Курская область
Россия
Карта
{{#yandexmap:Курская область|400|300|cdzMP}}
Православие в Курской области
17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей.
В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года). На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми.
В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию.
До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.
Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты.
Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский.
К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске.
В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004).
В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского.
С февраля 1993 года епархия носит название Курская.
С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.
Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой.
Населённые пункты
Святыни Курской области
Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери
Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.
Одна из легенд гласит: весть об иконе дошла до князя Василия Шемяки, который приказал перенести ее в Рыльск. Но неожиданно для всех отказался встречать святыню. За холодность и маловерие был наказан – ослеп. Прозрел, лишь когда раскаялся. Поверив в чудесные свойства иконы, он построил в Рыльске храм, куда и перевез изображение Богоматери. И тут курская святыня еще раз явила чудо: она вернулась в часовню Коренной пустыни. Несколько раз пытались поменять место ее «прописки», однако икона неизменно исчезала и появлялась на старом месте.
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь и Пряжевская икона Божией Матери
«Одному больному живописцу, Ивану Белому, во сне было явление Пресвятой Богородицы, – рассказывает настоятель монастыря игумен Питирим. – Она велела ему отыскать сверток холста с изображением иконы. В своем втором явлении во сне живописцу Богородица приказала обновить ее, не касаясь лика и рук». Можно увидеть, что святыня написана в разное время разными людьми.
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь Небезосновательно святым местом считается Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, уже отметивший 500-летний юбилей. Он пережил несколько разорений, войны, смену власти. Во время боев с немцами, как рассказывали ветераны, очевидцы тех событий, ни одна пуля так и не попала в храм – Господь хранил святую обитель от разрушения. На территорию церкви ни разу не падали бомбы, ее не задевали снаряды.
Новую жизнь монастырь обрел, когда его настоятелем стал Ипполит. К старцу стали приезжать люди не только из России и ближнего зарубежья, но и из Европы. Все они просили о помощи или исцелении. «Ипполит никому не отказывал, – говорят местные жители. – Бывало подходил к человеку и, не спрашивая, что его беспокоит, называл больные места. А прикоснется рукой – все проходило. Насельники монастыря до сих пор помнят визит женщины с сыном, которому врачи поставили диагноз «СПИД». Старец благословил юношу, начертил пальцем крест на его груди и отправил домой, заметив, что никакой болезни у него больше нет. Позже это подтвердили медики.
В декабре 2002 года Ипполита не стало. Во время похорон на небе появилась радуга, а на 9-й день после его смерти замироточил крест, установленный на могиле. Ежегодно в день смерти настоятеля в монастырь съезжаются сотни паломников – помянуть старца и приложиться к его могиле. Считается, что и она исцеляет.
Монастыри Курской области
Храмы Курской области
Где остановиться
Фото
Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.