Обратное путешествие из Испании в Рим

      Пробыв очень короткое время в Кесаравгусте, ап. Павел по реке Иберу спустился к его устью и здесь рассчитывал найти корабль для своего обратного путешествия в Рим. Когда он прибыл к берегу средиземного моря и остановился в одном приморском селении Дортозе, морская навигация по случаю раннего времени еще не начиналась.

Нужно было ждать времени, когда начнется плавание, и явится возможность выбыть отсюда. А пока никогда не прекращавший деятельной жизни великий проповедник начал и здесь свое дело просвещения тамошних жителей светом христианской истины. Предание Дортозской церкви сохранило благодарную память об этой деятельности ап. Павла и передало последующим поколениям известие о понесенных им трудах в этом небольшом в то время селении.

Христианство вследствие недалекого расстояния от Рима было не безизвестно жителям Дортозы, особенно-же после того, что случилось в Риме в 64-м году по поводу тамошнего пожара. Весть об избиении множества христиан не могла пройти мимо Дортозы и возбудила здесь в ком простое любопытство, а в ком и живой интерес к той неизвестной вере, за содержание которой обвиняли христиан. Если даже христианская религия и не проповедовалась в Дортозе прямо, если ее не называли по имени, то все-таки она была известна дортозянам как какая-то новая вера, совершенно отличная от других известных им до сего времени. Таким образом прибывший в Дортозу ап. Павел уже в настроении ее жителей нашел некоторую подготовку для начала своей проповеди. Среди жителей Дортозы нашлись и такие, которые уже ранее видели апостола или в Испании или в Риме, и много было таких, которые слышали о нем от других. Встреченный и теми и другим как уже известное лицо, путешествующее с известной целью, ап. Павел прямо приступил к евангельской проповеди. Он раскрывал сущность евангелия, сущность той религии, последователями которой объявляли себя замученные в Риме христиане. И то чувство сострадания к невинным мученикам, которое заставляло римских жителей в конце концов отворачиваться от зрелища их казней, это чувство жителей Дортозы побуждало к скорейшему принятию проповедуемого апостолом учения. Поэтому Проповедь апостола в Дартозе была весьма успешна и плодотворна; христианские истины быстро воспринимались искренними сердцами и число последователей проповедуемого И. Христа возрастало со дня на день. Дортозское христианское общество и по количеству своих членов и по свойству их веры и христианского познания скоро достигло такого состояния, что получило от апостола устройство отдельной самостоятельной церкви, имеющей своего епископа и пресвитеров. Первым епископом дортозской церкви, поставленным в этот сан самим апостолом был некто Руф. Память о его апостольском рукоположении в епископской сан, равно как и его имя сохранило нам предание дортозской церкви.

Это образование правильно устроенной дортозской церкви произошло сравнительно в очень короткое время, и к началу весеннего плавания по средиземному морю апостол был совершенно свободен и имел возможность, не вредя нисколько новоучрежденному христианскому обществу, оставить Дортозу и отправиться в Рим. В торговых кораблях, отправляющихся из Дортозы в Рим, в это время недостатка быть не могло, – хотя, по свидетельству Страбона, устье Ибера, где была расположена Дортоза, и не представляло удобной гавани. В весеннее половодье, пользуясь розливом реки, жители ее верховьев сплавляли к ее устью, в Дортозу, свои товары с надеждой переправить их в Рим. Ап. Павел имел полную возможность воспользоваться этим торговым движением и конечно воспользовался.

Он любовно простился с дортозской христианской общиной, оказавшейся столь восприимчивой к его проповеди, преподал всем верующим обильные наставления, увещевая их твердо и неизменно держаться преподанного им учения, внушал повиноваться епископу и пресвитерам, исполнять их увещания и предписания, и принимать советы, и вразумления. Епископу Руфу, который должен был остаться заместителем апостола и главным руководителем дортозского общества, ап. Павел дал особенные наставления и, благословив его в глазах всего общества, внушал всем, чтобы они оказывали ему сугубую честь, внимание и послушание. Вслед за торжественным прощанием, бывшим после братской трапезы – агапы, великий миссионер сел на корабль и навсегда оставил испанский берег. Теперь он выполнил свое давнишнее желание побывать в этой стране, исполнил завет Господа быть врачом испанцев, и возвращался в Рим с успокоенной и удовлетворенной душой.


Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное

Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #