Святой Крым. Древние обители — Л.А. Ильюнина <br><span class=bg_bpub_book_author>Л.А. Ильюнина</span>

Святой Крым. Древние обители — Л.А. Ильюнина
Л.А. Ильюнина

(1 голос5.0 из 5)

На перекрестке цивилизаций

Даже при беглом взгляде на карту Крыма потрясает количество храмов и монастырей, которыми освящен этот небольшой полуостров. А в древности было их намного больше. До сего времени наименование «святой» имеют многие горные кряжи Крыма, реки, ручьи и озера, ущелья, урочища, балки, мысы, отроги, источники и леса. Не знаю, есть ли где-нибудь еще такая земля, где память о святости в ее топонимах утверждалась бы с таким постоянством.

По свидетельствам историков, в прежние времена на всех или почти на всех возвышенностях Тавриды стояли кресты. Христианство сюда пришло уже через несколько лет после Воскресения Спасителя и утверждалось среди разных народов и племен на протяжении всей истории Крыма.

Паломничество по Крыму дает нам уникальную возможность путешествия во времени. Здесь каждый камень хранит огромное прошлое.

В Крыму пробуждается обостренное чувство скоротечности земного времени — волны моря напоминают о волнах времени, о смене народов и рас. Почти все поселения в Крыму «многослойные» — они стоят на местах, где с давних пор селились люди. Одно только перечисление народов и государственных образований, которые существовали на протяжении веков на этой прекрасной земле, впечатляет: тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, гунны, сарматы, аланы, угры, печенеги, хазары, половцы, римляне, генуэзцы, венецианцы, турки, татары, славяне.

Крым всегда стоял на перекрестке цивилизаций и продолжает быть таким перекрестком. За него всегда шла борьба, подобная постоянной борьбе за Святую Землю Палестины.

О мировой исторической значимости Крыма глубже и прекраснее всех из когда-либо писавших о нем сказал Максимилиан Волошин:

Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал.
Вон там — за профилем прибрежных скал…
Доселе грезят берега мои
Смоленые ахейские ладьи,
И мертвых кличет голос Одиссея,
И киммерийская глухая мгла
На всех путях и долах залегла,
Провалами беспамятства чернея.
Наносы рек на сажень глубины
Насыщены камнями, черепками,
Могильниками, пеплом, костяками.
В одно русло долздями сметены
И грубые обжиги неолита,
И скорлупа милетских тонких ваз,
И позвонки каких-то пришлых рас,
Чей облик стерт, а имя позабыто.
Сарматский меч и скифская стрела,
Ольвийский герб, слезница из стекла,
Татарский глёт зеленовато-бусый
Соседствуют с венецианской бусой.
А в кладке стен кордонного поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная арабская плита
И угол византийской капители.
Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата —
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата.
Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень —
Простор столетий был для жизни тесен,
Покамест мы — Россия — не пришли.

Эта книга задумана как путешествие не только в пространстве, но и во времени. При этом заранее оговорюсь, что это очень личное путешествие. Не только с датами и фактами, разнообразными сведениями и информацией мы хотим вас познакомить, но и поделиться переживаниями, связанными с тем или иным местом. В Крыму мы можем почувствовать мощь вселенского Православия, но только при условии осознания себя наследниками великой культуры, памятники которой встречают нас на Крымской земле почти на каждом шагу. И потому начать наше путешествие, несомненно, следует с того места, которое сосредоточило в себе «бег времени» — с Херсонеса или, как называли его в древности — с Херсона или Корсуня.

Читать далее…

Комментировать