Израиль
Израиль – ум, видящий Бога; духовно зрячий человек; Церковь; апостолы и проповедники; уверовавшие во Христа израильтяне: На Израиле велелепота Его (Пс.67:35). Слово «Израиль» означает «ум, видящий Бога». Таким образом, смысл стиха таков: на человеке, духовно зрячем, открывается величие Божие. Ибо человек, ослепленный страстями, не может разуметь, какие дела и чудеса произведены Богом для спасения людей. Как полагает Зигабен, можно понимать и иначе: в Церкви верных, видящей Христа духовно, производятся чудеса Божии, так как Церковь получила от Бога власть производить чудеса всегда. По изъяснению Феодорита, св. апостолы, ведя свой род от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, которые они совершили; а после них и те, которые приняли дарование учительства (ФТП. 317), Евсевий уточняет: «великолепие Его» лишь на истинном Израиле, ибо не все, произошедшие из Израиля, суть Израиль.
– Ветхий Завет; созерцательное любомудрие; Церковь из уверовавших язычников; душа, познавшая Бога: Ведом во Иудее Бог; во Израили велие Имя Его (Пс.75:2). Как считает Зигабен, «Израилем» здесь называется израильское Писание, то есть Древний Завет, данный израильскому народу, ибо в Писании говорится о великом и славном Имени Христовом. По мнению Максима, «Израилем» пророк называет созерцательное любомудрие (в отличие от деятельного), потому что «Израиль» буквально значит «ум, видящий Бога». Созерцатель, зрящий умом величие Божие, достойно славит и хвалит Его. Евсевий считает, что именем «Израиль» пророк называет Церковь из языческих народов, уверовавших во Христа. Афанасий Великий склоняется к тому, что здесь Иудеею и Израилем пророк называет душу, познавшую Бога. Ибо она-то и есть истинная Иудея и истинный Израиль (ЗТП. 462).
– патриарх Иаков; израильский народ: Пасый Израиля, внемли! (Пс.79:1). Как полагает Зигабен, Израилем здесь назван или патриарх Иаков, потому что Бог обещал хранить его и быть с ним; или происходящий от Израиля народ (ЗТП. 20).
– христиане: Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву (Пс.97:3). В этом стихе «Израилем» пророк называет христиан, как видящих Бога умными, или духовными, очами, насколько это для них возможно. Это толкование опирается на этимологию имени Израиль, которое означает «ум, видящий Бога» (ЗТП. 120).