. В настоящее время на территории епархии действуют пять церковных округов: Йошкар-Олинский, Горномарийский, Лугомарийский, Волжский и Северо-Восточный, 76 приходов, 2 монастыря, служат 83 священника и 13диаконов. В Республике Марий Эл 66 действующих храмов и 10 церквей.
Со времени основания новой епархии духовная жизнь православных получила новое наполнение. В 1994 году был открыт женский Мироносицкий монастырь. На месте развалин Мироносицкой пустыни построена святая обитель. В 1997 году епархия отмечала 350-летие Мироносицкой иконы Божией Матери.
Весной 1997 года в Килемарском районе на берегу реки Рутка началось строительство мужского монастыря - Богородице-Сергиевой Пустыни. Заботами и трудами братии в ней построен деревянный храм, братский корпус[3].
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Подробнее...
В храме Рождества Иоанна Предтечи поселка Оршанка расположен ковчег со святынями. В ковчеге находятся миниатюры тернового венца Спасителя и частица Голгофы – места Распятия Христа.
Это камни с Елеонской горы, где Спаситель молился, беседовал с учениками и был схвачен по предательству Иуды; с Поля пастухов близ Вифлеема, первыми удостоившихся услышать благую весть о Рождении Спасителя; с горы Свержения на юге Назарета, где после первой проповеди Иисуса Христа иудеи хотели свергнуть
В храм можно прийти каждый день с 8 до 16 часов, телефон 8 (8361) 2-45-11.
По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.
Мужской монастырь - Богородице-Сергиева пустынь - исторически является приемником женской монашеской обители Царевококшайска (Йошкар-Олы) - Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 г. сначала под именем богадельни, а в 1888 году переименован в женский черемисский монастырь.
Храм Архангела Михаила - большая кирпичная церковь эклектичной архитектуры, сооруженная в 1869-1889 на средства графа В. П. Шереметева. Двухэтажное четырёхстолпное пятикупольное здание с шатровой колокольней. Закрыта в 1941 году, занята клубом, сломана колокольня. Открыта в 1989, отреставрирована.
С 1993 года при храме Архангела Михаила работает воскресная школа, приход так же одним из первых организовал работу православного сестричества.
При церкви имеется несколько часовен. Одну из них в 2009 г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил в честь святого великомученика Димитрия Солунского в устье р. Ветлуги. А в июле 2011 года Юринское лесничество в память о жарком лете 2010 г., когда пылали леса в Дорогучинском лесничестве, на месте остановки огня водрузили памятный поклонный крест, который освятил настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Барсуков.
В нижней части Козмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор - один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных еще при его жизни.
4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы заложили этот собор. Он был построен в 1872 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова.
Собор трехпрестольный: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве.
Адрес: РМЭ, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, ул. Советская 39.
Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан.
В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года.
А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
Адрес: РМЭ, Горномарийский р-он, с. Кузнецово, ул. Центральная, д. 22.