XIV. Наставления старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения11
1. Рассуждение выше всех добродетелей: чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.
2. Рассуждение выше всего, терпение нужнее всего, молчание лучше всего, многоречие хуже всего.
3. Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию: но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
4. Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуей стороны, т.е. искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуей, борет нас с десной, т.е. в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.
5. Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступавши работами Господеви, уготови душу твою во искушение.
6. Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.
7. Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.
8. Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.
9. Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.
10. Наши желания и намерения беспрестанно изменяются и рассеиваются как прах. Итак, всеконечно должны мы умертвить свою волю и предаться воле водителя нашего.
11. Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
12. Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.
13. Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
14. Уединение и молитва выше всякого блага.
15. Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном: ему тяжелы и беседы и видения людей и все отвлекающее его от Бога.
16. Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она как болячка вростет в сердце и ничто не измет ее.
17. Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.
18. Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный.
19. Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
20. Страх Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет на земле ни скорби, ни радости.
21. Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнью своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
22. Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое от нас.
23. И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.
24. Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти.
25. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
26. Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.
27. Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу, пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.
28. Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святого Духа.
29. Честь от человек бываемая должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.
30. Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи.
31. Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.
32. Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи: люби всякого любовью совершенною, как самого себя, но без пристрастия, т.е. не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслию о нем.
33. Молчание есть великая добродетель; язычный не исправится на земле.
34. Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
35. Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание молитву.
36. Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.
37. Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.
38. От того впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.
39. Человек облагодатствованный не может быть немирен, или досадовать за что на ближнего.
40. Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами, ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния: будет только то, что определил Бог.
41. «Царствие Божие нудится», нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, – принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, – воздержись; и так во всем.
42. Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
43. Совершенное обнищание Христа ради – великое сокровище для души; но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду, или иметь какую-либо нужду; а усомнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя, – промысл Божий отступит от тебя. Петр еще в теле сый мог идти по волнам, доколе не усомнился мыслию.
44. «При помощи человеческой удаляется помощь Божия». Одному пустынножителю служили ангелы, а когда приблизились люди и стали служить ему, – ангелы удалились от него.
45. Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией, всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он будет промышлять о тебе, а пекись о себе сам, – Он будет помогать тебе, но вседействующий промысл Его отступит от тебя.
46. Для приятия Святого Духа необходимо изнурить плоть: даждь плоть и приими Дух.
47. В тучном теле не вселяется Дух Святой, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.
48. В простых сердцах почивает Дух Святой. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше, – простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, – благодать отступит от тебя.
49. Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, непрезорлива, воздержна и боящаяся Бога.
50. Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.
51. От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.
52. «Не хитри в деле спасения», не изыскивай особенных путей, не налагай на себя особенных подвигов, а как придется, как пошлет Господь силу, так только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.
53. Зло пристает к нам как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – и в тебя перельются те же добродетели.
54. У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями, не прикасайся к ним, не употребляй их.
55. Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.
56. «Нищета и нестяжание» – необходимое достояние монаха.
57. Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание, изыскивать, как бы обойтись и без необходимого.
58. Монах должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.
59. Монах должен жить один, а другой с ним – Господь.
60. Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение – непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.
61. Монаху самый верный путь ко спасению – уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения, без уединения нельзя стяжать молитвы, без молитвы никогда не соединишься с Богом, а без сего соединения сомнительно спасение.
62. Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом. Для стяжания ее великий потребен подвиг умственный и телесный.
63. Украшение монаху – келья его, т.е. неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.
64. Поругание, биение и заушение есть человеку инокующему дар Божий и благодать свыше: святые скорбями совершаются.
65. Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, так как и Бог на небеси, Он же и на земле: только здесь все невидимо, а там все видимо, – и Бог, и рай, и ад.
66. Если Бог с нами невидимо на земле, – это знамение, что будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.
67. Монах, нерадивый о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.
68. Чтение псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие «огнь поядаяй есть» (Евр.12:29). Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле – грехи благотворившей тебе души, огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобою за нее чтомое.
69. Имея правилом своим – ежедневно читать Евангелие и прочитывать его часто все, старец давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги Евангелия с своими надписями, каковы:
70. «Вот тебе передаю благодать – святое Евангелие. Совершай прочтением в седмицу четырех евангелистов единожды, да сподобишься благодати и разума Божия истинного и добрую кончину получити, и вечного наслаждения, видением трех ипостасей, сияющих в Божестве единосущном, не лишишься».
71. «Вот вам, чада Божия, страстная Евангелия. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам».
72. «Сию книгу – Евангелие святое, дарю за послушание мне чаду моему духовному... Приими сию заповедь от Мене недостойного: совершай прочтением в две недели всех четырех евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в царствие небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицом к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святой Троицы».
73. «Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай любовь мою к тебе; а паче молися честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение: молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись, не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку дар Божий и благодать свыше».
74. «Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна востав – акафист Спасителю, а ко сну отходя – Богоматери и пять кафизм в сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различные чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая в ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятого Духа. Аминь».
75. Молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О, мой Господи, Создатель мой, все упование мое! не остави меня без удела в блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему, буду покорен властям, надо мною поставленным; даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой! возношу душу мою и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственного и величайшего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какою радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хощешь, Господи, можешь очистить и освятить меня. Се предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! отыми от меня праздность духа, погубляющую время, суетность мыслей, мешающую Твоему присутствию и развлекающую внимание мое в молитве; если же молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помози мне, дабы сие развлечение было непроизвольно, и отвращая ум, да не отвращу от Тебя сердце. Исповедаю Тебе Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде соделанные пред Тобою, отпусти мне их, ради имени Твоего святого, и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною кровью Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мною по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему; научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они споспешествовали к прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желание всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла, спаси рабов Твоих (имена), пошли отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели, оскорбили и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их, меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи, молю Тебя о всех тех, которых я, грешный, опечалил, обидел, или соблазнил, словом, делом, помышлением, ведением и неведением. Господи Боже! отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления, изжени, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, памятозлобие, ссоры и все то, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному, недостойному, молиться о них. Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его, буди Пастырем заблудших, Вождем и Светом неверующих, Наставником немудрых, Отцом сирых, Помощником угнетенных, Врачом больных, Утешителем умирающих и приведи нас всех к желанному концу, к Тебе, пристанищу нашему и блаженным упокоению. Аминь.
* * *
Примечания
Из книги: „Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения“. Киев. 1898.
