(не показано 210 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1:
Строка 1:
'''Гре́ция''' (греч. <span lang="el">Ελλάδα</span> [eˈlaða] <small>(i)</small>, Elláda), официальное название — '''Гре́ческая Респу́блика''' (греч. <span lang="el">Ελληνική Δημοκρατία</span> [eliniˈci ðimokraˈti.a], Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.
[[Категория:Страны]]
{{Хлебные крошки для страны}}
{{Карта страны|масштаб=6}}
[[Файл:Греция.jpg|мини|350px|справа]]
'''Гре́ция''' (греч. <span lang="el">Ελλάδα</span> [eˈlaða] <small>(i)</small>, Elláda), официальное название — '''Гре́ческая Респу́блика''' (греч. <span lang="el">Ελληνική Δημοκρατία</span> [eliniˈci ðimokraˈti.a], Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город [[Афины]]. Государственный язык — греческий.
== Крупнейшие города ==
== Крупнейшие города ==
* Афины
* [[Афины]]
* Салоники
* Салоники
* Патры
* Патры
Статус '''автономного региона''' имеет монашеская республика '''[[Афон]]''', расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.
== Православие в Греции ==
== Православие в Греции ==
'''Гре́ческое правосла́вие''' (греч. <span lang="el">Ελληνορθόδοξη Εκκλησία</span>) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета.
'''Гре́ческое правосла́вие''' (греч. <span lang="el">Ελληνορθόδοξη Εκκλησία</span>) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.
<nowiki> </nowiki>В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии,
Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра,
Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и
Италии.
== Церкви ==
=== Церкви ===
Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:
Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:
* четыре древних Патриархата:
* четыре древних Патриархата:
Строка 31:
Строка 33:
Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.
Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.
== История термина ==
=== История термина ===
Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи.
Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.
<nowiki> </nowiki>В течение восьми веков христианской истории большинство крупных
интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви
состоялась в рамках империи или в сфере её влияния,
<nowiki> </nowiki>поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской
<nowiki> </nowiki>Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные
закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.
== Элладская православная церковь ==
=== Элладская православная церковь ===
'''Элла́дская''' ('''Гре́ческая''') '''правосла́вная це́рковь''' (официально '''Це́рковь Элла́ды''', греч. <span lang="el">Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος</span>) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.
'''Элла́дская''' ('''Гре́ческая''') '''правосла́вная це́рковь''' (официально '''Це́рковь Элла́ды''', греч. <span lang="el">Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος</span>) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.
== История ==
=== История ===
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.
По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права,
По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. 29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
<nowiki> </nowiki>провозглашение юрисдикционной независимости не было признано
кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными
Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.
29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV
<nowiki> </nowiki>Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако,
<nowiki> </nowiki>зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви»
<nowiki> </nowiki>(Вселенской Патриархии) в Элладе.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.
<nowiki> </nowiki>Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии
<nowiki> </nowiki>и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в
юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской
Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже
принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.
В 1935 году
В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
<nowiki> </nowiki>три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о
<nowiki> </nowiki>создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. <span lang="el">Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.</span>). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. <span lang="el">Παλαιοημερολογίτες</span>). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.
<nowiki> </nowiki>первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было
около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей.
Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по
всей Греции.
С 1949 года
С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.
<nowiki> </nowiki>государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя
семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на
положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на
государственный счёт.
== Устройство и управление ==
=== Устройство и управление ===
Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит ''Священному Синоду Иерархов'' (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады
Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.
<nowiki> </nowiki>(Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной
<nowiki> </nowiki>хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на
службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в
течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего
Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.
занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит
из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост
члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.
== Современное состояние ==
=== Современное состояние ===
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных
островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.
островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри [[Афон]]а — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.
Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).
Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).
На 31 декабря 2010 года
На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
<nowiki> </nowiki>число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек
<nowiki> </nowiki>из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной
церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов
<nowiki> </nowiki>и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
'''[[Греция (святыни)|Все святыни Греции и Святой Горы Афон]]'''
* Григорий V (Патриарх Константинопольский)
* Григорий Никомидийский
=== Д ===
* Давид Солунский
* Дамаскин Студит
* Димитрий Солунский
* Донат Эурейский
=== Е ===
[[Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)]] («Большая Митрополия»). Мощи:
* Евфимий Афонский
* Евфимий Солунский
=== И ===
* свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
* Иакисхол Керкирский
* Иоанн III Дука Ватац
* Иоасаф Метеорит
* Ирина Македонская
* Исидор Хиосский
=== К ===
* Киприан (архиепископ Кипрский)
* Кирилл VI
* Косма Этолийский
=== Л ===
* Лука Елладский
* Лупп Солунский
=== М ===
* Мелетий I Китрский
* Миропия Хиосская
=== Н ===
* Нектарий Эгинский
* Никодим Святогорец
=== П ===
* Павсикакий Синадский
* Платон (Айвазидис)
* Порфирий (Баирактарис)
=== С ===
* Семь разбойников Керкирских
* Стилиан Пафлагонский
=== Ф ===
* Фавстиан
* Феодора Солунская
* Филофея Афинская
=== Х ===
* Хризостом (Калафатис)
* Христодул Патмосский
== Святыни ==
Мощи святых и чудотворные иконы в южной части Греции находятся в храмах и монастырях Элладской Православной Церкви, в северной части Греции, включая Святую Гору, а также на о. Крит – в храмах и монастырях Константинопольской Православной Церкви.
АФИНЫ. <br />
Кафедральный собор Благовещения («Большая Митрополия»). Мощи:
* свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
* прмц. Филофея Афинская (XVI в.).
* прмц. Филофея Афинская (XVI в.).
Храм Св. Евстафия (район Периссос). Мощи:
* свт. Григорий Нисский (глава),
* мч. Георгий Новый, Неаполит (XVIII в.).
Храм Св. Елевферия. Мощи:
* мч. Елевферий Иллирийский (II в.),
* мч. Архидиакон Стефан (часть мощей).
Храм Св. Иоанна Предтечи «Охотника». Мощи:
* прав. Николай Планас (ХХ в.).
Храм Св. Константина (район Колонос). Мощи:
* прп. Иосиф Песнописец (IX в.) (часть мощей).
Храм Св. Небесных Сил. Икона:
* икона Божией Матери «Скоропослушница».
Монастырь Петраки. Мощи:
* мц. Параскева-Пятница (глава).
Монастырь Пендели. Мощи:
* свт. Тимофей Еврипский (XVI в.).
МОНАСТЫРЬ СВ. ИРИНЫ (район Ликовриси; принадлежит неканонической старостильной «Церкви истинных православных христиан»):
* икона прп. Ирины Хрисовалантской.
НЕА-МАКРИ (32 км. к северо-востоку от Афин).
Монастырь Благовещения (Св. Ефрема). Мощи:
* прмч. Ефрем Новый, Неамакринский (XV в.).
МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ (к северо-западу от Афин, близ Фили). Мощи и икона:
* мч. Полиевкт (III в.) (глава),
* икона Божией Матери «Умиление».
МОНАСТЫРЬ СВ. КИПРИАНА И ИУСТИНЫ (к северо-западу от Афин, близ Фили; принадлежит неканонической старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции»). Мощи:
* прп. Иосиф Новый, Каппадокиец (XIX в.).
Д. ИНОЙ (между Афинами и Фивами, близ с. Вилья). Монастырь прп. Мелетия. Мощи:
* прп. Мелетий Новый (IX в.).
С. СТИРИ (3 км. от Левадии; вход платный). Монастырь прп. Луки. Мощи:
* ап. от 70-и Сосипатр (глава),
* прп. Лука Элладский (Х в.).
МОНАСТЫРЬ ИЕРУСАЛИМ (ном Беотия, 8 км. от Давлии). Мощи:
* мч. Дионисий Коринфский (II в.) (глава).
МОНАСТЫРЬ СВ. ИЕРОФЕЯ (близ Мегары). Мощи:
* мч. Иерофей (I в.) (глава).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (7 км. к западу от Саламина). Мощи и икона:
* прп. Лаврентий Саламинский (XVII в.) (глава),
* икона Божией Матери «Фанеромени».
ЭГИНА. Храм Панагия-Фанеромени:
[[Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)]]:
* икона Божией Матери «Фанеромени».
Д. ПАЛЕОХОРА (ок. 6 км. от Эгины). Монастырь Св. Троицы (Св. Нектария). Мощи (в часовне):
* мощи ап. Андрея Первозванного (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).
* свт. Нектарий Эгинский (Пентапольский) (XIX – XX вв.) (глава и часть мощей).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ХРИСОЛЕОНДИССА (о. Эгина):
[[Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита)]]:
* икона Божией Матери «Хрисолеондисса».
МОНАСТЫРЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ (о. Эгина):
* икона свт. Спиридона Тримифунтского.
КИМИ (о. Эвбея). Храм Успения:
* икона Божией Матери «Лиауцанисса».
НЕА-ПРОКОПИОН (о. Эвбея, к северу от Халкиса). Храм Св. Иоанна Русского. Мощи:
* прав. Иоанн Русский (XVIII в.).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАКРИМАЛИ (о. Эвбея, ок. 20 км. к северу от Халкиса, близ Псахны). Мощи и икона:
* свт. Парфений Лампсакийский (IV в.) (глава),
* икона Божией Матери «Макримали».
ЛИМНИ (о. Эвбея). Храм Рождества Богородицы:
* «Лимнийская» икона Божией Матери.
МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДАВИДА (о. Эвбея, к западу от Лимни, близ Ровьеса). Мощи и чтимая могила:
* прп. Давид Эвбейский (XV в.),
* свт. Василий Великий (?) (глава),
* чтимая могила иером. Иакова (Цаликиса).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЗУРВАС (о. Идра, сложный подъем по тропе):
* икона Божией Матери «Зурвас».
МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (близ Триполиса). Мощи:
* свт. Афанасий Христианопольский (XVIII в.).
МОНАСТЫРЬ АМЕЛЕОН (близ Триполиса):
* икона «Рождество Пресвятой Богородицы».
МОНАСТЫРЬ ВАРСОН (12 км. к востоку от Триполиса). Мощи:
* мчч. Димитрий и Павел Триполийские (XIX в.).
МОНАСТЫРЬ ЛУКУС (к юго-востоку от Триполиса):
* икона «Преображение Господне».
МОНАСТЫРЬ МАЛЕВИ (ном Аркадия, 30 км. к юго-западу от Астроса, над д. Айос-Петрос):
МОНАСТЫРЬ АМБЕЛАКИУ (ном Аркадия, к югу от Мегалополиса, близ с. Леондари):
* икона Божией Матери «Амбелакиотисса».
С. ВАСТАС (ном Аркадия, к западу от Мегалополиса). Мощи (в часовне):
* мц. Феодора Вастасская (XI в.).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КЛИВОКАС (ном Аркадия, близ с. Кондовазена):
* икона Божией Матери «Кливокас».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЭЛОНИС (ном Аркадия, 17 км. к юго-востоку от Леонидиона, близ с. Космас). Мощи и икона:
* мч. Иоанн (XVIII в.) (глава),
* икона Божией Матери «Элонис».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КЕРНИЦА (ном Аркадия, близ д. Анимфасия):
* икона Божией Матери «Керница».
МОНАСТЫРЬ ПАНТАНАССА (близ Спарты):
* икона Божией Матери «Всецарица».
ГОЛСКИЙ МОНАСТЫРЬ (к югу от Спарты):
* икона Божией Матери «Живоносный Источник».
МОНАСТЫРЬ ЗЕРБИЦА (20 км. к югу от Спарты, близ Ксирокамби). Мощи и икона:
* мч. Иоанн Пелопоннесский (глава),
* икона Божией Матери «Зербица».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЯТРИССА (ном Лакония, близ Йитиона):
* икона Божией Матери «Ятрисса».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МИРТИДИОТИССА (о. Китира, 12 км. к северо-западу от Хоры (Китиры), близ д. Кало-Кирини):
* икона Божией Матери «Миртидиотисса» (в часовне).
МОНАСТЫРЬ СВ. ФЕОДОРА (о. Китира, близ Потамоса). Мощи:
* прп. Феодор Китирский (Х в.) (глава).
МОНАСТЫРЬ АЙЯ-МОНИ (о. Китира, к северо-востоку от Хоры):
* икона Божией Матери «Елпида».
МОНАСТЫРЬ ВУЛКАНУ (25 км. к северо-западу от Каламаты, близ д. Валира и Мавромати). Мощи и икона:
* мч. Илия Ардунис (XVII в.) (глава),
* икона Божией Матери «Вулканиотисса».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КРЕМАСТИС (19 км. к северо-востоку от Пиргоса, близ с. Ланфи):
* икона Божией Матери «Кремастис».
ПАТРЫ. Кафедральный собор Апостола Андрея. Мощи:
* ап. Андрей Первозванный (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).
ЭЙОН (ном Ахея, к востоку от Патр). Храм Зоодогос-Пиги (Живоносный Источник):
* икона Божией Матери «Трипити».
СВЯТАЯ ЛАВРА (ном Ахея, к юго-западу от Калавриты). Мощи:
* прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
* прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
* прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).
* прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).
МОНАСТЫРЬ МЕГА-СПИЛЕОН (ном Ахея, 10 км. к северо-востоку от Калавриты):
== Монастыри ==
* икона Божией Матери «Мега-Спилеотисса» («Платаноитисса»).
Список монастырей Греции смотрите '''[[Греция (монастыри)|ЗДЕСЬ]]'''.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАКЕЛЛАРИЯ (30 км. от Калавриты, близ д. Лапанагои):
=== [[Монастыри Метеоры]] ===
* икона Божией Матери «Макеллария».
[[Файл:Метеоры0.jpg|мини|справа]]
Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.
МОНАСТЫРЬ ХИЛИОМОДИ (20 км. от Коринфа, близ Хилиомоди):
Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.
* икона Божией Матери «Фанеромени» («Явленная»).
ЛУТРАКИОН, к северу от Коринфа. Храм Панагия-Ятрисса:
Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).
* икона Божией Матери «Ятрисса» («Целительница»).
МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ПОТАПИЯ ЕГИПЕТСКОГО (над Лутракионом). Мощи и икона:
С. ДАДИ, близ горы Парнас. Монастырь Панагия-Гавриотисса:
=== [[Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)]] ===
* икона Божией Матери «Гавриотисса».
[[Файл:Мужской монастырь Иоанна Богослова.jpg|мини|справа]]
Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.
МОНАСТЫРЬ ВАРНАКОВА (ном Этолия и Акарнания, 25 км. от Нафпактоса). Мощи и икона:
Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.
* прп. Варнава Верниковит (IX в.),
* икона Божией Матери «Одигитрия-Варнакова».
С. СКЛАВЕНЫ (ном Этолия и Акарнания, близ Агриниона). Храм Св. Власия. Мощи:
'''Адрес''': Греция, о. Патмос
* прмч. Власий Склавенский.
КАРПЕНСИОН. Монастырь Прусос. Мощи и икона:
[[Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)|Подробнее...]]
* прмч. Герасим Карпенийский (XIX в.) (глава и рука),
* икона Божией Матери «Прусиотисса».
АРТА. Храм Св. Феодоры. Мощи:
=== [[Женский монастырь Иоанна Богослова (Суроти)]] ===
* прп. Феодора Артская (XIII в.).
[[Файл:Женский монастырь Иоанна Богослова (Суроти).jpg|мини]]
Женский монастырь Иоанна Богослова в Суроти был основан афонским старцем, преподобным Паисием Святогорцем, который являлся духовным наставником насельниц монастыря. Монахини живут по строгим афонским правилам. На территории обители находится могила преподобного Паисия Святогорца. Сегодня монастырь Иоанна Богослова в Суроти – одна из самых почитаемых паломниками святынь в Греции.
КАРДИЦА. Храм Успения. Мощи:
'''Адрес:''' Ιερά Μονή Άγίου Ιωάννη του Θεολόγου, Souroti 570 01
МЕТЕОРЫ (скальные монастыри в 20 км. к северо-западу от Трикалы, близ Каламбаки). <br />
Монастырь Преображения («Большая Метеора»). Допуск посетителей – с 9.00 до 12.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме вторника (зимой – кроме вторника и среды). Мощи и икона:
* прп. Афанасий Метеорский,
* прп. Иосиф Метеорский,
* прп. Даниил Столпник,
* прп. Иоанн Лествичник,
* прп. Иоанн Милостивый (глава),
* свт. Иоанн Александрийский (глава),
* икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». <br />
Монастырь Варлаама. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме пятницы (зимой – кроме четверга и пятницы). Мощи:
* прп. Феофан Апсарад (глава)
* мч. Иоанн Новый, Янинский (глава). <br />
Монастырь Св. Стефана. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме понедельника. Мощи:
* мч. Харалампий (глава).
ЯНИНА. Храм Св. Георгия:
* мч. Георгий Янинский (XIX в.) (часть мощей).
МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО (18 км. от д. Литохоро, на горе Олимп; закрыт для женщин):
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.
СТАВРОС (о. Итака, к северу от Вати). Храм Св. Варвары. Мощи:
Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.
* прп. Иоаким Папулакис (XIX в.) (часть мощей).
ЗАКИНФ. Собор Св. Дионисия. Мощи:
'''Адрес:''' Греция, Афины, площадь Митрополеос.
* прп. Дионисий Закинфский (XVII в.).
С. ГИТАНИ, к западу от Закинфа. Храм Пантократора. Мощи и икона:
'''Телефон:''' +30 (21) 032-213-08.
* прп. Иосиф Самакос, Закинфский (XV в.),
* икона Божией Матери «Гитани».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЭЛЕВФЕРОТРИЯ (к юго-западу от Закинфа, близ д. Пантократорас):
[[Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)|Подробнее...]]
* икона Божией Матери «Элевферотрия».
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ИПЕРАГАФУ (к западу от Закинфа):
=== [[Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)]] ===
* икона Божией Матери «Иперагафу».
[[Файл:Собор патра.jpg|мини|справа]]
Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.
С. АНАФОНИТРИЯ (33 км. к западу от Закинфа). Храм Панагия-Анафонитрия:
1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.
* икона Божией Матери «Анафонитрия».
С. БОХАЛИ, к северу от Закинфа. Храм Панагия-Зоодогос-Пиги:
В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.
* «Златовласая» икона Божией Матери.
ИРАКЛИОН (о. Крит).
В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.
Кафедральный собор Св. Мины:
* икона мч. Мины. <br />
Собор Св. Тита. Мощи. Мощи:
* ап. от 70-и Тит (глава).
АЙОС-МИРОНАС (о. Крит, 19 км. к юго-западу от Ираклиона). Храм Св. Мирона. Мощи и икона:
Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.
* свт. Мирон Критский (IV в.) (часть мощей),
* икона свт. Мирона.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-РОДЬЯС (о. Крит, 15 км. от Ираклиона, близ с. Родья):
26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.
* икона Божией Матери «Родьяс».
МОНАСТЫРЬ ВРОНДИСИ (о. Крит, ок. 20 км. к юго-западу от Ираклиона, близ с. Зарос):
'''Адрес:''' Патры 262 22, Греция
* икона преп. Антония Великого.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ПАЛЬЯНИ (о. Крит, 25 км. к юго-западу от Ираклиона):
'''Телефон:''' +30 261 033 0644
* икона Божией Матери «Пальяни» («Фанеромени») (внутри миртового дерева, которое чудесно проросло из иконы).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КАЛИВЬЯНИ (о. Крит, ок. 40 км. к юго-западу от Ираклиона, близ Миреса). Мощи и иконы:
[[Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)|Подробнее...]]
* частицы мощей местных преподобномучеников,
* икона Божией Матери «Каливьяни» («Благовещение Пресвятой Богородицы»),
* икона Божией Матери «Корень Иессеев».
Д. ВОНИ (о. Крит, 40 км. от Ираклиона). Монастырь Св. Марины:
=== [[Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)]] ===
Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ХРИСОКЕЛЛИТИССА (о. Крит, к юго-западу от Ханьи):
'''Адрес''': Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)
* икона «Успение Пресвятой Богородицы».
МОНАСТЫРЬ ГДЕРНЕТТУ (ГУВЕРНЕТУ) (о. Крит, 20 км. к северо-востоку от Ханьи, близ д. Гдернетту) (открыт для посетителей до 12. 00). Мощи и икона:
[[Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)|Подробнее...]]
* прп. Иоанн Отшельник (XVI в.),
* икона пр п. Иоанна Отшельника.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ОДИГИТРИЯ (о. Крит, 40 км. к югу от Ханьи):
== Информация для паломников ==
* икона Божией Матери «Одигитрия».
'''Свечи'''
МОНАСТЫРЬ СВ. ИРИНЫ (о. Крит, 5 км. к югу от Ретимнона, близ д. Врисина):
В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.
* икона св. Ирины.
МОНАСТЫРЬ ПРЕВЕЛИ (о. Крит, 37 км. к югу от Ретимнона):
'''Получение благословения'''
* икона Спасителя «Царь царей»,
* чудотворный крест Эфраима Превелийского.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ВИДЬЯНИ (о. Крит, к югу от Малии):
У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).
* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
МОНАСТЫРЬ КЕРА-КАРДИОТИССА (о. Крит, 13 км. к югу от Малии, близ д. Ано-Кера; вход платный):
'''Записки в греческих храмах'''
* икона Божией Матери «Кардиотисса», чудотворная цепь.
МОНАСТЫРЬ КРЕМАСТОН (о. Крит, к югу от Малии, близ Неаполиса):
На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. [https://azbyka.org/palomnik/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8 Здесь находятся '''таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски'''].
* икона Архангела Михаила.
На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» - ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на - α или - η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на - ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.
МОНАСТЫРЬ СЕЛИНАРИ (о. Крит, ок. 30 км. к западу от Айос-Николаоса, близ д. Врахаси):
У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).
* икона вмч. Георгия Победоносца (в часовне).
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (о. Крит, 20 км. к востоку от Айос-Николаоса, близ Калон-Хорион):
'''Поведение в храме'''
* икона Божией Матери «Фанеромени» (в пещерной часовне).
С. ПАХЬЯ-АММОС (о. Крит, к западу от Ситии). Храм Свт. Николая:
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.
* икона свт. Николая.
МОНАСТЫРЬ ТОПЛУ (о. Крит, к востоку от Ситии):
На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
* «Акротирийская» икона Божией Матери,
* икона «Мегас-и-Кирие» («Велик Ты, Господи»).
МОНАСТЫРЬ КАПСА (о. Крит, 41 км. к югу от Ситии, близ с. Гудура). Мощи и икона:
== Фото ==
* прп. Иосиф Критянин (XIX в.),
<gallery>
* икона св. Иоанна Предтечи.
Файл:Собор_Андрея_Первозванного_(Патры).jpg|Собор Андрея Первозванного (Патры)
С. МЕСОХОРИ (ок. 30 км. к северо-западу от Карпатоса). Храм Панагия-Врисиани:
С. ФАЛЛИКА (о. Андрос, к северо-западу от Хоры). Монастырь Панахранту:
[https://azbyka.org/forum/xfa-blog-entry/bez-jazyka.191/ Пылинки дальних стран... Без языка...]
* икона Божией Матери «Панахранту» («Пречистая»).
С. БАЦИ (о. Андрос, ок. 20 км. к западу от Хоры). Монастырь Зоодогос-Пиги. Мощи:
[https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/troica-v-kallifea.410/ Пылинки дальних стран... Моя Греция: Троица в Каллифеа]
* прав. Хрисанфия Андросская (ХХ в.).
МОНАСТЫРЬ СВ. МАРИНЫ (5 км. от Хоры):
[https://azbyka.ru/viktorina/svv-kirill-i-mefodij-prosvetiteli-slavjan/ Свв. Кирилл и Мефодий, просветители славян. Фотовикторина]
* икона мц. Марины.
МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КАСТРИАНИ (о. Кея, к северу от Иулиса (Кеи), близ Оциаса):
[http://pretre-philippe.livejournal.com/393462.html Страна, куда хочется возвращаться снова и снова. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* икона Божией Матери «Кастриани».
ХИОС.
[http://pretre-philippe.livejournal.com/393476.html Фессалоники: начало и конец путешествия. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
Кафедральный собор Св. Николая. Мощи:
* мч. Георгий Хиосский (XIX в.). <br />
Монастырь «Панагии-Помощницы» (Преп. Анфима). Мощи и икона:
* прп. Анфим Хиосский (ХХ в.),
* икона Божией Матери «Помощница».
С. ВРОНДАДОС (к северу от Хиоса). Храм Св. Георгия в Ресте (в лесу, около села; обычно закрыт). Мощи:
[http://pretre-philippe.livejournal.com/394206.html Греция. Македонские пейзажи. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* прп. Никифор Хиосский (XIX в.).
Д. ВОЛИСОС (ок. 20 км. к северо-западу от Хиоса). Храм Св. Маркеллы. Мощи:
[http://pretre-philippe.livejournal.com/394540.html Греция. Монастыри Метеора (27 апреля). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* мц. Маркелла (XV в.) (могила около храма).
МИТИЛИНИ (о. Лесбос). Кафедральный собор Св. Афанасия Великого. Мощи:
[http://pretre-philippe.livejournal.com/395436.html Афины, 29 апреля. Центр и Акрополь. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* мч. Феодор Византиец (XVIII в.) (глава).
МОНАСТЫРЬ СВ. РАФАИЛА (о. Лесбос, 14 км. к северу от Митилини, над д. Терми). Мощи:
[http://pretre-philippe.livejournal.com/395943.html Греция, Пелопоннес, 28 апреля (Эпидавр, Навплион, Микены). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* прмч. Рафаил (XVIII в.) (глава),
* мц. Олимпиада (XIII в.),
* мчч. Николай и Ирина Лесбосские (XVIII в.) (частицы мощей).
МОНАСТЫРЬ ТАХИАРХЕС (о. Лесбос, к юго-западу от Митимны, близ д. Мандамадос):
[http://pretre-philippe.livejournal.com/396424.html Греция, Неа-Макри, 30.04. Два монастыря (Благовещенский и Преображения). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* икона Архангела Михаила.
Д. АЙЯСОС (о. Лесбос, к западу от Митилини). Храм Успения:
[http://pretre-philippe.livejournal.com/397308.html Греция. О. Эвбея, 30 апреля – 1 мая (окончание). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)]
* «Айясская» икона Божией Матери.
МОНАСТЫРЬ ЛИМОНОС (о. Лесбос, ок. 50 км. к западу от Митилини, близ Каллониса; закрыт для женщин). Мощи:
[http://agionoros.ru/ Путеводитель по Афону]
* прп. Игнатий Агальянос (XVI в.) (глава).
САМОТРАКИ. Храм Успения. Мощи:
[https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/stranstvija-vasilja-grigorovicha-barskogo-po-svjatym-mestam-vostoka-s-1723-po-1747-g-chast-1/ Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I]
* мчч. Георгий, Георгий, Еммануил, Михаил и Феодор Самофракийские (XIX в.).
== Храмы ==
[https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/stranstvija-vasilja-grigorovicha-barskogo-po-svjatym-mestam-vostoka-s-1723-po-1747-g-chast-2/ Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II]
* Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)
* Собор Святого Дионисия Ареопагита (Афины)
* Cобор св. ап. Андрея Первозванного (Патры)
* Cобор св. свт. Григория Паламы (Салоники)
* Собор св. вмч. Георгия (Ано-Сирос)
*Собор Трёх Мучеников (Ханья)
*Собор Панагия Спилиотисса (Керкира)
*Собор св. свт. Святого Спиридона (Керкира)
[https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/stranstvija-vasilja-grigorovicha-barskogo-po-svjatym-mestam-vostoka-s-1723-po-1747-g-chast-3/ Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III]
*Собор Агиа Фотини (Новая Смирна)
*Церковь св. вмч. Пантелеимона (Салоники)
== Монастыри ==
[https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/stranstvija-vasilja-grigorovicha-barskogo-po-svjatym-mestam-vostoka-s-1723-po-1747-g-chast-4/ Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV]
* Монастыри Метеоры
* Монастырь св. ап. Иоанна Богослова
==Ссылки==
{{SEO|в Грецию|Греции}}
* [http://azbyka.org/forum/blog.php?b=1876 Три дня на Корфу]
Гре́ция (греч. Ελλάδα [eˈlaða] (i), Elláda), официальное название — Гре́ческая Респу́блика (греч. Ελληνική Δημοκρατία [eliniˈci ðimokraˈti.a], Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.
Статус автономного региона имеет монашеская республика Афон, расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.
Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.
Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:
четыре древних Патриархата:
Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
Греческая православная архиепископия Америки
Греческая православная архиепископия Австралии
Александрийская православная церковь
Антиохийская православная церковь
Иерусалимская православная церковь
Две национальные автокефальные церкви:
Элладская православная церковь
Кипрская православная церковь
Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.
Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.
Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.
По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. 29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.
В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.
С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.
Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.
Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных
островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.
Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).
На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.
Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.
Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).
Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.
Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.
Женский монастырь Иоанна Богослова в Суроти был основан афонским старцем, преподобным Паисием Святогорцем, который являлся духовным наставником насельниц монастыря. Монахини живут по строгим афонским правилам. На территории обители находится могила преподобного Паисия Святогорца. Сегодня монастырь Иоанна Богослова в Суроти – одна из самых почитаемых паломниками святынь в Греции.
Адрес: Ιερά Μονή Άγίου Ιωάννη του Θεολόγου, Souroti 570 01
Проезд:
Из Салоник: от остановки IKEA на автобусе №87
Из аэропорта Салоник: до IKEA на автобусе №78, затем — пересесть на №87
Из курортов полуострова Халкидики: на автобусах K.T.E.L. до посёлка Василики, затем — на автобусе №87 до Суроти
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.
Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.
Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.
1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.
В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.
В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.
Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.
26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.
Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.
Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)
В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.
Получение благословения
У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).
Записки в греческих храмах
На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. Здесь находятся таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски.
На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» - ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на - α или - η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на - ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.
У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).
Поведение в храме
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.
На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.