прот. Иоанн Козлов

Источник

Просфоры и печать на них

1) 1Кор.10:17: «Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо οт единого хлеба причащаемся».

2) Игнатий Богоносец, 3 посл., л. 19 об.: «Едино бо еси тело Господа нашего Иисуса Христа. И едина Его кровь за вас излиянная: един и хлеб всем ломимый, и едина чаша всем раздаваема: един жертвенник во всякой церкви, и един епископ со пресвитеры и диаконы сослужителми моими».

3) Ефрем Сирин, сл 107, л. 320. говоря о таинстве св. причащения, упоминает только об одной просвире: не может ли (Бог) просвиру сию плотию своею сотворити» (подробно см. в статье LXVI «Причащение»).

4) Номоканон 1624 года, стр. 88, прав. 210: «На святой проскомидии Божественной литургии пять просфор да имаши» (Озерск.2:433).

5) Пидалион стр. 181–182: «Из принесенных просфор священники должны избрать пять лучших для совершения таинства; если нет пяти, то по крайней мере должны иметь две, и из одной из них должны взять только агнца, а на другой, заменяющей 4-ре печати, вынимать другие части, как это делается в монастырях св. горы».

6) История русской церкви Филар. Черн. пер. 1, § 25, стр. 90: «Кирик спрашивал Нифонта: должно ли служить на одной просфоре? Нифонт отвечал: «если это будет далеко в селе, а взять другой просфоры негде, – достоит служить; если же будет близко торг, где можно купить, то не достоит»... Давая наставление о заупокойной литургии, тот же святитель говорит: «заупокойную литургию всегда служи на трех просфорах, одна великая, от нее отделяй агнец, – здесь мертвый не поминается; а те две за упокой»; в примечании 210: «Всегда же служи треми проскурами: едину великую прежде доры выяти, идеже мертвый не вменяется, а оне две за упокой»

7) «О богослужении» старообр. еп. Арсения Уральского: «Также и число просфор не повсюду согласно: в некоторых служебниках (положено) не более четырех. Но при последней указывается поминать и епископство и священство и все светское начальство, воинство и всех православных, а кого хощет иерей, и за упокой всех православных.

А во иных – пять (просфор), в коих при четвертой пοминаются и духовное и светское начальство и все православные живые. А на пятой – умершие. В других же шесть, в коих четвертая за духовенство, пятая за царя, начальство и всех православных... шестая за упокой...

Есть много служебников и о семи просфорах, только в них распределение поминовения не всегда единообразно...

Когда такое различное количество просфор в различные времена и в различных местах было содержимо в православных церквах, то этим дается и нам урок, чтобы не судить строго друг друга, если и ныне в этом отношении усмотрится какое несогласие между православными» (л. 85–87) «У меня в библиотеке, говорил Арсений Уральский И. Г. Водягину, имеются служебники (старые), в коих повелевается иметь на литургии пять просфор» (см. Миссионерский Сборник за 1909 г. стр. 206–207).

О печати на просфорах

Если крест четвероконечный есть истинный (см. статью «Крест четвероконечный», стр. 219) и ему св. Иоанн Златоуст и другие св. отцы учили воздавать поклонение. то старообрядцы неосновательно осуждают православную церковь за изображение его на просфорах.

Иоанн Златоуст т. 1, стр. 631, пишет: «Изображение креста, некогда для всех страшное, теперь столь любезно всем, что найдешь его везде, у начальников и подчиненных, у жен и мужей, у дев и замужних, у рабов и свободных; все непрестанно полагают знамение креста на благороднейшей части своего тела и носят каждодневно это знамение изображенным на челе своем, как на столпе. Оно блистает на священной трапезе, при рукоположении священников и вместе с телом Хрисτовым на тайной вечери всюду можно видеть его возносящимся».

Св. Симеон Солунский, говоря о печати, ничего не упоминает о главе Адамовой и о надписи: «(печать хлеба), которая кругловидна и среди которой изображается крест или Сам Спаситель» (т. 1, гл. 56, стр. 109).

А какой крест, у того же св. отца находим в других местах его творений (ч. 1, 187–188, – по слав. 1, гл. 133, л. 149 об., – см. в статье «Крест четверок.» § 10, стр. 221).

Еще у него же τ. 1, гл. 55, стр. 108 (по сл. гл. 87, л. III – об. 112: «Хлеб бывает четверочастный, а не круглый... самый вид этого (хлеба) образует крест Его (Христов)».

А что значит четверочастный? – «Копием, которое служит образом того, коим прободен был Господь, надрезывает четыречастно на печати просфору» (гл. 52, стр. 105; по слав. гл. 84, л. 110 об.). Следов. четыречастный – значит четыресторонний, или имеющий вид квадрата.

Еще гл. 126, стр. 210. по слав. 1, гл. 158, л. 159 об. – 160: «Архиерей постригает власы на главе его крестообразно, произнося над ним (над чтецом) божественное и страшное имя Троицы... И во первых постригая власы па вершине главы, говорит: во имя Отца, потом у чела, говорят: и Сына; потом с боку, на правой стороне главы, говорит: и св. Духа; потом опять сбоку, с левой стороны главы, совершая таким образом крест».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle