Свято-Данилов мужской монастырь (Москва)
Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России.
История[править | править код]
Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы[править | править код]
Основание[править | править код]
Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника.
Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению.
Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского. (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.)
Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский.
В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте.
При Иване Калите[править | править код]
В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.
На старом месте остался лишь храм, превращенный в обычную приходскую церковь. Здесь духовно окормлялись жители «сельца Даниловского», как оно именовалось в документах того времени. Однако благоверный князь Даниил не покинул своей обители, с конца XV века известны свидетельства о его явлениях и чудесах. Так, святой явился одному молодому боярину и наказал передать свои слова великому князю Ивану III Васильевичу (1440—1505): «Если ты меня забыл, то Бог меня не забывал никогда».
При Иване Грозном[править | править код]
При царе Иване Грозном монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.
Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.
18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством.
Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.
Монастырь при династии Романовых[править | править код]
К наступившим наконец мирным временам относятся первые сведения о числе насельников обители. Согласно писцовым книгам 1626—28 годов, в монастыре имелись келья игумена и четыре кельи иноков. В конце XVII века в нем подвизались «два попа», иеродиакон и «шесть старцев», то есть простых монахов.
Середина XVII века отмечена важнейшим событием в истории обители: 30 августа 1652 года были обретены мощи св. князя Даниила. По указанию светского и духовного владык — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона — мощи торжественно перенесли в храм Семи Соборов.
Во времена Российской Империи[править | править код]
При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.
Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое "социальное" - служение: в ней была устроена богадельня.
К этому же времени (1792—1800 годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.
В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила.
В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859).
В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.
Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь.
В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский). А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский), будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.
Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского). При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом.
Монастырь в ХХ веке[править | править код]
Послереволюционные годы[править | править код]
В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек.
«Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона, который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили.
Во времена СССР[править | править код]
К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов). Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев).
Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий».
Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.
На рубеже 1920—30-х годов был уничтожен монастырский некрополь. В июле 1931 года власти распорядились перенести останки Н.В. Гоголя, Н.Г. Рубинштейна, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова. Остальные могилы запахали, а надгробия распродали в качестве стройматериала. Была организована продажа восемнадцати колоколов американскому бизнесмену Крейну. Лишь несколько лет назад Гарвардский университет вернул колокола их законному владельцу.
Осень 1937 года венчала историю "старого" Данилова. 9 сентября были расстреляны архимандрит Симеон (в схиме Даниил) (Холмогоров), игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренев), иеродиакон Анания (Алексеев); 23 октября — архиепископ Феодор (Поздеевский); 27 октября — архимандрит Поликарп (Соловьев).
Возвращение монастыря Русской Православной Церкви[править | править код]
Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. Верующие москвичи хорошо помнят то время, поскольку во всех храмах Москвы тогда было введено пение тропаря св. князю Даниилу.
Символично, что руководству колонии не удалось эвакуировать из обители установленный в ней памятник Ленину. Когда его стали поднимать с помощью крана, трос лопнул и памятник разлетелся на куски...
Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ставший спустя семь лет Первоиерархом Русской Православной Церкви, возглавил Комиссию по восстановлению Даниловой обители. Наместником-восстановителем Данилова назначили архимандрита Евлогия (Смирнова), ныне архиепископа Владимирского и Суздальского.
3 сентября 1983 года в обители впервые за полвека прошли богослужения. В празднество Тысячелетия Крещения Руси, 26 марта 1988 года, был освящен восстановленный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Современное состояние[править | править код]
Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов).
Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви.
Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях.
Храмы[править | править код]
Архитектурный ансамбль Даниловой обители почти беспрерывно менялся на протяжении семи веков: обветшавшие постройки сносились или реставрировались, появлялись пристройки и приделы, возводились новые здания, устраивались часовни. Здесь был сооружен первый памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. Сегодняшний Данилов монастырь — это духовно-административный центр Русской Православной Церкви. В его архитектуре, как на каменных скрижалях, прочитывается вся история русского Православия.
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — самая древняя монастырская каменная постройка. Этот храм в его первоначальном виде возводился в 1555—1560 годах (освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Иоанна Грозного). Рядом спустя столетие была построена Покровская церковь с приделом во имя пророка Даниила. В 1730 году, когда храм Святых Отцов обветшал, его разобрали, а стены нового, сохранившегося доныне, воздвигли на сводах Покровской церкви, которая стала цокольным, нижним этажом единого храмового комплекса. В 1806 году в верхнем храме были устроены два придела — во имя благоверного князя Даниила Московского (северный) и святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (южный).
Иконостас храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — также древнейший в монастыре. Нижний (или местный) его ряд составлен из икон разного времени и происхождения. Здесь находится одна из особо почитаемых монастырских икон — Владимирский образ Божией Матери с акафистом на полях (XVI в.). Монастырское предание гласит, что Владимирская икона Божией Матери является вкладом царя Ивана Грозного. Несомненно, что она была уже в иконостасе первого каменного храма. На одном из клейм акафиста изображена Святая София Премудрость Божия.
Вместе с древними образами в нижнем ряду иконостаса помещены иконы современного письма, в том числе храмовая икона «Семь Вселенских Соборов», расположенная справа от Царских врат. В центре иконы изображен стоящий Спаситель, окруженный клеймами с циклом Вселенских Соборов. На клеймах — византийские императоры, при которых созывался тот или иной Собор, а также участники Собора, разделенные на группы православных и еретиков (последние — без нимбов). Надпись на каждом клейме содержит сведения о Соборе.
Верхние ряды иконостаса храма Святых Отцов представляют собой единый ансамбль из 67 икон костромского письма, датируемых концом XVII века. Их передали в Данилов монастырь из Троице-Сергиевой Лавры.
Северный придел храма посвящен основателю обители — благоверному князю Даниилу. Он был устроен в 1806 году и вновь освящен 10 сентября 2000 года. На фресках придела — эпизоды из жития св. Даниила.
Храм преподобного Даниила Столпника
Преподобный Даниил Столпник являлся небесным покровителем святого князя Даниила. Деревянный храм во имя прп. Даниила Столпника просуществовал до XVIII века, а затем был перенесен в третий ярус храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (над его притвором).
Иконостас церкви — четырехъярусный. Царские врата были переданы из музея Московского Кремля и представляют собой великолепный образец древнерусского искусства XVII века. Праздничный чин составлен из икон XVIII—XIX веков. В деисисный чин входят пять икон северного письма начала XVII столетия.
Весь пророческий ряд, четыре иконы деисиса и образы Господа Вседержителя и Божией Матери из местного ряда написаны священником Вячеславом Савиных в 1986—1988 годах.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Покровская церковь с северным приделом во имя святого пророка Даниила находится в цокольном этаже храма Святых Отцов, с которым она имеет общий вход. Эта церковь была сооружена в 70-е годы XVII века и первоначально стояла отдельно от главного храма.
Иконостасы Покровской церкви выполнены в 1984 году мастерами под началом самого, пожалуй, известного современного иконописца — игумена Зинона (Теодора). Отец Зинон строжайшим образом следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV — начала XVI веков.
Иконостас придела во имя пророка Даниила замечателен подбором редких икон в нижнем ряду. Справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева — образ Божией Матери с Богомладенцем «Гора Нерукосечная». На южных вратах иконостаса изображен святой пророк Даниил во рву львином.
Троицкий собор
Троицкий собор Данилова монастыря строился в 1833—1838 годах по проекту знаменитого архитектора О. И. Бове. Главный престол храма освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет 13 сентября 1838 года. В том же году были освящены и два придела — в честь Зачатия праведной Анны (северный) и во имя преподобного Алексия, человека Божия (южный).
Архитектура храма выполнена в стиле классицизма. Иконостасы собора расписаны мастерами под руководством архимандрита Николая (Самсонова). Находящаяся в соборе икона Божией Матери «Троеручица» (конец XVII — начало XVIII вв.) относится к особо чтимым образам. С ней в XIX веке дважды в год совершался крестный ход из Даниловой обители в монастырскую часовню на Большой Тульской улице. При огромном стечении народа там, прямо на улице, перед убранной цветами «Троеручицей», совершалось всенощное бдение.
В ряду особо чтимых находится и образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (вторая половина XVIII века).
Оказавшись в Троицком соборе, большая часть верующих людей идет приложиться к образу великомученика и целителя Пантелеймона. Эта икона была создана в конце XIX — начале XX веков в иконописных мастерских русского Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон.
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского была устроена в 1980-е годы — в часовне, существовавшей с конца XIX века в западном проеме Святых врат, в подклете больничного корпуса. В течение двенадцати лет в церкви хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, †1935).
Храм преподобного Симеона Столпника
Храм преподобного Симеона Столпника был сооружен в 1731 году над Святыми вратами монастыря. Над храмом возвышается 45-метровая колокольня.
Иконостас в надвратной церкви — трехъярусный; составлен из близких по стилю письма икон XVII—XX веков, пожертвованных Псково-Печерским монастырем. Его проект подготовил в 1986 году московский иконописец Сергей Николаевич Добрынин. Иконостас состоит из двенадцати икон, включая храмовый образ преподобного Симеона Столпника. Опорные брусья расписаны растительным орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи был устроен в 80-е годы прошлого столетия в подклете Троицкого собора. До разорения Данилова монастыря большевиками на этом месте были семейные усыпальницы ктиторов и благотворителей обители. Среди погребенных здесь — представители купеческой семьи Куманиных, родственников Ф. М. Достоевского. Храм освящен 7 июля 1988 года. Его достопримечательностью является белокаменный иконостас, украшенный искусной резьбой.
Подворья монастыря[править | править код]
- Подворье во имя Преподобного Сергия Радонежского (Кривель). Осенью 1992 г. наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг; †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья. Братия монастыря нуждались в продуктах питания и хотели трудиться на земле, самостоятельно обеспечивая монастырь всем необходимым.
- Подворье в селе Долматово. В пятидесяти километрах от Москвы, в селе Долматово, входящем в городской округ Домодедово, располагается подворье Данилова монастыря. Храм имеет перстол в честь Иконы Божией Матери "Знамение".
- Свято-Преображенское подворье (Ланьшино). В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II близ деревни Ланьшино Серпуховского района Московской области, на месте, исторически не имевшего ни храма, ни монастыря, было создано Свято-Преображенское подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря. В течение месяца для первых насельников подворья был возведен небольшой дом с минимальными удобствами. Электричество вырабатывал бензиновый генератор, а воду приходилось брать из неглубокого колодца, расположенного неподалеку. Через несколько дней наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий совершил освящение дома. Вскоре приехал и второй насельник, сразу же включившийся в подготовку к первому на подворье богослужению, которое состоялось 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. В этот знаменательный день была совершена первая Божественная литургия в домовом храме во имя святителя Луки Симферопольского и Крымского.
- Подворье в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (Нововолково). Храм Всемилостивого Спаса в деревне Нововолково, освящённый в 1853 году, имеет историю, уходящую корнями в конец XVII века, когда был построен первый деревянный храм в селе Дуброва (ныне Нововолково). На протяжении веков храм неоднократно перестраивался, а его судьба была тесно связана с изменением названий и статуса окружающих его поселений. В 1990-е годы началось восстановление храма из руин, и сегодня он является важной частью духовной жизни региона.
- Храм Святителя Николая в Измайлове. Приписной храм Московского ставропигиального мужского Данилова монастыря Русской Православной Церкви. Это духовный центр всего культурно-развлекательного комплекса "Кремль в Измайлово".
Некрополь[править | править код]
Даниловский некрополь ведет свою историю от древнего братского монастырского кладбища. В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всё это традиционное монашеское служение.
Здесь были похоронены выдающиеся деятели русской культуры: художник В. Г. Перов, пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн, религиозные философы и публицисты А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин, поэт Н. М. Языков, видный историк и публицист Ю. И. Венелин. Погребение на монастырском кладбище славянофилов и великого русского писателя Н. В. Гоголя принесло монастырю общественную известность и закрепило за ним особое место в истории русской культуры.
