прот. Иоанн Козлов

Источник

Разложение церкви

По этому новому вопросу старообрядцы основываются на некоторых выражениях книги еп. Евдокима – «На заре новой церковной жизни», где собраны отзывы различных духовных и светских писателей, относящиеся главным образом к внешнему устройству православной церкви. Старообрядцы же эти слова приписывают епископу Евдокиму и, главное, переносят это на внутреннюю сторону церкви, ее веру.

Сам же еп. Евдоким, в той же книге, в конце, на 93 стр. пишет: «Чтил всегда глубоко своих архипастырей, а теперь после того, какк они возвысили свой голос на защиту церкви, чту еще больше их, склоняюсь пред ними до земли и целую даже ноги их. Беззаветно люблю и свою св. православную церковь. Она – носительница наивысшего разумения Христовой истины, евангельского предания первых веков христианства и всех бесценных сокровищ, переданных ей лучшими ее сынами... Я так люблю св. церковь, что ежедневно готов умереть за этот святейший и надежнейший корабль нашего спасения». Выражения о состоянии церкви не только внешнем, но и внутреннем, какие собраны в цитируемой книге из различных источников, включительно до газет (напр. на 28–29 стр. выдержка из газ. «Новое Время» № 10447), можно найти и у святых отцов о состоянии современной им церкви. Но из-за этих выражений св. церковь нисколько не страдала, а еще более процветала, ибо замечаемые недостатки свидетельствуют о жизни церкви, стремящейся их удалить. Вот некоторые указания по разбираемому вопросу:

1) Симеон новый богослов в. 1, сл. 11, стр. 103 и 105: «Таким образом все духовное у нас, как и сам ты видишь и знаешь, ныне в беспорядке находится, расстроено: чин и предание апостольское забыты и заповеди Христовы оставлены... Таким-то образом вся вселенная ныне преисполнена этою прелестью и этим злом. Одной этой заповеди нарушение и презрение все вверх дном переворотило в церкви Божией, повергло ее самую долу. В такое бесчиние и смятение пришла церковь, что нигде почти не видно приличного ей благоустроения, и признака не найдешь, чтоб это было благообразно сочетанное тело Владыки. Будто мы не имеем главы Христа Господа, будто мы не братья по духу... Потеряли таким образом отличительную черту и знамение веры нашей, т. е. любовь... если же потеряли ее, то напрасно именуемся христианами».

2) Его же в. II, сл. 79. стр. 321–322: «Но – о, ослепление! о, не внимание к Богу и божественным вещам! Заткнули мы уши свои, как аспиды и стали как мертвые, глухие, слепые, безгласные, не понимаем, что говорят Божественные писания, и не знаем, что такое христианство. Но при всем том, что не знаем таинства воплощенного домостроительства, не знаем точно и других христианских тайн, без стыда однакож беремся учить других о свете ведения. Ведение не есть свет, но свет есть ведение, ибо в этом Свете, и чрез Него и из Него все бысть. Если мы не знакомы с зрением сего света, то обнаруживаем чрез то, что мы еще не родились и не вышли на Божий свет, но находимся еще во чреве или лучше сказать, мы мертвородные выкидыши. А между тем без стыда восходим на священные степени; и, что хуже всего, большая часть из нас, в крайнем бесстрашии Божием, покупаем священство за деньги и ищем предстоятельства в Господнем стаде, не сделавшись еще и агнцами. И все такое делаем мы не по чему другому, как потому, что нам так хочется».

3) Киприан Карф. т. 2, кн. о единстве церкви, стр. 198 (2 изд.): «А у нас и единодушие оскудело и умалилась щедрость в подаянии. Тогда продавали дома и села и, слагая себе сокровища на небе, получаемую плату отдавали апостолам для раздела неимущим. Мы же не уделяем ныне и десятой части от своих стяжаний, и когда Господь повелевает продавать их, мы тем более покупаем и приумножаем. Так у нас оскудела сила веры! Так умалилась крепость верующих! и потому то Господь, предвидя времена наши, говорит в своем евангелии: Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли (Лк.18:8)? Мы видим, что предсказанное Им сбывается. Нет у нас никакой веры ни в страхе Божием, ни в законе правды, ни в любви, ни в деле».

4) Его же, книга о падших, стр. 151: «Не заметно стало в священниках искреннего благочестия, в служителях чистой веры, в делах – милосердия, в нравах – благочиния... весьма многие епископы, которые должны увещевать других и быть для них примером, перестав заботиться о божественном, стали заботиться о мирском».

5) Его же, τ. 1, п. 25, стр. 159: «Ибо пора нам сознать и исповедать, что столь разрушительное опустошение настоящего гонения, истребившее большую часть стада нашего и еще доселе опустошающее, постигло нас за грехи наши, – за то, что мы не держимся пути Господня и не исполняем небесных заповедей, данных нам для спасения».

6) Кирилл Иерусалимский 15 огл. поуч.. § 9, стр. 316 (1 изд.): «Ныне церковь наполнена скрытными еретиками. Отступили люди от истины».

7) Иоанн Златоуст т. 7, стр. 873: «Ныне все извращено и испорчено: церковь ничем не отличается от стойла быков, ослов и верблюдов; и я всюду хожу, ищу овцы – и не могу усмотреть. Так все топают и бьют ногами, как будто какие лошади или дикие ослы наполняют место это только кучами навоза, – таковы именно их разговоры».

8) Его же т. 10. стр. 373: «Когда и дома были церквами, и ныне церковь стала домом, или даже хуже всякого дома. В доме можно видеть великое благочиние: госпожа дома сидит на седалище со всем благоприличием, служанки прядут в молчании и каждый из домашних имеет в руках вверенное ему. А здесь великий шум, великий беспорядок; собрание наше ничем не отличается от гостинницы; здесь такой же смех, такой же шум, как в банях, как на торжищах, где все кричат и производят смятение». (Тоже см. Бес. на 14 посл., зач. 157. стр. 1007; у Озерск.2:539).

9) Там же, стр. 374: «Нο, скажете.,нам весело и приятно разговаривать с знакомыми. Я не запрещаю этого: но пусть это будет дома, на торжище, в банях, церковь же есть место не разговоров, а учения. Между тем ныне она нисколько не отличается от торжища, и, может быть, если не оскорбительно сказать, даже от театра».

10) Там же, стр. 704. бес. 27, на 2 посл. Коринф.: «Я вижу, что многочисленные чада церкви повержены ныне долу, подобно мертвому телу. И как в теле, недавно умершем, хотя можно еще видеть и глаза, и руки, и ноги, и шею, и голову, однако ни один член не исправляет своего дела, так и здесь присутствующие. Здесь все – верные, но вера их бездейственна. Мы погасили ревность, и тело Христово соделали мертвым».

11) Там же стр. 633: «Вот и опять принуждены мы оплакивать το, о чем многократно я плакал. Слез достойно настоящее наше состояние».

12) Апостол Толковый, зач. 157, л. 573 об.: «Тогда убо домы церквами Быша, ныне же церковь дом и хуждши нежели и дом, ибо в дому чин сохраняется, в церкви же ныне велие волнование и нестроение и милым что различно от корчемницы» (в русс. т. 10, стр. 373).

13) Маргарит, сл. 2, л. 399 об.: «Убо сия глаголюще, покорю ли вас вящше внимати глаголющему Богу верую быти многим от вас внемлющим прилежно, и безстудне и без парения же и услышат Господа глаголюща ко Отцу: яко сии вероваша, яко ты мя послал еси, Отче соблюди их во имя твое, а не внимающии услышат, несте вы от овец моих, ибо моя овца, моего гласа слышат; убо не ужаснустелися таковая слышавше? доколе тяжкосердии, доколе дети суще умы, доколе де внимаете глаголющему Богу, ни стоите якоже подобает христианом, горе сердца имуще, но сотвористе церковь хлевину, и полату, и корчемницу; блюдите да не како исполнится на вас страшный апостольский глас глаголющий: якоже не искусиша убо имети Бога в разуме, предаст их в неискусен ум».

14) Кормчая, пред. л. 3 об. – 4: «Восташа бо по божественному апостолу глаголющему, человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, сластолюбцы нежели боголюбцы, имущи образ благочестия силы же его отвергшеся; не точию же се в мирских человецех обретеся, но паче и в духовных, их же именует писание свет миру, сиречь, в святителех, пастырех и иереох: сице вси уклонишися вкупе непотребни Быша, несть творяй благостыни, несть до единаго. Погибе вера, погибе наказание, погибоша училища детей: погибоша исправляющии божественная писания: погибоша поучающиися в православных догматех: догибе по пророку крепкий: погибе сила хлеба и воды: погибе исполин, и человек ратник, и судиа, и пророк: погибе смотреливый и старец и пятьдесятник, и дивный советник, и премудр художник, и разумный послушник... не туне убо мы православный читателю приидохом на сия словеса, но самовидцы есмы предиреченным, не могохомся вздрати на хуления богостудных человек и удержати я, яже восташа на церковные уставы наша и взаконение: вина же сицевым никтоже, точию нерадение наше... виждь убо аще не плача достойна суть сия окаянная времена наша в ня же увы достигохом».

15) Стоглав, гл. 5. вопр. 1: «Ныне бо видим и слышим кроме божественного устава многие церковные чины не сполна совершаются не по священным правилам и не по уставу и вы бы о всех тех церковных чинах рассудив и указ учинили, по божественному уставу и по освященным правилом сполна»... вопр. 21: Да по грехом бесстрашие вошло в люди: в церквах Божиих в соборных и приходных стоят без страха и в тафьях и в шапках и с посохи якоже на торжищи или на позорищи или на пиру или яко в корчемницы и говор и ропот и всяко прекословие и беседы и смрадные словеса; чтения божественного не слышат в глумлении: церковь Божия устроена на молитву приходити и на оставление грехов и Бога молити со страхом мы же паче на гнев Бога подвизаем»... вопр. 25: «Да по грехом слабость и небрежение Нерадение вниде в мир в нынешнее время нарицаемся христиане, а в тридцать лет, и старые главы бреют и брады и ус»... вопр. 27: «Кленутся именем Божиим во лжу всякими клятвами и лаются без зазору всегда всякими укоризнами неподобными скаредными».

16) Там же, стр. 16 (2 изд): «Тем же молим вы и засвидетельствуем Господом нашим Иисусом Христом и божественными его ученики и апостолы и святыми вселенскими седмью соборами и святыми поместными соборы и всеми святыми прежереченными. Бога ради потружайтеся во еже исправити истинная и непорочная наша хрестьянская вера (слова Иоанна Грозного к собору).

17) История вселенских соборов, Лебедева. в. II, стр. 218–219: «Положение церкви этого времени (Трульского собора) было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась, священники и монахи позволяли себе ходить на конские ристалища и в театр (пр. 24)... В отправление богослужения вкрались непорядки: священники нерадели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии с строгим православием (пр. 19); св. причастие раздавалось за деньги (пр. 23)... выдумали причащать даже умерших (пр. 83); поучать в церкви позволяли себе миряне, и даже женщины (пр. 64, 70); в храмах ставили скот (пр. 88)... трудно исчислить пороки и отступления от христианской жизни, какие замечались в мирянах, – их было великое множество».

Называют церковь мертвой, трупом, но и в этих названиях ничего нет предосудительного

18) Деяния 7 всел. соб. стр. 17 (слова Григория Двоеслова): «Сказал Господь в евангелии: идеже аще будет труп, тамо соберутся орли (Mф.24:28). Труп Xристос, а высоко летающие орлы суть благочестивые и христолюбивые люди».

19) Симеон новый богослов, в. 1, сл. 12, стр. 112: «Посему всякий, верующий во Христа, над тем да трудится с теплою верою, чтоб достигнуть мертвости их, каковая мертвость Христова есть, как говорит ап. Павел, что он мертвость Господа Иисуса всегда и теле своем носил» (2Кор.4:10).

Как говорят православные писатели и пастыри о церкви

20) Архиепископ Антоний Волынский: «С семилетнего возраста я возлюбил церковь Христову, являвшую в себе Божественную Славу в древних храмах... я полюбил возвышенную истину нашей веры» (Церковн. Вед. 1906 г. № 25, стр. 1908).

21) Прот. Горчаков: «Устройство русской церкви не мешает ей быть православной» (Церк. Вед. 1906 г. № 25, стр. 1904).

22) В. С. Соловьев: «Наша церковь хранит неискаженную догматическую истину христианства» (Высшее церк. управление в России, стр. 14).

23) И. С. Аксаков: «Дух истины и свободы живет в православном учении русской церкви» (там же стр. 46).

24) Врач Апраксин: «Я верю, что в церкви нашей сохранился истинно-православный остаток, который не преклонил еще колен пред Ваалом. Я верю, что есть у нас истинно православные епископы и пресвитеры. Есть и миряне, понимающие смысл и значение истинного православия. Такую церковь не одолеют врата адова, как истинную, святую и непорочную вечно пребывающую церковь Христову» (Правда православия 1907 год. № 34, стр. 141).

25) Современные церковные вопросы, Т. Филиппова, стр. 168: «С тех пор в жизни русской церкви, несмотря на непоколебимую твердость и неизменность в исповедании истин веры, было не мало разного рода явлений, которые самими членами ее разумелись не одинаково и вызывали одних на безусловное одобрение, иных же на протест».

Разложение старообрядческой церкви

26) Старооб. свящ. И. Кудрин в статье «Кто виноват» пишет: «Горько становится за своих отцов и братьев, носящих образ Христа, облачавшихся в правду, а служащих какому-нибудь толстосуму и находящихся у него, как говорится, под башмаком... Мирские люди заботятся о благосостоянии церкви, а мы пастыри? Мы погрузились в сладкий сон, нам только и грезятся капиталы... Нам говорят: нет в нашей церкви свв. Василиев и им подобных, говорящих правду даже и царям. Но почему же их нет? Кто виноват? Не мы ли сами? Мы служим пред св. престолом, говорим при облачении слова пророка: «священницы облекутся в правду», следовательно, мы облачаемся в правду, дабы ее возвещать, а ее, бедной, у нас-то и нет: она скрылась куда-то, или мы ее потеряли сами, думаем – без нее лучше и прибыльнее. Нет правды в нашей церкви, значит, нет и святых... Мирянин видит разложение нашей церкви, видит упадок, видит болезни и старается залечить. А мы, пастыри, застряли в тине житейских выгод, запутались в сети богачей. Но кто же виноват? Конечно, мы сами, а главное наши «архипастыри»... Наше низшее духовенство непроизвольно, а силой подчинено капиталистам; не в таком положении наше «высшее» духовенство. Оно само ради своих выгод и властолюбия над меньшими братиями – покорилось или сдалось в плен богачам – «христолюбцам»» (Миссионерский Сборник за 1911 г., стр. 809–810).

27) Журн. «Церковь» за 1909 г. № 42, стр. 1190, слова еп. Михаила: «Мы хуже язычников, далее их от закона любви... Мы – соль обуявшая».

28) Современные летописи раскола, в. II, стр. 56–57. письмо иеродиакона Ипполита: «Вот и суди неповрежденная христианская совесть, до какой меры дошли наши начальствующие. Неправы же и подначальствующие, за то, что стараются скрывать молчанием важные неправильности, и тем думают сделать твердое основание иерархии, которая уже почтит и конец расстроилась, или врата адова одолевают ее».

29) Известный Ксенос, составитель «Окружного Послания», писал об австрийском священстве: «Корень его гнил и основание не твердо» (Братск. Слово 1875 г. кн. 1, стр. 24).

30) Аркадий, старообр. епископ писал: «Церковь наша вся на случайных правилах, а врат не имать, т. е. обдержные правила празднуют... Рассмотрим и самый корень Амвросия: не вратами, но теснотою, с нуждою великою... Но если по обдержным правилам рассмотреть нашу всю церковь, то едва ли что в ней останется незыблемо (149)... Владыко святый, если бы на сей хартии открыл вам Амвросиевы недостатки... но открыть не на пользу, разве когда потребуется надобность. Амвросий принят по великой нужде, а не по обдержным правилам; если по обдержным правилам поверять всех наших святителей достоинства, то затворите и церкви все». (Переписка раск. деят. вып. 2, письма 29 и 39, стр. 109 и 139).

31) Переписка раск. деят. в. 3, стр. 282, письмо старооб. Василия Фомина к еп. Онуфрию: «Владыко святый! Не знаю, на что это похоже. Ваше духовенство перешло в самую низость, светской власти над нами нет, а духовной власти не хотят покоряться, а страх Божий тоже вовсе отвергли. И летают, яко козлы по стремнинам высоких скал». («Австрийское священство» соч. Александрова, стр. 12).


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle