И. Скерцо

Эсхатология

Воскресение людей

В книге Откровение указываются два различных воскресения:

«И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Остальные [λοιποι] из мёртвых не ожили [ουκ εζησαν], пока не окончится тысяча лет. Это – воскресение [αναστασίς] первое. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр.20:4–6, ПЕК).

«И отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим». (Откровение 20:13, ПЕК).

Поскольку весь Новый Завет ясно говорит лишь об одном физическом воскресении после пришествия Господа, неизбежно возникает вопрос, как понимать эти два воскресения в книге Откровение: какое из них образное, а какое физическое. Следует всегда придерживаться понятия, что Евангелие – буквальная часть Нового Завета, а Откровение – символическая книга.

«Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все [παντες], находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение [αναστασιν] жизни, сделавшие злое – в воскресение суда». (Ин.5:28,29, ПЕК).

Евангелие ясно говорит об однократном воскресении всех людей. Стоящее в греческом оригинале Ин.5:28 слово παντες – все, исключает еще какое-либо последуещее физическое воскресение других людей. В связи с этим возникает противоречие с книгой Откровение. Но это противоречие разрешается тем, что одно из воскресений является действительно образным.

Свидетели Иеговы подразумевают, что «первое воскресение» не является физическим, а относится к помазанным 144000 на небесах, и оно началось с 1914 года:«Павел отмечал, что их воскресение начнется вскоре после начала присутствия Христа в 1914 году и что одни воскреснут раньше других». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289).

Далее ссылаясь на 1Фес.4:15–17, Свидетели Иеговы видимо не заметили того, что Павел говорит обратное: «Ибо говорим вам это словом Иеговы, что нам, живущим, которые доживут до присутствия Господа, никак не опередить [no way precede] уснувших смертным сном» (1Фес. 4:15, ПНМ). В греческом оригинале стоит отрицательная частица μη – не, и слово φθασωμεν, производное от φθανω, но оно может обозначать не только приходить первым, опережать, а также и достигать, приближаться, предупреждать. Тем не менее, именно свой перевод противоречит своему учению.

Основной фрагмент, который используется Свидетелями Иеговы: «умершие во Христе встанут первыми». (1Фес.4:15, ПНМ) – неправильно применен. Это произойдет только после того, когда «Господь сойдёт с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей» (1Фес.4:15, ПНМ). Поэтому этот стих также нельзя использовать для обоснования «духовного» воскресения с 1914 года. Очевидно, здесь говорится не об отдельных помазанниках, а о всех христианах, противопоставляя последующему воскресению нехристиан.

Другие библейские стихи помогают прояснить подлинный смысл Откровения:

«погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты [συνηγερθητε] были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых» (Кол.2:12, ПЕК); «Итак, если вы были воздвигнуты [συνηγερθητε] со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога» (Кол.3:1, ПЕК); «нас, хотя и мёртвых по преступлениям, оживотворил [συνεζωοποιησεν] со Христом – благодатью вы спасены – и воскресил [συνηγειρεν] с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5,6, ПЕК).

В этих стихах используется глагол συνεγειρω – совоскрешать (συν – вместе, εγείρω – воскрешать, пробуждать), но он стоит в форме прошедшего времени (aoristus) совершенного вида, а не будущего (futurum). То есть уверовавшие во Христа, во Христе духовно уже воскресли: «нужно, чтобы вы родились свыше» (Ин.3:7, ПЕК). Это и есть именно то, что называется первым воскресением в 20-й главе Откровения: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр.20:6, ПЕК). Это те, кто уже имеет жизнь вечную: «Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет [εχε! – форма настоящего времени] жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь». (Ин.5:24, ПЕК).

Следовательно, первое воскресение является «духовным», в смысле духовного оживления и возрождения уверовавших. Возражения Свидетелей Иеговы о том, что в Откровении 20:4 речь идет лишь о помазанных 144000 не состоятельны: «Но вы – род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет» (1Пет.2:11, ПЕК). Характер 1-го послания Петра не позволяет делать вывода, что он это может относить к помазанным 144000 – «и в устах их не найдено лжи; они без порока». (Откр.14:5, ПНМ), так как Петр обращается к «царскому священству» с воспитательным тоном:«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возжелайте духовного неповреждённого молока, чтобы от него вы возросли во спасение» (1Пет.2:1,2, ПЕК); «прошу вас, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, воюющих против души» (1Пет.2:11, ПЕК).

Второе воскресение из Откровения является буквальным, физическим воскресением тел, когда придет Господь «судить живых и мертвых» (2Тим. 4:1, ПЕК); «И отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим». (Откр.20:13, ПЕК).

Свидетели Иеговы второе воскресение делят на две части: физическое воскресение и достижение полного совершенства. Им приходится прибегать к этому разделению, поскольку прямой текст говорит о втором воскресении после 1000 лет (Откр.20:5), что не соответствует представлениям Свидетелей Иеговы и другим сторонникам тясячелетнего Царства.

Свидетели Иеговы недвусмысленно учат о «спасении» некоторых неправедных. Они разграничивают их на две группы. Первая группа «нечестивых»: отступники, нераскаявшиеся люди, сознательно отвергшие Иисуса и другие – воскрешены не будут (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 41, стр. 297). Этому противоречит ряд библейских стихов. Вторая группа: люди, у которых не было полноценной возможности узнать истину, они будут воскрешены для обучения праведности в течение 1000 лет. Именно таких Свидетели Иеговы подразумевают в следующем стихе: «будет воскресение и праведных, и неправедных». (Деян.24:15).

«Кто же «неправедные», которые тоже воскреснут? К ним относятся миллионы, а, может быть, и миллиарды, тех, кто умер, не узнав библейской истины и не имея возможности применять ее принципы в жизни». (Сторожевая Башня от 1 июля 1998 г., стр. 22).

«Речь идет об огромных массах людей, умерших на протяжении истории, особенно тех, кто жил во «времена неведения» (Деян.17:30). Из-за того, где они родились, или когда они жили, у них не было возможности научиться послушанию воле Иеговы. Не исключено, что воскреснет кто-то из людей, которые слышали весть о спасении, но в то время не откликнулись на нее как должно, или которым смерть помешала сделать шаги к посвящению и крещению. При воскресении таким людям потребуется делать дальнейшие изменения в мышлении и образе жизни, чтобы данная им возможность достичь вечной жизни не пропала зря». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 41, стр. 297).

Свидетели Иеговы прибегают к довольно серьезному искажению библейского учения о воскресении. Воскрешены будут все (Ин.5:28,29), без исключения. Деян.24:15 имеет параллельную структруру со всеми другими стихами: «будут собраны перед Ним все [παντα] народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов». (Мф.25:32, ПЕК). Свидетели Иеговы противоречат сами себе, так как они используют этот стих как иллюстрацию для противопоставления себя и остальной части мира. Свидетели Иеговы отрицают воскресения самых «неправедных», тогда как Библия, наоборот, недвусмысленно говорится об этом: «Но говорю вам, что земле Содомской легче будет в день суда, чем тебе». (Мф.11:24, ПЕК) – чтобы предстать на суд, все нечестивые будут воскрешены, «И пойдут эти в муку вечную» (Мф.25:46, ПЕК).

Но этот стих: «Остальные из мёртвых не ожили, пока не окончилась тысяча лет». (Откр.20:5, ПНМ) – Свидетели Иеговы понимают символически: «Как и великое множество людей, переживших Армагеддон, воскресшие люди в полном смысле слова оживут, когда они достигнут совершенства». (Познание, ведущее к вечной жизни, глава 19, стр. 187, 190).

Эта версия толкования абсолютно необоснована и противоречит ясному библейскому тексту. В греческом оригинале Откр.20:5 употреблено слово λοιποί – оставшиеся, остальные, и оно явно относится к каким-то другим людям, нежели те, которые уже воскресли. Совершенно очевидно, что эти «остальные» люди являются теми же, что и в 13-м стихе: «отдало море мёртвых» (Откр.20:13), где речь идет также и о тех, кто будет «брошен в озеро огненное» (Откр.20:15). Текст Евангелий говорит об одном физическом воскресении, но ни о каком оживлении «в полном смысле слова», как у Свидетелей Иеговы нигде не говорится.

Эта разница показывает не только заблуждение в вопросе последовательности воскресения, но и основательно рушит учение о 1000-м земном Царстве, поскольку 1000 лет входят в период от 1-го духовного воскресения до 2-го физического воскресения и суда. Также следует обратить особое внимание на то, что в Откровении не говорится о 1000-м Царстве, а лишь о царствовании в течении 1000 лет. Следовательно, учение о буквальном 1000-м земном Царстве, в частности, в интерпретации Свидетелей Иеговы, следует признать ложным.

«В Откровении же «тысячу» следует понимать буквально, потому что в 20-й главе, стихах с 5-го по 7-й это слово три раза употребляется с определенным артиклем». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289).

Свидетели Иеговы также хотят выставить себя знатоками греческого языка, но это только выявляет их невежество и неспособность к объективному анализу. В оригинале 20-й главы Откровения слово χίλια – тысяча, употребляется также и без артикля в стихах 2 и 4. Опять же, наличие артикля – это грамматическая категория, а не ключ к буквальному или символическому пониманию. Например, в книге Откровение используется выражение 24 старца с определенным артиклем: ο! είκοσι τεσσαρες (Откр.4:10;5:8;11:16;19:4). Но Свидетели Иеговы непоследовательно здесь подразумевают, что число 24 не буквально, а символизирует 144000:

«24 старейшины символизируют помазанных последователей Иисуса...»; «В конечном итоге будет образовано 24 группы по 6 000 побеждающих... составляет 144 тысячи (24 х 6 000). Поскольку число 12 символизирует гармонично устроенную организацию, число 24 удваивает, или усиливает, такое устройство». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 14, стр. 77);

«Такими словами Иегову благодарят 24 старейшины, которыми символически представлены помазанные братья Христа, занявшие свое положение на небе. С 1922 года оставшиеся на земле помазанники из числа 144 тысяч активно занимаются делом... Однако их братья-свидетели, оставшиеся «верными даже до смерти», уже были воскрешены на более раннем этапе дня Господа, чтобы занять свое положение на небе, и теперь они могли представлять всю группу из 144 тысяч, падая на лица и воздавая честь Иегове». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 26, стр. 173).

Таким образом Свидетели Иеговы неоднократно извращают текст Библии, чтобы поддержать свои позиции. Такие извращения приводят к внутренним противоречиям. Литература Сторожевой Башни, с одной стороны, говорит, что самые неправедные не воскреснут, с другой стороны, другим будет дан второй шанс. Но кого же будет отделять Христос по левую сторону после воскресения всех?

Суд Божий

Свидетели Иеговы отвергают христианское учение о Божьем суде и прибегают к явному искажению этого библейского учения, превращая его в совершенно иной процесс. В организации Свидетелей Иеговы практикуется проповедническое служение, как основной путь для получения одобрения Иеговы и спасения. Правильная вера в Иегову и в Иисуса Христа, их ревность в проповеди, полученные знания и их применение может повлиять на то, что они переживут битву Армагеддон и войдут в 1000-ти летнее Царство.

«Только Свидетели Иеговы – члены помазанного духом остатка и «великое множество людей» -, являясь объединенной организацией под защитой высшего Организатора, имеют библейскую надежду пережить надвигающийся конец обреченной на уничтожение системы, находящейся под господством сатаны, дьявола». (Сторожевая Башня, 01.02.1990 г., стр. 16).

После этого наступит День суда. Но Свидетели Иеговы учат, что непосредственно День суда будет происходить в течение всего 1000-ти летнего Царства Христа вместе с 144000 помазанниками.«Поскольку, по словам Петра, один день в глазах Иеговы как тысяча лет, вполне логично, что этот День Суда будет длиться буквальные тысячу лет». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г., глава 40, стр. 289);

«На основании своей веры в пролитую кровь Иисуса эти люди уже сочтены праведными и достойными остаться в живых, однако суд над ними будет продолжаться в течение тысячи лет, когда Иисус будет водить их к «источникам вод жизни». А затем, приведенные к человеческому совершенству и после этого испытанные [сатаной], они будут объявлены праведными в полном смысле этого слова». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г., глава 41, стр. 296).

Свидетели Иеговы учат, что воскрешены будут праведные и неправедные (Деян.24:15), но подразумевают, что особо «неправедные» люди вообще не будут воскрешены. А никого из остальных неправедных, вошедших в 1000-ти летнее Царство, Бог не будет судить за прошлую жизнь, а в течение 1000 лет будет судить (оценивать) по новым делам в соответствие с Его новыми указаниями:«и они судимы [εκρίθησαν] были, каждый по делам своим». (Откровение 20:13, ПЕК).

«люди не будут судимы на основании дел, которые они совершали до смерти»; «люди будут судимы на основании тех дел, которые они совершат во время Дня суда». (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 214,215).

Все ослушавшиеся Бога во время Царства непременно уничтожаются. Потом будет высвобожден сатана, чтобы еще раз проверить верность людей: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы» (Откр.20:7). И только после того, как сатана с отступниками будет уничтожен, люди войдут в «вечную жизнь».

«Иоанн говорит о «свитке жизни». Это список тех, кто получит вечную жизнь от Иеговы. ...во время Тысячелетнего правления свиток жизни будет раскрыт, чтобы в него можно было внести имена тех, кто окажется достойным». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г., глава 41, стр. 298).

«Теперь же Иоанн говорит, что мертвые будут «судимы... по написанному в свитках сообразно делам их». То есть, судя по всему, когда раскроются эти свитки, станут известны подробные указания, которые Иегова даст человечеству на тысячелетний период. Живя в согласии с постановлениями и заповедями этих свитков, послушные люди смогут продлить свои дни и в итоге достичь вечной жизни». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г., глава 41, стр. 298).

"[Новые книги], это – Божьи письменные указания, которые станут основанием для обучения жителей земли». (Познание, ведущее к вечной жизни, 1995 г., глава 19, стр. 185).

В Библии нет ни одного указания, что, во время 1000-ти летнего царствования, будет происходить суд, или что процесс суда растянется на 1000 лет. Свидетели Иеговы прямо противоречат Библии, поскольку есть мертвые, которые не ожили в первое воскресение, и которые судимы после 1000 лет:

«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». (Откр.20:5); «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». (Откр.20:12,13).

Поэтому Свидетелям Иеговы приходится истолковывать Откр.20:5 в образном смысле. О тех же, которые ожили в первом воскресении, нигде не сказано, что они подвергнуты суду, так как:«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр.20:6).

Библия нигде не говорит о суде, как о 1000-м процессе:«положено людям один раз умереть, а после этого – суд [κρισιζ – суд, решение, приговор, осуждение, суждение]» (Евр.9:27, ПЕК).

Безусловно, Божий суд – это небольшой период времени: «слово, которое Я изрек, оно будет судить его в последний день». (Ин.12:48, ПЕК). Иисус Христос изрек Свое слово для нас, что бы мы его исполняли в этом времени. Вне всяких сомнений, суд в «последний день» – не может быть 1000-ти летним Царством.

У Свидетелей Иеговы также используется еще понятие о суде, как наказании нечестивых. Они учат, что это наказание заключается лишь в уничтожении живущих нечестивых во время Армагеддона, и не относится ко всем остальным умершим. Такой суд-Армагеддон и стремятся пережить Свидетели Иеговы, и его не следует смешивать с 1000-ти летним судом.

«Очень скоро Иегова решительно выступит против нечестивых. »; «Истребление ждет всех, кто не будет слушать и тем самым покажет, что выступает против правления Божьего Царства»; «Также и сегодня: пусть никто не думает, что суд Иеговы над нечестивыми свершиться в отдаленном будущем». (Сторожевая Башня, 15.02.2001 г., стр. 12,14,15).

Следует еще раз обратить внимание на утверждение Свидетелей Иеговы:«Как видно, День суда будет длиться не 24 часа, а тысячу лет». (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 214).

Таким образом Свидетели Иеговы вступают в конфликт с Библией. По сути они говорят, что 1000 лет, это и царство, и день суда одновременно, но во время этого суда никаких безнадежных нечестивых не будет, они не воскреснут. Тогда как Иисус ясно говорит, что в день суда предстанут все без исключения, и будет происходить суд над всеми нечестивыми, в том числе и над такими, которых, по учению Свидетелей Иеговы, не должно воскрешать:«истинно говорю вам: отраднее [ανεκτοτερον – терпимее] будет [εσται] земле Содомской и Гоморрской в день суда [εν ημερα κρισεως], нежели городу тому». (Мф.10:15); «но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет [εσται] в день суда [εν ημερα κρισεως], нежели вам». (Мф.11:22).

В греческом оригинале используется глагол в форме будущего времени εσται – будет. Это значит, что земле Содомской и Гоморрской еще предстоит явиться на 1000-ти летний суд, что противоречит учению Свидетелей Иеговы, так как они учат, что они больше «никогда не будут воскрешены». (Ты можешь жить вечно в раю на земле, 1989 г., стр. 179). Если «день суда» – это 1000 лет, как учат Свидетели Иеговы, будет довольно странно, что во время его кто-то должен будет страдать, как говорит Иисус: «нежели городу тому». Поэтому Свидетели Иеговы не считают эти слова Иисуса буквальными, а гиперболой:"Так он [Иисус] с помощью гиперболы показал, что те религиозные руководители, которые отвергали Сына Бога и его учение, заслуживали большего осуждения, чем содомляне». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г. глава 38, стр. 273); «Иисус употребил своего рода гиперболу, которую не следует понимать буквально». (НЦС, февраль 2003 г., стр. 6).

Конечно же, Свидетели Иеговы лишь пытаются игнорировать ясный библейский текст, отвергают его и вольно и без веских оснований объявляют небуквальным. Также трудно представить, чтобы Иисус где-либо подразумевал «второй шанс» для исправления нечестивых. Библия этому не учит. Но Свидетели Иеговы настаивают на своем: «Но воскресшие люди все равно будут находиться под адамовым грехом. Следовательно, в этих книгах [Откр.20:12] должны быть записаны законы Бога, которым нужно будет следовать всем, чтобы извлечь полную пользу из искупительной жертвы Иисуса Христа». (Сторожевая Башня, 01.07.1998 г., стр. 22).

Свидетели Иеговы не понимая, извращают значение искупительной жертвы Иисуса. Библия сообщает нам совершенно иное. Бог проявил Свою безграничную милость и любовь к Его детям:«Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится; неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Ин 3:16–18, ПЕК).

Эти стихи никогда Свидетелями Иеговы не понимались до конца. Они не верят в то, что верующий в Иисуса Христа и доверяющий Ему, может спастись, ни разу не проповедовав, и не познав «истину» от Сторожевой Башни. Они не верят в то, что истинно верующий в Иисуса Христа действительно не судится.

Господь Иисус обещает Своим верным ученикам, которые имеют взаимоотношения с Ним, принимают Его искупительную жертву, что они уже не будут судимы. Христиане спасаются верой, верой которая подлинно выражается их делами: «исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13), и если только они не сошли с христианского пути, то на суд уже не приходят:«Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь». (Ин.5:24, ПЕК).

Но верить в Иисуса, также означает полностью доверять Его словам, но когда Свидетели Иеговы игнорируют слова Христа и доверяются более доктринам Сторожевой Башни, это значит, что верят они больше в свою человеческую организацию, а не в Иисуса. Осуждению Божьему подлежат те, кто не приняли Иисуса Христа как своего Спасителя, все неверующие уже осуждены:«Для отвергающего Меня и не принимающего Моих слов есть судья: слово, которое Я изрек, оно будет судить его в последний день». (Ин.12:48, ПЕК).

Свидетелям Иеговы стоит серьезно отнестись к этим словам. Ибо они отвергают Господа Иисуса как Бога, отвергают Его полностью завершенное искупление. Свидетели Иеговы отвергают некоторые ясные и прямые слова Иисуса, если они противоречат своему учению. Они отвергают многие слова Иисуса, которые Свидетели Иеговы относят только к 144000 помазанникам. Иисус вполне может сказать, что Свидетели Иеговы слышали, но не верили, не приняли Его слов, так как Он обращался ко всем верующим. Господь предлагает всем жизнь вечную, и Он никогда не ставил какой-то класс верного и благоразумного раба над всеми христианами, и тем более, никому не давал никаких преимуществ перед другими верующими. О таких людях, которые исходят из своих умозаключений и трактований, а не исходят непосредственно из слов Господа Христа, предупреждал апостол Петр:«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». (2Пет.2:1).

Позиция Сторожевой Башни состоит в том, что каждый человек, кроме невоскресших «нечестивцев», будет проверяться на 1000-ти летнем суде, и его дела будут взвешиваться Богом. Конечно верно, что каждый человек должет будет явиться на суд:«Все мы предстанем на суд Христов». (Рим.14:10); «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10).

Но согласно Евангелию от Матфея (Мф.25:31–46), будет отделение праведников от нечестивых, но не говорится, что праведники будут судиться. Конечно, каждому будет воздаяние по делам: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Мф.16:27); «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет.1:17); «Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6).

1Пет.1:17 показывает, что суд происходит как раз на основании нашей нынешней жизни, а не будущей. Но настоящий христианин приходит на суд уже оправданный пролитой кровью Иисуса Христа:«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:5); «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». (Рим.3:28).

Это скорее похоже на формальную явку в суд, чем на осуждение на суде. Необходимо понять, что есть разница между процедурой суда и осуждением, что и невиновный человек может придти на суд, но судья Бог, оправдав его через веру в Иисуса, не станет более выдвигать обвинения. Кровь Господа Иисуса Христа искупила верующих сполна, убелила все грехи (Ис.1:18). Осуждение и наказание применяется к нехристианам, и именно они будут осуждены на суде по своим делам:«услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28,29).

Место мучений

Свидетели Иеговы отрицают ад как место мучений. Более того, они отрицают библейское учение о «вечном наказании». Для этого они пользуются непосредственным употреблением понятия ада в библейском тексте, понимая это, как общую могилу всех людей. Проблема их богословия в смещении акцентов: «ад» и «место мучений» – не тождественны, но могут быть взаимосвязаны. Они пишут, что в само слово «ад» не вкладывается мысль о мучениях, это верно. Но Свидетели Иеговы совершенно некорректно пытаются избавиться от наказания, о котором достаточно определенно говорится в Новом Завете. Довольно часто используя стих из Иова: «О, если бы Ты в преисподней בשאול сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов.14:13), – они пишут, что: «Ад признан как место освобождения от страданий» и «Страдающий Иов молился попасть туда» (Темы для библейских разговоров, «Ад»). Следовательно, по своей сути, «ад» – не является местом мучений.

Слово «ад» (преисподняя), действительно, во многих библейских стихах указывает на могилу, но более точное значение, это место пребывания мертвых, без строгого уточнения где находится само это место, и что именно в нем происходит. Но когда в других местах слово «ад» или «геенна» употребляется вместе с понятиями наказания и мучения, оно расширяет свое значение, как место, где находятся мертвые и подвергаются осознанному наказанию. Мы не можем отрицать само наказание или мучение только из-за того, что само по себе, напрямую с ними не связанное, слово «ад» в отдельных библейских стихах, в узком лингвистическом представлении и контексте не указывает на наказание, тогда как другие стихи прямо утверждают это. Поэтому, речь должна идти непосредственно о вечном наказании, а не об использовании в Священном Писании слова «ад».

«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои...» (Лк.16:23). В данной притче Иисус говорит об аде (αιδην), как о сознательном непрерывном пребывании в мучениях. Иисус Христос не является тем, кто может напрасно, без необходимости запугивать людей. Но Господь это делает для того, «чтобы и они не пришли в это место мучения». (Лк.16:28). Очевидно, что это является довольно серьезным предупреждением, а не каким- то небуквальным нравоучительным рассказом. Здесь используется греческое слово βασανον, означающее мучение, муку, пытку, страдание. Оно по смыслу в контексте соответствует слову οδυνωμαι (Лк.16:24,25) – мучиться, страдать, быть охваченным болью, скорбеть. Это мучение происходит "в пламени [εν τη φλογι]» (Лк.16:24). Свидетели Иеговы в таких случаях говорят, что это нельзя понимать буквально:«всю эту притчу нужно понимать символически. Смотрите главу 88 в книге «Самый великий человек, который когда-либо жил», изданной Свидетелями Иеговы». (Сторожевая Башня, 15 июля 2002 г., стр. 6, сноска),

С одной стороны, такой подход им не мешает толковать другие притчи буквально (Мф.24:45), и, следовательно, это можно обратить против них. С другой стороны, здесь используются многие элементы, которые не могут быть истолкованы аллегорично. Хотя богач и Лазарь являются вымышленными персонажами, Моисей и пророки – реальные. Сама притча является не просто историей, а указанием на то, в каком положении окажутся люди после своей смерти. Люди, подобные Лазарю – покаялись и отправляются в лоно Авраамово. Следует задать вопрос: если бы после смерти, люди, подобные богачу – не поверившие пророкам и не отвратившиеся от зла, просто переставали существовать и не испытывали бы сознательного наказания (как учат Свидетели Иеговы), то почему Иисус сопоставил с таким состоянием понятие осознанного мучения в вечном огне? Если лоно Авраамово, это образ буквального Царства Божьего, то и мучение, являясь прямым противопоставлением, буквально. Если сознательное пребывание после смерти в образе Лазаря является буквальным, то и сознательное в образе богача. Но Свидетели Иеговы этого не принимают и безосновательно утверждают: «Огонь не буквален, как и лоно Авраамово»; «Расположение Авраама противопоставляется темноте: Мф.8:11,12» (Темы для библейских разговоров, «Ад»). Но ими же приведенная ссылка на Библию говорит об обратном: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Мф.8:12). Здесь противопоставление указывает на осознанное состояние в муках, а не на прекращение существования.

Иисус никогда не говорил о том, что неправедные отправятся в ад, то есть просто умрут, а указал уже прямо, не используя притчи, что они будут мучиться вечно: «И пойдут сии в муку вечную» Мф.25:46). Это является прямым противопоставлением жизни вечной: «а праведники в жизнь вечную» Мф.25:46). В этом стихе по отношению к мукам и к жизни для слова «вечность» используется одно и то же греческое слово αιωνιον стоящее в одном и том же падеже. Это слово имеет значения: вечный (без начала и без конца), постоянный, непрерывный. Следовательно, вечные мучения необходимо рассматривать таким же образом, как и вечную жизнь, то есть они одинаково вечны. И здесь нет основания подразумевать уничтожение личности с вечными последствиями. Если же Свидетели Иеговы настаивают на том, что нет вечного мучения, следовательно, в полном соответствии с Мф.25:46 – у них нет оснований ожидать и вечную жизнь.

Апостол Петр также пишет о наказании, и основная мысль заключена в полном воздаянии за дела, а не в уничтожении:«знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». (2Пет.2:9); «Они получат возмездие за беззаконие» («страдая по заслугам за неправду», ПЕК) (2Пет.2:13).

В Мф.25:46 для слова «мука» используется слово κολασις – наказание, кара. Это слово не обозначает мучение, как проявление жестокости в отношении человека, но: «наказание, предполагается, что оно вызывает жестокие страдания». (NLEK). Во 2Пет.2:9 используется причастие κολαζομενοας, производное от глагола κολαζω – наказывать, карать. В словаре Вайна «Expository Dictionary of Old and New Testament Words by W. E. Vine», на который обычно ссылаются Свидетели Иеговы, эти греческие слова в Мф.25:46 и 2Пет.2:9 также обозначаются «наказанием» (punishment, to be punished). Но Свидетели Иеговы для поддержки своего мнения, пытаясь избежать вечного наказания, прямо исказили перевод этих слов:«И пойдут они в вечную отрезанность [cutting-off]» Матфей 25:46, ПНМ); «неправедных сберегать на день суда, когда они будут отрезаны [cut off]» (2Пет.2:9, ПНМ).

Тогда как в Деяниях где используется это же слово в форме глагола прошедшего времени – κολασωνται, Свидетели Иеговы правильно оставили его в переводе «наказать»: «не находя возможности наказать [punish] их» (Деян.4:21, ПНМ). Это, конечно, явно показывает необоснованный двойной подход и предвзятость. Их безграмотность обнаруживается тем, что оба слова κολασίς и κολαζω имеют значения: обрезывание, обрезывать, подстригание, подчистка, только в том случае, если речь идет о растениях Древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого, под редакцией С. И. Соболевского), то есть обрезывать лишние ветви или подстригание кустов. В словаре «Theological Dictionary of the New Testament by Kittle and Friedrich» дается определения слова κολαζω – to cut short, punish (сократить, наказать). Все эти значения слова κολασίς и любых его форм, имеют декоративный характер и обозначают отделение лишнего от нужного, имеющего ту же природу. Но и эти значения совершенно отличаются от смысла вкладываемого Свидетелями Иеговы в слово «отрезание», как понятия цельного отделения человека от Царства Божьего. Версия ПНМ лишь отдаленно похожа по стилю на одно из употреблений в классическом языке, но никак не соответствует греческому оригиналу Нового Завета. В связи с этим, в Библии Свидетелей Иеговы «правильные» переводы должны были быть следующими: «И пойдут они в вечную обрезанность (подстриженность)»; «неправедных сберегать на день суда, когда они будут обрезаны (подчищены)» – что довольно нелепо и недопустимо. Тем не менее, слова κολασις и κολαζω в Новом Завете с классическим древним значением обрезки чего-либо никогда не употребляются.

Отрицание подлинных значений слов κολασίς и κολαζω обречено на неудачу. Когда речь идет о человеке, эти слова имеют значения: кара/карать, наказание/наказывать, и употребляются в различных литературных формах: налагать кары, карать суровыми словами, быть наказуемым за проступки. В греческом языке есть два совершенно других слова, которые могли быть использованы апостолами, если бы они подразумевали тоже самое, что и Свидетели Иеговы: αποκοπτω – отсекать, отрубать, отрезать, отрезывать; αφαίρεω – отнимать, удалять, отделять, отсекать, отрубать, устранять, избавлять.

Слово κολασίς в 1-м послании Иоанна никак не может иметь значения «отрезанности»: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение [κολασιν – наказание]». (1Ин.4:18). Поэтому Свидетели Иеговы необоснованно и вольно подставляют другое слово, с оригинальным значением не связанное: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх сковывает». (1Ин.4:18, ПНМ). Таким образом, Свидетели Иеговы одно и тоже слово κολασίς, в случаях, когда правильный перевод противоречит их учению, переводят двумя другими различными по смыслу словами «отрезанность» и «сковывает», ни одно из которых не соответствует лингвистическому смыслу греческого. Это опять подтверждает, что Свидетели Иеговы руководствуются прежде всего собственным пониманием, а не греческим оригиналом и принципами толкования. Следовательно, их вариант перевода не имеет под собой оснований и не может быть принят для установления истинности собственного вероучения.

В Септуагинте также употребляется слово κολασις со значением «наказание»: «они понесут наказание [κολασίν] за вину свою» (Иез.44:12); «чем Господь воздал ему заслуженное наказание [κολασιν]». (2Мак.4:38).

То, что в Мф.25:46 и 2Пет.2:9 идет речь именно о наказании, подтверждают и прямые аналогии в Библии:«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую». (Мф.25:33); «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения [κρίσεως]». (Ин.5:29); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание לחרפות – поношение, посрамление, поругание, посмеяние, стыд, позор, срам] и посрамление [לרראון – мерзость]». (Дан.12:2).

Совершенно очевидно, что с одной стороны Библия предлагает воскресение к жизни вечной и наследование Царства (Мф.25:34), а с другой – воскресение осуждения, тождественное вечному наказанию, поруганию и посрамлению в вечном огне (Мф.25:41), что совершенно не похоже на бессознательную смерть, предлагаемую Свидетелями Иеговы.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31); «то сколь тягчайшему [χείρονος], думаете, наказанию [τιμωριας] повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:29).

В Евр.10:29 используется слово Τιμωρία – отмщение, месть, право мести, кара, наказание. В связи с тем, как оно употребляется вместе со сравнительной характеристикой «сколь тягчайшему», это указывает на то, что наказание имеет продолжительность и разные степени. Очевидно, здесь не подразумевается смерть, как прекращение существования, так как такое состояние одинаково для всех, и не может иметь различные характеристики. Библия говорит о вечных последствиях оскорбления Духа: «если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф.12:32). В связи с Евр.10:29 это наказание, которое не имеет право на прощение на протяжении будущего века, то есть вечности. Очевидно, что о мертвых нельзя сказать, что они могут или не могут получить прощение, будучи вечно без сознания.

Бог в Библии никогда не предлагал смерть или уничтожение, но только наказание за грех. Грех либо искуплен кровью Христа, либо имеет прямые последствия Божьего суда. Об этом же пишется во 2Фес.1:9 «которые подвергнутся наказанию [δικην – правосудию, осуждению, наказанию], вечной погибели [ολεθρον], от лица Господа и от славы могущества Его». Здесь также для слова «вечность» используется слово αΐωνίος, и понимается полностью в связи с грядущим новым веком, которому не будет конца.

Слово ολεθρος – разрушение, погибель, пагуба во 2Фес.1:9 Свидетели Иеговы в ПНМ предпочитают переводить как «уничтожение» (destruction), это возможно, но они это неверно понимают в смысле полного исчезновения. «Это слово не значит уничтожение, но предполагает полную потерю ценностей, которые придают смысл существованию» (NLEK). Тем не менее, перевод как «уничтожение» не меняет сути, так как это слово напрямую используется с прилагательным «вечный». Следовательно, греческий текст ясно свидетельствует, что разрушение или уничтожение – это вечный процесс. Это в полном согласии с понятием вечного наказания, используемым Иисусом Христом. Если бы здесь подразумевалась просто вечная смерть, как однократный акт, тогда эта фраза могла бы иметь другую конструкцию: вместо ολεθρον αιωνίον – уничтожению вечному могло стоять наподобие ολεθρον εις [τον] αιωνα – уничтожению на век.

Чтобы создать иллюзию правильности собственного понимания слова ολεθρος, Свидетели Иеговы в очередной раз решились добавить несуществующие слова в текст Нового Завета: «Они подвергнутся суду и наказанию вечного уничтожения и исчезнут прочь от лица Господа и славы силы его» (2Фес.1:9, ПНМ). Это конечно недопустимо, фразы «и исчезнут прочь» ни в каком виде нет в греческом тексте, и более того, в английской версии ПНМ. И появление этой фразы в русской версии ПНМ вызывает недоумение, особенно в связи с заверением о том, что «Этот русский перевод был сделан с английского издания, и в нем также постарались отразить подобную точность». (Предисловие к ПНМ). Фраза απο προσώπου του κυρίου дословно означает «от лица/личности Господа». Приставка απο – от, может иметь смысловое значение «удаления» (от слова «дальность», не путать с «уничтожением») или «отделения», но не переводится с помощью этих слов.

Вопрос воскресения людей также показывает нелогичность учения Общества Сторожевой Башни: «изыдут... делавшие зло – в воскресение осуждения». (Ин.5:29). Зачем воскресать неправедным только для того, чтобы просто услышать приговор, и тут же опять умереть? Свидетели Иеговы хотя и говорят о второй возможности оправдания для неправедных, но это прямо противоречит Писанию: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Напротив, Свидетелям Иеговы, Иисус Христос говорит о пребывании в муках в вечном огне:«идите от Меня, проклятые, в огонь вечный [εις το πυρ το αιωνιον], уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41); «где червь их не умирает и огонь не угасает». (Мк.9:44).

Понятие вечного огня подразумевает, что у огня будет вечный источник питания. Помимо этого, нет оснований считать, что адский неугосимый огонь в духовном мире может уничтожать личности, так как он вообще не имеет физических свойств, как у огня в материальном мире, который сжигает/уничтожает топливо. Вопреки понятиям Свидетелей Иеговы, наказание не является прекращением сознательной деятельности, а будет происходить в самом огне: «в пламенеющем огне совершающего отмщение [εκδικησιν – мщение, наказание, взыскание] не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8). Принявший начертание зверя и поклоняющийся ему «будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим [βασανισθησεται] в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14:10).

Слово «геенна» Свидетели Иеговы понимают только на основании долины сынов Еннома, где сжигались люди. Но Иисус Христос употребляет это слово совершенно с другими понятиями, как «осуждение», которое в Ветхом Завете по отношению к геенне не было критерем, и «огонь неугасимый» (который нельзя погасить), также отличающийся от земного невечного огня, который лишь искусственно поддерживался. Совершенно очевидно, что Иисус не использовал понятие геенны и ее свойств на основании ветхозаветных сожжений.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения [κρισεως] в геенну [γεεννης]?» (Мф.23:33); «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну [γεενναν], в огонь неугасимый [ασβεστον]» (Мк.9:43).

Свидетели Иеговы приоритетно пользуясь словом «ад», а не понятием наказания делают ошибочные выводы, что «Ад – не буквальное место адских мук», потому что: «Ад отдаст мертвых, а сам будет уничтожен: Откр.20:13,14». (Темы для библейских разговоров, «Ад»). Расставив правильно приоритеты очевидно, что в Откр.20:13,14 подразумевается опусташенная «могила» (αδης), как место пребывания мертвых, которое более не будет нужно: «смерть и ад отдали мертвых» (Откр.20:13). И «смерть» исчезнет, так как никто умирать более не будет. Свидетели Иеговы понимают, что «ад» и вместе с ним неправедные будут уничтожены в озере огненном, значит нет вечных мучений, «Огненные «муки» сатаны – вечная смерть» (Темы для библейских разговоров, «Ад»). Этот неверный вывод исходит из игнорирования контекста. «Смерть вторая» для тех, кто «не был записан в книге жизни» (Откр. 20:15), и они брошены в «озеро огненное» (Откр.20:15) или «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Но «озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» (Откр.20:10) предназначено не для уничтожения, а, чтобы "мучиться [βασανισθησονται] день и ночь во веки веков». (Откр.20:10). Это понятие бесконечной непрерывности мучения, которому нет конца, оно происходит в «озере огненном» [την λιμνην του πυρος] (Откр.19:20;20:10,14,15), а не по ошибочным выводам в «аду».

В книге «Откровение, его грандиозный апогей близок!», глава 40, на стр. 292–294, Свидетели Иеговы все же пытаются отстоять свою позицию и избавится от «вечного мучения». Следует последовательно разобрать их довольно сложную аргументацию.

«На этот раз Сатана, древний Змей, не просто заключен в бездну, а сокрушен, раздавлен и полностью уничтожен как бы огнем». (абзац 25).

Этот комментарий основан на Откр.20:9,10, но в приведенном стихе не говорится об уничтожении, но только, что Сатана "ввержен [εβληθη – брошен, кинут, помещен] в озеро огненное и серное» (Откр.20:10).

«Как мы уже заметили, «озеро огненное и серное» не может быть буквальным местом мучений (Откр.19:20)». (абзац 26).

Приведенный стих Откровения 19:20 не указывает на символичность, но говорит о том, что «зверь и с ним лжепророк... живые брошены в озеро огненное, горящее серою».

«Когда подошло время, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт.19:24). Участь тех двух городов названа «судом и наказанием вечного огня» (Иуд.7). И все же эти два города не испытывали вечных мук». (абзац 27).

В первую очередь необходимо различать неодушевленные объекты и личности. Эти города действительно исчезли и стерты с лица земли, но непосредственно развращенные люди отличаются тем, что суд над ними происходит и после смерти. Они уже не могут быть спасены, поэтому Иаков использует понятие вечного огня в том смысле, что этот огонь сошел с неба, и после их смерти для них продолжает гореть, а не то, что этот огонь символичный. Это единственное место в Библии, где этот огонь называется вечным, и никаких других подобных качеств этого огня не указывается. Но по отношению к огню для наказания постоянно используются более определенные и развернутые понятия, как «огонь неугасимый» (Мк.9:43); «где червь их не умирает» (Мк.9:44). Поэтому нельзя полностью отождествлять это с действиями и последствиями огня и серы для Содомы и Гоморры.

«Библия сама объясняет значение озера огненного и серного в согласии со сказанным выше: «Озеро огненное означает смерть вторую» (Откр.20:14)». (абзац 28).

Но в Откр.20:14 говорится, что под второй смертью имеется в виду не само «озеро огненное», а то, что «смерть и ад повержены в озеро огненное». Поэтому такое понимание Свидетелями Иеговы является неверным.

«Очевидно, что это то же, что геенна, о которой говорил Иисус,– место, где нечестивцы не мучаются вечно, а навсегда уничтожаются (Мф.10:28). Это полное, окончательное уничтожение без надежды на воскресение». (абзац 28).

В Мф.10:28 используется слово απολεσαι производное от απολλυμι: «бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить [απολεσαι] в геенне». Но слово απολλυμι, кроме значений: губить, уничтожать, истреблять, разрушать и предавать смерти, также зачастую в Новом Завете имеет и значение потери ценностей: терять, погибать, потеряться, пропадать. Это прекрасно видно в других стихах Нового Завета где это слово употребляется:

«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим [απολωλοτα] овцам дома Израилева». (Мф.15:24); «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут [απολλυται]; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». (Марк 2:22); «кто из вас, имея сто овец и потеряв [απολεσας] одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею [απολωλος], пока не найдет ее?» (Лк.15:4).

Очевидно, что в этих и других стихах это же греческое слово имеет другой смысловой оттенок, поэтому всегда необходимо учитывать общий фон новозаветных Писаний. А воздаяние нечестивым в Библии нигде не отменяется.

«О Дьяволе, а также о звере и лжепророке Иоанн нам говорит: «И будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10). Что это может означать? Как уже говорилось, нелогично полагать, что символы, такие, как зверь и лжепророк, а также гадес, могут в буквальном смысле испытывать мучения». (абзац 29).

Неверность такого логического рассуждения очевидна, так как «зверь и лжепророк» не являются символами, но эпитетами реальных демонических личностей или же систем, а по отношению к «гадесу» и «смерти» не может и не применяется понятие мучения.

«Употребленное здесь [Откр.20:10] греческое слово со значением «мука» – васанизо – в первую очередь означает «определять качество (металлов) пробирным камнем». Второе значение – "допрашивать с применением пыток« («The New Thayer’s Greek-English Lexicon of the New Testament»). Использование греческого слова в таком контексте указывает на то, что участь Сатаны всю вечность будет служить пробным камнем в связи с законностью и справедливостью правления Иеговы». (абзац 30).

Свидетели Иеговы несколько исказили значение этого слова и сделали неверное вольное заключение. Слово βασανιζω переводится как: пробовать, испытывать, пытать, допрашивать, мучить. Смысл заключен в воздействии на что-либо или кого-либо. В этой же книге Свидетели Иеговы сами признают, что: «..."васанизо», которое иногда означает пытку, но может относится и к душевным мукам». («Откровение, его грандиозный апогей близок!», 2002, глава 22, абзац 10, сноска, стр. 145).

Слово βασανος со значением «пробный камень» нигде в Библии не употребляется, и не подходит по смыслу. Сами Свидетели Иеговы также больше нигде не решились использовать это понятие. Эти слова во всех библейских местах всегда имеют значения мучения и страдания, и никак не связаны с понятием «пробного камня», находящимся во внебиблейской лексике. Яркие примеры употребления этого слова в Библии:«слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает [βασανιζομενος]». (Мф.8:6); «И дано ей не убивать их, а только мучить [βασανισθησονται] пять месяцев; и мучение [βασανισμος] от нее подобно мучению [βασανισμος] от скорпиона, когда ужалит человека». (Откр.9:5).

Лингвистически невозможно предположить, что глагол βασανισθησονται в Откр.20:10, которое комментируют Свидетели Иеговы, и в Откровении 9:5 имеет различный смысл.

«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23). Этот стих также часто используется Свидетелями Иеговы для отрицания вечного наказания и является основным для подтверждения их версии. «Бог поставил жизнь и смерть (не небо и ад) перед человеком» (Темы для библейских разговоров, «Ад»). Поэтому необходимо правильно понять его и объяснить. Здесь не отменяется наказание, так как это бы противоречило многим другим библейским местам. Слово «смерть» (θανατος) в Новом Завете не всегда обозначает окончательное прекращение существования, а по контексту относится к первой смерти человека, а не к периоду после воскресения и суда. Под «грехом» понимается греховная природа, которая и заслуживает смерти. Этот стих не является указанием на окончательную участь человека, так как все люди живут во грехе. Как явно видно из контекста, здесь не подразумевается однозначное разделение на праведных и неправедных людей, но основная речь идет только о праведных: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». (Рим.6:18); «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная». (Рим.6:22). Когда человек освобождается от влияния греховной природы, заслуживающей смерть, взамен он получает «дар Божий – жизнь вечную»: «ибо умерший освободился от греха». (Рим.6:7). Поэтому «вечное наказание» здесь не упоминается и не противопоставляется, но по отношению к неправедным подразумевается на основании многих других библейских стихов.

Также интересна евангельская история о бесах, которые знали свою конечную участь именно как мучение. «Его встретили два бесноватые... И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить [βασανισαι] нас». (Мф.8:28,29). После изгнания бесы были посланы в стадо свиное, но следует обратить внимание, что в море погибли не сами бесы, а стадо (Мф.8:32).

Свидетели Иеговы постоянно представляют «мучение» как пытку, жестокий процесс не соответствующий качествам Бога:«Видел ли ты, как пытают людей? Надеемся, нет. Пытка вызывает отвращение. А если пытает Бог? Возможно ли такое представить? Однако именно это подразумевает учение об огненном аде, принятое во многих религиях». («Огненный ад, Божье воздаяние?», ОСБ, 1996).

Это является искажением христианского учения. Богу нет надобности кого-либо мучить или пытать. Бог наказывает грешников, и это наказание в полном согласии с понятием абсолютной справедливости. Это наказание имеет божественный характер и не может пониматься с точки зрения человеческой справедливости: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис55:8,9). Мучение, это ощущение/восприятие самим человеком процесса наказания, а не пытка, подобно той, которую описывают Свидетели Иеговы. Часто используемое ими понятие о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), совершенно не отменяет наказания грешников. Даже к достойным спасения применяется наказание:«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Прит.3:11,12).

Тем более для противящихся Богу предуготовлено более страшное: «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2Фес.1:8).

Человек должен смириться и принять, что записано в Библии, даже если это не вмещается в его сознание и восприятие Библии. Но он не должен подтягивать и искажать истину, подстраивая под свое понимание. Просто смерть не похожа на мучение, а наоборот на освобождение и безнаказанность. Любое же наказание или мучение, это осознанный процесс, то есть в полном сознании того, что происходит. Таким образом Свидетели Иеговы дают повод для распространения греха, так как за него, уверяют они, не будет никакого мучения, только смерть. Это в полной мере соответствует противобиблейскому мирскому подходу: «похули Бога и умри». (Иов.2:9), тогда как библейское учение о вечном наказании сдерживает грех. Если бы Библия учила тому, о чем сейчас говорят Свидетели Иеговы, тогда она никогда бы не использовала такие понятия о наказании, причем употребляя понятие вечности, а прямо бы заявила, что неправедные, будучи наказаны, просто навечно перестанут существовать.

Царство небесное

Свидетели Иеговы говорят, что рай, Царство, о котором обещано верующим людям, будет на земле. Они настоятельно приводят в этом случае следующие стихи:«Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек». (Пс.36:29); «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Мф.5:5); «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства...» (Ис.45:18).

Это основные места из Священного Писания, которые как-то могут поддерживать вероучение Свидетелей Иеговы о земном рае. Также в учении Свидетелей Иеговы подразумевается и существование небесного рая для 144000 помазанников. Но в Библии такое понимание нигде не отражено, даже нет и намеков на то, что будет два места обитания спасенных людей. Но вчитаемся в приведенные стихи, говорится ли здесь вообще о Царстве на земле или о вечном рае? К сожалению, для Свидетелей Иеговы, непосредственно ни о Царстве, ни о рае здесь нет ни слова. А только говорится о земле, на которой живут люди. Основой в теологии Сторожевой Башни является понятие вечности: «будут жить на ней [земле] вовек». (Пс.36:29). Символ «вечности» можно найти во многих местах Библии, однако, далеко не всегда слова «вечно» и «вовек» означают именно то, что этого вообще никогда не перестанет и не исчезнет.

«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его». (Исх.12:14); «Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное». (Исх. 12:17); "это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». (Лев.16:31); «и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши». (Лев.23:21); «А хлебного приношения прилагай к нему каждое утро шестую часть ефы и елея третью часть гина, чтобы растворить муку; таково вечное постановление о хлебном приношении Господу, навсегда». (Иез.46:14).

Празднуются ли эти праздники, а также соблюдается ли суббота «истинными» верующими Свидетелями Иеговы? Следуют ли Свидетели Иеговы этим вечным постановлениям? Ведь в любом случае, после Армагеддона все эти постановления потеряют свой смысл, а значит и понятие вечности здесь относительное.

Конечно же, в таком случае, Свидетели Иеговы становятся заложниками собственных методов толкования Библии. С другой стороны, вполне возможно, что под «землей» на которой будут жить вовек, подразумевается именно «новая земля» (Откр.21:1), а не прежняя.

Еще один аргумент, который приводит Сторожевая Башня, это то, что изначально рай был на земле, и соответственно этому, он должет быть там же восстановлен. Но здесь есть логическая ошибка в определении понятия рая. Дело в том, что «рай» – это место, где есть райские условия, но нет такого строгого определения, как «райские условия именно на земле», или «райские условия там же, где был Эдемский сад». Рай может быть где угодно во всей вселенной, и от этого он не перестанет быть раем. Также, во всем Священном Писания, нет понятия восстановления рая на том же месте.

Сам Иисус Христос благовествовал только о небесном Царстве, а не о земном, как Свидетели Иеговы: Мф.3:2;4:17; 5:3,10,19,20; 7:21; 8:11; 10:7; 11:11,12; 12:28, – и таких стихов множество. Почему Иисус, олицетворение Истины, ни разу не заявил, что рай или Царство будет на земле, а вместо этого указал, что есть Царство Божие:«и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь [εντος – внутри, среди, между] вас есть». (Лк.17:21).

Свидетели Иеговы считают, что Царство будет установлено после Армагеддона, но и это толкование лишено всякой поддержки со стороны Библии:«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк.17:20).

И весь Новый Завет пропитан только небесной надеждой:«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12); «В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования» (Кол.1:5); «Ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:34); «К наследству нетленному, чистому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет.1:4); «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим.4:18).

Все видимое – невечно:«мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно». (2Кор. 4:18).

Очевидно, что вечная жизнь не может происходить в невечной (видимой) среде. А кто мыслит о земном, тот не угоден Богу:«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа» (Флп.3:18–20).

Невозможно представить, чтобы в подобных библейских стихах апостолы подразумевали возможность существования рая на земле. Свидетели Иеговы конечно возразят, что только избранные 144000 пойдут на небо, апостолы именно их имели в виду, но мы не находим подтверждения этому, так как нигде не говорится о том, что все остальные, неизбранные останутся жить на земле. В Новом Завете нигде нет деления христиан на два класса.

Свидетели Иеговы говорят о всеобщем достатке, материальных благах и об изобилии пищи. Писание же свидетельствует напротив, что такого рая, как рисуют Свидетели Иеговы не будет:«Пища для чрева и чрево для пищи. А Бог и то и другое упразднит [καταργηγει]». (1Кор. 6:13, ПЕК).

Слово καταργεω имеет значения: делать бесполезным, упразднять, уничтожать, отменять. Это утверждение никак не вписывается в учение Свидетелей Иеговы.

После воскресения людей, полностью изменится образ существования:«В воскресение не женятся, и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе». (Мф.22:30, ПЕК).

Матфей не случайно уточняет: «на небе». Так как известно, что ангелы пребывают на небесах, то это выражение, видимо, относится также и к воскресшим к жизни людям.

А что же на самом деле будет с землей, как об этом свидетельствует Писание?

«Поднимите глаза ваши к небесам и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда и жители ее также, вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда моя не перестанет» (Ис.51:6).

«Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь». (Соф.1:2,3); «и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». (Соф.1:18); «Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы,созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля». (Соф. 3:8)."Он [Господь] восстанет сокрушить землю». (Ис. 2:19).

Свидетели Иеговы собираются жить в том месте, которому предназначено полное уничтожение. Апостолы, в отличие от Свидетелей Иеговы, были знакомы со Священным Писанием, и поэтому знали, что на земле не будет жизни:«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда, и погибели нечестивых человеков» (2Пет.3:7).

Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят, всё это разрушится, небеса разрушатся, разгоревшиеся стихии растают – все это записано во 2Пет.3:10–12. Неужели это похоже на земной рай? Необходимо заметить, что нигде не указано, что после таких разрушительных действий все будет заново создано. А наоборот, этой планете нет места в завершенном Божьем плане:«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр.20:11).

И далее, продолжая свое пророчество, апостол пишет:«мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». (2Пет.3:13).

Не обновленные земля и небо, не воссозданные, а новые, то есть совершенно другие. Когда говорится о том, что кто-то переезжает на новое место жительства, то однозначно подразумевается другое место, а не старое отремонтированное или обновленное. Здесь аналогично используется словосочетание «новая земля», как нечто качественно иное место обитания. В греческом оригинале используется слово Κϋ.ίνΘζ, его естественный смысл, это новый – не бывший в употреблении, новый качественно, чего не было ранее. Интересно, что выражение «на которых обитает правда» стоит в настоящем времени, а не в будущем, что является прямым свидетельством против нынешней планеты, так как это определение в настоящем времени не подходит к ней. Апостол ожидает достигнуть того, что уже существует, а не появится после Армагеддона.

Значит всё старое видимое будет уничтожено. И эта же мысль показывается в Откр.21:1 «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Господь сотворит все во Славу свою, все новое и непреходящее:«И увидел я новое небо и новую землю» (Откр.21:1); «ибо прежнее прошло». (Откр.21:4); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое». (Откр.21:5); «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». (Откр.21:23); «а ночи там не будет». (Откр.21:25).

Пророк Исаия, за долго до этого, писал то же самое:«Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис.66:22).

Совершенно ясно говорится о небесной надежде в послании к Евреям:«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».(Евр.11:13).

В данном случае под «всеми» подразумеваются ветхозаветные герои, которые как по учению Свидетелей Иеговы, так и по смыслу никак не являются людьми из числа 144000 «помазанников». Но они показываются как «странники и пришельцы», то есть временно пребывающие на земле, для которых земля не является истинным родным домом, потому что:«они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр.11:16).

Свидетели Иеговы, хотят точно знать, где они будут находиться. Но что это им дает? Невозможно знать все наперед. Господь заверяет, что нас ожидает нечто непостижимое, то, о чем мы даже и представить себе не можем, что невозможно написать на бумаге:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2:9).

Комментарии для сайта Cackle