Идёт загрузка карты…

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой - трапезная - колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

История

Деревянная церковь

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Каменный храм

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года - одноклассная церковно-приходская школа [1] (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 - 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года - до 850 книг. На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

В советский период

В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

"Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих".

Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы "Сибжелдорстроя".

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода "Красный Богатырь", который размещался здесь до 1946 года.

В 1947 - 1994 годах здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

Современное состояние

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Храмы

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Святыни

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото


Видео

В тег EmbedVideo введен неверный id "http://сайт" видео для сервиса "youtube".

Как добраться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Паломнику

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.