Андреевский мужской монастырь (Москва): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (→Фото) |
ЕвгенияС (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показано 28 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=55.71186, 37.57518|вид=Монастырь}} | {{Местоположение|локация=55.71186, 37.57518|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 7.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | [[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 7.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | ||
'''Андреевский мужской монастырь''' — [[Аннотация:: | '''Андреевский мужской монастырь в Пленницах ''' — [[Аннотация::ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в Москве, у подножья Воробьёвых гор. В зданиях монастыря расположены Синодальная библиотека, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации, учебный комитет и институт перевода Библии.]] | ||
{{Погода|id=213}} | |||
== История == | == История == | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 6.jpg|мини|360px|справа||Андреевский монастырь, 1708–1709 гг.]] | [[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 6.jpg|мини|360px|справа||Андреевский монастырь, 1708–1709 гг.]] | ||
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века. | Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века. | ||
В «Житии милостивого мужа [https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-17/165 Ртищева]» о начале монастыря говорится: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно… За благоволением царским и благословением святейшего патриарха Иосифа устои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и первым настоятелем его был назначен Досифей. Другой источник утверждает, что «по указу царя Алексея Михайловича келарь [[Новоспасский мужской монастырь (Москва)|Новоспасского монастыря]] Пафнутий Еропкин получил поручение организовать здесь монастырь». | В «Житии милостивого мужа [https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-17/165 Ртищева]» о начале монастыря говорится: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно… За благоволением царским и благословением святейшего патриарха Иосифа устои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и первым настоятелем его был назначен Досифей. Другой источник утверждает, что «по указу царя Алексея Михайловича келарь [[Новоспасский мужской монастырь (Москва)|Новоспасского монастыря]] Пафнутий Еропкин получил поручение организовать здесь монастырь». | ||
[[Файл:Андреевский_мужской_монастырь_(Москва)_5-2.jpg|мини|360px|справа||Ф. М. Ртищев, памятник «1000-летие России» в В. Новгороде]] | |||
Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, а в 1650 году — Дамаскин Птицкий. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15. | Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, а в 1650 году — Дамаскин Птицкий. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15. | ||
В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) Донской, в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков. | В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) [[Донской мужской монастырь (Москва)|Донской]], в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков. | ||
В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к [[Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь|Заиконоспасскому монастырю]]: «придан» Славяно-греко-латинской академии, куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения». | В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к [[Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь|Заиконоспасскому монастырю]]: «придан» Славяно-греко-латинской академии, куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения». | ||
В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ, а на содержание монахов была назначена «руга». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в Донской монастырь, а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма. | В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ, а на содержание монахов была назначена «руга». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в [[Донской мужской монастырь (Москва)|Донской монастырь]], а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма. | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 4.jpg|мини|360px|справа||Андреевский мужской монастырь, XIX — XX вв.]] | |||
В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня. | В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня. | ||
Строка 29: | Строка 31: | ||
В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов. | В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов. | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 3.jpg|мини|360px|справа||Андреевский мужской монастырь, XX в.]] | |||
14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Данилова монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье». | 14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Данилова монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье». | ||
1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата бывший монастырь впервые посетил Патриарх Алексий II. Поводом для этого визита послужило открытие в её стенах читального зала Синодальной библиотеки. Патриарх, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена. На основании постановления правительства Москвы № 1004 от 17 декабря 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование. | 1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата бывший монастырь впервые посетил Патриарх Алексий II. Поводом для этого визита послужило открытие в её стенах читального зала Синодальной библиотеки. Патриарх, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена. На основании постановления правительства Москвы № 1004 от 17 декабря 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование. | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 9.jpg|мини|360px|справа||Андреевский мужской монастырь, XXI в.]] | |||
16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев). | 16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев). | ||
24 марта 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в [[Свято-Данилов мужской монастырь (Москва)|Даниловом монастыре]] в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания члены Синода постановили закрепить должность наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря за руководителем Аспирантуры [[Московская духовная академия и семинария|Московской духовной академии]] профессором МДА игуменом [https://azbyka.org/otechnik/Dionisij_Shlenov/ Дионисием (Шлёновым)] (См. журнал 26). | 24 марта 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в [[Свято-Данилов мужской монастырь (Москва)|Даниловом монастыре]] в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания члены Синода постановили закрепить должность наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря за руководителем Аспирантуры [[Московская духовная академия и семинария|Московской духовной академии]] профессором МДА игуменом [https://azbyka.org/otechnik/Dionisij_Shlenov/ Дионисием (Шлёновым)] (См. журнал 26). | ||
[[Файл:Андреевский_мужской_монастырь_(Москва)_16.jpg|мини|360px|справа||Игумен Дионисий (Шлёнов)]] | |||
'''Игумен Дионисий (Шлёнов)''' | '''Игумен Дионисий (Шлёнов)''' | ||
Профессор кафедры Филологии Московской духовной академии, директор Библиотеки и Издательства МДА. Автор более 100 публикаций, переводов текстов, докладов по богословской тематике, церковных проповедей и духовных стихотворений. Автор учебного пособия «Хрестоматия по латинской христианской литературе со словарем». Словарь более чем из 5000 слов стал первым и единственным в русской библиографии латино-русским словарем христианской латыни. В 1998 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения». Пострижен в монашество 27 марта 1998 г., рукоположен в сан иеродиакона 11 апреля 1998 г., рукоположен в сан иеромонаха 21 ноября 1998 г. | Профессор кафедры Филологии Московской духовной академии, директор Библиотеки и Издательства МДА. Автор более 100 публикаций, переводов текстов, докладов по богословской тематике, церковных проповедей и духовных стихотворений. Автор учебного пособия «Хрестоматия по латинской христианской литературе со словарем». Словарь более чем из 5000 слов стал первым и единственным в русской библиографии латино-русским словарем христианской латыни. В 1998 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения». Пострижен в монашество 27 марта 1998 г., рукоположен в сан иеродиакона 11 апреля 1998 г., рукоположен в сан иеромонаха 21 ноября 1998 г. | ||
С 1999 г. стал одним из инициаторов возрождения преподавания классических языков и новогреческого языка в МДАиС на базе Греческого кабинета, созданного в 1998 г. Неоднократно посещал Грецию и Западную Европу с учебными целями. Греческий кабинет был создан как центр преподавания новогреческого языка и как база для развития преподавания классических языков. | С 1999 г. стал одним из инициаторов возрождения преподавания классических языков и новогреческого языка в МДАиС на базе Греческого кабинета, созданного в 1998 г. Неоднократно посещал Грецию и Западную Европу с учебными целями. Греческий кабинет был создан как центр преподавания новогреческого языка и как база для развития преподавания классических языков. | ||
В 1999–2012 гг. преподавал древнегреческий и латинский языки в МДАиС. | В 1999–2012 гг. преподавал древнегреческий и латинский языки в МДАиС. | ||
Строка 47: | Строка 57: | ||
В 2006–2012 гг. — инициатор и руководитель проекта по созданию библиотеки на иностранных языках, в результате которого Библиотека МДА пополнилась на 53 тыс. книг, полученных в дар из различных университетов и институтов Западной Европы. | В 2006–2012 гг. — инициатор и руководитель проекта по созданию библиотеки на иностранных языках, в результате которого Библиотека МДА пополнилась на 53 тыс. книг, полученных в дар из различных университетов и институтов Западной Европы. | ||
С 2010 г. — заведующий Библиотекой МДА. | С 2010 г. — заведующий Библиотекой МДА. | ||
С сентября 2012 г. — заведующий профилем «Греческая христианская литература» на отделении христианской литературы, открытом на базе кафедры Филологии МДА, преподаватель курса «История византийской богословской литературы» на данном профиле, и других курсов, включая чтение оригинальных текстов христианских авторов. | С сентября 2012 г. — заведующий профилем «Греческая христианская литература» на отделении христианской литературы, открытом на базе кафедры Филологии МДА, преподаватель курса «История византийской богословской | ||
литературы» на данном профиле, и других курсов, включая чтение оригинальных текстов христианских авторов. | |||
С 2017 г. — профессор кафедры Филологии Московской духовной академии. | С 2017 г. — профессор кафедры Филологии Московской духовной академии. | ||
С 2019 г. — директор Издательства МДА. | С 2019 г. — директор Издательства МДА. | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. | В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. | ||
'''Храмы''' | '''Храмы''' | ||
Строка 66: | Строка 70: | ||
* Церковь св. мч. Андрея Стратилата, над восточными воротами | * Церковь св. мч. Андрея Стратилата, над восточными воротами | ||
Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен [https://azbyka.org/days/sv-filaret-moskovskij-drozdov cвятителем Филаретом, Митрополитом Московским], во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Расцвет монастыря связан с основанием в его стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (†1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. по его приглашению ученые киевские монахи [https://azbyka.org/otechnik/bibliog/literatura-drevnej-rusi-biobibliograficheskij-slovar/29 Епифаний (Славинецкий)], Арсений (Сатановский), [https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-6/65 Дамаскин (Птицкий)], Феодосий (Сафанович) и др. разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. | |||
Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен | |||
В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. | В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. | ||
Строка 87: | Строка 89: | ||
* '''Средняя общеобразовательная школа при Андреевском монастыре''' | * '''Средняя общеобразовательная школа при Андреевском монастыре''' | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 13.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | [[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 13.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | ||
Школа основана в 1997 году в архитектурно-историческом комплексе бывшего Андреевского монастыря города Москвы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (Именно в Андреевском монастыре в XVII веке было создано первое в России гуманитарное учебно-исследовательское учреждение, предшественник Славяно-Греко-Латинской академии и Московского университета.) | Школа основана в 1997 году в архитектурно-историческом комплексе бывшего Андреевского монастыря города Москвы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (Именно в Андреевском монастыре в XVII веке было создано первое в России гуманитарное учебно-исследовательское учреждение, предшественник Славяно-Греко-Латинской академии и Московского университета.) | ||
Строка 99: | Строка 99: | ||
Наполняемость в классе — не более 16 человек. Школа функционирует в режиме «полного дня» пятидневной недели. В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив — учителя высшей и 1-й категорий, кандидаты наук, заслуженные работники образования и культуры, объединённые общими целями миссионерского православного просвещения детей и родителей. | Наполняемость в классе — не более 16 человек. Школа функционирует в режиме «полного дня» пятидневной недели. В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив — учителя высшей и 1-й категорий, кандидаты наук, заслуженные работники образования и культуры, объединённые общими целями миссионерского православного просвещения детей и родителей. | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 14.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | |||
В Школе при Андреевском монастыре создана уникальная среда для образовательного, духовно-нравственного и культурного развития учащихся. Основной целью образовательного и воспитательного процесса школы при Андреевском монастыре является восстановление духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания детей на православной основе, в тесном сотрудничестве с семьёй. Результатом многолетней работы педагогического коллектива является создание единого образовательного пространства в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которое представлено в фундаментальном светском образовании и глубоком православном воспитании. | В Школе при Андреевском монастыре создана уникальная среда для образовательного, духовно-нравственного и культурного развития учащихся. Основной целью образовательного и воспитательного процесса школы при Андреевском монастыре является восстановление духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания детей на православной основе, в тесном сотрудничестве с семьёй. Результатом многолетней работы педагогического коллектива является создание единого образовательного пространства в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которое представлено в фундаментальном светском образовании и глубоком православном воспитании. | ||
[[Файл:Андреевский мужской монастырь (Москва) 15.jpg|мини|360px|справа||alt=Андреевский мужской монастырь (Москва)]] | |||
Интеграция светского и православного образования реализуется таким образом, что знания, полученные учащимися в результате урочной и внеурочной деятельности, основываются на христианском нравственном учении, на системе духовно-нравственных ценностей и поступков. Основные знания о религии, о православии, об истории религий учащиеся получают не только на уроках вероучительных дисциплин: «Основы православной веры» (Закон Божий), «Основы православной культуры», но и на занятиях в системе дополнительного образования: «Церковное хоровое пение», «Православное чтение», «Греческий язык», а также во время богослужений в храме, на школьных мероприятиях традиционных православных праздников («Рождество Христово», «Пасха») и других внеклассных мероприятиях, и на интегрированных уроках по различным учебным предметам. | Интеграция светского и православного образования реализуется таким образом, что знания, полученные учащимися в результате урочной и внеурочной деятельности, основываются на христианском нравственном учении, на системе духовно-нравственных ценностей и поступков. Основные знания о религии, о православии, об истории религий учащиеся получают не только на уроках вероучительных дисциплин: «Основы православной веры» (Закон Божий), «Основы православной культуры», но и на занятиях в системе дополнительного образования: «Церковное хоровое пение», «Православное чтение», «Греческий язык», а также во время богослужений в храме, на школьных мероприятиях традиционных православных праздников («Рождество Христово», «Пасха») и других внеклассных мероприятиях, и на интегрированных уроках по различным учебным предметам. | ||
Строка 190: | Строка 194: | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Андреевский мужской монастырь (Москва) 8.jpg | Андреевский мужской монастырь (Москва) 8.jpg | ||
Андреевский мужской монастырь (Москва) | Андреевский мужской монастырь (Москва) 12.jpg | ||
Андреевский мужской монастырь (Москва) 19.jpg | |||
Андреевский мужской монастырь (Москва) 11.jpeg | Андреевский мужской монастырь (Москва) 11.jpeg | ||
Андреевский_мужской_монастырь_(Москва).jpg | |||
</gallery> | </gallery> | ||
Строка 205: | Строка 210: | ||
* [https://drevo-info.ru/articles/13678975.html Монастырь на сайте drevo-info] | * [https://drevo-info.ru/articles/13678975.html Монастырь на сайте drevo-info] | ||
* [http://moseparh.ru/ Московская Епархия. Фотографии] | * [http://moseparh.ru/ Московская Епархия. Фотографии] | ||
* [https://mroc.pravobraz.ru/shkola-pri-andreevskom-monastyre-2018/ Школа при Андреевском монастыре представила опыт реализации православного компонента. Фотографии] | * [https://mroc.pravobraz.ru/shkola-pri-andreevskom-monastyre-2018/ Православное образование. Школа при Андреевском монастыре представила опыт реализации православного компонента. Фотографии] | ||
* [http://www.patriarchia.ru/db/text/3103842.html Патриархия.ру. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь] | * [http://www.patriarchia.ru/db/text/3103842.html Патриархия.ру. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь] | ||
* [http://www.patriarchia.ru/db/text/5911541.html Патриархия.ру. Наместником Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы назначен игумен Дионисий (Шлёнов)] | * [http://www.patriarchia.ru/db/text/5911541.html Патриархия.ру. Наместником Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы назначен игумен Дионисий (Шлёнов)] |
Текущая версия от 00:31, 31 марта 2024
Андреевский мужской монастырь в Пленницах — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в Москве, у подножья Воробьёвых гор. В зданиях монастыря расположены Синодальная библиотека, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации, учебный комитет и институт перевода Библии.
История[править | править код]
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века.
В «Житии милостивого мужа Ртищева» о начале монастыря говорится: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно… За благоволением царским и благословением святейшего патриарха Иосифа устои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и первым настоятелем его был назначен Досифей. Другой источник утверждает, что «по указу царя Алексея Михайловича келарь Новоспасского монастыря Пафнутий Еропкин получил поручение организовать здесь монастырь».
Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, а в 1650 году — Дамаскин Птицкий. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15.
В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) Донской, в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков.
В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю: «придан» Славяно-греко-латинской академии, куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения».
В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ, а на содержание монахов была назначена «руга». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в Донской монастырь, а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма.
В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня.
Во время эпидемии 1771 года на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей; здесь были похоронены представители таких знатных фамилий как Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы, Машковы, Ларионовы и др. Некрополь обители, сложившийся в XVIII—XIX вв., в основном уничтожен в 20-х — 40-х годах XX века.
В 1806 году, 21 сентября, здесь открылась богадельня Московского купеческого общества на 530 престарелых и инвалидов, для чего были заново отстроены жилые корпуса. После 1812 года здания богадельни были временно переданы коммерческому училищу, которое находилось в них до 12 декабря 1815 года, — до переезда в собственное здание на Остоженке (дом 38).
В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов.
14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Данилова монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».
1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата бывший монастырь впервые посетил Патриарх Алексий II. Поводом для этого визита послужило открытие в её стенах читального зала Синодальной библиотеки. Патриарх, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена. На основании постановления правительства Москвы № 1004 от 17 декабря 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование.
16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев).
24 марта 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания члены Синода постановили закрепить должность наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря за руководителем Аспирантуры Московской духовной академии профессором МДА игуменом Дионисием (Шлёновым) (См. журнал 26).
Игумен Дионисий (Шлёнов) Профессор кафедры Филологии Московской духовной академии, директор Библиотеки и Издательства МДА. Автор более 100 публикаций, переводов текстов, докладов по богословской тематике, церковных проповедей и духовных стихотворений. Автор учебного пособия «Хрестоматия по латинской христианской литературе со словарем». Словарь более чем из 5000 слов стал первым и единственным в русской библиографии латино-русским словарем христианской латыни. В 1998 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения». Пострижен в монашество 27 марта 1998 г., рукоположен в сан иеродиакона 11 апреля 1998 г., рукоположен в сан иеромонаха 21 ноября 1998 г. С 1999 г. стал одним из инициаторов возрождения преподавания классических языков и новогреческого языка в МДАиС на базе Греческого кабинета, созданного в 1998 г. Неоднократно посещал Грецию и Западную Европу с учебными целями. Греческий кабинет был создан как центр преподавания новогреческого языка и как база для развития преподавания классических языков. В 1999–2012 гг. преподавал древнегреческий и латинский языки в МДАиС. В 2001–2010 гг. читал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете курсы по патрологии (отцы Добротолюбия и византийская патрология (с VI в.)). С 2003 г. — заместитель главного редактора академического журнала «Богословский вестник». В 2006–2011 гг. преподавал византологию в МДАиС. В 2006–2012 гг. — инициатор и руководитель проекта по созданию библиотеки на иностранных языках, в результате которого Библиотека МДА пополнилась на 53 тыс. книг, полученных в дар из различных университетов и институтов Западной Европы. С 2010 г. — заведующий Библиотекой МДА. С сентября 2012 г. — заведующий профилем «Греческая христианская литература» на отделении христианской литературы, открытом на базе кафедры Филологии МДА, преподаватель курса «История византийской богословской литературы» на данном профиле, и других курсов, включая чтение оригинальных текстов христианских авторов. С 2017 г. — профессор кафедры Филологии Московской духовной академии. С 2019 г. — директор Издательства МДА.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Храмы
- Собор Воскресения Христова в Пленницах
- Церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне)
- Церковь св. мч. Андрея Стратилата, над восточными воротами
Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен cвятителем Филаретом, Митрополитом Московским, во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Расцвет монастыря связан с основанием в его стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (†1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. по его приглашению ученые киевские монахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий), Феодосий (Сафанович) и др. разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.
В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР.
В августе 1991 г. образовано Патриаршее подворье и принято решение о размещении в обители Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С марта 1992 г. в храме Воскресения Христова возобновлены Богослужения В 1997 г. возстановлена звонница на колокольне. 16 июля 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви вместо Патриаршего подворья возсоздан Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, наместником монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт. В настоящее время ведутся реставрационно-возстановительные работы. В 2015 году храму исполнилось 340 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт совершил освящение трех Престолов надвратного храма: центрального во имя Святого мученика Андрея Стратилата, правого во имя Святого апостола Андрея Первозванного и левого во имя Великомученика Феодора Стратилата.
-
Собор Воскресения Христова в Пленницах
-
Церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне)
-
Церковь св. мч. Андрея Стратилата
-
Собор Воскресения Христова. Интерьер
Деятельность монастыря[править | править код]
- Социальное служение
- Тюремное служение
- Религиозное образование (Воскресная школа)
- Средняя общеобразовательная школа при Андреевском монастыре
Школа основана в 1997 году в архитектурно-историческом комплексе бывшего Андреевского монастыря города Москвы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (Именно в Андреевском монастыре в XVII веке было создано первое в России гуманитарное учебно-исследовательское учреждение, предшественник Славяно-Греко-Латинской академии и Московского университета.)
АНОО «Школа при Андреевском монастыре» является средней общеобразовательной школой и реализует уровни общего образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Наполняемость в классе — не более 16 человек. Школа функционирует в режиме «полного дня» пятидневной недели. В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив — учителя высшей и 1-й категорий, кандидаты наук, заслуженные работники образования и культуры, объединённые общими целями миссионерского православного просвещения детей и родителей.
В Школе при Андреевском монастыре создана уникальная среда для образовательного, духовно-нравственного и культурного развития учащихся. Основной целью образовательного и воспитательного процесса школы при Андреевском монастыре является восстановление духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания детей на православной основе, в тесном сотрудничестве с семьёй. Результатом многолетней работы педагогического коллектива является создание единого образовательного пространства в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которое представлено в фундаментальном светском образовании и глубоком православном воспитании.
Интеграция светского и православного образования реализуется таким образом, что знания, полученные учащимися в результате урочной и внеурочной деятельности, основываются на христианском нравственном учении, на системе духовно-нравственных ценностей и поступков. Основные знания о религии, о православии, об истории религий учащиеся получают не только на уроках вероучительных дисциплин: «Основы православной веры» (Закон Божий), «Основы православной культуры», но и на занятиях в системе дополнительного образования: «Церковное хоровое пение», «Православное чтение», «Греческий язык», а также во время богослужений в храме, на школьных мероприятиях традиционных православных праздников («Рождество Христово», «Пасха») и других внеклассных мероприятиях, и на интегрированных уроках по различным учебным предметам.
Православный компонент учебного плана Школы при Андреевском монастыре реализуется в соответствии со статусом образовательного учреждения как православной школы и представлен следующими учебными курсами и дисциплинами в основном образовании за счёт часов, отведённых на компонент образовательного учреждения:
- 1-9 классы — «Основы православной веры»;
- 4 класс — ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»;
- 5-6 классы — «ОПК. Церковнославянский язык»;
- 7-9 классы — «Основы православной культуры»;
- 10-11 классы — «История мировых религий народов России»;
и в дополнительном образовании:
- 1-8 классы — «Церковное хоровое пение»;
- 10-11 классы — «Основы православной веры».
Данные программы составлены в соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждённого решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 76).
Школа участвует в различных мониторинговых исследованиях образовательных достижений учащихся, проводимых Департаментом Образования города Москвы, подтверждая стабильный уровень качества образования, обеспечивая реализацию Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС).
Учащиеся 9 и 11 классов успешно сдают ГИА и ЕГЭ. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения, такие как МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, РУДН, МФЮА, МГЮА им. О.Е. Кутафина, Московскую Православную Духовную Академию, Московскую Сретенскую Духовную Семинарию и т.д.
В дополнительном образовании учреждения представлены разнообразные кружки, студии, клубы:
- Студия декоративно-прикладного искусства: «Аппликация из бумаги», «Стили декоративного искусства», «Орнамент. Узор», ИЗО-студия «Акварелька», «Графика», «Живопись»,
- Церковный хор «Андреевские звоны»,
- Музыкальная студия «Росинки»,
- Клуб «Первый шаг в науку»,
- Компьютерный клуб «Информатика для малышей», «Мир мультимедиа технологий»,
- Театральная студия «Розовый бутон»,
- Клуб «Юный журналист»,
- Клуб тележурналистики,
- Студия танца «Преображение»,
- Клуб спортивных игр, а также секции: «Здоровей-ка!», «Поиграй со мной».
В школе со 2-го класса углублённо изучается английский язык, а с 5-го класса учащимся представлена возможность изучать второй иностранный язык: французский, немецкий и греческий по выбору. Осуществляется факультативная работа по подготовке к ГИА для учащихся 9 и 11 классов.
Традиционными для всех учащихся стали такие мероприятия, как: паломнические поездки, которые проходят в форме образовательных экскурсий; благотворительная Рождественская ярмарка «Дарите добро на Рождество!»; торжества, посвящённые двунадесятым православным праздникам; акции милосердия в Петровском детском доме и реабилитационном центре РДКБ для детей-сирот «В гостях у Незнайки»; детские литургии с участием школьного церковного хора в храме Воскресения Христова Андреевского ставропигиального мужского монастыря, и, конечно же, ежедневное молитвенное правило перед началом учёбы. Инновационная деятельность в системе воспитательной работы в школе представлена в организации коллективно–творческой проектной деятельности, которая посвящена памятным датам Русской Православной Церкви.
Для учащихся нашей школы традиционными стали встречи с духовенством.
Педагогический коллектив школы активно принимает участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. Многие учителя школы публикуют свои работы в печатных изданиях образовательной направленности.
Опыт школы по духовно-нравственному воспитанию школьников был представлен в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» на семинаре «Реализация метапредметного подхода при изучении православной культуры в школе» (январь 2014 года), а также в течение двух лет на семинарах, организованных Московским епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации, Юго–Западным викариатством города Москвы, Департаментом Образования города Москвы.
Официальный сайт Андреевской школы
Святыни[править | править код]
- Особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы
- Деревянное распятие XIX в.
- Мощевики
Престольные праздники[править | править код]
- Андрей Стратилат, мученик – 1 сентября
- Феодор Стратилат, великомученик - 21 февраля, 21 июня
- Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
- Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) - 26 сентября
- Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
- Андрей Первозванный, апостол - 13 декабря
Памятные даты в истории монастыря
- 1 сентября (19 августа ст.ст.) 1591 г. - избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея
- 1648 г. – основание Андреевского монастыря в Москве (365-летие)
- 4 июля (21 июня ст.ст.) 1673 г. – кончина основателя болярина Феодора Ртищева (340-летие)
- 1675 г. – освящение надвратного храма Мученика Андрея Стратилата
- 1703 г. – освящение храма Воскресения Словущего (310-летие)
- 1748 г. – строительство колокольни и освящение храма Архангела Михаила (265-летие)
- 1848 г. – обновление колокольни и освящение храма Апостола Иоанна Богослова (165-летие)
- 14 августа 1991 г. – возобновление Богослужений в храмах б. Андреевского монастыря
- 16 июля 2013 г. – возобновление Андреевского ставропигиального мужского монастыря
Как добраться[править | править код]
Адрес: 119334, Россия, г. Москва, Андреевская набережная, д. 2
Проезд: ст. м. «Воробьевы горы» или «Ленинский проспект»
Телефоны: +7 963 770 10 30, +7 499 135 81 15
Электронная почта: asmm_2013@mail.ru (канцелярия)
Паломнику[править | править код]
Организованы экскурсии по монастырю для паломников и всех желающих. Паломническая служба монастыря проводит обзорные экскурсии с посещением храмов и колокольни. Экскурсионная программа организована совместно с проектом правительства Москвы "Выход в город". Продолжительность экскурсии 60 минут.
Дополнительная информация у ответственного за организацию паломнической службы. +7 916 409 07 39 (диакон Николай Сухарев)
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт монастыря
- Монастырский вестник. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
- Монастырь на сайте drevo-info
- Московская Епархия. Фотографии
- Православное образование. Школа при Андреевском монастыре представила опыт реализации православного компонента. Фотографии
- Патриархия.ру. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
- Патриархия.ру. Наместником Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы назначен игумен Дионисий (Шлёнов)
- Православный портал «Азбука веры». Игумен Дионисий (Шлёнов)