Республика Марий Эл
Россия
Карта
{{#yandexmap:Марий Эл|400|300|cdzMP}}
Православие в Марий Эл
С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Древнерусского государства. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях[8]. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.
История утверждения Православия на марийской земле неразрывно связана с обретением чудотворных икон. В 1647 году явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми Женами Мироносицами (икона «Мироносицкая» или «Царевококшайская») положило начало основанию Мироносицкой пустыни, а данная икона стала небесной покровительницей Марийского края. Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. Огромное стечение народа в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 (14) мая – в день явления иконы, в 3-ю неделю после Пасхи – неделю Жен-Мироносиц, и 23 июня (6 июля) – в день Владимирской иконы Божией Матери. Тысячи паломников не только с земли марийской, но и из Казанской и Вятской губерний, собирались здесь[1].
В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе[2].
25 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода на территории Республики Марий Эл была учреждена Йошкар-Олинская и Марийская епархия. В храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка за Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий и архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию (посвящение в сан) архимандрита Иоанна (Тимофеева) в сан епископа Йошкар-Олинского и Марийского.
За время существования епархии число приходов возросло с 27 до 76, почти в три раза увеличилось и число священнослужителей, сформировалась административная структура. В настоящее время на территории епархии действуют пять церковных округов: Йошкар-Олинский, Горномарийский, Лугомарийский, Волжский и Северо-Восточный, 76 приходов, 2 монастыря, служат 83 священника и 13диаконов. В Республике Марий Эл 66 действующих храмов и 10 церквей.
Со времени основания новой епархии духовная жизнь православных получила новое наполнение. В 1994 году был открыт женский Мироносицкий монастырь. На месте развалин Мироносицкой пустыни построена святая обитель. В 1997 году епархия отмечала 350-летие Мироносицкой иконы Божией Матери.
Весной 1997 года в Килемарском районе на берегу реки Рутка началось строительство мужского монастыря - Богородице-Сергиевой Пустыни. Заботами и трудами братии в ней построен деревянный храм, братский корпус[3].
Святые Марий Эл
Святые Марий Эл В данном разделе приводятся жизнеописания святых, труды которых особо связаны с историей Православия в Марийском крае.
Населённые пункты
Святыни Марий Эл
Икона Богородицы Царевококшайская (Мироносицкая)
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Подробнее...
Икона находится в Мироносицкой пустыни.
Ковчег с частицей Голгофы
В храме Рождества Иоанна Предтечи поселка Оршанка расположен ковчег со святынями. В ковчеге находятся миниатюры тернового венца Спасителя и частица Голгофы – места Распятия Христа.
Это камни с Елеонской горы, где Спаситель молился, беседовал с учениками и был схвачен по предательству Иуды; с Поля пастухов близ Вифлеема, первыми удостоившихся услышать благую весть о Рождении Спасителя; с горы Свержения на юге Назарета, где после первой проповеди Иисуса Христа иудеи хотели свергнуть
В храм можно прийти каждый день с 8 до 16 часов, телефон 8 (8361) 2-45-11.
Монастыри Марий Эл
Богородице-Сергиева пустынь
С 1886 года в центре нынешней Йошкар-Олы существовал Царевококшайский Богородице-Сергиевский женский монастырь с красивейшей Входоиерусалимской церковью 1754 года.
После революции обитель закрыли, а в 30-е взорвали храм. Сохранилась лишь икона Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.
Преемником женского монастыря стала одноименная мужская пустынь, строительство которой началось в 1997 году в густых лесах Килемарского района. Чудотворный образ стал ее главной святыней и дал имя храму - девятиглавой церкви, возведенной по образцу Покровской церкви в Кижах.
Адрес: Республика Марий Эл, Килемарский район.
Храмы Марий Эл
Где остановиться
Фото
Раздел нуждается в заполнении.