Деятельность монастыря[править | править код]
- Патриарший центр духовного развития детей и молодежи
- Регентские курсы
- Колокольный центр
- Издательство Данилова монастыря
- Интернет-журнал «Прихожанин»
- Центр бесплатной юридической помощи «Надежда»
- Центр помощи зависимым «Метанойя»
- Мастерские:
- Иконописная
- Ювелирная
- Художественно-столярная
- Багетная
- Просфорня
- Монастырская пекарня
В Данилове монастыре с 1989 года безустанно трудится катехизическая служба, которая по праву считается одной из лучших в Русской Православной Церкви. Эта служба выросла из монастырской воскресной школы и сейчас объединяет Православные педагогические курсы, Центр духовного развития детей и молодежи и постоянно действующий Научно-религиозный семинар «Православие и психология».
Центр тесно сотрудничает с государственными и общественными, научными и культурными учреждениями. Так, по приглашению Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы специалисты Центра оказывают экспертную помощь в подготовке законодательных актов в области духовно-нравственного воспитания. С 2000 года при Центре работают Курсы повышения квалификации по программе «Православная культура».
Центр не раз выступал соучредителем различных международных и отечественных фестивалей и конкурсов.
Уникальный опыт, накопленный Центром за прошедшие годы, позволил систематизировать и распространить приемы миссионерской деятельности за пределами столичного мегаполиса: подобные центры были созданы в Подмосковье (Домодедово, Одинцово, Мытищи), Твери, Ярославле, Калуге, Владимире, Туле и других городах России.
С 2006 года в Данилове монастыре действует Реабилитационный центр «Метанойя», который помогает вернуться к нормальной жизни, избавившись от пагубных страстей, алкоголикам и наркоманам, а также людям с такими современными диагнозами, как игромания, сексоголизм, трудоголизм, Интернет-зависимость.
В 1998 году в монастыре открылся Церковно-исторический музей, собравший в своей коллекции более пяти тысяч экспонатов: икон, облачений, церковных святынь, документов и фотографий начала XX столетия. Здесь создана экспозиция, посвященная 700-летней истории древнейшей московской обители.
В обители действует книжное издательство «Даниловский благовестник», выпускающее литературу богословского, катехизического, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания; детскую литературу и т. д. Всего в издательстве вышло в свет более 500 книг и брошюр. Распространяются они по всей России и в странах СНГ (в частности, в Белоруссии, Украине, Молдове, Казахстане), а также в тех странах дальнего зарубежья, где есть люди православного вероисповедания.
Святые[править | править код]
- Благоверный князь Даниил (Московский)
- Священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский)
- Преподобноисповедник Георгий (Лавров)
-
Святой князь Даниил Московский. Икона из Малого собора Донского монастыря. Находилась в часовне св. князя Даниила у Серпуховской заставы
-
Архиепископ Феодор (Поздеевский) с церковнослужителями. Фотография начала XX века
-
Архиепископ Феодор (Поздеевский). Фотография из архива ФСБ. 1937 год
-
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)
-
Мощи преподобноисповедника Георгия покоятся в Покровском храме
Святыни[править | править код]
- Мощи святого благоверного князя Даниила (Московского)
Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. После этого их перенесли в церковь Воскресения Словущего, поблизости от Данилова монастыря; но в 1932 году, когда и этот храм закрыли, мощи святого князя бесследно исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.
Помещенные в раку частицы мощей благоверного князя Даниила передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. Произошло это 17 марта 1995 года. В 20—30-х годах прошлого столетия мощи в ковчежце принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. Находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И.Е. Аничкову, хранившему святыню в течение многих лет. Незадолго до своей кончины профессор отдал мощи академику Д. С. Лихачеву, завещав вернуть в Данилову обитель, когда это представится возможным. Лихачев вверил ковчежец, похожий на пенал, с безыскусным изображением святого князя Даниила зарубежному православному клирику протоиерею Иоанну Мейендорфу. Из США, объехав, таким образом, полмира, ковчежец в 1995 году вернулся на родину. Сейчас рака с мощами святого благоверного князя Даниила находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.
Другая святыня — ковчег с частицами мощей святого князя Даниила — принадлежала последнему настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, †1937). Этот ковчег также вернулся в Россию из США: предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий передал его Данилову монастырю 30 мая 1986 года. Ковчег пребывает в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.
- Мощи святого преподобноисповедника Георгия Даниловского (Лаврова)
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского находится в Покровском храме. Воспитанник знаменитой Оптиной Пустыни, исповедник Георгий (+ 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Честные мощи преподобноисповедника Георгия были обретены вскоре после его прославления, осенью 2000 года.
- Мощи преподобного Саввы Сторожевского
Святые мощи преподобного Саввы Сторожевского хранились более пятидесяти лет в семье православного архитектора Михаила Михайловича Успенского (1893—1984). 25 марта 1985 года они были переданы в Данилов монастырь. Тринадцать лет мощи пребывали в алтаре храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 22 августа 1998 года их торжественно перенесли в Саввино-Сторожевский монастырь в связи с празднованием его 600-летия. Святой — ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского — был основателем Саввино-Сторожевского монастыря. Ныне в Даниловом монастыре хранится ковчег с частицей мощей преподобного Саввы Сторожевского, который выносится для поклонения в дни памяти святого — 19 января и 3 декабря.
- Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского
Башмачок святителя находится в Покровском храме, в отдельном киоте. Бархатный башмачок с частицей мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, когда в Россию для поклонения была доставлена десница святителя Спиридона. Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу).
- Частица мощей святителя Николая Чудотворца
Частица мощей святителя Николая Мирликийского подарена монастырю в 1991 году. Ковчег с частицей мощей поставлен в северном приделе храма Святых Отцов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила.
- Владимирская икона Божией Матери с акафистом
Эта икона самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
- Икона Божией Матери "Троеручица"
Написана в Москве в XVII веке, издревле принадлежала Даниловому монастырю. В настоящее время образ находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе.
- Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина
Написанна маслом в середине XVIII века, пожертвована Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным. Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря игуменией Митрофанией (Розен), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона пребывала в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне она находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.
- Иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила (Московского)
В Покровском храме есть две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), помещен на столпе между иконостасами; мощи были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма.
- Икона Святой Троицы
Икона Святой Троицы помещена на центральном юго-восточном столпе Троицкого собора. Принесенная в дар обители незадолго до освящения собора 27 апреля 1986 года, она стала храмовой иконой. Обстоятельства ее дарения поистине драматичны. У дарителя погиб в автокатастрофе младший брат. Смерть настигла его по дороге в храм, когда тот готовился принять Таинство Крещения. После этого безутешная семья решила преподнести монастырю большой старинный образ Святой Троицы, написанный во второй половине XVI века.
- Икона преподобного Серафима Саровского
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей происходит из Серафимо-Знаменского женского скита под Москвой. Она написана ярославскими мастерами в 1912 году, ко дню освящения скита, по заказу его настоятельницы схиигумении Фамари (+ 1935). В 1924 году, когда скит был закрыт, схиигумении Фамари удалось спасти икону преподобного Серафима, и Господь, по предстательству Саровского чудотворца, сохранил и укрепил ее силы, что позволило старице вынести арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область.
Умерла схиигумения Фамарь под Москвой, в окружении своих духовных сподвижниц. Самой близкой из них, инокине Фамари (Протасьевой, †1987), старица завещала принять свое монашеское имя и передала образ преподобного Серафима. Монахиня Фамарь (Протасьева) по благословению жила в миру и работала в Государственном Историческом музее. После ее кончины икону преподобного Серафима пожертвовала в Данилов монастырь в марте 1988 года ее родная сестра, монахиня Евпраксия (Киселева). 11 февраля того же года в обители была освящена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, куда и поместили образ из Серафимо-Знаменского скита, пред которым молились два поколения российских инокинь.
Икона близка портретным изображениям преподобного Серафима, появившимся задолго до его прославления в лике святых. Мы видим святого старца погруженным в глубокую молитву, с четками в руке, похожими на те четки Саровского чудотворца, которые вместе с частью его мантии хранятся в Даниловом монастыре.
-
Рака с частицей мощей св. князя Даниила в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
-
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского в Покровской церкви
-
Владимирская икона Божией Матери с акафистом (слева); Икона Божией Матери «Троеручица» (справа)
-
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе
-
Частица мощей святителя Николая Мирликийского
-
Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского преподнесен в дар Даниловой обители греческим митрополитом Нектарием
Престольные праздники[править | править код]
- Святые отцы семи Вселенских Соборов - 31 мая
- Даниил Московский, благоверный князь - 17 марта, 12 сентября
- Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
- День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
- Серафим Саровский, преподобный - 1 августа
- Симеон Столпник Антиохийский, преподобный - 14 сентября
- Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Контакты[править | править код]
Адрес: 115191, Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22
Телефон: +7 (495) 952-34-08 (cправочная служба)
Электронная почта: info@msdm.ru
Сайт: https://msdm.ru/
Паломнику[править | править код]
Монастырь открыт с 7:00 до 20:00 часов.
Богослужения[править | править код]
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Гостиницы[править | править код]
Для приема гостей со всего света в охранной зоне монастыря в 1991 году был построен гостиничный комплекс «Даниловский». Современный отель с комфортабельными номерами, конференц-залом, залами для совещаний, рестораном и банкетными залами дает возможность проводить Соборы Русской Православной Церкви, конференции, принимать гостей со свойственным России хлебосольством.
Экскурсии[править | править код]
Экскурсоводы расскажут о жизни и подвигах основателя и покровителя монастыря — святом князе Данииле Московском, о чудесах, совершаемых им и в наше время по молитвам тех, кто к нему обращается и приходит к его святым мощам, хранящимся в монастыре. Посетители узнают о самом древнем монастыре г. Москвы, его истории, о монастырской жизни, посетите храмы и святыни монастыря, познакомитесь с его архитектурой и древним некрополем.
Телефон: +7 (926) 128-45-25 (экскурсии)
Как добраться[править | править код]
Проезд:
- Метро "Тульская" (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря
- Метро "Павелецкая", далее на любом трамвае до остановки "Свято-Данилов монастырь"
Фото[править | править код]
-
Князья Даниил Московский, Александр Невский и Иоанн Калита. Настенная роспись северного придела храма Святых Отцов
-
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Фрагмент гравюры П. Пикара. Конец XVII — начало XVIII веков
-
Монастырский пруд. Фотография начала XX века
-
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Фотография 1930 года
-
Храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — пожалуй, единственный с таким названием в христианском мире
-
Иконостас храма Святых Отцов — самый древний в монастыре
-
Иконостас храма преподобного Даниила Столпника
-
Величественный Троицкий собор возведен по проекту знаменитого архитектора О.И. Бове в стиле классицизма
-
Надвратная церковь во имя преподобного Симеона Столпника
-
Поминальная часовня в Даниловом монастыре
-
Вид храма Святых Отцов. Справа — надкладезная часовня
-
Надкладезная часовня
-
Интерьер Троицкого собора
-
Вход в церковь преподобного Серафима Саровского рядом с монастырскими вратами
-
Белокаменный иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи
-
Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
-
Сходка братского хора в конце всенощного бдения
-
В иконописной мастерской
-
На полках монастырской библиотеки немало книг, выпущенных собственным издательством «Даниловский благовестник»
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Страница храма ВКонтакте
- Telegram канал храма.
- Монастырский вестник. Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Энциклопедия "Древо". Московский Данилов монастырь
- Патриархия.ру. Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Православие.ру. Даниловский монастырь в Москве
- Данилов монастырь в МосквеДревняя обитель, не раз пережившая забвение и разрушения.
- Даниловский монастырь.
- Данилов монастырь: история, запечатленная в камне.
- Храмы моего города. Свято-Данилов монастырь.
- Первые монастыри Москвы. Данилов мужской монастырь.
- Данилов монастырь.