Идёт загрузка карты…
Введенская Оптина пустынь

Введенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По древнему преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. В настоящее время Оптина пустынь продолжает оставаться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников.

Яндекс.Погода

История

События многовековой истории Оптиной пустыни сменяли друг друга. Расцвет монастыря сменялся упадком, но по великой милости Божией святая Оптина расцветала вновь и вновь. В настоящее время Оптина пустынь переживает свой расцвет наступивший после страшных событий XX-го века: закрытия монастыря, разрушения храмов. Неизменным оставалось одно: великое и святое старческое служение, которым славилась Оптина. В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников.

XV—XVIII века

Оптина Пустынь, Оптина Пустынь 15

По древнему преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, который был переписан с древнего синодика, позволяет говорить о том, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она была прибежищем для старцев и стариц, которые жили раздельно под управлением одного духовного отца. Соборным определением 1503 года было запрещено совместное проживание в одной обители монахам и монахиням.

Первые письменные данные об Оптиной пустыни относятся ко времени царствования Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) говорится, что монастырю дано на "свечи и ладан" для поминовения царя Феодора Иоанновича. Когда закончилось смутное временя Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, в том числе литовского разорения. В старейшей вкладной книге 1670 года имеются данные о вкладах царствующих особ.

В 1689 году началось строительство первой каменной церкви Введения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII века материальное состояние монастыря было тяжёлым. С 1704 года по указу Петра I Оптиной пустыни было предписано платить оброк государству. Деньги были необходимы для строительства Петербурга и войны со шведами. Оброк был очень тяжелым для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно сделать вывод о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в монастыре было всего 12 человек.

Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту с присоединением к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Деревянные строения за годы упразднения обители пришли в негодность.

В конце 1726 года указом императрицы Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена. Указом архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1741 году было положено начало строительству деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм был почти готов, в том же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1764 года указом Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь пополнила число заштатных монастырей в Крутицкой епархии.

В 1768 году было завершено строительство нового соборного храма. Большую помощь в благом деле оказали вклады новых благодетелей. По отчету 1770-го года в обители числилось три монаха. В 1773 году в монастыре было только два монаха — оба глубокие старики.

Состояние монастыря изменилось в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон уделял должное внимание нуждам обители. В 1796 году он посетил Оптину, и ему очень понравилось это место. Благодаря его решению в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году в монастыре стало 12 монашествующих.

В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) уделял особое внимание нуждам возрождающейся обители.

XIX век

В 1802 году было положено начало строительству новой трехъярусной колокольни высотой 30 сажень. С двух сторон к колокольне были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году закончилось строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году началось строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью кельями. Материал необходимый для строительства храма был пожертвован надворным советником Камыниным. Храмы были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году была освящена больничная, а 23 октября 1811 года освятили и Казанскую церковь.

18 января 1809 года в соответствии с прошением игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти монашествующих.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. В скиту селились пустынники — люди, которые множество лет провели в абсолютном уединении. Духовной жизнью монастыря стал ведать старец. В обитель потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобретал угодья, была приобретена мельница, обустроены каменные здания.

С Оптиной пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время. Известно, что некоторые детали в «Братьях Карамазовых» появились благодаря впечатлению от этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

XX век

Оптина Пустынь, Оптина Пустынь 20
Оптина Пустынь в начале XX века

23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время монастырь существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель была закрыта. Святая обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник монастырь получил новое название - «Музей Оптина пустынь».

На территории Оптиной пустыни в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Но в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР было размещено около 5000 польских офицеров, которых в скором времени отправили в Катынь на расстрел.

Во годы Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

Только 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия.

1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

Оптина Пустынь и русская культура

Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает.

Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик.

Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад).

Приезжали в Оптину многие иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин). Да и многие иностранцы принимали Св. Православие здесь.

Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник обители прот. Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и Его Семье. В Оптине после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов.

Бывали в Оптине И. М. Концевич своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной.

Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. В 20-х годах у стен Оптиной пустыни жили художник Л. А. Бруни (1948) с женой Н. К. Бруни (Бальмонт); Бальмонт Е. А.; М. Ф. Мансурова (Самарина); поэтесса Н. А. Павлович (18 февр./ 3 марта 1980); Г. В. Чулков (1939); А. Рещикова (Угримова), переводчица трудов В. Н. Лосского. Вокруг Льва Бруни в монастыре (уже после его официального заткрытия — декрет СНК от 23 янв. 1918 г.) складывается своего рода художническое братство — «коммуна пастухов всемирного искусства», которую власти отказались регистрировать. В этот же период сюда приезжали художники Е. Татлин, П. Львов, В. Киселев, Н. П. Ульянов. Дважды бывала здесь поэтесса Анна Ахматова (1966). Многократно посещали обитель С. Н. Дурылин (1954), писатель, известный искусствовед; Михаил Чехов (1955), великий актер, режиссер, руководитель 2-го МХАТа; С. И. Фудель (1977), духовный писатель, исповедник; писатель И. С. Соколов-Микитов (1975); П. В. Митурич.

В конце 1927 или в начале 1928 г. к старцам приезжали Г. К. Жуков (1974), в будущем великий русский маршал, и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР.

Уже в 60–70-х годах поклониться могилам оптинских старцев приезжали скульптор С. Т. Коненков, академик Г. Петровский, ректор МГУ.

После возвращения монастыря Церкви в 1988 г. оптинским святыням приезжали поклониться очень многие писатели: В. Распутин, В. Белов, В. Солоухин, В. Ганичев, И. Золотусский, А. Солженицын — всех и не перечислить.

Одним из первых представителей русской культуры общероссийского масштаба путь в Оптину проложил И. В. Киреевский, основоположник (вместе с А. С. Хомяковым) славянофильства, с которого «начинается перелом русской мысли» (А. И. Герцен). Все философские работы И. В. Киреевского этого направления, после знакомства с прп. Макарием Оптинским (7/20 сент. 1860), были исканием выхода из духовного кризиса, к которому привел европейскую цивилизацию «самодвижущийся нож разума, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта», «самовластвующий рассудок», оторвавшийся «от всех других познавательных сил человека» и лишивший жизнь «своего существенного смысла». Истина, по Киреевскому, доступна только «верующему мышлению», которое «заключается в стремлении собрать все силы души в одну силу». «Надо отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство и, таким образом, восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости». Образцом этого целостного мышления стала для Киреевского (и всего кружка славянофилов) восточная патристика, а живое воплощение «духовной цельности жизни» он нашел в Оптиной пустыни, в ее старцах, которыми «истины... были добыты... из внутреннего непосредственного опыта и передаются нам как известия очевидца о стране, в которой он жил».

«Существеннее всяких книг, — писал И. В. Киреевский А. И. Кошелеву, — найти святого православного старца... которому ты бы мог сообщить каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых Отцов... Такие старцы, благодаря Богу, еще есть в России, и если ты будешь искать искренне, то найдешь». Для самого Киреевского таким старцем стал прп. Макарий Оптинский. Благодаря знакомству с «оптинским духом», христианское предание предстало перед Киреевским не как совокупность древних текстов, но как явление живой духовной преемственности в современной истории, уходящей своими корнями в апостольские времена.

Именно прп. Макарий Оптинский и И. В. Киреевский пришли к идее оптинского книгоиздательства, обратившего на себя внимание всей образованной России. У старца Макария, у других оптинцев и в оптинской библиотеке было собрано немало рукописных переводов прп. Паисия (Величковского); несколько рукописей молдавского старца, полученных от иером. Филарета (Пуляшкина; (28 авг./10 сент. 1842), старца Новоспасского, оказались у Н. П. Киреевской. Из сегодняшнего далека трудно себе представить, что в тогдашней, официально православной России идея издания этих рукописей могла казаться дерзким новшеством, и старец Макарий сомневался в ее осуществимости по цензурным соображениям. Действительно, в 1793 г. в С.-Петербурге усилиями С.-Петербургского и Новгородского митрополита Гавриила (Петрова-Шапошникова; (26 янв./8 февр. 1801) было издано «Добротолюбие», а позже, на протяжении около 50 лет, не было издано ни одной православной книги, за исключением богослужебных. Книжный рынок был переполнен книгами католическими и протестантскими, издавался «Сионский вестник», проповедующий откровенную ненависть к христианству. И все это печаталось с разрешения цензуры в православном государстве.

Благодаря обращению Киреевских к знакомому им свт. Филарету, митр. Московскому, это препятствие было преодолено, и в 1847 г. вышла первая книга оптинского издания — «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Оптинская библиотека духовной литературы, к началу XX века насчитывавшая около двухсот названий, стала любимым детищем старца Макария и И. В. Киреевского. От подготовки и печати переводов прп. Паисия постепенно переходили к самостоятельным переводам с греческого. Оптинское издательство было неким повторением дела самого старца Паисия, собравшего вокруг себя переводческий кружок. И в короткий срок в русский читательский обиход был введен ряд образцовых книг для духовного чтения и размышления.

Ближайшими помощниками прп. Макария в самой Оптиной были прп. Амвросий (Гренков; 10/23 окт. 1891), будущий преемник старца; иером. Леонид (Кавелин), в будущем архимандрит и наместник Троице-Сергиевой Лавры, автор многочисленных трудов по церковной истории, археологии и археографии; иером. Ювеналий (Половцев), будущий архиеп. Виленский и Литовский; иером. Климент (Зедергольм), бывший магистр классической филологии Московского университета. Из светских ученых, помимо самого И. В. Киреевского, в оптинских изданиях принимали участие С. П. Шевырев, М. П. Погодин и другие. Помогали и бывший ректор Московской Духовной Семинарии архим. Леонид (Краснопевков; 15/28 дек. 1876), впоследствии еп. Ярославский; бывший инспектор Московской Духовной Академии архим. Сергий (Ляпидевский; 11/24 фев. 1898), будущий митрополит Московский; Ф. А. Голубинский (22 авг./4 сент. 1854), проф. Московской Духовной Академии, впоследствии священник. Первые книги были выпущены в свет в значительной мере на средства Киреевского. Он же наблюдал за их печатанием, смотрел корректуры, переводил новые тексты, обсуждал со старцем трудные вопросы патристической терминологии. Их совместными трудами были изданы сочинения прпп. Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Аввы Фалассия, Аввы Дорофея и других учителей духовной жизни.

Из писем И. В. Киреевского к прп. Макарию видно, с какой почтительной любовью, но и с какой внутренней свободой он относился к своему старцу. Он посылал прп. Макарию на просмотр свои работы, статьи А. С. Хомякова, просил его советов и указаний. Благодаря влиянию старца Макария, на всем учении ранних славянофилов лежит отсвет «оптинского христианства». После смерти И. В. Киреевского в 1856 г. А. С. Хомяков писал: «С Киреевским для нас всех как будто порвалась струна с какими-то особыми мягкими звуками, и эта струна была в то же время мыслию».

И. В. Киреевский был похоронен в Оптиной, близ Введенского собора. Московский святитель митр. Филарет (Дроздов) удивился тому, какой высокой чести удостоился сей православный философ. Вскоре здесь же был похоронен его брат П. В. Киреевский, собиратель русских народных песен. А через четыре года, когда умер прп. Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом.

Современное состояние

Обитель находится в 2-х километрах на северо-восток от г. Козельска. Дорога к монастырю пересекает реку Жиздру и продолжается вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была выстроена небольшая ограда и четыре наугольные башни. В 2-х км. от монастыря расположена станция Тупик.

В соответствии с планом монастырь почти квадратный. По центру расположен главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно располагаются церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построена в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За рощей расположен скит, в котором совершаются круглосуточные богослужения. По информации на 2009 год в нём 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него запрещалось рубить лес, чтобы он навсегда был закрытым. Ещё сохранились домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский. Также сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), построенная из того самого леса, который рос на месте нынешнего скита. Нахождение мирян в скиту не благословляется.

Некрополь расположен внутри монастыря рядом с звонницей, между четырьмя храмами: Введенским собором, Казанским и Владимирским храмами и церковью Марии Египетской. Основная масса погребённых на монастырском погосте это монахи, настоятели обители и старцы, которые жили в монастырском ските и были духовными руководителями братии, а также благодетели монастыря и знатные люди. Благодарственные слова выбиты на памятнике над могилой помещика Алексея Ивановича Желябужского, много помогавшего при строительстве храмов. Представители славного дворянского рода Камыниных — бескорыстных благодетелей монастыря, много сделавших для его возрождения, тоже покоятся в некрополе. Погребены в склепе представители купеческого семейства Карлиных, щедрых благотворителей Оптиной Пустыни. Захоронены в одной оградке братья Пётр и Иван Киреевские, многолетние друзья и почитатели монастырской братии и старцев обители. Иван Васильевич Киреевский был известным и уважаемым философом и мыслителем. Сохранились надгробия семейства козельских купцов Брюзгиных, с помощью которых был основан и обустроен скит для старцев Оптиной Пустыни. Многие надгробья утеряны, но много и восстановленных. Это простые каменные плиты с именами и датами рождения и кончины. Между прочим, имена знаменитые: Чичерины, Писаревы, Татищевы, Толстые и т.д.

Храмы

  • Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750–1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский. Это самый большой храм Оптиной Пустыни, в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.
  • Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол: в честь Владимирской иконы Божией Матери. Во Владимирском храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.
  • Храм в честь Преображения Господня построен в 2007 г. Престол: в честь Преображения Господня. В храме ежедневно совершаются заказные молебны святым с водосвятием. В этом храме можно набрать святой воды.
  • Храм в честь прп. Илариона Великого построен в 1874 г. Престол: в честь прп. Илариона Великого. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, венчание, отпевание усопших.
  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту построен в 1825 г. Престол: в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Находится на территории Иоанно-Предтеченского Скита. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только четыре раза в году: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» построен в 2000 г. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Престол: в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В этом храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
  • Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в 2006 г. Предназначен для совершения богослужений на месте проведения сезонных полевых работ. Престол: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В зимнее время находится на территории подсобного хозяйства монастыря.
  • Храм в честь прп. Марии Египетской в настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. В нижнем полуподвальном помещении ведутся работы по воссозданию храма в честь Архангела Михаила.
  • Храм в честь Всех Святых находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время восстанавливается.
  • Часовня Воскресения Христова на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта построена в 2008 г. Находится на монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря). В часовне по субботам совершается заупокойная лития.
  • Часовня-сень с мозаичной иконой Божией Матери. Сюда приходят, чтобы помянуть ушедших в мир иной насельников, монахов, благотворителей и настоятелей монастыря.

Совершить виртуальную экскурсию по Оптиной пустыни: монастырь и скит

Посмотреть интерактивный план монастыря и скита

Подворья

Деятельность монастыря

  • Сельское хозяйство
  • Издательская деятельность

Святые

Оптинские старцы

На Поместном соборе 1988 года состоялось прославление иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Остальные старцы были прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году их прославление состоялось общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, которая была подготовлена Синодальной богослужебной комиссией.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  • Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, которая проходила в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  • Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  • Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были восстановлены старые и построены новые храмы и здания обители. Видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  • Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются удивительным плодом его отеческой любви и дара учительного слова.
  • Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православия.
  • Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
  • Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  • Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  • Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и преемник преподобного Амвросия, явивший собой образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  • Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  • Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  • Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  • Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  • Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Братия, убиенные на Пасху 1993 г.

  • Иеромонах Василий (Росляков)
  • Инок Трофим (Татарников)
  • Инок Ферапонт (Пушкарев)

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится по сей день.

В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года.

Оптинские новомученики

Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны, а дальнейшие судьбы бывших насельников обители долго оставались неизвестными. Лишь 17 ноября 1987 года монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви.

С первых дней открытия обители начался сбор материалов о репрессированных насельниках Оптиной Пустыни, велись и ведутся поиски в различных архивах страны, опрашивались свидетели и очевидцы эпохи. К настоящему времени исследованы судьбы 185 человек, уточнены подробности жизненного пути, а в ряде случаев установлены конечные судьбы некоторых. Документально подтверждено, что 36 человек из них расстреляны, пятеро скончались в заключении.

На основании предоставленных материалов в период с 2005 по 2007 год Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена восемнадцати подвижников Оптиной Пустыни. Среди них:

  • Преподобномученик Евфимий (Любовичев)
  • Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)
  • Преподобномученик Лаврентий (Левченко)
  • Преподобноисповедник Севастиан (Фомин)
  • Преподобномученик Серафим (Гущин)
  • Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных)
  • Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис (Козлов)
  • Преподобномученик Рафаил (Тюпин)
  • Преподобномученик Викентий (Никольский)
  • Преподобномученик Гурий (Самойлов)
  • Преподобномученик Пафнутий (Костин)
  • Преподобномученик Игнатий (Даланов)
  • Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)
  • Преподобноисповедник Агапит (Таубе)

В 2006 году в издательстве Оптиной пустыни вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). На официальном сайте Оптиной пустыни жития этих святых предлагаются читателю.

Святыни

  • Мощи прп. Амвросия Оптинского (в Введенском соборе)
  • Мощи прп. Нектария Оптинского (в Введенском соборе)
  • Мощи прп. Моисея Оптинского (храм в честь Казанской иконы Божией Матери)
  • Мощи прп. Антония Оптинского (храм в честь Казанской иконы Божией Матери)
  • Мощи прп. Исаакия I Оптинского (храм в честь Казанской иконы Божией Матери)
  • Мощи прп. старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа (храм в честь Владимирской иконы Божией Матери)
  • Мощи прп. Рафаила (Шейченко), исповедника (†1957 г.) (храм в честь Преображения Господня)
  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская» (в Введенском соборе)
  • Келия старца Амвросия (на территории скита, можно попасть с экскурсий)
  • Могила старца Амвросия на монастырском некрополе
  • Святой источник — Амвросиевский колодец у скита
  • Святой источник прп. Пафнутия Боровского с купелью

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Телефон: +7 48442 50 115 (вахта/коммутатор, для звонка по внутреннему монастырскому номеру дождаться автоответчика), +7 48442 50 110 (канцелярия)

Электронная почта: report@optina.ru

Официальный сайт Оптиной пустыни

Проезд:

  • Железной дорогой: От Москвы до Козельска прямого железнодорожного сообщения нет, поэтому можно добраться с Киевского вокзала следующими направлениями: Москва-Калуга, Калуга-Сухиничи, Сухиничи-Козельск.

Через Козельск проходят транзитом поезда Челябинск — (Могилев, Брест, Минск, Калининград, Гомель, Витебск). Номера этих поездов — 054К, 304Б, 414Б, 426Ч, 054К, 112Б, 605Б, 425У, 413Б, 303Б. Также транзитом останавливается поезд №131У Оренбург — Брест.

Обратно можно уехать из Козельска автобусом.

  • Автобусом: От автобусной станции Теплый Стан (Москва), находящейся в 50 м от станции метро Теплый Стан, ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва — Козельск. В метро удобнее выходить из первого вагона от центра, далее — по подземному переходу направо до конца и налево вверх. Пройдя немного вперед, после бензоколонки «ЮКОС» справа находится автостанция.

Рейсовый автобус отправляется ежедневно из Москвы в 07:00, 07:30, 07:50, 08:45, 09:45, 10:45, 12:00, 14:00,16:00, 17:00, 18:40. Маршрут в 18:00 ходит в понедельник, вторник, среду, четверг и субботу. Два маршрута в 12:45 и 15:00 идут до Сосенского ежедневно и заезжают на автостоянку в монастырь. В Оптиной Пустыни действует кассовый пункт, в котором с 05:30 до 13:00 можно приобрести автобусные билеты любого направления.

Время в пути 4–5 часов. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров. Чтобы попасть в Оптину Пустынь можно отправиться с автовокзала любым транспортом в сторону Сосенского, выйти на остановке «Мехзавод», перейти на другую сторону дороги и прогуляться около километра по лесной тропинке или по указателю вдоль дороги. От автовокзала также регулярно отправляются маршрутки, следующие до монастыря Оптина пустынь. До монастыря можно добраться и на такси.

Телефон автовокзала в Козельске: +7 48442 22 415, +7 48442 22 502

Адрес автовокзала и расписание междугородних автобусов можно посмотреть здесь

На личном транспорте из Москвы: Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы - и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно - по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два несколько раньше.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель "Калуга-Тула"). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям на Козельск.

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот.

Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой "Калуга", здесь уходим влево.

Через несколько километров, после поворота, будет указатель.

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость был построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

Далее дорога ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.

После поворота - открывается прекрасный вид на монастырь Оптина пустынь.

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Также в монастырь можно приехать через паломническую службу Московского или Санкт-Петебургского подворья монастыря. Подробности можно узнать в экскурсионной службе подворья.

Паломнику

Путеводитель по монастырю

Богослужения

Расписание богослужений регулярно обновляется, ознакомиться с расписанием можно на сайте монастыря.

Исповедь ежедневно по будням:

  • 6:00 — 9:00 в Казанском Храме
  • 8:30 — 12:00 в Введенском Храме

Исповедь в воскресные и праздничные дни:

  • 5:30 — 11:30 в Казанском Храме, а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия служится ежедневно в Введенско храме: в 5:30, 13:00 (по будням); в 8:00, 13:00 (в воскресные и праздничные дни)

Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.

По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.

По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.

Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого:

  • Для взрослых в воскресные дни в 13:30
  • Для младенцев в субботу в 13:30

Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.

Гостиницы

Приезжающим в Оптину Пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

  • Монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9:

Бронирование для частных лиц: Гостиница № 3, 4 – одноместный, 2-х местный, 3-х местный номера Гостиница № 5, 6 - 2-х местный и 3-х местный номера Гостиница № 9 – 2-х местный и 3-х местный номера

Бронирование осуществляется по телефону +7 48442 50 166 с 8:00 до 17:00

Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.

Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.

Бронирование гостиниц для паломнических групп: Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 человек Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования Можно забронировать трапезу (обед, ужин)

Бронирование осуществляется по телефону +7 48442 50 166

Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5: 9:00 – 23:00 (по рабочим дням), 11:00 – 23:00 (по субботам), 14:00 – 23:00 (в воскресенье)

  • Гостиница для священнослужителей:

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

  • Гостиница Предтеченского Скита:

В паломническую гостиницу бесплатно поселяются мужчины, православного вероисповедания или готовящиеся принять крещение, приехавшие на срок более трех суток, готовые нести трудовые послушания, имеющие при себе паспорт, без вредных привычек.

Подробнее о заселении и проживании в гостинице на официальном сайте монастыря

  • Гостевые пятикомнатные домики:
    • Одноместная комната
    • Двух-трехместная комната
    • Четырехместная комната

Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

Также гостиницы или апартаменты для проживания можно найти в Козельске и Сосенском.

Трапезные

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная «Чайная "Монастырский хлеб"», где паломникам предлагается полноценное питание.

У ворот монастыря располагается мини-кафе – палатки с монастырской выпечкой и напитками и летней верандой.

Экскурсии

Экскурсионная служба Оптиной Пустыни знакомит паломников с духовным наследием обители, ей преподобными старцами и будничной жизнью монастыря. Экскурсии проводят братия монастыря, а также штатные оптинские экскурсоводы. Для паломников из-за рубежа, по благословению, экскурсии могут быть проведены на английском и греческом языках.

Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8.30 до 17.00

Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа

Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей.

Телефон: +7 48442 50 139, +7 910 544 90 10

Электронная почта: excursion@optina.ru, palomnik@optina.ru

Экскурсионная служба Оптиной пустыни

Трудникам и волонтёрам

Трудничество — это особый вид паломничества, когда человек не только молится, но и трудится в монастыре наравне с насельниками во славу Божию. Православным паломникам, имеющим желание в течение продолжительного срока пожить в Оптиной пустыни и поработать на монастырских послушаниях, прежде чем приехать в обитель, обязательно нужно связаться со службой приёма трудников по следующим контактным телефонам:

Фото


Видео

Ссылки