Изменение Христа
Изменение Христа – цари Иехония и Седекия; Пришествие Христово; смерть и Кровь Христа; искупление; Церковь, христиане: Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего (Пс.88:52). «Христом», то есть Помазанником, называет царя Давида, а «изменою Христа», то есть заменою Давида, называет царей Иехонию и Седекию, которые царствовали взамен Давида. Они были поносимы по причине рабства, которому подверглись: Седекия после ослепления был отдан на мельницу, и сам Иехония был в рабстве. Все это было исполнено стыда и позора (ЗТП. 80; ФТП. 430). Ириней строит свое толкование на еврейском тексте стиха, где вместо «изменения» поставлено «следы»: «Яко поносиша врази Твои, Боже, яко поносиша следам Христа Твоего». Толковник полагает, что под «следами Христа» следует понимать Его Пришествие (ИТП. 107). Феодорит слово «следы» толкует как «цари того времени», при которых было пророческое слово о Царстве Христовом. Семьдесят толковников назвали этих царей «изменением», потому что они сделались предками Его по плоти и как бы в некоей тьме правили царством (ФТП. 432). По словам Кирилла, «изменение Христа» есть смерть и кровь Его, то есть цена искупления, данная за спасение мира. Ибо Он дал тело Свое взамен тела, и душу Свою взамен души, и все существо Свое взамен человека. По мнению других толковников, «изменение», то есть замена Христа, есть Церковь, то есть верующие во Христа, христиане, ибо взамен иудейского сборища Отец дал Сыну Церковь из язычников (ЗТП. 80).