Идёт загрузка карты…
Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тамбов)

Тамбо́вская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр: город Тамбов. Граничит с Рязанской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и Липецкой областями.

Православие в Тамбовской области

История

История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.

Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму.

После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).

Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706.

В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области.

В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии.

Настоящее время

26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия.

В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.

Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую.

Населённые пункты

  • Тамбов
  • Мичуринск
  • Рассказово
  • Моршанск
  • Котовск

Святые

Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых подробнее здесь):

  • Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря.
  • Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого).
  • Монахиня Миропия (Аденкова).
  • Старица Анна.
  • Иеромонах Августин.
  • Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская.
  • Игумения Антония (Аносова).
  • Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская.
  • Агния (Стародубцева), схимонахиня, постриженица Знаменского Сухотинского монастыря (память 17 марта).
  • Акулина Родина (память 14 октября).
  • Анания (Киселева), схимонахиня, постриженица Свято-Никольского Черниева монастыря (память 15 февраля).
  • Георгий Шмаровский, блаженный.
  • Григорий Коныгин, старец, насельник Чернеева Никольского монастыря.
  • Евгений, архимандрит, насельник Саровской Успенской пустыни (память 17 декабря).
  • Ефрем (Короткой), иеромонах, строитель Саровский (память 30 мая ст. ст.).
  • Иоанн Семенович Григорьев, юродивый, подвижник Козловского Троицкого мужского монастыря.
  • Иоанн (Федоров), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни (память 4 июля ст. ст.).
  • Митрофания, схимонахиня Сухотинского Знаменского монастыря.
  • Николая Савельевич, блаженный, подвижник Никольского Черниева монастыря (память 11 апреля ст. ст.).
  • Пахомий (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни.
  • Питирим (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни

Святыни

  • мощи святителя Питирима Тамбовского, чудотворца (Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова)
  • мощи преподобной Марфы Тамбовской (Вознесенский женский монастырь г. Тамбова)
  • источник святителя Питирима (Трегуляевский мужской монастырь)

Монастыри

Все монастыри Тамбовской области

Храмы

Основные храмы

Храм Архангела Михаила (Сатинка)

Ильинская церковь (Мичуринск)

Боголюбский кафедральный собор (Мичуринск)

393740, Тамбовская обл., Мичуринск, ул. Советская, тел. /245/5-20-75

Адрес: 393740, Тамбовская обл., Мичуринск, Новый квартал, 8, тел. /245/5-34-62

393920, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Калинина, д. 136, тел. /233/3-82-80

393920, Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Красная, тел. /233/3-41-98

Храм Архангела Михаила (Мордово)

Богоявленский храм (Пахотный угол)

Церковь Воскресения Словущего (Серповое)

Свято-Никольский храм (Бокино)

Свято-Троицкий храм (Пичаево)

Успенский храм (Тулиновка)

Фото


Видео

Ссылки

Официальный сайт Тамбовской епархии