О праве церковного отлучения, или анафематствования

Ни одно из действий церковной власти не порождало и не порождает в христианском обществе столько недоразумений, ропота и недовольства и не подвергалось и не подвергается таким нападкам со стороны свободно, но неправомыслящих людей, как наложение отлучения от Церкви, произнесение анафемы. Одни, не имея правильного понятия о значении, духе и характере церковного отлучения, смотрят на него как на действие, не соответствующее духу христианской любви, и возмущаются мнимой жестокостью, которую Церковь в данном случае доводит будто бы до крайности; а другие, хотя и отдают ему справедливость, как внешней дисциплинарной мере, но отрицают в нём то, что составляет существенную принадлежность его, отрицают внутреннюю силу и действительность отлучения; некоторые же до того простирают посягательство своё на церковное отлучение, что отвергая богооткровенное происхождение церковного отлучения, называют его изобретением средних веков, порождением варварского времени, самовольно захваченным духовенством в свои руки оружием, служащим опорой для иерархического деспотизма, который якобы не хочет признавать никаких прав за подчинёнными.

Но говорить так – значит допускать такую несправедливость, больше которой трудно себе что-нибудь представить. Ибо наказание церковного отлучения так же древне, как и сама Церковь. Существенные элементы его в нашей Восточной Православной Церкви были одни и те же во все времена, а если где и были изменения и добавления, то это не более как неизбежные результаты, с внутренней необходимостью вытекающие из первоначальных принципов и воззрений. Равным образом, при ближайшем исследовании дела не оказывается здесь ни малейшего следа жестокости, злобы и иерархического деспотизма, напротив, нигде не ограничивается так произвол и своеволие церковной власти, как в том пункте законоположения, где идёт дело о применении отлучения – этого самого тяжкого из всех церковных наказаний, и ничто не совершается церковным начальством с такой скорбью, как отлучение.

В предлагаемом исследовании мы намерены раскрыть истинный смысл и значение отлучения и вопреки тем предупреждениям против церковной власти и кривотолков, которые так громко раздаются, особенно после послания Святейшего Синода о графе Льве Толстом, доказать Божественную инициативу этого наказания, его необходимость и целесообразность и показать, что оно проистекает не из чувства ненависти и злобы, а из христианской любви, сострадания и милосердия и в отношении гуманности стоит несравненно выше всех постановлений новейшего уголовного уложения.


Источник: К вам мое слово любви, вразумления и утешения… : проповеди, слова, поучения / священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский и Галицкий. - Тверь : Булат, 2008. - В 3-х том. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской православной церкви). / Т. 2. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle
Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #