прот. Иоанн Козлов

Источник

Пророки Илия и Энох

А. Пророки Илия и Энох будут предтечами второго пришествия Христова

1) Благовестное евангелие, Матфея, зач. 71. л. 135 об. – 136: «И вопросиша и ученицы его глаголюще, что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде. Толкование: Прельщающе народы книжницы глаголаху, яко несть он Христос, аще бо Христос бы глагола Христу, Илия пришел бы прежде: не ведяще яко два пришествия суть Христова, им же предотеча первому Иоанн, второму же Илиа, еже бо Иисус сказуя учеником глаголаше... А еже глаголет, яко Илиа убо прииде; предотечу Иоанна глаголет, сотвориша же ему елика восхотеша, сиречь убиша его, понеже бо оставиша Ирода убити его, могуще возбранити ему, и не возбраниша, тии убиша его. Тогда убо возъострумившеся ученицы, разумеша яко Иоанна и Илию глаголет, понеже предотеча бысть первому Его пришествию, якоже и Илиа будет второму пришествию».

2) Там же, ев. Марка зач. 39, л. 50 об. – 51: «О Илии слух некий держашеся от иудей, яко Илиа прииде первее Христа, обаче фарисеи, не яко лепо есть толковаху о Илии, но превратиша зле, истину крыюще: два бо еста Господня пришествия; первое и будущее. первому убо Иоанн бысть предотеча, второму же хощет быти Илиа, Илию зовет Христос Иоанна, яко обличника суща и ревнителя, и пустынника... Илиа Фезвитянин егда хощет приити, мир хощет сотворити, непокоривым иудеом, и в веру их привести, имже и второго пришествия есть предотеча».

3) Апостол Толновый, зач. 102. л. 383 об.: «При времени Христова второго пришествия и скончанию мира, якоже во апокалепсии пишет, егда Илия и Энох послани будут от Бога на обличение антихриста и обратят от всякого колена израилева по дванадесяти тысящ ко Господу Богу их, сиречь ко Господу Иисусу Христу пришедшему плотию спасения их ради».

4) Беседы на 14 посланий, зач. 271, стр. 2272: «Достоит же и оно поискати: аще антихрист приидет, и Илиа приидет, како егда рекут, мир и утверждение, тогда на них внезапное губительство нападет».

5) Там же, зач. 326, стр. 2989: «Мнози же ищут, где преложися Энох, и почто преложися, и почто не умре, ниже той, ниже Илиа: и аще живут, како живут, и в каковом образе суть, но излишнее есть всячески еже сих искати, яко бо преложися сей, и яко взят бысть он, рекоша писания; где же суть и како суть, не приложиша к тому. Ничтоже бо паче нуждных глаголют».

6) Там же, зач. 275, стр. 2343: «Илия приидет тогда верных утверждая. И сие Христос глаголет, Илиа приидет, и устроит вся. Сего ради речеся о Иоанне еже силою и духом Илииным. Ниже бо знамении сдела, ниже чудес, якоже Илиа, Иоанн бо убо, рече, знамениа ни единаго сотвори: вся же, елика рече Иоанн о сем (Христе), истинная бяху. Како убо силою и духом Илииным? сиречь, туюжде восприимет службу. Якоже сей предотеча бе первого пришествия, тако и он будет предотеча второму и славному Его пришествию, тако предотеча второго и славного Его пришествия: и на сие храним есть, да не убоимся убо».

7) Ефрем Сирин, сл. 105, л. 303 об.: «Прежде даже сия не будут внегда, послет Господь Илию Фесвитянина и Эноха, яко милосерд, яко да скажет благоверствие роду человеческому, и проповесть с дерзновением богоразумие всем, да не веруют ни вдадутся страха ради ложного, темже вопиют рекуще: льстец есть о, человецы, никтоже вас веруй нечестивому, никтоже от вас послушай мучителя богопротивника, никтоже от вас убойся, вскоре бо престанет... обаче мнози суть тогда приидут послушати и веровати глаголом обою пророку». (В русск. переводе т. 2, стр. 258).

8) Святцы. 20 июля, л. 96: «Сей Илия предвари Рождество Христово лет за 810, пророчествова же лет 25, многа чудеса сотвори. Огнь с небесе трищи сведе, небеса, еже не одождити три лета и месяцей шесть затвори, мертва воздвигнув, двое пятьдесятнице попали. Студныя священники закла, Бога елика мощно виде, Иордан реку раздели, и колесницею огненною, яко на небеса вознесеся, сугубу благодать Елисею оставль и на Фаворе в Преображении Христу представ, и паки пред вторым пришествием Христовым с Энохом приити имать».

9) Благовестн. Ев. Матфея, зач. 40, л. 83 об.: «Иоанн бо первому пришествию предотеча бысть, Илия же второму хощет быти».

10) Учительное евангелие, 24 июня, на праздник Рождества Предтечи, л. 505 («очерки» Алекс. стр. 17): «Рече пророк Малахия: Илия хощет прийти, ибо Иоанн и Илия едину службу имеют. Иоанн убо первое пришествие предотече, Илия же будущее пришествие предварити хощет»

11) Четь-Минея 20 июля: «Святой же пророк Божий Илия, огненною колесницею с плотию взят сый, жив есть даже доныне во плоти хранимый Богом в селениях райских. Виден же бысть во время Преображения Господня на Фаворе от святых триех апостол, и паки виден будет плотскими смертными человеки пред вторым Господним на землю пришествием, и избегнувый прежде от меча Иезавелина, постраждет в то время от меча антихристова. И уже не токмо яко пророк, но и яко мученик в лице святых большия чести и славы сподобится от праведного мздовоздаятеля Бога» (л. 243 об.).

12) Минея Служебная, м. июль 20 дня, л. 243 об. (1646 г.): «Яже на воздусе колесница тя подъемши огненосна, яко в трусе на небеса, огнедохновенную благодать тебе чудесем подаст, Илие Фесвитяняне, нетленна тя сотворь, еже но видети смерти, Дóндеже убо проповеси всяческим кончину, темже прииди подая нам твоих исправлений наказание».

13) Максим Грек ч. 2. стр. 189–190: «Энох же праведный помолився Богу, да сицеву смерть не узрит. Услышана бысть молитва его, преложил бо его жива скорый на заступление всем призывающим Его истинною, якоже писано есть, и не обреташеся Энох в сродниках его, его же по человеколюбному смотрению соблюдает жива до явления богопротивника антихриста, да тем и блаженным Илиею посетит и утвердит в вере и в любви своей благоверный язык христианский и обратит к нашей неблазненней непорочней вере елицы достойни спасению от иудейского языка у Бога возмнятся вкупе же да и нечестивого богопротивника оного обличит и объявит лжива и льстеца содеянными тогда предивными чудесы от преподобных пророк своих».

14) Григорий Двоеслов, «Беседы на евангелие», кн. 1. стр. 58–59: «Господь, на вопрос учеников о пришествие Илии ответствует: Илия уже прииде: и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша. И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия (Мф.17:12). А спрошенный Иоанн говорит: несмь (Илия). Чтож это такое, возлюбленнейшая братия, пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: той есть и несмь весьма различне между собою. Следовательно, каким образом он есть пророк Истины, когда не согласуется в словах с этою Истиною? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собою разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо ангел об Иоанне говорит Захарии: той предыдет пред ним духом и силою Илииною (Лк.1:17). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илиии; потому что, как Илия будет предшествавать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет предотечею Судии, так сей был предотечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илиею».

15) Его же, кн. 2. бес. 29. на ев. от Марка, стр. 110: «Илия вознесся на небо воздушное так, что внезапно был отведен в некоторую потаенную область вселенной, в которой жил бы уже в великом спокойствии плоти и духа дοτоле, доколе при кончине мира не возвраτится назад, и не заплатит долг смерти. Ибо он разорвал смерть, но не у бежал от нее».

16) Иоанн Златоуст т. 3, 73: «Христос ведь назвал Иоанна Илией не потому, что Иоанн был действительно Илиею, но потому, что он пришел в духе и силе Илии».

17) Его же т. 6, стр. 474: «Послушай же, как Малахия предвозвещает то же. Или лучше – Бог чрез пророка: се аз послю вам, говорит Он, Илию Фесвитянина. Для чего пошлет? Иже устроить сердце отца к сыну (Мал.4:5–6). Так как имеет быть тот суд страшный и ужасный, то, чтобы Судия не осудил некоторых безответных на наказания, и чтобы Илия, пришедши и предсказав, что близко – при дверях наступление суда, сделал благоразумными, – ведь сказанное за много лет обыкновенно пренебрегается, то названный пророк и придет возобновить это в нашей памяти».

18) Его же т. 7, бес. 57 на Мф.17:10, стр. 584–586: «И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще Ему: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? и так ученики узнали об этом не из писаний, но им открыли книжники... среди иудеев была молва о пришествии Христа и Илии, по они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем... Так же и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? по той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: Илиа ли еси ты? вовсе не упоминая о Первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, – называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о Фесвитянине, то он придет; потому и сказал: Илия приидет и устроит все. Что такое все? Το, о чем сказал пророк Малахия: послю вам Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служений. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя Фесвитяннином; а Иоанн Фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, означая этим второе страшное Его пришествие. В первом Он не пришел поразить землю: не приидох, говорит, да сужду мирови, но да спасу мир (Ин.12:47). – И так означенные слова пророка показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд... Когда Христос говорит: Илия приидет и устроит все, разумеет самого Илию и будущее обращение иудеев, а когда говорит: той есть хотяй приити, То по образу служения называет Иоанна Илиею... Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого». (То же в слав. перев. л. 387 об. у Озерск. 1, 381–382).

19) Его же т. 11, стр. 575: «Признаком этого времени (т. е. второго пришествия) будут служить непрерывные и невыразимые бедствия, и что должен придти Илия».

20) Там же, стр. 600: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство... Но не бойся: он будет иметь силу, говорит апостол, только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать тогда верующих. Об этом говорит Христос: Илия приидет и устроит вся (Мф.17:11). Потому об Иоанне сказано, – что он предыдет пред Господом духом и силою Илииною (Лк.1:17), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Иоанн убо, сказано, знамений не сотвори ни единаго: вся же, елика рече Иоанн о сем, истинна бяху (Ин.10:41). Что же значат слова: духом и силою Илииною? То, что Иоанн будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия Христа, так Илия будет предтечею второго и славного Его пришествия, и блюдется для этого».

21) Августин ч. 6. стр. 256–257: «И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного, иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6)... В последнее время, пред судом иудеи уверуют в истинного Христа, т. е. в нашего Христа, когда разъяснит им закон Илия, этот великий и удивительный пророк. Ожидание, что он придет до пришествия Спасителя судии, имеет свои основания, потому что не без основания он считается живущим и в настоящее время. Ибо, по весьма ясному свидетельству писания, он восхищен из круга человеческой жизни на огненной колеснице (4Цар.2:11). И так, когда он придет, излагая в духовном смысле Закон, понимаемый в настоящее время иудеями в смысле плотском, он обратит сердце отца к сыну, т. е. отцов к сыновьям».

22) Там же, стр. 264: «Во время суда или прежде и после самого суда, как узнали мы, имеют произойти следующие явления: Илия Фесвитянин, вера иудеев, гонение антихристово, суд Христов, воскресение мертвых, разделение добрых и злых, воспламенение мира и его возобновление. Что все это имеет быть, тому следует верить; но каким образом и в каком порядке оно будет, это лучше покажут тогда на опыте сами события: в настоящее время человеческое разумение не в состоянии возвыситься до полного понимания предмета. Полагаю, впрочем, что произойдет в том порядке, в каком у меня изложено».

23) Феодорит ч. 4, стр. 233–234 (а по изд. 1906 г. стр. 201), на прор. Дан.12: «Бог всяческих чрез пророка Малахию говорит иудеям: се Аз послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6). Чрез сие научает нас, что когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать иудеям пришествие Господне и обратить многих... И иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так, уверовав по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхитили к иудеям посланное спасение, составят. с ними единую церковь».

24) Его же ч. 6, стр. 81: «Так (Господь) попустит и антихристу явиться, в обнаружение его лукавства, и в обличение злонравия иудеев. Но его в самоскорейшем времени Господь ввержет в конечную гибель, а иудеям подаст врачество; потому что пошлет Илию Фесвитянина, который обличить обман антихристов и провозвестит спасительное пришествие Христово».

25) Там же, стр. 480: «И возставлю Аз завет Мой с тобою, и увеси, яко Аз Господь. Ибо евангелие проповедано сперва иудеям, а потом всем народам. Да и еще проповедано будет великим Илиею пред копчиной мира» (на Иез.16).

26) Ипполит в. 1. стр. 146: «Когда исполнятся шестьдесят две седмины, и придет Христос, и проповедается евангелие всему миру, и истощатся лета, тогда останется еще одна последняя седмина, во время которой придут Илия и Энох».

27) Феодор Студит ч. 1, п. 35 стр. 236: «Может ли быть что-нибудь хуже этой (иконоборческой) ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отныне, оно достигнет своего конца в то время: и те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда; а те, которые силою Божиею устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста чрез смерть со Христом. Но, о бедствие человеческое! Как иные еще здесь обратили тыл! Как мы показываем, чем мы будем! Посему немного таких, которые устоят; посему будут Илия и Энох – не знаем, будет ли также Богослов и Евангелист, – помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом».

28) Иероним ч. 16, стр. 91: «И если вы хотите знать: он есть Илия, который имеет придти. Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит. Слова: если вы хотите знать: он есть Илия, таинственны и нуждаются в понимании, что и показывает следующая речь Господа: имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит. Если бы смысл был ясен и значение очевидно, то почему было необходимо подготовлять нас к пониманию их. Итак Иоанн называется Илиею не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что, как говорит другое евангельское свидетельство (Лк.1:17; Мф.17:12), – он придет в духе и силе Илии, т. е. будет иметь ту же самую благодать или меру Духа Святого. Но ведь и строгость и воздержность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии вынужден был бежать (3Цар.19). И этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия, по пророчеству Малахии, придет пред вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел пред первым: и тот и другой являются провозвестниками Илии первого, или второго пришествия Господа».

29) Там же стр. 170: «Книжники говорят, что сначала Илия должен придти, то, говоря: сначала, они показывают, что если Илия не приходил, то согласно писанию, не совершилось еще и пришествие Спасителя. Но Он в ответ сказал им: правда, Илия имеет придти и восстановить все. Но говорю вам, Илия уже пришел. Тот самый, который имеет придти во второе пришествие Спасителя телесно, уже пришел ныне в лице Иоанна в духе и силе».

30) Его же ч. 3, стр. 174–175, п. 97: «Закон бо и пророцы до Иоанна прорекоша – не в том смысле, чтобы в Иоанне был конец пророков и закона, но конец этот в том, о ком свидетельствовал в своей проповеди Иоанн. Сам же Иоанн, по таинственному изречению писания у Малахии (Мал.4:5), есть Илия, хотяй приити (Mф.11:14), – не в том смысле, чтобы и у Илии и у Иоанна была одна и та же душа (как предполагают еретики), но в том, что он имел ту же благодать Св. Духа, носил пояс как Илия. Жил в пустыне как Илия, терпел преследование от Иродиады, как тот переносил его от Иезавели; так что, как первый Илия явился предтечею второго, так и Иоанн приветствовал имеющего приити во плоти Господа Спасителя, не только в пустыне, но и во чреве матери, и возвестил о нем радостным движением своего тела».

31) Феодор Студит, ч. 2, п. 178, стр. 459: «Вспомни Еноха, угодившего Богу; не исхитил ли его Бог из среды тогдашних развратников, старавшихся и его развратить, переселив в неизвестные места, где он и доселе пребывает, имея быть предвестником второго пришествия Христова».

32) Евфимий Зигабен, в толк. Мф.17:10: «Предтечею первого прихода был Иоанн, а предтечею второго будет Илия, о котором говорит пророк Малахия: пошлю вам Илию Фесвитянина и проч.»

33) Амвросий Медиоланский, 1 кн. о покаянии, гл. 8, стр. 17: «И понеже (Христос) имел снити с небес, и взыти на небо, взял на небо Илию, коего во благо время паки возвратит на землю».

Б. Пророки не бессмертны и будут убиты антихристом

1) Толкование на Апокалипсис (Киев 1625 г.), слово 10, зач. 30, стр. 48: «И дам двема свидетелема моима, и будета пророковати дний тысящу двести шестдесят, облечена в вретища. Сия еста две маслине, и два светильника пред Господом земли стояща. Толк.: Сия (два свидетеля) Еноха и Илию, мнози от учителей разумеша, яко время от Бога еже пророковати яже на кончине приимета, над три лета от трех сот и шестидесяти дний числимая и облечением в вретища-сетование и плача достойное о попираемых являющая. И обретающихся тогда от прелести антихристовы отводимых. Аще Захария (пророк) в виде двею маслину, и двою светильнику назнаменова, сего ради, яко пищу света приносят елеом Богоугодных деяний... лестца же изобличающа, и ничтоже ниже от онаго, ниже от другаго постраждут, даже до конца своего си прорицания. Сущее: и егда свершита свидетельство свое: зверь всходяй из бездны сотворит брань с нима, и победить я, и убиет я. И телеса ею оставит на стогнах града великого не погребенна, иже нарицается духовне Содома и Египет, идеже и Господь ею распятся. Толк.: По засвидетельствовании бо ею (глаголет) еже от прелести отбежания, зверь, сиречь, антихрист, исходя из темных и пропастных земных мест, в них же диавол осужден бысть, убиет я по Божественному оставлению, и не погребенная оставить телеса ею, в самем тем Иерусалиме, сиречь ветсем и превращеннем. в нем же и Господь пострада... Сущее: и узрят от людий, и колен, и язык, и народов, трупа ею дни три и пол, и трупа ею не оставят вложити в гроба. И живущии на земли возрадуются о нею, и возвеселятся и дары дадут друг другу: яко сия два пророка мучиста живущия на земли... И по трех днех и полдня, дух животный внийде в ня, и стаста на ногу свою и страх нападе велий на зрящия я. И слышах глас велий с небесе глаголющ има: взыйдета семо, и взыйдоста на небо в облаце. Толк.: Равночисленные дни летам порицания ею (глаголет) умерщвленна бывша, паки воскреснета и на небо на Владычней колесници на облаце взыйдета, страх и ужас зрящим бывающа».

2) Благовестное еванг. Иоанна, зач. 67, стр. 483–486: Сущее: «И сия рек, глагола ему: иди по мне. Обращся же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вослед идуща, иже и возлеже на вечери на перси его, и рече: Господи, кто есть предаяй Тя? Сего видев Петр глагола Иисусови: Господи, сей же что? Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду, что к тебе? ты по мне гряди. Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет: и не рече ему Иисус, яко не умрет: но: аще хощу тому пребывати, Дóндеже прииду, что к тебе? Толк.: Слова: Дóндеже прииду, некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян, и разрушить город их... Подивись, пожалуй, скромности евангелиста, с какою он исправляет ошибочное понимание многих, которые не выразумели сказанного о нем Господом, но подумали, что он не умрет. Этого не было. Господь сказал не то, что и не умрет, но что он не будет проповедывать в одно время с Петром, а останется после него. Дóндеже прииду, то есть пока я не захочу вывести, и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду, и выведу и его, как тебя. Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть, жил до кончины мира, и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедывать Христа. Если указывают гроб его; что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. И так евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не умрет, в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: аще хощу тому пребывати, понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: да той пребывает, Дóндеже прииду, лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн» (по слав. л. 310 об. – 311; Озерск. 1, 391–392).

3) Триодь постная, синоксарь в нед. мясопустную, .л. 42: «Преди же седми лет, яко же глаголет Даниил, приидет Енох и Илия проповедающа людем не приимати его (антихриста). Сей же ем их и мучит, таже и главы их отсечет».

4) Иоанн Дамаскин. богословие. кн. 4, гл. 26, л. 140 об.: «Но послан будет Енох и Илия Фесвитянин, и обратят сердца отец к чадом, сиесть. сонмище ко Господу нашему Иисусу Христу, и ко апостольстей проповеди, и от него убиены будут, и тогда приидет Господь с небесе (имже образом видеша Его святии апостоли идуща на небо), Бог совершенный и человек совершенный со славою и силою, и убиет онаго человека беззакония, сына погибели, Духом уст своих».

5) Пролог 20 июля, л. 675 и об.: «Пророцы убо вси, воплощение единородного Сына Божия послани Быша жестокосердочному проповедати израилю; Илия же един не токмо ко израилю послан бысть, но и ко второму Его пришествию предотеча сохранен есть, за еже проповедати, яко уже при дверех владычний приход, и лукавое предсказати мечтательное и мерзкое царство аитихристово... Илия хотяй быти последний мученик во пророцех, якоже во апостолех Стефан первый».

6) Великие Минеи-четьи, октябрь, житие св. Андрея, Христа ради юродивого, стр. 190 (изд. археогр. ком.): «Илия бо на небесе не взыде. не буди того ни на колеснице седит, благодать же имеет на дожди, да ся молит Богу. да в годину бездождия, дабы дал на землю дождь и на небо не вшел есть никтоже, но един Сын человеч, иже есть на небеси; а Илия жив есть и есть па земли во плоти своей и никтоже его знает. Жив же есть и Енох и посреде людей ходит и никтоже его не весть, но едини суще достойни прилепляющеся ко Господу по праву. Жив же есть Иоанн Богословец и есть в мире сем якоже жемчуг посреди кала оставлен, да будет на земли во плоти вместо Христа Иисуса, да ся молит за грехи наша и да отвратит правый свой гнев сущий на нас, егда ся умножат греси наша, и дабы ны очистил беззакония нашего деля. Мнози же от праведник видели его суть, но не явиша его неверныя деля злобы человечески. Да трие си живи суть до кончины и со антихристом боршеся одолеют ему и тако мучения венец приимуть от Христа и Бога».

7) Кириллова, гл. 4. знам. 8, л. 47: «Его же (антихриста) Христос истинный обличити своих угодников, Еноха и Илию пошлет, не приимати лживаго, он же окаянный пред всеми повелит их убити».

8) Макарьев. Минеи-Четьи, 2 июня, похвала предивного и святого пророка Илии: «А Илия принесен бысть колесницею аможе повеле ему Бог, реку же в рай идеже живет и ныне на месте том еже бе уготовано первому рекше Адаму. Пишет же ся якоже ему внити в последняя дни и пророчествовати в языцех и в коленех сынов израилевых вопиющу к нему и глаголющу: никтоже вас, братие, не имете веры богопротивному антихристу. Вскоре бо обличает лесть его. Се бо грядет Господь с небесе в славе Божества своего судити хотя живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. И не могый терпети обличения его безстудный змий диавол убиет и не даст погребсти телесе его» («Очерки» Алекс. 72).

9) Соборник Большой, л. 127 об., слово Ипполита: «Завет завещаю седмица единыя. Едину бо седмицу седм лет назнаменуют, яже убо напоследок будет, и убо полседмицы возмут оба пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мире о антихристове пришествии, сиречь дней 1260 оболчени во вретища, иже и сотворят знамения и чудеса во еже тако умолити и обратити человеки в покаяние: за презмерное тех беззаконие и нечестие иже и воды обратят в кровь и поразят землю всякою язвою якоже аще хотят. И егда сие проповедят, оружием от диавола падут, и исполнят мучение свое, якоже рече сие Даниил провидев, яко зверь восходяй от бездны сотворит с ними брань, сиречь с Енохом и Илиею и Иоанном, и победит их и убиет» (очерки Алекс. о пророках стр. 73).

10) Иоанн Златоуст. Слова и беседы на разные случаи, т. 2, стр. 257: «Он (Бог) не попустил умереть Эноху, жившему после; и Павел говорит: верою Энох преложен бысть не видети смерти, и не обреташеся, зане преложи его Бог (Евр.11:5), – преложил, и не полустил умереть; впрочем еще не сделал его бессмертным, чтобы не уничтожить страха, но он остается не умершим, не бессмертным, а в смертном теле Бог даровал ему продолжительность жизни, внушая неясно, как я сказал, надежду на воскресение прежде воскресения».

11) Его же т. 4, стр. 194, на кн. Бытия, бес. 21: «И угоди, говорит писание, Энох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог. Видишь премудрость Господа? Преложил (или переселил) живши, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми».

12) Ипполит Римский, в. 1, стр. 161 (Алекс. 214): «Он (антихрист) убьет двух свидетелей Христа, которые будут возвещать Его славное пришествие с небес, как сказано чрез пророка: и дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дний тысячу двести и шестьдесят, оболчена во вретище. Об этом же сказано и Даниилу: и утвердит завет мнозем седмина едина: в пол-же седмины отъимется жертва и возлияние. Здесь указывается седмина, разделенная на две половины потому, что в продолжении трех с половиною лет будут проповедывать эти два свидетеля, а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир антихрист».

13) Его же, в. II, стр. 69: ««Под одной седмицей, которая будет позднейшия времена, он показывает обозначение семи годов: и вот половину седьмицы займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедывать во всем мире о пришествии антихриста – имению (займут) дней тысячу двести шестьдесят, облекшись в вретища... И когда возвестят все это, они падут от меча, будучи убиты диаволом. И исполнят свидетельство свое, как говорит об этом и Даниил, наперед увидевший, что зверь, восходящий из бездны, совершит битву с ними, т. е. Енохом, Илией и Иоанном, и победит их и убьет их за то, что они не желают воздать славы диаволу, т. е. восходящему малому рогу, который надмившись сердцем начнет, наконец, возвышать и прославлять себя как Бога, и в тоже время преследовать святых и злословить Христа».

14) Августин ч. 8, стр. 148: «Ибо если Энох и Илия, будучи в Адаме смертны и нося в своей плоти отрасль смерти (Мал.4:5; Откр.11:3), – а чтобы от этого долга разрешиться, они, как полагают, возвратятся к настоящей жизни и после определенного срока умрут, – теперь находятся в другой жизни, где до воскресения плоти, прежде чем душевное их тело изменится в духовное, они не терпят недостатка ни в болезни, ни от старости».

15) Евфимий Зигабен. на ев. Иоанна, стр. 310–311: Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен».

Как учили предки старообрядцев о пророках

16) Материалы для истории раскола т. 4, стр. 256: Тогда природные люди неистовство сие сотворят, и изнесут слова ярости и горести и нечистоты в погибель душам: и в то время приити имут свидетели Енох и Илия во плоти. Идеже прежде благочестие бысть, ту прежде и проповедь их будет. Святой Ипполит глаголет с ними же и Ивану Богослову приити, и се вышеписанное воинство конное обличити имут, и убиены будут от них диаволом и антихристовым повелением. И повержены будут на стогнах града великаго, иже духовне наречем Содом и Египет» (из Челобитной).

17) Там же, т. 5, стр. 216: «Еще же инии глаголют Илиино и Энохово и Иоанново пришествие быти и твари изменение в притчи, а не истинно. И то бо есть мудрование их вражда на Бога. Чти Апокалипсис главу 11, о Илии и Энохе. И Ипполит глаголет тамо быти Иоанну. И многия богословцы чувственне их глаголют быти, а не в притчи гадании, сиречь телесне постраждут от противнаго духа, сиречь от сына погибельнаго». (Посл. Аввакума к свящ. Стефану).

18) Там же, т. 8, стр. 32: «А прежде его антихристова царства приидут паки на землю плотию Илия и Энох со Иваном Богословом и полчетверта года проповеди их будет к человекам; таже антихриста со дерзновением обличать потонку, лесть его, станут. Он же убиет их и повержет на пути града телеса их; они же, мертви лежавше полчетверта дни, паки оживут пред всеми людьми и взыдут на небо» (слова Аввакума).

19) Там же, стр. 78: «Верою Енох преставлен бысть, и не виде смерти, Дóндеже Господь паки представить его со Илиею обличити лютого врага и зверя последнего, антихриста; он же убиет их и повержет телеса их на стогнах града пред всеми людьми, и лежав мертвы три дни и пол, оживут паки и взыдут на небеса. Пришествие их будет плοтию, не духом, якоже, соблазнившеся, неции мудрствуют неправедно, – глаголют, пророкам духом, а не плотию приити; и сие бо есть нечестиво, и противно писанию. Духа кто может убити, якоже ж сам рече Господь: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити. Виждь, душа бессмертна, а пророков антихрист убиет, не души, но телеса, якоже и вси богословцы учат. Исплюй ми, Трефилей, безумное мудрование свое, и аз с тобою же плюну на него, и веруй писанию, а не по мраковидному видению своему» (его же).

20) «Протопоп Аввакум» Бороздина, в прилож. № 9, стр. 19: «Аще Илия и Энох не вкусили смерти плотски, но при антихристе и те плотию постраждут, и на стогнах убиты полежав три дни и пол, от живущих паки на небо взыдут».

21) Там же, прилож. № 10, стр. 23: «А инии глаголют, яко Илия и Энох были на земли, и людям проповедают; и то не ложно, и я говорю: были, да не купно – Энох прежде потопа, седьмый от Адама, а Илия во Израили при Ахаве. Напоследок же приидут паки Илия и Энох с Иванном, чувственно человецы, плоть и кровь одушевленна, понеже еще не вкусиша смерти, в пищном раю пребывают, к тому времени Богом блюдоми... И прежде мучителю род человеческий искусити подобает, родится антихрист от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки. Чти о сем Ефрема, Ипполита, тамо обрящеши пространно. Пророцы же Энох и Илия со Иваном послани будут проповедати людем, яко той есть льстец погубляяй останки, не русскую токмо землю, но всю под небесем землю, идеже елико солнце сияет. Он же их убиет чувственно и повержет на стогнах града Иерусалима... (стр. 24). Таж оживотворит Бог мертвенная телеса Духом Святым, пророков, в день четвертый взыдут на небо во очию всех человек ту бывших. Чти Апокалипсис, глава 11, тамо писано пространно и веруй писанию, а не бабиям басням, яко будут пророцы на утверждение людей и на обличение мучителю злодею» (слова прот. Аввакума).

Возражения о пророках

1) Пророчество Малахии (Мал.4:5–6) уже исполнилось на Иоанне Крестителе по учению св. Ефрема Сирина, ч. 6. стр. 272–273: «Пророчественно говорит сие Малахия об Иоанне Крестителе; и сие исполнилось на Иоанне, как подтверждает слышанное Захариею от ангела: тоии предъидет пред ним духом и силою Илииной, обратити сердца отцем на чада (Лк.1:17). О нем и Господь наш говорил иудеям: аще хощете прияти, той есть Илия хотяй принти (Мф.11:14)».

Разбор: Пророчество Малахии к Иоанну Крестителю относит только один Ефрем Сирин, а все святые отцы относят к пророку Илии. Например:

а). Иоанн Златоуст т. 7, стр. 585 (см. выше, А, § 13, стр. 406–7).

б). Иероним ч. 16, стр. 91 (см. А, § 28, стр. 409).

в). Августин ч. 6, стр. 256 (см. А § 21, стр. 407).

г). Феодорит ч. 4, стр. 233–234 (см. А, § 23, стр. 408).

д). Евфимий Зигабен на Мф.17:10 (см. А, § 32, стр. 410).

е). Кирилл Александрийский ч. 4, стр. 281 (Алекс. 211, IV): «И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал.4:5–6). Он, пришедши, обратит, как мне кажется, трудно управляемого Израиля; отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу».

ж) Ипполит Римский в. 2. стр. 31: «Необходимо должно, чтобы предтечи Его и в данном случае явились первыми, как сам Господь говорит чрез Малахию – ангела: Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и прежде, чем явится Тот, Который обратит сердца отцем на чада и противные в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец. Они-то, явившись вместе, и будут возвещать имеющее наступить явление Христа с небес».

Сам Ефрем Сирин не отрицает в этом месте чувственного прихода Илии, а пришествие Иоанна понимает только «в духе и силе Илии»: «Писание не сказало, что Иоанн пришел в телесном образе Илии, но в силе и духе Илии» (Лк.1:17; часть 8, стр. 52). Иоанн у Ефрема Сирина наз. только образом Илии: «но пойми и то, что Иоанн, коего назвал светильником Тот, Кто создал его пламенные уста, есть (вместе с тем и) образ Илии» (ч. 8, стр. 54). Приводя текст прор. Малахии св. Ефрем изменяет слово «Фесвитянина» на «пророка», а когда говорит об Илии, то прибавляет это слово (см. выше, А, § 7, стр. 404).

Ясно, что Ефрем Сирин Иоанна называет Илиею, а не считает его таковым на самом деле. Если из наименования Иоанна Илиею отрицать личное пришествие Илии, то можно на основании того же Ефрема Сирина отрицать и пришествие Спасителя, так как Иоанн у св. Ефрема назван Христом: «Иоанн ответил им (иудеям)... я не Христос, не Илия и не пророк, но глас... хотя (на самом деле) был и пророком, и Илией, и Христом» (ч. 8, стр. 53). Конечно, для всякого небеспоповца понятно, в каком смысле Иоанн был и Христом, и Илией

Α о пришествии Илии, кроме приведенного, он писал так: «В Иоанне с предрассветным гласом совместился и светильник вечерний, дабы свидетельствовать о приходе Илии, который таинственным образом явился в лице Иоанна» (ч. 8. стр. 55). В примечании к сему: «Илия называется светильником вечерним потому, что имеет явиться при кончине мира».

2) Ев. Матфея зач. 40: «Вси пророцы до Иоанна прорекоша».

Разбор: Бл. Феофилакт объясняет: «Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй приити. Толк.: И здесь такая же последовательность в речи: «Я, говорит, Тот Самый, Который должен придти, потому что все пророκи исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел: поэтому вам нечего более ждать другого пророка». Слова же: и аще хощете прияти, той есть Илия, означают сие: «если хотите судить здраво, без зависти, – то это тот, которого пророк Малахия называл грядущим Илиею». И Предтеча и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был предтечею первого пришествия, а Илия явится предтечею будущего» (стр. 158–159, по 3 изд.).

Прекрасное понимание этого текста см. у Иеронима ч. 3. стр. 174 (см. А, § 30, стр. 409).

3) Ефрем Сирин ч. 8, стр. 25–26: «Обратит сердца отцов на детей (Лк.1:17). Если же скажут, что сие имеет быть при кончине мира, то отвечаем: уже и ныне не разделены различными мнениями отцы от детей... (из примечания) посему слова, писания исполнились уже на Иоанне, и нет необходимости ожидать их исполнения чрез Илию при кончине мира».

Разбор: Сам Ефрем Сирин не отрицает проповеди Илии: «уже и ныне не отделены»... т. е. ныне есть и тогда будет. Такому пониманию дает основание союз «и». А слова издателей, из примечания, не могут иметь значения, равного учению св. Ефрема Сирина, которое нам хорошо известно. Если же угодно брать это примечание, то следует взять и другое (см. в разборе 1 возражения).

4) Иероним ч. 2, стр. 6–7: «Под великим городом разумеется этот мир». Следов. убиение пророков в великом городе нужно понимать духовно.

Разбор: Святой Андрей Кесарийский в толк. 11 гл. Апокалипсиса под великим городом разумеет тот самый Иерусалим, в котором был распят Господь и который за такое злодеяние духовно называется Содом и Египет. А так прор. Исаия за злодеяния наз. и людей: «Услышите слово Господне, князи содомстии: внемлите закону Божию, людие гоморрстии... аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко содома убо были быхом, и яко гоморру уподобилися быхом» (Ис.1:9, 11). Иероним не отвергает и чувственного города Иерусалима, не отвергает чувственного прихода пророков. Если отвергнуть вещественный город Иерусалим, то придется и распятие Господа, бывшее в этом городе и где будут убиты пророки, считать каким-то не бывшим, призрачным.

В приводимом беспоповцами месте сказано: «в Апокалипсисе говорится на счет будущего, что зверь, иже исходит от бездны, сотворит с двумя пророками брань, и победит их, и убьет я, и трупы их оставить на стогнах града великого». В письме к Марцелле бл. Иероним хочет убедить ее поселиться в Палестине, или Иерусалиме, и с этою целью, а главное, предвидя возможное со стороны ее возражение, что-де этот город называется Содомом и Египтом, доказывает, что Иерусалим тоже святой город, а Содомом и Египтом духовно называется этот мир (стр. 7) Следов. Иероним не отрицает вещественного града Иерусалима, а в другом месте и его именует Содомом и Египтом: «С тех пор (т. е. со времени разрушения) Иерусалим не называется уже святым городом, но, потеряв святость и прежнее имя, зовется в духовном смысле Содомом и Египтом» (ч. 3, стр. 149–150). Тоже самое и в ч. 14, на 282 стр.: «если (даже) Иерусалим духовным образом называется Содомом и Египтом»...

Со стороны Марцеллы было такое возражение: «Но ты скажешь, как же мы читаем в Иоанновом апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, и трупы их оставит на стогнах града великого, иже нарицается духовно Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть (Откр.11:7–8). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, нет другого, кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовно Содом и Египет, значит Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим» (стр. 5–6). Следов. Марцелла, основываясь на 11 гл: ст. 7–8 Апокалипсиса, думала, что Иерусалим уже не святой город, а уподобился Содому и Гоморре. Это мнение бл. Иероним и старается опровергнуть и говорят: «грех принадлежал людям, а не месту... что касается места, то с течением времени оно стало гораздо священнее, чем было дотоле» (стр. 5). И свое мнение о святости Иерусалима, как места, он доказывает той же главой, ст. 1–2 Апокалипсиса: «и град святый поперут четыредесять и два месяцы» Если Иоанн в Апокалипсисе, написанном им уже много лет спустя после страданий Господа, называет Иерусалим градом святым, то как мог бы назвать его духовно Содомом и Египтом»? (стр. 6).

Доказав это свое мнение, бл. Иероним. чтобы устранить как бы противоречие словам Апокалипсиса (Откр.11:7–8), что «град великий наз. Содомом и Египтом, и говорит, что «под великим городом должно разуметь этот мир» (стр. 7). Но Иерусалим-то, как место распятия Господа, отрицается ли? В том-то и дело, что не только не отрицается, а усилению бл. Иеронимом подтверждается и даже доказывается его святость еще следующими словами: «И так, если евангелисты и все писания называют Иерусалим святым городом, а псалмопевец заповедует покланяться на место идеже стоясте нозе его (Пс.131:7), то ты не позволишь себе называть Содомом и Египтом тот город, которым запретил Господи, клясться, так как он город Царя великого» (стр. 8). Теперь нам у Иеронима понятно следующее: хотя «пол великим городом» и разумеется этот мир за свои беззакония, но город Иерусалим, как место распятия Господа, не отрицается, а там и будут убиты пророки.

5) В кн. о Вере л. 270 об.. в Б. Сборнике л. 127 об. – 128 говорится, что вместе с пророками Илией и Энохом придет также и Иоанн Богослов, тогда как о нем сказано во многих местах, что он умер и похоронен: в Прологе 26 сентября, Иеронима ч. 5, стр. 297; Евс. Памфила кн. 3, гл. 1, стр. 103; Георгия Кедрина ч. 1, л. 40 об. – 41. Следовательно, проповедь и убиение пророков нужно понимать духовно.

Разбор: Из того, что о Иоанне Богослове в приводимых беспоповцами местах видится как бы противоречие, нельзя заключать о пророках Илии и Энохе, что их пришествие будет духовное. В том же Прологе об Иоанне замечено: «Слышавше се иже во граде братия, пришедше и окопавше гроб, и не обретоша ничтоже» (л. 106 об., а по изд. 1702 г. л. 100 об.).

У Кедрина замечено: «мощи его исканы были, но не обретены» (л. 40; Очерки Алекс. стр. 37). Вот это предание о такой чудесной кончине ап. Иоанна Богослова и дало некоторым святым отцам и историкам повод говорить о пришествии Иоанна вместе с Илиею и Энохом. Но разве Бог не в силе этого сделать?

Самое лучшее объяснение этого возражения находим у св. Феодора Студита ч. 1, п. 35, стр. 236 (см. выше А, § 27, стр. 409–9).

6) Толков. на Апокалипсис (Откр.10:11): «Подобает блаженному (Иоанну) и чрез евангелие свое и чрез настоящее откровение даже до скончания пророчествовати будущая чтущим». Следов. приход его будет духовный.

Разбор: Прочесть полнее: сущее: «И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех. Толк.: Сим показывается или то, что не скоро после видения Божественнаго апокалипсиса приимет исполнение виденное, но надлежит еще Блаженному чрез евангелие свое и чрез сие откровение даже до конца пророчествовать читающим о будущем, – или что он не вкусит смерти, при конце же придет, препятствуя принятию антихристова обольщения».

7) Иероним ч. 2, стр. 139–140: «А об Енохе и Илии теперь не время рассуждать... вся эта книга (апокалипсис) должна быть изъясняема в духовном смысле». Иоанн Златоуст мнение о пришествии пророков называет «бреднями пьяных старух» – т. 5, стр. 760.

Разбор: У Иеронима определенно сказано: «А об Енохе и Илии, о которых Апокалипсис говорит, что они придут и умрут» Духовно понимать нужно не пророков, а книгу Апокалипсис. Но как понимать писание? – Во-первых, так, как объяснили его св. отцы, во-вторых само писание иногда уясняет себя, необходимо сохранять и исторический смысл и т. п. – см. подробно в статье «писание», стр. 290.

Святые отцы и объяснили книгу Апокалипсис: там указаны в 11 главе «два светильника и две маслины», а св. отцы разумеют под ними двух пророков Илию и Эноха. См. например толк. Андрея Кесарийского (выше, Б, § 1, стр. 410).

Григорий Двоеслов на Иезекииля кн. 1, 340–341: «Энох и Илия оба у Захарии называются двумя маслинами». (Очерки Ал. 43). Ипполит в. 2, стр. 31–32 (Вып. Алекс. 215): «Необходимо должно, чтобы предтечи Его и в данном случае явились первыми, как Сам Господь говорит чрез Малахию – ангела: Аз послю вам Илию Фесвитянина... Иоанн говорит: и дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дний тысящу двесте шестьдесят... Сии суть две маслины и два свещника пред Господом земли стояща».

Иероним ч. 15. стр. 48: «Под двумя ветвями маслин, или двумя отростками и сынами тучности или сияния понимают священство и закон, подающие радость всей земле. Другие – Еноха и Илию, из которых один был богоугоден в необрезании, а другой в обрезании и оба были живыми взяты на небо».

Иудейские бредни состоят не в том, что придут пророки, а в том, что вновь будет восстановлен Иерусалим в прежнее свое состояние, в храме будут приноситься кровавые жертвы и опять возобладают плотские обряды.

Иероним о иудейских бреднях говорит очень много, что здесь и выпишем отчасти:

а) ч. 9, стр. 213: «Евреи утверждают, что это сбудется на земле в тысячелетнем царстве и что обещается столь долгая продолжительность будущей жизни, что сто лет насчитывают для младенчества, грешник же будет умирать в сотый год своей жизни для того именно, чтобы не мог пользоваться заготовленными богатствами, но чтобы узнал, что он проклят».

б) Там же, стр. 253: «Иудеи и наследовавшие иудейское заблуждение евиониты, и все, ожидающие тысячелетних наслаждений, понимают комей, и четверни, и колесницы, и носилки или носильные кресла, и спальные помещения, и мулов, и лошачих, и телеги и разного рода орудия для передвижения так, как написано, – в том именно смысле, что при кончине мира, когда придет Христос, чтобы царствовать в Иерусалиме и будет восстановлен храм и станут закалаться иудейские жертвы, то возвратятся из всего мира сыновья Израиля, и не на конях, а на нумидийских мулах».

в) Его же ч. 10, стр. 227: «Иудеи между прочими баснями и бесконечными генеалогиями и вздором, измышляемым ими, грезят также о том, что при пришествии Христа их, о котором мы знаем, что это антихрист, и в тысячелетнее царство Содома возвратится в прежнее состояние, так что она будет подобна раю Божию и земле египетской... а самый Иерусалим будет построен из золота и серебра и драгоценных камней».

г) Его же ч. 11, стр. 120–121: «Мы не ожидаем по иудейским басням... небесного Иерусалима из драгоценных камней и из золота и не будем опять подвергаться обрезанию, и приносить в жертву волов и овнов и бездействовать в субботнем покое».

д) Там же, стр. 143: «Если же иудеи и иудействующие христиане захотят относить это к тысячелетнему царству, то они необходимо должны будут признать, что все спасшиеся будут жить в земле Израильской, что будет построен Иерусалим, сооружен храм, будут исполняться все обряды закона, соблюдаться суббота, будут подвергаться обрезанию, есть и пить и вместо высшего блаженства и всех благ должны будут признать обилие богатства».

е) Его же, ч. 14, стр. 300–301: «Эти слова (Соф.3:8–9) иудеи истолковывают в отношении к пришествию Иисуса Христа, которое, по ожиданиям их, имеет быть, и говорят, что после собрания всех народов и после излияния на них гнева Господня в огне ревности Его должна быть пожрана вся земля. И подобно тому, как было пред столпотворением, когда все народы говорили одним языком, так и после обращения всех к почитанию истинного Бога, все будут говорить по-еврейски и весь мир будет служить Господу».

ж) Там же, стр. 306: «Иудеи надеются, что они будут жить в Иерусалиме, где подобно стадам животных они будут иметь изобилие даров телесных и богатств Иуды и будут питаемы свежею травою, и уже не будет ни кого, чтобы устрашать их, так как все народы будут принижены и подчинены им».

з) Его же, ч. 15, стр. 177–178: «Иудеи и иудействующие христиане представляют себе, что восстановление Иерусалима и исхождение вод из средины его, стекающих к двум морям, будет в последнее время, когда снова будет совершаться обрезание и будут приносимы жертвы, и соблюдаемы все заповеди закона, так что не иудеи будут христианами, а христиане иудеями... И будут жить в нем, т. е. Иерусалиме, и проклятия больше уже не будет, т. е. никакого страха от вражеских нападений и никакого ужаса, но будет Иерусалим стоять, или жить покойно в вечном мире. Иудеи воображают, что это сбудется буквально, так же, как и наши хилиасты, которые снова желают слышат слова: раститесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт.1:28), и вместо воздержания этой жизни и краткого поста они сулят себе жирные блюда с луком (bulbos et..) и птицы из страны реки Фазоса, и рябчиков, не ионийских, а иудейских».

То же самое следует сказать и о свидетельстве Иоанна Златоуста, что «бреднями» наз. восстановление подзаконного служения, жертв, обрезания, суббот, кроплений и т. п. А о пророках св. Иоанн учит весьма ясно и определенно (см. выше).

8) Иероним ч. 15, стр. 251–252: «Под именем Илии пророчества, Фесва значит обращение и покаяние... Иудеи и иудействующие еретики полагают, что прежде ожидаемого ими помазанника имеет придти Илия и восстановить все». Следов. Илия чувственно не будет и ожидают его только иудеи и еретики.

Разбор: Многие святые отцы учили о приходе Илии и Эноха. Неужели и они «иудействующие еретики»? Слову «Фесвитянин» придает большое значение св. Иоанн Златоуст (см. выше, А, § 18, стр. 406).

Прочтем у Иеронима полнее: «После Моисея, повеления которого как мы показали, должны быть соблюдаемы духовно, Он говорит, что пошлет пророка Илию, обозначая именем Моисея закон, а именем Илии – пророчества, как говорит и Авраам некоему одевавшемуся в пурпур богачу: Они имеют Моисея и пророков, пусть слушают их (Лк.16:29). И Господь Спаситель во время Преображения на горе имел беседующими с Собою Моисея и Илию в белых одеждах, которые говорили Ему о том, что Он имеет пострадать в Иерусалиме (Мк.9), ибо закон и весь лик пророков предсказывают о страдании Христовом. И так, прежде чем наступит день суда, и прежде чем Господь поразит землю проклятием, или в конец, или внезапно, Господь пошлеть в лице Илии, – что значит: Бог мой, – и происходящем из города Фесвы, что значит: обращение и покаяние – весь лик пророков, который бы обратил сердце отцов». Следовательно, у Иеронима лицо Илии не отрицается, но в нем будет совмещаться «весь лик пророков». Старообрядцы не замечают, что это свидетельство противоречит им: они учат, что Илия будет в лице пророков, под которыми они понимают вообще праведных людей, а здесь наоборот, пророки будут в лице Илии, к его Господь пошлет для проповеди и пред кончиною мира.

«Иудействующие еретики» предполагают, что прежде ожидаемого ими помазанника (т. е., по учению святых, антихриста) имеет придти Илия. Следовательно, они ждут еще 1 пришествия Мессии, но оно уже было и предтеча ему был Иоанн; второе же пришествие будет, которому предтеча, по учению св. отцев, есть Илия.

Если из значения слова «Фесва» – обращение и покаяние, отрицать личность пророка Илии и его пришествие, легко будет отринуть весьма многое. У Иеронима, ч. 15, стр. 5, читаем: «Посылается к нему (пароду Израильскому) Захария, сын Варахиин. Захария значит память о Господе, Варахия – благословение Господне».

На 226 стр.: «Иуда значит исповедание Господа». Неужели можно отрицать бытие прор. Захарии и Иуды?

Кирилл Александрийский ч. 6 стр. 234–235: «И се явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща. Заметь, как Моисей и Илия, то есть священство и закон (потому что то и другое представлял собою Моисей), а также и Илия, представлявший собою лик святых пророков, беседовали между собою». Неужели и во время преображения Господня не были Моисей и Илия собственным лицом?

Ясно, что «в лице Илии весь лик пророков» следует понимать в том смысле, что он будет в своей проповеди говорить как бы от лица всех пророков, приводя людям на память их изречения.

9) Катихизис большой, л. 281 об.: «аще, рече, отмещеши пророческие глаголы, то пророки камением побиваеши, яко иудей».

В Толк. Апостоле л. 189 об.: «яко ясе убившии пророки и апостолы, тако и отъемлющии словеса их». Вот кто и каким образом убивает пророков!

Разбор: В обоих местах не говорится о пророках Илии и Энохе. О них весьма ясно говорят многие учители церкви. Кроме того, Илия и Энох не оставили нам своих пророческих писаний, как же их можно «отметать»!

Далее, пророки Илия и Энох будут убиты антихристом «по попущению Божию», а писания отметаются разве по Божию попущению? Нет, по наущению диавола. В Синоксаре говорится, что антихрист «главы их отсечет», что же такое? разве у писания есть главы, которые можно отсекать?

В Толковом Апостоле речь о лжеучителях, которые хуже древних убийц пророков, потому что те причиняли вред только убитым ими, а лжеучители искажают писание пророков, следов. причиняют вред пророкам и этим искажением вредят еще людям, совращая их в пагубу. О пришествии же пророков Илии и Эноха в Толк. Апостоле на 383 об. сказано ясно. И сам Кирилл Александрийский, слова коего приведены в Т. Ап., весьма точно учит о пророках (см. выше, в разборе 1 возражения, е, стр. 416). Еще у него ч. 11, стр. 332–334 (Алекс. Вып. 211–212): «Доказательством милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвоссияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия... Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии (Лк.1:17). И как он проповедывал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего (Ис.40:3; Мф.3:3), так и божественный Илия будет тогда проповедывать близ сущего, и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде».

10) Феодор Студит ч. 1. стр. 236: «Не много таких, которые устоят: посему будут Илия и Энох». Следов. пророки Илия и Энох и есть те мученики, которые устоят в борьбе. И в толковании на Откр.16:6 сказано: «Многие из твердых в вере в то время, удостоясь пророческого дара, будут убиты дьявольскими защитниками». Следов. убиваемые пророки – это мученики.

Разбор: Этими доказательствами беспоповцы противоречат себе, говоря прежде, что пророки суть писания или что-то духовное. Что же правильно? Ни то, ни другое.

У Феодора Студита и намека нет на такое странное толкование, какое они у него заимствуют, для чего стоит только прочитать полнее (см. выше, А, § 27, стр. 408). И в другом месте св. Феодор говорит об Энохе, что он будет предтечею 2 пришествия (см. А, § 31 стр. 410).

Андрей Кесарийский в разбираемом месте о Илии и Энохе ни слова не говорит, а разумеет многих праведников. А выше, в толковании 3 стиха той же главы, он пишет: «Не трудно для Божественной силы, в обличение немощи лжехриста и легкомыслия обольщенных, чрез святых пророков Эноха и Илию преложить море в кровь, дабы твердые в вере ободрились, а неутвержденные устрашились». В толковании 2 гл., ст. 28–29 пишет: «И креститель Иоанн и Фесвитянин Илия называются денницею, – первый, как предтеча первого восхода Солнца правды, а другой – второго пришествия».

11) Феодорит ч. 4, стр. 239 (а по 1906 г. – 206 стр.): «Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти. Ангел дает разуметь и объявляет, что после того, как антихрист поражен будет от Бога, великий Илия будет еще проповедывать остальные сорок пять дней». Непонятно, говорят беспоповцы, как это возможно, что убитый антихристом Илия будет еще проповедывать. Ясно, что все надо понимать духовно.

Разбор: Во-первых, у бл. Феодорита не сказано, что антихрист будет «убит», а только «поражен», что не одно и то же. Вывод же старообрядцев из приведенных слов весьма неоснователен, так как здесь ни слова нет о духовном пришествии Илии. В злой деятельности антихриста будет два периода: в первом периоде он будет слишком силен, будет творить неисчислимые беды и мучения верующим, а во втором периоде уже не будет обладать такою властью, и когда люди измученные голодом, придут к нему с просьбой хлеба, он им ответит: «о, небо! Оно не желает дать дождя; земля не произрастает плодов своих. Откуда же я дам вам пищи» (Ипполит в. II, стр. 76–77; Ефрем Сирин ч. 2, стр. 257).

В толковании на Апокалипсис (Откр.12:17) сказано, что многие из лучших учителей церкви и вообще верующие во Христа победят антихриста за искреннюю любовь ко Христу. «Победят» не значит что убьют его, а в смысле ослабления его господства.

Блаж. Иероним ч. 12, стр. 121: «Пораженным он называется не потому, чтобы он погиб, а потому, что он потерял все высокомерие и надменность». Еще у него же ч. 14, стр. 83–84: «Все враги его будут рассеяны, по не так, что в конец погибнут они и перестанут существовать, но погибнут в том отношении, в каком они враги. Это подобно тому, как фессалоникийцам пишется: «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2Сол.2:8); это убиение обозначает не уничтожение, но прекращение нечестивейшей жизни, которою они прежде жили во зле. Ибо затем прибавляет он: и истребит явлением пришествия Своего; действительно, Он уже истребил бы его, если бы прежнее убиение его обозначало уничтожение, как будто он уже перестал существовать».

В ч. 12, стр. 134: «Во время антихриста будет такая скорбь, какой никогда не было с тех пор, как народы начали существовать... После поражения его и по умерщвлении его духом Спасителя спасется народ, который был записан в книге Божией, и, смотря по различию заслуг, одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания».

В толк. Апокалипсиса (Откр.19:20): «Некто из учителей сказал, что и по убиении антихриста. останутся еще некоторые в живых, но мы скажем, что сии живые, ублажаемые Даниилом, а сии два (антихрист и лжепророк), по уничтожении Богом их Владычества... преданы будут огню геенскому, что и будет для них смертью и убиением Божественным повелением. Христа».

Блаж. Иероним так объясняет о 45 днях: «Блажен тот, кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвление антихриста, еще сорок пять дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии. Но почему, по умерщвлении антихриста, в течение сорока пяти дней ничего де будет слышно, это ведомо Богу. Мы разве то только можем сказать, что отсрочка царства святых есть испытание терпения».

12) Пророки переселены живыми не для того, чтобы при антихристе придти и быть убитыми, а для уверения в истине нашего воскресения – Феодорит и, 47 (а по 1905 г. стр. 41), Епифаний Кипрский ч. 6, стр. 170.

Разбор: Веря, что пророки преложены для названной цели, мы, согласно с многими св. отцами, верим и учим, что пророки придут и постраждут от антихриста. – См. выше, Б, стр. 410–16.

13) Пророки не умрут, они стали бессмертны. Иоанн Златоуст пишет: «преложибося (Енох) не мертв, но еже не видети смерти» (Бес. на 14 посл. 2987, ко Евр.11:5); Иероним ч. 4, стр. 252: «Илия стал бессмертным прежде, чем умер». Мефодий Патрский стр. 130: «Илия был поставлен божественным изволением выше смерти».

Разбор: Св. Иоанн Златоуст ясно учит, что Энох не бессмертен (см. Б, § 10–11, стр. 413).

На эти места стоит только предложить вопрос: до какого времени они бессмертны? – В Анфологионе (Киев. 1619 г.) 20 июля, седален по 2 стихологии, стр. 896: «Вземша тя колесница огненосна, в трусе яко на небо, огнедохновенную благодать тебе подаст Илие Фезвитянине, еже не видети смерти Дóндеже проповеси всяческих кончину темже прииди подаяй нам твоих исправлений наказание» (то же см. Служ. минея, А, § 12, стр. 405). Многие святые отцы учили о том, что пророки примут смерть, ибо нет никого, кто бы жил на земли и не умирал, как об этом учит напр. св. Симеон новый богослов, в. I, сл. 22, стр. 181: «Κτο поживши в этом мире не умрет?.. – Никто». Еще сл. 32, стр. 292: «И со времени изгнания Адамова из рая, т. е. с того времени, как он по причине преступления сделался тленным и смертным, даже до днесь ни один еще человек не явился нетленным и бессмертным».

14) Иероним ч. 3. стр. 112: «Ибо Энох и Илия, победив закон смерти, от земного общества смерти восхищены в небесное царствие так, как были в телах. Отсюда и те святые, которых день погибели и суда застанет в телах, восхищены будут на облаках в сретение Христу вместе с другими святыми, воскресшими из мертвых, и не вкусят смерти (кто? – святые, а не Илия и Энох) и всегда будут с Господом, поправ тяжкий закон смерти».

Разбор: Это мнение принадлежит Феодору из г. Ираклеи и бл. Иероним приводит здесь мнения и других, напр. Дидима (113 стр.). Акакия (116), но с догматическими мнениями этих лиц он не соглашается (стр. 129)... они заблуждались в догматических истинах (стр. 130). Что «не вкусят смерти», эти слова относятся не к пророкам Илии и Эноху, а к тем святым, которых застанет в телах день суда, они уже не вкусят смерти. Иероним, приведя мнение Феодора, говорит: «Церковь преимущественно согласуется с этим мнением, что все умираем по общему закону смерти» (стр. 117, ч. 3). Вообще, и относительно этого возражения можно сказать в добавление тоже, что было сказано в разборе 13 возражения, т. е. что пророки стали выше смерти, бессмертны до известного времени и своим долголетием они и победили общий приговор над человечеством.

15) Ириней Лионский кн. 5, стр. 587: «Преложенные (пророки Илия и Энох) пребудут там до скончания (мира), предначиная нетление» В Прологе (1641–42 г.) 8 ноября, л. 317 и об. (Оз.1:395) сказано, что Энох не увидит смерти до второго снития Господня на землю. Следов. во время антихриста пророки не придут.

Разбор: Чтобы понять это место, необходимо, на основании писания, уяснить, как надобно понимать «до скончания мира»: одно ли последнее краткое мгновение (кончина всего) или же «скончание мира» означает совокупность последних мировых событий: пришествие пророков, антихриста, пришествие Христово и кончина всего существующего. Кроме понимания под «скончанием мира» непродолжительного времени, т. е. самого последнего момента бытия мира, возможно, нам думается, понимать под «скончанием мира» и не краткое мгновение, а совокупность явлений. В кн. Маргарит, л. 591, сл. 13, читаем: «прочее ожидай конца, нечистоты и запустения, сына погибели»; на 590 л.: «о скончании бо, и о втором пришествии». Вот что входят в конец или скончание мира: нечистота и запустение, сын погибели и второе пришествие.

Григорий Богослов ч. 5, стр. 286–287: «После антихриста Христос, после него воскресение или сопряжение сложного. После него скончание – разрушение существующего, а может быть и некое изменение в, лучшее. После него (скончания) суд и страх».

Блаж. Августин говорит, что сатана связан от первого пришествия Христова до конца века, хотя это связание не препятствовало ему обольщать церковь» (ч. 6, стр. 197–8). И потом пишет, что сатана все-таки будет освобожден на 3 1/2 года (198 стр.). Таким образом, «конец века» включает и пришествие антихриста, а не ест только краткий момент, самая кончина всего существующего.

Иероним ч. 15, стр. 142: «Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира».

Не весьма строго разграничивает это время бл.. Августин, когда говорит: «во время суда, или прежде и после самого суда» и т. д. (см. выше, А, § 22, стр. 408).

Симеон новый богослов говорит, что Бог «в последний день скончания сего мира, воскресит и всех людей» (в. 1, стр. 21).

Амвросий Медиоланский говорит, что явление Илии «вместе» с Господом не исключает его пришествия пред Господом (см. в разборе 18 возражения, стр. 430).

Сам Ириней пишет, что «антихрист восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных» (кн. 5. гл. 29, § 2, стр. 661, а по изд. 1900 г. стр. 509).

Это свое объяснение не считаем необходимым предлагать кому либо. Если старообрядцы возразят, что раз под «скончанием мира» разумеется и пришествие антихриста, то причащение и пребудет только до него (до скончания века). Но пусть не забывают старообрядцы, что причащения не будет тогда, когда и век сей скончается (Кирилл. 32 об.), т. е. здесь уже последний момент видимого мира. А главное надо помнить доказательства из Толк. Апостола (л. 536 об.), Ефрема Сирина (ч. 7. стр. 250–251), Кирилла Алекс. (5, 52) и многих других (см. в статье «Причащение» Б, §§ 2, 23 и 21, стр. 374, 377–8).

16) Григорий Нисский ч. 8. стр. 310: «Илия не в пределах уже пребывая природы, остался невредимым в огне, переменив божественною силою тяжелое и земное на небесное и легкое».

Разбор: И здесь не отрицается пришествие во плоти пророка Илии. Действительно плоть у названных пророков уже не та, в которой они жили на земле. Они, по словам бл. Иеронима, в течение столь долгого времени остаются в том же возрасте, в каком были взяты; имеют они зубы, чрево, родотворные члены и однако не нуждаются ни в пище, ни в женах» (ч. 4, стр. 348–349). По словам бл. Августина «они не терпят недостатка ни в болезни, ни от старости» (ч. 8, стр. 148). А разве для Бога невозможно опять послать пророков? «Зачем унижаешь могущество Божие?.. Он без сомнения может тою же силою, которою из ничего сотворил все, восстановить существовавшее, потому что восстановить существовавшее малозначительнее, чем создать несуществовавшее» (Иероним 4, 349).

17) Епифаний Кипрский ч. 3. стр. 194–195: «То же должно оказать и об Илии, который вознесся на огненной колеснице: и он находятся еще во плоти, но плоти духовной».

Феофилакт на 114 зач. Луки, л. 257 об.: «По воскресении же духовно (тело) именова Павел, рекше духом движимо божественным и служимо. а не душевно; образом же недоуменным и духовным преложено к неистлению, и в том соблюдаемо. Таково убо разумети лепо и Господне тело по воскресении духовно и тонко и всякого дебельства кроме».

Следов. пророки Илия и Энох в настоящее время, по Епифанию, находятся в духовных телах, преложены к неистлению, т. е. они не будут умирать.

Разбор: Св. Епифаний не отрицает пришествия пророков во плоти. Он писал в опровержение Оригена и доказывал, что не иное у людей воскреснет тело, а το, которое было при жизни у людей, но оно будет изменено. И говорил, что пророки теперь находятся в теле не душевном, а духовном. Какое же различие между душевным и духовным телом? И когда оно будет духовное и в каком смысле Епифаний назвал тела пророков «духовными»?

Немного выше читаем: «Когда мы находимся в мире и совершаем тленные дела плоти: то имеем тела душевные потому, что в мире мы раболепствуем беззаконным делам... А когда восстанем (заметьте!), уже не будет рабства души, но будет хождение духом, уже здесь имеющее залог, по словам писания: аще живем духом, духом и да ходим» (Гал.5:25; Епиф. стр. 193–194) Ясно, что тело становится духовным по воскресении, но его еще не было и пророки не воскресали.

Как же понимать, что плоть у пророков «духовная»? Читаем у Епифания полнее: «То же должно сказать и об Илии, который вознесся на огненной колеснице: и он находится еще во плоти, но плоти духовной, уже не имеющей нужды в τом, в чем всегда нуждалась, когда была в этом мире, как то: питаться посредством вранов, пить из потока хораф и одеваться милотию: но она питается некоторою другою пищею, духовною, которую подает Бог, ведующий сокровенное и сотворивший невидимое, – имеющий некую бессмертную и нетленную пищу» (там же). Смотри еще слова Иеронима (4, 348–349 и Августина (8, 148) в разборе 16 возражения стр. 428).

Бл. Августин ч. 4, стр. 309: «Ибо как дух, служащий плоти, прилично называется плотским, так и плоть, служащая духу, справедливо называется духовною, не потому, что бы она превратилась в дух, но потому, что отдает себя в подчинение духу, быв освобождена от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности».

Иоанн Златоуст т. 9, стр. 649, на Рим.8:8–9: «Духовный человек не только не пребывает во грехе, но даже и не во плоти еще здесь делается ангелом, возносится на небо и просто носит только тело... самая плоть перерождается в ту же деятельность, делаясь всецело духовною».

Ириней Лионский кн 5, гл. 6. стр. 589–590: «Таковых апостол называет также духовными и они духовны по причастию Духа, а не по уничтожению и устранению плоти и не потому, что стали одним духом»

Относительно слов Феофилакта должно сказать, что они несправедливо старообрядцами относятся к пророкам, ибо о пророках в этом месте у Феофилакта ни слова не сказано. Эти слова относятся к телам воскресшим: «Тело, какое ныне мы имеем, душевно, то есть, управляется душою, и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело каким оно будет по воскресении, Павел называет духовными (1Кор.15:44), то есть, оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душею, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления, и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении. Именно – как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, ни нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения» (на 114 зач. Луки, стр. 419, изд. 3).

18) Относительно свидетельства блаж. Иеронима, ч. 16, стр. 170, что Илия во второе пришествие Спасителя придет телесно, за последнее время беспоповцы стали возражать, что во второе-то пришествие не только Илия придет, а и мы все придем.

Разбор: Но у того же Иеронима есть и другие места в его творениях, где сказано, что Илия придет пред вторым пришествием (ч. 16, стр. 91; см. выше, А, § 28, ст. 409).

Выражение «во второе пришествие» равносильно выражению «пред вторым пришествием». Для пояснения этого положения прочтем у св. Амвросия Медиоланского «О девстве и браке» стр. 6: «Κτο-нибудь скажет: но ведь (еще) Илия оказался совершенно непричастным к вожделениям плотского соития. Но потому-то он и был взят на небо, потому то он и является во славе вместе с Господом, потому то он и будет предтечей Господня пришествия».

Здесь ясно видно, что явление Илии вместе с Господом, что одно и тоже, как «во второе пришествие», не исключает и того, что он будет предтечей Господня пришествия. К сему еще см. объяснения «скончания мира», в разборе 15 возражения, стр. 427–8.


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle