прот. Иоанн Козлов

Источник

Церковь Христова против безпоповцев

В этом вопросе приходится говорить о иерархии, как необходимом признаке церкви Христовой. Свидетельства по вопросу о иерархии см. в статьях: «Церковь Христова» (против австрийцев) стр. 507–12 и «священство».

Здесь приведем еще некоторые свидетельства общего характера о церкви Христовой:

1) Маргарит, сл. 10, л. 525 об. (кн. о Вере л. 19 об.): «Не удаляйся церкве, ничтожо бо церкви крепчайше, упование твое церковь, и спасение твое церковь, небес вышши есть, камения твердейши есть, земли ширши есть, никогда же стареет, присно юнеется».

2) Там же, сл. 3 о Озии царе, л. 193 (кн. о Вере л. 20 об.): «Церковь бо небеси паче укоренилася есть, но всяко изумление ми вменит еллин, но да пождет вещем указание, и навыкнет истины крепость, како удобейше есть солнцу угаснути, нежели церкви без вести быти, кто есть проповедуя, и сия рече? основавый ту, небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут».

3) Иоанн Златоуст т. 10, стр. 302–303: «Когда я исчисляю членов церкви, то, называя епископов, пресвитеров, диаконов, девственников и воздержных, называю так же и вдовиц, потому что и оне исполняют немаловажную службу».

4) Игнатий Богоносец: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов; без них нет церкви» (Писания мужей апостол. стр. 286).

5) 6 правило Гангрского соб.: «Аще кто кроме соборные церкве о себе собирается, и нерадя о церкви церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру, по воли епископли, да будет проклят».

6) Кирилл Иерусалимский, оглас. поуч. 18, § 26, стр. 427: «Не спрашивай просто: где церковь? но – где вселенская церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей нашей матери церкви, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа единородного Сына Божия».

7) Симеон новый богослов в. 1, стр. 4: «смотри, сын мой, если хочешь спастися, ходи в церковь неопустительно, и там стой с благоговейной молитвой, не обращаясь туда и сюда и не заводя ни с кем бесед».

8) Б. Катихизис, л. 120 и об.: «Вопрос: кия же паки вещи нарицаются тем именем церковию Божиею? Ответ. Первое убо скиния, сиречь, сень, о сем Павел пишет ко евреом зач. 320. аще и образ есть, но церковь же преднаписует. Таже, святое, или святилеще. тогоже зачала. Такожде храм, сиречь, дом молитвы церковь Божия нарицается. И коегождо храма парохия или прихождение. И весь дом коего любо христианина нарицается церковь, о сем чти 1 к коринфяном; зач. 164 и 166. По сих нарицается церковь тело Христово, якоже сам рече о себе, разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю. И всяк православный христианин, 1 коринф. зач. 128. Еще же и вси вернии во всем мире, иже ныне суть, бяху и будут, сии суть единою святою соборною церковию, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины, 1 к Тимофею, зач. 284. Особно же наставницы церковнии и строители нарицаются церковь, яко же рече Господь: аще же преслушает церковь, буди ти яко язычник и мытарь. И конец же вси святии в раи и на небеси суть, право истинно церковию Божиею нарицаются».

9) Иероним 9, 151: «Всемогущий Бог, сказавший церкви: на стенах твоих Я поставил стражей, которые никогда не будут умолкать и которым Я заповедую, чтобы они никогда не переставали молиться, пока не достигнут того, о чем молят, теперь клянется десницею Своею и мышцею силы Своей»... стр. 150: «После этого вводится лицо Бога, говорящего Иерусалиму, то есть церкви первенцев и той, которая создана в апостолах и чрез апостолов: на стенах твоих Я поставил стражей, под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей ее и учителей».

Возражения беспоповцев о церкви

1) Ев. Матфея (Мф.18:20), зач. 76: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их».

Разбор: Там же, Мф.15–17: «Аще же согрешит к тебе брать твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего: аще ли тебе не послушает поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь». Следовательно, двое или трое не церковь, а она что то иное. Бл. Феофилакт толкует эти слова: «Если не усрамится при двух или трех свидетелях, тогда объяви о грехе его предстоятелям церкви» (на Mф. 247 стр.). В Б. Катихизисе л. 120 об. тоже разумеются здесь «наставницы церковнии» (см. § 8. стр. 540).

Кн. о Вере. гл. 2, л. 20 и об.: «Возможно бо и в дому помолитися, но не тако якоже в церкви, идеже бо собор общий ангел и человек, и самого Господа, ради пречистых словес его: идеже бо рече два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреде их, а наипаче же при божественней литургии теплейше молитвы на небо возносится». Следовательно, в этих словах не то говорится, что двое или трое могут составить церковь, а το, что если двое соберутся в церковь на молитву, то Господь бывает с ними. На 60 л. о Вере под этими словами разумеются и епископы (см. ст. «Священство», В, § 24, стр. 448).

Киприан Карфагенский 2, 186–187 (2 изд.): «Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Извратители евангелия и ложные толкователи приводят эти слова: но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, о другой коварно умалчивают; как сами отделились от церкви, так рассекают и целость одного и того же места... Как же согласится с кем либо тот, кто не согласен с телом самой церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... А Господь говорит о своей Церкви, – говорит к находящимся в церкви, что если они будут согласны: если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, – то, не смотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия... И так, Господь в заповедях своих полагает и говорит: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их: то создавший и учредивший церковь не отделяет людей от церкви, но, обличая отпадших от веры и увещевая верных к миру, показывает своими словами, что Он охотнее бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, и что более может быть непрошено согласною молитвою немногих, нежели несогласным молением многих».

Просветитель, сл. 7, стр. 192: «Аще же кто глаголет, яко и в дому помолятися могу, прельщаеши себе, человече. Помолитися убо в дому возможно: сице же помолитися, якоже в церкви, не возможно, идеже отцев множество, идеже пение единодушно к Богу всылается, и единомыслие, и согласие, и любве соуз. И во время оно, любимиче, не человецы точию вопиют страшнейши он вопль, но и ангели припадают Владыце, и архангели молятся... Сего ради не тако услышан бываеши, особь Владыку моля. Зде бо и священнические молитвы восылаются; сего бо ради и священницы предстоят, яко да народные молитвы немощнейша суща, сильнейша сих емшася купно, взыдут с ними на небо».

2) Беседы на 14 посл. 1681 стр.: «Церковь душами нашими созданный дом».

Разбор: Говорит Златоуст: нашими душами, а он был архиепископ. В тех же Беседах стр. 2552 и 1698 он говорит, что как и веру, так и за благодать рукоположения надобно одинаково стоять (Первая выдержка см. в ст. «Недостойные священники», § 13, стр. 256). В 11 т. стр. 103: «Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны. Если так, отчего же они не с нами? Един господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. Младенцы, говорит, влающеся и скитающеся всяким ветром. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения. Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства)». Притом, наша церковь не свята, а осквернена: «церковь ношу телесную, всю оскверненную» (пок. стих. в старой ред.), а Христова церковь есть «свята и непорочна» (Еф.5:27).

3) Тактикон Никона Черног. сл. 22, л. 134: «Соборные бо церкви не стены суть, но правая учения, и предания божественных правил».

Разбор: Это не самая сущность церкви, а только один из признаков. Если учение признать церковию, то как же понять следующее: Христос освятил церковь, да будет cвята и непорочна, а учение Христово разве не чисто и нуждалось в каком либо очищении или освящении? У Никона Черногорца ниже читаем: «Соборней церкви и учительством ее от божественных писаний последуем елико мощно благодатию Божиею: и ничтоже мало или велико, в церковных делная же и подобающая нам, без совета и повеления владык наших предначальствующих соборней церкви, елико мощно творим... (135): Сего ради аще и некая множицею согрешим, соборней церкви истязовати и наказовати нас подобает, и иже сия начальствующии патриаршеского или и другого архиерейского престола, а не иноцы... (л. 138): Якоже святый и иже с ним повиновахуся соборней церкви не исполу, но совершене по божественных правилох, и архиерея и начальствующия предпочитай со всякою приязнию».

4) Ефрем Сирин, 83 сл., л. 196 – человек, буди церковь Божия.

Разбор: Это возражение разобрано в статье «Причащение», § 16, стр. 391. К сему еще добавим в из Просветителя, сл. 7, стр. 172–173. «Паки глаголют, иже неправе мудрствующии, яко не требе есть церкви, но сам человек церковь». Следовательно, говорить, что человек – церковь, свойственно неправомудрствующим (см. подр. ст. «Причащение», в разборе 21 возраж. стр. 393). Ипполит, 1, 21 прямо говорит, что человек не может быть назван церковью (см. ст. «Церковь Христова» против австр. § 14, стр. 510).

5) Толк. Феофилакта на 67 зач. Матфея: «есть же и кождо нас церковь, храм Божий бывая».

Разбор: Последние слова дают понять, что человек бывает церковью в смысле вместилища Св. Духа, а таковыми люди бывают по причащении св. таин, как об этом ясно учить св. Иоанн Златоуст (см. ст. «Причащение». в разб. 16 возр., стр. 391).

6) Кн. о Вере, л. 23: Церковь от Авеля гонение терпяше, а тогда разве были епископы или священники?

Разбор: А крещение тогда было ли? спросим мы беспоповцев. Нет, а они и ведь не следуют в этом примеру той, при Авеле бывшей, церкви. Зачем же Христос приходил и основал свою новозаветную церковь? Мы говорим о созданной Иисусом Христом церкви: «Созижду церковь Мою – о той, которая на земли» (о Вере л. 17 и oб.). А эта церковь создана со священством и пребудет с ним до скончания века.

7) Маргарит. сл. 10. о еже предста царица, л. 518 об.: «Церковь не стены и покров, но вера и житие».

Разбор: Здесь тоже вера и житие не сама сущность церкви, а только один из существенных ее признаков. В Кирилловой кн. л. 93 говорится: «церковь и вера всегда в соединении пребывает» (Тоже и в Просветителе сл. 7, стр. 277, по изд. 1896 г.). В кн. о Вере л. 19: «Церковь верою ограждена». Следов. вера не есть в существе церковь, а только один из признаков церкви. На 25 л. и об. кн. о Вере читаем: «Смотри: мучители, цари, мечи остры, зверей зубы, смерти, пещи, сковрады, руце железнии, гаки (млати). И всякия уготованные муки, и тул свой диавол испраздни, и церкви не повреди». Если бы церковь в существе была вера, то как вера может быть предметом вещественных пыток? След., вера есть один из признаков церкви, здесь содержимое (вера) взята вместо содержащего (церкви). Златоуст в разбираемом месте не говорит, что церковь может быть без священства, напротив людей, презирающих священство, он сильно порицает: «Безумие то явное, чтоб презирать толикое начальство, без которого ни спасения, ни обещанных благ получить нам не можно... И посему, чья бы была так окаянная душа, что бы толикая блага презрела; не иная чья, сказал бы я, как оная, которая бы к тому диавольским стрекалом побуждалася» («О священстве» сл. 3, л. 30 и 31; Беседа Артемьева с Л. Пичугиным стр. 10–11).

8) Церковь создана Иисусом Христом до Его страданий, а тогда иерархии не было, чин архиерейства апостолы получили в день 50-цы. Иероним 4, 87: «Родившийся во плоти Христос, насадил церковь и пострадал». Его же 15, 21: «Под горою Сион и матерью первородных – мы будем понимать церковь, которая создана страданиями и воскресением Спасителя». Ирмос воскр. кан. гл. 4, песнь 4: «Воздвижена тя видевше церковь на кресте солнца праведного», ста в чину своем, достойно взывающи, слава силе твоей Господи». Кириллова л. 150 об.: «Он же (т. е. Петр) отвержеся Христа и церкви, ее же явися преминувый отвержением».

Разбор: В приведенных свидетельствах небольшое противоречие: то говорится, что церковь создана до страданий Христа, то страданиями Его. Церковь созидалась постепенно и ее начало, можно сказать, относится ко временам творения мира и весь ветхий завет был приготовлением людей к принятию Спасителя, с пришествием Которого совершилось все. Св. Епифаний Кипрский, сказавши о устроении церкви уже после 50-цы, что тогда проповедь апостолов была юна и что «апостолы не все могли вдруг устроить», пишет: «Церковь не получила еще полного устройства, потому в то время и было такое ее положение. В каждом деле не сначала все есть, но с течением времени все устрояется к удовлетворению потребностей» (ч. 5, стр. 40). Слово «насадил» не значит – совсем устроил в окончательном виде. Греческое слово «фитево» значит насаждаю, бросаю росток. Иероним немного выше пишет: «Христос положил основание церкви. Церковь, имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами... Церковь не существует без священников» (4, 85–86)... «Благосостояние церкви зависит от верховного священника» (стр. 70). На 207–268: «Но чтобы ты не сказал, что в одном теле различные члены имеют идинаковое значение, тотчас изображает степени церковные и говорит: овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третье учителей... Еда вси апостолы, еда вси пророци, еда вси учители?» То же самое нужно сказать и о словах кн. Кирилловой, словах ирмоса, что тогда церковь еще только созидалась.

Беспоповцы неправильно думают, что до 50-цы в церкви не было священства? А Христос то кто? Ведь Он, «архиерей вечных благ» (Евр.9:11, 7:21), Он – Пастырь добрый (Ин.10:11). В молитве во время литургии пред пением «иже херувимы» (когда поют) священник, обращаясь ко Христу, молится: «непреложно и неизменно был еси человек и архиерей нам был еси» (Служебник). В молитве св. Амвросия Медиоланского пресвитерам, готовящимся к служению литургии, говорится: «иерей и жертва чудесне и неизреченне Ты Сам предложенный». Кроме Христа были пастыри – апостолы. Простецы ли они были? Нет, они уже имели некоторую власть на совершение таинств, напр. покаяния (Мф.16:18; Ин.20:21–23). Все это до 50-цы. Симеон Солунский II, 303: «После Преображения великий и единый Архиерей, все содержащий в Себе и всем соделавшийся радии нас, поставил первых (12 апостолов) иерархами, а вторых (70) иереями». По словам св. Прокла апостолы после Вознесения до 50-цы «целые дни проводили в молитве» и совершали таинство св. причащения (см. ст. «Причащение», Б, § 22. стр. 377). У Иеронима V, 438: «Апостолы поставляются Христом как бы первыми священниками и учителями веры, когда Христос говорить: шедше научите вся языки, – крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф.28:19)». Самое лучшее объяснение того, какую имели апостолы власть до дня 50-цы Иероним дает в ч. 3, на 151 стр. (см. ст. «Апостолы», буква К, стр. 52; другие доказательства, в той же статье).

9) Апостолы до 50-цы были миряне, потому что благодать епископства они получили в день сошествия Св. Духа, как о том читаем в Писаниях свв. отцов и учит. ц. т. 1, 265. Ибо на святых апостолах «не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.7:39). Иоанн Златоуст 8, 589: «Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а лишь сделал способными к приятию». Феофилакт на Иоанна (Ин.7:39), стр. 198: «Духа Св. еще на было дано... Его еще не было». Он же на Деяния (стр. 46 по изд. 1871 г.): «Апостолы рукополагались в это время (в день 50-цы) в учители вселенной». Иероним 5, 439: «Тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Святой поставил предстоятелями церкви». Дионисий Ареопагит в гл. 5 пишет: «Знаменай, когда хиротонисашася священнии ученицы, и яко Иисус паче Бог сый, не сам хиротониса, но обещася послати от Отца Дух Святый, егда яко огненныи язы́цы явишася им» (Выписки Агапова ч. 1, стр. 125).

Разбор: При рассмотрении этих возражений надобно помнить, что дарования Св. Духа очень различны (1Кор.12:4), почему нет никакого противоречия в том, что по одним свидетельствам апостолы до 50-ци имели Св. Духа, а по другим – что они получили Его в день 50-цы. Бл. Иероним прекрасно объясняет это (см. «апостолы», § К, стр. 52).

Слова св. Софрония взять полнее: «После сошествия Утешителя, по обетованию и слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: егда же приидет Утешитель, его же Аз послю вам от Отца, той научит вы и воспомянет вся, яже рех вам, и все другое возвестит вам, чего ныне не можете слышать и вместить. (Ин.16:13, 14:26), апостолы восприяли чин архиерейства, быв научаемы Духом Святым, нисшедшим на них в виде огненных языков и проручествовавшим их во епископов для каждого из народов, языком которых научил их говοрить». (Писания св. отцев и учит. ц. τ. 1, стр. 265). Старообрядцы же искажают слова св. Софрония, добавляя: «в сей день», т. е. в день 50-цы и пропуская последние слова: «языком которых научил их говорить» (см. Коновалова «о первонач. устр. ц. Христовой» стр. 15–16). Но у Софрония нет той мысли, что апостолы до 50-цы не имели никакой власти, а он только говорил, что в этот день Дух Святый проручествовал их «во епископов для каждого из народов, языком которых научил их говорить», т. е. они получили дар языκов для более успешной проповеди евангелия. Об «отрывке из слова св. Софрония» замечено: «Отрывок в списке имеет пропуски, грамматические ошибки и некоторые вставки, по местам затрудняющие переводчика в определении настоящего смысла переводимого места» (стр. 264). Иоанн Златоуст 2, 510: «Так как они (т. е. апостолы) слышали повеление Господа: шедше научите вся языки (Mф.28:19), но еще нодоумевали и не знали, куда каждому из них должно направляться и в какой стране вселенной нужно проповедывать учение, то приходит Дух Святый в виде языков, отделяя каждому из них страны учительства во вселенной, и данным языком как бы на некоторой скрижали обозначая каждому пределы, вверенного ему начальства и учительства». Следовательно, в день 50-цы апостолы в числе прочих чрезвычайных дарований получили и дар языков, указание от Духа Св., кому куда идти с проповедью. Симеон Солунский II, 303, гл. 205: «Наконец, принес в жертву Сам Себя и даровал таинства, и, пожершись за нас на кресте, умерши и воскресши, примирил нас с Отцом и дуновением сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении, посредством тех, разделенных им, огненных языков Духа». А каковы эти «начатки» Духа Иероним объясняет ч. 3. 151 (см. «апостолы», к, стр. 52).

У св. И. Златоуста (8, 589) дальше: «Не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа». Тоже у бл. Феофилакта: «Когда же Он воскрес из гроба, тогда сказал им: приимите Духа Святого (Ин.20:22). И в пятидесятницу сошел на них Дух Святый (Деян.2:4). И иначе: сила Духа и прежде креста была в пророках и апостолах, но не так, как после вознесения, т. е. не так щедра и обильна, чтобы сравнивать ее с реками. Посему евангелист справедливо сказал, что еще не было Духа Святого, т. е. излито в таком обилии, как впоследствии (на Иоанна, стр. 198). Бл. Иероним слова св. Иоанна 7, 39 поясняет так: «до это не в том смысле чтобы Духа Св. не было, так как Господь Спаситель говорил: аще ля Аз о Дусе св. изгоню бесы (Мф.12:28), а в том, что, пребывая в Господе, Он не почил еще всецело на апостолах» (ч. 3, стр. 153). В толк. Феофилакта на Деяния (стр. 46) не сказано, что апостолы до дня 50-цы были простецы, но только то, что сошествие Духа Св. именно на голову означает, что они рукополагались в учители вселенной. Читаем полнее: «Почему же они (т. е. апостолы) приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, т. е. не на физический органе дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева, из своих уст произносят то, чего не имели... Почему же, еще повторяю, на голову? Потому что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной, а рукоположение совершается не иначе, как на голову. И так тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения... И начаша глаголати иными языки. Благодать Божия благоволила определить сперва, чтобы слово апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то писатель прибавляет: и начаша глаголати иными языки. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились, в одном человеке; и один и тот же человек, по внушению Св. Духа, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском, и на многих других языках. И дар этот называется даром языков, потому что апостолы «могли говорить на многих языках» (стр. 26–37, а по 1871 г, – стр. 46–47). Следовательно, в этот день по Феофилакту, апостолы получили дар языков, а не благодать на совершение таинств. Если думать, что апостолы в это время получили благодать священства, то придется допустить, что и все, бывшие с ними 120 человек, в том числе и женщины, тоже получили благодать священства. Ведь Дух Святый сошел на всех и все исполнились Им: «На кого же седе Святый Дух, на двенадцать ли только, или на сто двадцать? Ясно, что на всех, потому что ап. Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорить: и будет в последние дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть (Деян.2:17). И они не просто приняли, по исполнишася от Духа Свята, и притом вси, а не апостолы τолько» (Феоф. на Деяния 35 стр., а по 1871 г. – 45 стр.). О апостолах Феофилакт думал, что они имели сан священства: «А слова: епископство его да приимет ин, указывают на сан священства» (там же стр. 29). Еще на 18–19 стр.: «Полное, соделавшее апостолов совершенными и способными совершенствовать других, сообщение им Духа было во время Пятидесятницы, когда Он сошел на них в виде огненных языков и всецело исполнил их Своею силою... И тогда (т. е. до дня Пятидесятницы, когда Христос сказал им: приимите Дух Свят) они получили некоторую силу и благодать Духа. Не такую, чтобы воскрешать мертвых, но получили силу отпускать грехи. Поэтому и прибавил: имже отпустите грехи, опустятся им (Ин.20:23), показывая этим, какой именно род силы дарует им. Тогда Он облек их этою именно силой, а по прошествии сорока дней дарует им силу творить чудеса; поэтому и говорит: приимите силу и проч.» (а по 1871 г. – 24–26 с.). Бл. Иероним доказывая, что Лица св. Троицы одинаковы по существу, что третье Лицо св. Троицы св. Дух не есть тварь (5, 430), что Он есть един Отцу и Сыну (480), пишет: «Апостолы поставляются Христом как бы первыми священниками и учителями веры... Кто самою истиною не будет вынужден принять безразличие св. Троицы, когда одна вера во Отце, и Сыне, и св. Духе... И так сия Троица есть спасение верующих, и раздаяние даров церкви совершается в сей Троице. Ибо тогда как Спаситель послал учеников своих на проповедь евангелия и тогда как говорится, что для наставления в учении истины Отец поставил в церкви, во-первых апостолов, во-вторых, пророков, в-третьих – учителей... тех самых, коим Христос повелел быть учителями и коих одобрил Отец, тех самых и Дух Святый поставил в церкви строителями и предстоятелями. Ибо ап. Павел, собравши в Милет пресвитеров из различных мест и многих церквей, сказал им: «внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян.20:28). Ибо если тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Святый поставит предстоятелями церкви, и они назначены определением Отца, то несомненно для всякого, что Отца, Сына и Св. Духа одно действие и одно произволение и следовательно одно и тоже существо св. Троицы» (т. 5, стр. 438–439). Надобно однако заметить, что эти и приводимые в возражении слова – принадлежат Дидиму, книгу коего и перевел Иероним (стр. 409).

Относительно ссылки на Дионисия Ареопагита следует заметить, что в русском переводе это место читается так: «Заметь, когда ученики были рукоположены во священство, – так же, что Иисус хотя и Бог, не рукоположил их только Сам, но обещал послать Духа Святаго от Отца, что и исполнилось, когда явишася им язы́цы, яко огненны; Деян.2:3. – см. Дионисия Ареопагита I, стр. 179, примечание 59-е преп. Максима Исповедника. У Дионисия, на 169 стр. гл. 5, читаем: «Посему то и Сам, возводя учеников к служению священства, хотя, как Бог, был начало-совершитель, священноначальственно относит однакоже тайносовершительную силу посвящения вместе и ко всесвятейшему своему Отцу, и к богоначальному Духу». Сопоставляя выписанное сейчас из Дионисия и преп. Максима Исповедника с выпиской у Агапова, весьма основательно можно предположить, что г. Агапов пропустил слово «только» (не сам только), отчего и смысл исказился. Странно, что цитируя рукопись, Агапов не указал, где она хранится, какого века и т. п. Очевидно, что дело здесь не так то чисто.

10) Симеон Солунский II, 260: «Когда Владыка. воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса, после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему». И. Златоуст 1, 416 (а по 2 изд. 424–425): «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; не ангел, не архангел, и не другая какая-либо сотворенная сила; но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения».

Разбор: Симеон Солунский не отрицал священнической власти у апостолов до 50-цы, что видно из той же книги II, стр. 33: «Силу решить и вязать Он (Христос) даровал нам человекам, Сам от Себя дохновением сообщив вначале этот дар апостолам. Ибо дуну, сказано, и глагола им: приимите Дух Свят – имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите – держатся» (Ин.20:22–23). Еще стр. 244–5: «Хотя апостольский приговор происходил от апостолов, когда избран был Матфий в лик двенадцати на место отпадшего Иуды, но избрание наперед началось от Спасителя, который есть Начальник и Совершитель нашего спасения; так как Он избрал Андрея и Петра, Иоанна и Иакова, Филиппа и Нафанаила, и Матфия и прочих учеников Своих, которым лотом и сказал: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы, да идете и плод принесете, и плод ваш пребудет (Ин.15:16), и которых Он называл и явил ловцами человеков, солью земли и светом мира, судиями Израиля и сопрестольными Себе, пастырями овец воих, имеющими власть вязать и решить, иереями, священно-служителями, учителями и благовестниками, также называл и сделал проповедниками евангелия и учителями вселенной».

Что касается ссылки на И. Златоуста (1, 416), то здесь нет и намека на то, что апостолы до 50-цы будто были простые миряне. Если взять это место полнее, то увидим, что апостолы получили власть вязать и решить грехи, и это такая власть, какой не дано никому. «Люди, живущие на земле... поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам, ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех (Мф.18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? Имже, говорит Господь, отпустите грехи, отпустятся; и имже держите, держатся (Ин.20:23). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови (Ин.5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам» (1, 418; а по 2 изд. 426).

Читаем в Толковом Апостоле, л. 11 об. – 12: «Почто же паки на главу сниде Святый Дух? Понеже апостолы рукоположение прияша, иже быти вселенной учителие. Прияша бо от Спаса Христа рукоположение еже быти апостоли... Дух же святый сошед, рукоположи апостолы всей вселенной. И аще не Быша прияли Духа Святаго благодать, не бысть подано им апостольство всего мира. Начало убо οт Спаса прияша апосτоли, κонец же сиречь совершение пришествием св. Духа». Интересно упомянуть то, что это место безпоповец Агапов поместил в своих «Выписках» ч. 1, стр. 126, но последних слов не дописал: «начало убо от Спаса»... Из этого текста видно, что от Христа они были поставлены апостолами, а Дух Святый поставил их апостолами всей вселенной.

В Деяниях 5 всел. соб. стр. 202 (1889 г.): «Кто защищает Феодора Мопсуетского, говорившего, что иной есть Бог Слово. И иной Христос, и, сверх других бесчисленных богохульств своих, дерзнувшего сказать, что когда Господь по воскресении дунул на учеников и сказал: приимите Дух Свят (Ин.20:22), то не дал им Духа Святого, а дунул только образно: и так тем, которые когда-либо мудрствовали тоже и подобно им, и до смерти остались в том же нечестии, анафема». Не подвергают ли себя беспоповцы под эту анафему, когда дерзают говорить, что апостолы до 50-цы были миряне, не имели благодати Св. Духа на разрешение грехов.

11) О Вере. л. 29 об.: «Да будет же благодарение, слава, честь, и поклонение Агнцу Божию, Его же благодатию, невесту Его, сиречь церковь св. восточную показали есмы, которое поставление последнее, последовати имать первому». На 186 л.: «Начаток церкви с концом согласуется». Следовательно, если в первое время не было священства, то так же не будет его и в конце. (У Коновалова «О первонач. устр. ц. Хр. стр. 17).

Разбор: Вывод беспоповщинский неправилен, ибо выше показано, что в церкви первоначально был пастырь – сам Иисус Христос, а потом апостолы, которые, как мы видели, не были простецами, а обладали известными благодатными дарованиями. Главное же то, что в кн. о Вере беспоповцы не дочитывают следующих слов: «и яко во время пришествия Христова избранных Божиих малое стадо было, тако и в пришествие антихристово уменьшатся правовернии, а зловернии умножатся». На 186 л. тоже самое: «подобно начаток Христовы церкве с концем согласуется, ибо первее триста лет в неволе, тако и останок в том же скончается». Вся 2 глава кн. о Вере содержит изложение борьбы церкви с различными бедами и говорится на 21 л. об.: «Яко Святая восточная церковь истинная невеста Христова, на основании главы своея, во изгнании основана, и чрез апостольскую и мученическую кровь в стены произведеся, и в том основании страдания и скончатися имать». А что священство будет и во время последнего антихриста, о том говорит Андрей Кес. в толк. Апокалипсиса (Откр.12:6) (см. ст. «Священство», В, § 23. стр. 448).

12) Ефрем Сирин 8, 212: «Когда мы бываем втроем, то как бы соединяемся в церковь, которая есть совершенное тело Христа и наглядный образ Его». Иероним 2, 65: «Иной в церкви есть око, иной язык, иной рука, иной нога, ухо, чрево и прочее... Пусть необразованный и простой брат не считает себя святым, потому что иного не знает; пусть также брат искусным и красноречивым не полагает святости в красноречии, и то и другое несовершенно, но гораздо лучше иметь святую необразованность, чем грешное красноречие».

Феодор Студит 1, 253: «Посему напоминаю, как нижайший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не сделался вопль Содомский, не будем жалеть дольнего, чтобы нам не потерять горнего, не будем подавать соблазна церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых».

Разбор: Св. Ефрем Сирин писал об отшельниках, утешая их, что если они и двое, или трое, то с ними Господь: «Как во всех нуждах Господь заботится о своем стаде, так и тех, кои ведут отшельническую жизнь, Он утешил в этом печальном положении, говоря: «где есть один, там и Я», дабы никто из отшельников не печалился, потому что Он есть наша радость и Сам соприсутствует нам. И где есть два, там буду и Я (Мф.18:20), поскольку милосердие и благость Его осеняет нас. А когда мы бываем втроем, то как бы соединяемся в церковь, которая есть совершенное тело Христа и наглядный образ Его. Говорит; ангелы их на небесах видят лицо Отца Моего (Мф.18:10), то есть молитвы их» (т. 8, 212). Здесь не говорится, что трое, да еще мирян (этого уж совсем нет) могут составить соборную церковь, на что отчасти указывает слово: «как бы соединяемся в церковь». Эта церковь, а не двое или трое мирян, есть совершенное тело Христа и наглядный образ Его. Притом, здесь речи о молитве, что видно из конечных слов. Ефрем Сирин о священстве учил так: «Спасен мир и просвещена тварь... Им отъято с земли беззаконие, чрез него приведен в бездействие падший диавол... без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов» (ч. 2, стр. 396–397).

Выражение «как бы соединяемся в церковь» не может служить оправданием для беспоповцев, потому что отшельники собираются по двое или по трое на молитву, а это единение очень хорошо, ибо «имя церкви – это имя не разделения, но единения и согласия» (Злат. 10, 8); «иначе и не может быть единая церковь там, где составляющие ее разделяются между собою и враждуют друг на друга» (461 стр.). Слову «как бы» и сами старообрядцы не придают значения положительного и утвердительного (см. «О первонач. устройстве церкви» Коновалова 36). Двое или трое не могут составить церковь – см. в разборе 1 возражения, стр. 540–1.

У бл. Иеронима берутся слова отрывочно и он ни слова не говорит, что миряне могут составить церковь. Он писал к Непоциану «об образе жизни клириков и монахов» и в числе прочих добрых дел писал и о благотворительности: «Иные подают бедным немного, чтобы получить больше, и под предлогом благотворительности собирают богатства; это своего рода скорее охота, чем благотворительность... Полагается на крючке небольшая приманка, чтобы подцепить на него кошельки матрон. Пусть епископ, которому вверена церковь, внимательно смотрит, кто поставлен пещись о бедных и раздавать милостыню. Лучше не иметь, чем помочь, нежели бесстыдно выпрашивать и прятать себе. Но с другой стороны высокомерно притязание казаться милостивее, чем первосвященник Христов. Не все мы можем все. Иной в церкви есть око, иной – язык... Читай послание Павла к Коринфянам: как различнее члены составляют одно тело» (Иерон. 2, 64–65). Необходимость священства по Иерониму см. в разборе 8 возражения, стр. 544–5. То, что сказано относительно места из св. Ефрема Сирина, можно сказать и о словах св. Феодора Студита. Не лишне спросить: из каких троих православных может состоять и какая церковь? Нельзя думать, чтобы св. Феодор писал о беспоповцах, ибо в другом месте читаем у него: «Великий дар священства, помощью которого мы получаем имя христиан (и без него) мы можем впасть в язычество» (314 стр.). Беспоповец Коновалов без всякого основания, когда привел разбираемое место, поясняет, будто бы «св. Феодор Студит ясно и определенно указал, что церковь Божия... может состоять из троих просты» (?) православноверующих людей» (О первонач. устр. церкви 61). Но слова «простых» у св. Феодора нет. И Коновалов противоречит себе: на 61 стр. пишет, что церковь может состоять из троих простых, а на 58 стр. говорит иное: «даже апостолы сами по себе не могли составить церкви; они не церковь, а только были ради церкви».

13) Б. Катихизис л. 17 об.: «Сие же како имамы разумети, еже глаголем: верую во едину св. соборную и апост. церковь? в человеки ли мы то веруем, или во ино что? Ответ. Не в человеки, но в проповедание и догматы их божественные, сиречь полагаем на уставах церковных, и предания соборные и апостольские». Следов., соборная церковь не люди, а законы церковные и предания апостольские.

Разбор: Никто и не учит, что нужно верить в «человеки», а нужно верить в предания апостольские и догматы, которые ясно учат, что церковь не может быть без священства (см. свидетельства). Да и в Б. Катихизисе вот что читаем о соборной церкви: «Едина есть соборная церковь Божия, обаче во едином Дусе Иисусе Христове, во единой вере, и во единых догматах о той вере, и святых тайнах учащих. И во единой главе Господе нашем Иисусе Христе, и под единым чином его и рядом, правил же апостольских, и вселенских седми соборов святых богоносных отец, пастырей и учителей, сиречь святых пап патриархов и митрополитов, архиепископов, епископов, и всего священнического чина... Церковь Божия есть святая, сих ради вин: яко от Христа жениха и главы своей, верою, и тайны с ним соединившися освящается... яко Дух святый пребываяй в ней выну, соблюдает ю, и во святыни сохраняет... Сия едина церковь есть вселенская, или соборная, сиречь, яко она всех верных везде во всем мире, и в коемждо веце сущих объемлет и в себе содержит... веруем во едину св. соборную и апост. церковь, сиречь уповаем на учения и догматы святых апостолов, и святых вселенских седми соборов, а не в люди верим... верую святых общению, сиречь, верую яко вернии в церкви Божии, якоже уди во едином телеси совокуплени себе... имут общее участие божественные литургии и таин церковных, оставления грехов» (л. 118 об. – 119). Еще ниже: «Что есть церковь Божия? Ответ: Церковь Божия есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру, и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколебимое. И иже суть достойны приимати святые и божественные совершенные тайны. И иже суть под единою главою Господем нашим, Иисусом Христом, а под правлением совершенных святых от него поставленных (Ефес. 224 зач.)... Что есть церковь соборная? – Церковь соборная есть, понеже от всех святых седми вселенских соборов преданные догматы в ней соблюдаемы суть; священнословесными же песньми и пении славима есть, и св. и божеств. иконами украшаема есть, основана же бе и утвержена святых мученик мощми – в ней же совершается и тайна святой и божественной службы. В ней же вси вернии приемлем пречистого тела и честные крови Христа Бога нашего, и тем причастницы бываем царствия небесного... се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части. ...В коих вещах состоится и содержится церкви соборной единомыслие? – В согласии православной веры, и в любви нелицемерной и во учении правом, и в достоинстве употребления святых таин, и в чести и почитании святителей и пресвитеров» (л. 120 об. – 121 и об.).

Таким образом в этих местах Б. Катихизиса красною нитью проходит мысль о необходимости священства в церкви Христовой, без которого она не будет и церковью. На 121 л. об.: «Вопрос: кая нам есть потреба сего поучения о соборной церкви? Ответ: Сея ради яко да известно ведуще ю в ней пребываем и спасени будем, зане кроме церкви Божия нигде же несть спасение, яко же бо при потопе, вси елици с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша, тако и в день судный, вси иже ныне в церкви святей не будут, тии во езеро оное огненое ввержены будут... се убо, иже не пребывают в сей соборней церкви, тех Христос не спасает и Духа святого сицевии не имут».

14) Маргарит 518 л. об. (т. 3, 409): «Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей, церковь же, глаголю, не место точию, но и нрав; не стены церковные, но законы церковные. Егда бегаешь в церковь, не к месту прибегай? но к совету. Церковь бо не стены и покров, но вера и житие». В кн. о Вере (слова И. Златоуста, т. 3, 866): «Вельми бо церковь Богу возлюблена есть, не сия, иже стенами ограждена, но сия, иже верою ограждена» (л. 19 об.)

Разбор: В этих свидетельствах, если понимать их буквально, находится противоречие: в первом говорится, что церковь – «вера и житие», а во втором, что церковь – «верою ограждена». Как же это так? Выходит, чти «вера ограждена верой». Неразумно! Очевидно, что в этих свидетельствах дано не полное понятие церкви, взята часть вместо целого, содержимое вместо содержащего. В Кирилловой кн. л. 93 об. говорится. что «церковь и вера пребывает в соединения неизменно по вся дни до скончания века». Следов., вера сама по себе без ее содержателей не есть церковь и она не есть единственный признак и более других существенный. Священство поставляется И. Златоустом наравне с верой: «надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства)» (т. 10, стр. 103). Св. Иоанн Златоуст, разумея иногда под словом церковь – законы церковные. (Марг. 518 об.), храм церковный (537), общество христиан: «церковь глаголю верных весь народ (Марг. житие л. 116), что она верою ограждена (о Вере л. 19 об.), никогда не учил, что вселенская Христова Церковь может быть без священства (см. в ст. «Церковь Христова» против австрийцев, § 12, стр. 510, а также ст. «священство», «недостойные священники»). Добавим еще из 3 т. стр. 440: «Как главе необходимо быть в связи с телом, так церкви с священником и народу с правителем; и как ветвям необходимо соединяться с корнем и рекам с источниками, так и сыновьям с отцом и ученикам с учителем».

Образ церкви у св. Златоуста изображается так: «Церковь есть исполнение Христа, точно также, как голову дополняет тело и тело дополняется головою.. Исполнение, говорит, т. е. как голова пополняется телом, потому что тело составляется из всех своих членов, и каждый член необходим для другого. Видишь как апостол представляет, что нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. И так тело Его составляется из всех членов» (т. 11, стр. 26–27). А «тело Христово, которое есть церковь» (т. 10, 297).

Да и в приводимых беспоповцами местах из Маргарита и т. 3, 409 стр. далее находятся слова, сильно обличающие беспоповцев: «Ты хотел спастись? Тогда ты должен был держаться жертвенника» (Марг. л. 519; т. 3, стр. 410).

15) Максим Исповедник: «Христос Господь кафолической церковью нарече быти правое и спасенное веры исповедание» (Четь-Мин. 21 января). Следовательно, не священство церковь, а люди содержащие правое учение (у Коновал. 60–61).

Разбор: У преп. Максима Испов. нет той мысли, что простые люди составят церковь. И что исповедание есть церковь. Β его словах дано опять-таки неполное определение церкви, ибо исповедание без исповедающего не может быть. И исповедание не нуждалось в искуплении честною кровию Христа, а мы говорим о церкви, которую Иисус Христос искупил своею пречистою кровью. Нет, не исповедание – церковь, а на исповедании создана церковь: «Христос Господь кафолическою церковью нарече быти правое и спасенное веры исповедание: того ради и Петра, добре исповедавшего, нарече блаженна, на его же исповедании таковую создати церковь всех Господь обеща» (там же).

Учение преп. Максима Исп. о значении священства таково: «Епископ есть глава видимого тела Церкви, при содействии Духа сочленяющий члены или части его тела в единство... Господь для того и учредил на земли вместо Себя священство, чтобы в нем быть видимым и телесно, и чтобы тайны Его не переставали быть открытым для тех, кои могут созерцать оные» («Правосл. Собеседник» 1857 г. 918 стр.; Очерки Александрова «о церкви Христовой», стр. 37; Петроград 1912 г.).

Кроме того преп. Максим принадлежал к той церкви, в которой были епископы. Когда он был в Риме, то с блаж. папой Мартином собирал соборы: «Вскоре собра (папа Мартин) великий собор в Риме, на нем же бяху сто и пять епископи: и друзии из Галлии призвани, иже Латеранским нарицается. Бяше на том соборе оный Максим архимандрит, и той папу подвиже, дабы сицевый собор устроил» (Бароний, лето 649, ч. 1, л. 768 об.).

Если под церковью разуметь учение, веру, исповедание и т. д, то легко прийти к нелепости и прямо погрешительному учению. Ап. Павел в посл. к Ефесянам гл. 5, ст. 25–26 пишет: «Христос возлюбил церковь (по мнению беспоповцев учение, исповедание) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Если согласимся с старообрядцами, что церковь есть только учение, то неужели учение Спасителя нуждается в очищении и освящении и неужели это учение до страданий Спасителя было неславным, имеющим пятно или порок? Следов., определять церковь, имеющую множество признаков, как одно лишь учение или веру, будет совершено неосновательно.

16) Известный безпоп. начетчик А. Коновалов в своей кн. «о первоначальном устройстве церкви Христовой» на 35 стр. делает такое возражение: «Сначала вы привели слова Симеона Солунского, который говорит, что Христос тотчас после Преображения поставил 12 апостолов архиереями (2, 303). Затем тут же читаете из Б. Катихизиса, что Христос на тайной вечери апостолов своих священниками сотвори. Как же это могло выйти; с Преображения они были епископами, а после, на тайной вечери, делаются священниками? Куда же с них девались епископские степени? Да и кто мог свести их из высших степеней в низшие, когда это по 29 пр. 4 всел. собора есть ни более не менее, как святотатство. Ведь если основываться на приведенных вами буквах, можно дойти до того, что и Христос то у нас будет святотатцем».

Разбор: Коновалов справедливо сказал, что у них Христос будет «святотатцем», потому что таким начетчикам, как слепец Коновалов, как говорится, «закон не писан» и он забывает, что нельзя имя Господа произносить напрасно (Исх.20:7). Всем хорошо известно, что Спаситель в писании называется то священником во век по чину Мелхиседекову» (Евр.5:6), то архиереем Великим (Евр.4:14). И апостолы называются священниками: «Все апостолы Господни суть священники» (Ириней Лион. кн. 4, гл. 8, § 3, стр. 428, а по 1900 г. стр. 335). Вообще в первое время христианства имена «епископ и священник» строго не различались и последним именем часто назывались и епископы. Напр. И. Златоуст 11, 847: «И устроиши по всем градом пресвитеры. Здесь он разумеет епископов, как мы сказали в другом месте». Подробно о сем см. ст. «Церковь Христова» против австрийцев, в разборе 28 и 27 возражений, стр. 531–3. Это, думаем мы, очень хорошо известно и Коновалову, и всем вообще беспоповцам. Не менее должно быть им известно и то, что «апостольство есть не только начало прочих властей, но основание и корень... вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве как в главе... так что если бы оно прекратилось, то все расстроилось бы и разрушилось» (И. Злат. 3, 79–80).

17) Постановления апостольские, стр. 55 (Выписки из разных книг Кузнецова стр. 129): «Слушайте это и вы, миряне, избранная церковь Божия, – ибо народ и прежде именовался народом Божиим и народом святым (Исх.19:5–6), почему и вы – святая священная Церковь Божия, написанная на небе, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел (1Пет.2:9), невеста, убранная для Господа Бога».

Разбор: Кузнецов в своих «выписках» опустил обличающие беспоповцев слова, что конечно не делает чести никому. Возьмем полнее: «Слушай теперь, Церковь великая, Церковь верующая, что сказано прежде: части, десятины и начатки – первосвященнику Христову и служителям Его... Что тогда были жертвы, то ныне молитвы, прошения и благодарения; что тогда – начатки, десятины, части и дары, то ныне приношения, приносимые Господу Богу праведными епископами чрез Иисуса Христа, умершего за них. Ибо они первосвященники ваши, а пресвитеры ваши – священники, левиты же – нынешние диаконы ваши... Высший же всех сих есть первосвященник, епископ. Епископ – служитель слова, страж ведения, посредник между Богом и вами в службах Его. Это – учитель благочестия; это после Бога отец ваш... которому обязаны вы воздавать честь, ибо о нем и о подобных сам Бог сказал: Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси... Итак, епископ да председательствует у вас, как почтенный достоинством Бога, по которому он властвует над клиром и начальствует над всем пародом... А пресвитеров считайте вы представителями нас, апостолов, учителями боговедения... Как принадлежащему к иному роду, не бывшему от колена Левиина, не дозволялось приносить что-либо или приступать к алтарю без священника: так и вы ничего не делайте без епископа. Если же кто сделает что без епископа, то сделает это напрасно; ибо это не вменится ему в дело. Как Саул, принесший жертву без Самуила, услышал: безумие бысть тебе (1Цар.13:13): так и всякий мирянин, совершающий что-нибудь без священника, напрасно трудится. И, как Озия царь, совершивший священническое не будучи священником, поражен был за беззаконие проказою (2Пар.26:16–19), так не останется ненаказанным и всякий мирянин, призревший Бοга, взбесившийся против священников Его, сам похитивший себе честь, не подражавший Христу, который не сам присвоил себе славу быть первосвященником (Евр.5:5), но ожидал услышать Отца: клятся Господь, и не раскается; ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс.109:4). Если Христос не славит сам себя без Отца, то как можно, чтобы человек сам покушался на священство, не приняв достоинства сего от высшего, и делал то, что позволительно одним священникам? Кореяне, не смотря на то, что были от колена Левиина, не были ли сожжены огнем, когда восстали на Моисея и Аарона и стали состязаться о не принадлежащем им (Чис.16:1, 2, 32)? и Дафан и Авирон не сошли ли в преисподнюю живые, а прозябший жезл не остановил ли безумие других и не указал ли первосвященника, избранного Богом? Итак, и вы, братия, должны приносить жертвы свои, т. е. приношения, епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов» (стр. 55–58).

18) Исаия (Ис.1:8): «Оставлена будет дщи Сиона, яко сень в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, и яко град обстоим». Какая же это дщи Сиона будет оставлена и будет запустевшею? – «Не бо о иудеех сие слово пророчествова, ниже о Сионе граде, но о святей церкви» (Б. Соборн. л. 120 об.). Значит церковь придет в такое бедственное состояние, что уподобится простому шалашу, а бл. Феодорит пишет: «Господь церковь свою до конца сохранит, но о способе сохранения не должно судить по чувствам плоти, понеже церковь подобна будет мертвому трупу до самого воскресения (ч. 7. л. 203 об. слав. пер.).

Разбор: Пророчество Исаии все святые отцы, занимавшиеся изъяснением оного, относят, за исключением одного Ипполита, к ветхозаветной церкви, к Иерусалиму. Например.

Иоанн Златоуст т. 6, стр. 12: «Дщерью Сиона пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе».

Ефрем Сирин 5, 319 (а по 1887 г. – 437): «Оставися дщерь Сиона, т. е. все города иудейские и по преимуществу Иерусалим. Яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде. Иудея, по опустению своему, подобна куще, в обобранном винограднике. И овощному хранилищу в вертограде, в котором плоды уже сняты».

Иероним. ч. 7. стр. 17: «Сравнение опустошения храма и Иерусалима взято от земледельцев, которые до тех пор, пока виноградник бывает полон гроздов, ставят сторожей в шатрах; так же и в огороде, который 70 переводят овощное хранилище, делаются небольшие шалаши, чтобы укрываться в них от жара и солнечных лучей и отгонять оттуда и людей и зверков, которые обыкновенно вредит молодым плодам. Когда же снимаются эти плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь. Так и всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания».

Кирилл Александрийский 6, 23: «Сион, то есть Иерусалим, будет, говорит, оставлен, т. е. станет пустынею».

Василий Великий 2, 27–28, на Ис.1:8: «Оставится дщерь Сиона... Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов... Поскольку Насадивший ждал, да сотворит гроздие, и он сотворл терние, которым увенчали Господа, и весь обратился в горечь, ибо сотворил грозд желчи и грозд горести, почему и в снедь Господу дали желчь; то за сие оставлена куща винограда. Ибо сказано: се оставляется дом ваш пуст (Mф.23:28). Тогда исполнилась сия угроза, ибо Израиль оставлен, как куща в винограде».

Каприан Карфаг. 2, 16 (2 изд.) тоже относит это пророчество к иудеям.

В подлинном Ипполитовом слове пророчество Исаии относится к Иерусалиму: «Прииди же блаженный Исаия, возстани, скажи ясно то, что ты пророчествовал о великом Вавилоне. Ибо ты сказал и о Иерусалиме, и это сбылось. Ты сказал о нем ясно: «земля ваша пуста, грады вами огнем пожжены, страну вашу пред вами чуждии поядают... Оставится дщерь Сиона, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый» (Ис.1:7–8). Что же? не сбылось ли уже это? не исполнилось ли сказанное тобою? не опустошена ли их иудейская земля? не сожжено ли святилище? не ниспровергнуты ли их стены? не разорены ли города? не чуждые ли поедают страну? не Римляне ли обладают землею? и тебя беззаконные возненавидев распилили, и Христа распяли. Умер ты в мире, но живешь во Христе» (Слово св. Ипполита, рукоп. пергам. 12 века, библ. Моск. Чудова монастыря, л. 30; озерск; 1, 463–464).

Что церковь Христова будет сохранена невредимою – о том см. у Ипполита в. 1, стр. 21–22 (см. ст. «Церковь Христова» против австрийцев, § 11, стр. 510). Если же один учитель, хотя бы и святой, учит несогласно со всеми, то предпочитать надобно голос общего учения церкви, а частное мнение одного св. отца относить к мнениям личным (Викентий Лиринский).

Что касается выдержки из Феодорита, το это мнение не Феодорита, а новейших толковников да и то взято не сполна. И здесь находится ясное указание на то, что хотя церковь и будет по внешнему виду подобна мертвому трупу, но Господь ее не оставит: «Архангел возвещает, что Бог защитит Свою церковь, и чудным образом сохранит ю даже и посреде самых ужасных потрясений и самых лютых смертей. Глаголет же о бедствиях, имеющих постигнуть церковь пред самым пришествием Христовым. Сей есть существенный смысл стиха сего. Он содержит три части: в первой говорится, что время сие будет самое бедственное, и исполненное многоразличных и почти бесчисленных скорбей. Второе, что Бог никогда не оставит Свою Церковь без помощи, и силою Своею сохранит невредиму» (л. 206 об. – 207, – у Александрова «о церкви Христовой», стр. 45).


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle