И.С. Козлов

Свидетельства старообрядцев в пользу Православия

Источник

Содержание

I. «Святоотеческий сборник» епископа Антония Тобольского: «Без епископа нет христианства» (с.237) II. Выписки из «Материалов для истории раскола»  

 

Несомненно, что печатное слово приносит большую пользу людям, если оно высказано искренно и направлено к доброй цели.

Старообрядцы (в особенности поповцы-австрийцы) за последние годы стали проявлять усиленную деятельность в распространении своих печатных произведений. Многие из этих произведений направлены исключительно против беспоповцев, имея даже и заглавия, так сказать, специальные: «Вразумление беспоповцев», «Десять посланий к беспоповцам» и тому подобные. Конечно, старообрядцы и раньше писали и издавали разные брошюры и книги апологетического характера, и ближайшая наша задача в настоящей статье будет состоять в том, чтобы собрать в одном месте некоторые свидетельства в пользу Православия из известных нам как прежних, так и современных старообрядческих сочинений.

Эти свидетельства весьма важны и высказывались старообрядцами, быть может, невольно, но искренно. Кроме этих свидетельств, мы намерены дать в настоящей статье подробные выписки избранных и употребляющихся в собеседованиях доказательств (тоже старообрядческих), находящихся в «Материалах для истории раскола за первое время его существования» (изданы Братством святителя Петра, под редакцией Н.И.Субботина).

Дать эти «выписки» из «Материалов…» побудило нас то обстоятельство, что «Материалы» теперь стали весьма редки и дороги (кажется, около 70 рублей), а пользоваться ими в собеседованиях приходится нередко.

Некоторые свидетельства из «Материалов», а также и из старообрядческих произведений, рассеяны по многим «руководствам» и журнальным статьям, что отчасти затрудняло пользование ими, а собранные в одном месте они представили бы, несомненно, хорошее пособие при собеседованиях.

I. «Святоотеческий сборник» епископа Антония Тобольского: «Без епископа нет христианства» (с.237)

2) «Истинность старообрядствующей иерархии», сочинение инока Арсения (1855 год): «Проповедывать Евангелие миру во вся роды Христос заповедал апостолом, глаголя: „шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари“ (Мк.16:15); и их преемником, епископом и священником: „куплю дейте, дондеже прииду“ (Лк.19:13). Ясно, что если Евангелие вечно, то вечно и священство, от Христа апостолом преданное, а ими в лице их преемников продолжаемое» (с.96).

3) «Вразумление беспоповцам», сочинение Арсения Швецова (гектограф), л.7: «Ныне же той невод (то есть проповеди) тягнут наступницы их (апостолов) патриарси, архиепископи, пресвитери и учители, проповедницы слова Божиего, влекут его ко брегу, то есть до кончины века сего».

4) «Воззвание к бывшим братиям нашим по вере», сочинение В.Механикова (бывший лжеиерей австрийский), л.70 об.: «Апостоли сами находили необходимым другопреемственное рукоположение и сами рукополагали и передали это право другим...»; л.71: «и так Христос Спаситель учредил в Церкви Своей особый класс уполномоченных Им людей, через таинственное рукоположение, который и составляет богоучреждённую иерархию, имеющую три степени или чина: епископа, пресвитера и диакона, и вручил ей верховное управление на вечные времена...»; л.71 об.: «Святые отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что Церковь Христова имеет трёхчинную иерархию» (стало быть, австрийская-то и не Христова)…; л.74: «Но отвергать сей чин (то есть епископа) значит идти против божественного установления и разрушать всё здание Церкви, вне которой нет и не должно быть спасения».

5) «Старообрядец» за 1907 год, №3, с.303; ответы К.А.Перетрухина беглопоповцам: «есть священные правила, изложенные в книге Кормчей, беглопоповцами окончательно не исполняются, да и исполнять некому, понеже по всей поднебесней православного епископа не имеют, мира священного не имеют же, без воли епископа всё совершают. Вот о таковых-то противниках святой Церкви написал святой Игнатий Богоносец: „иже бо святителя почтет, то от Бога почтен будет; а иже отай епископа что творит, то диаволу служит“ (Четьи-Минеи митрополита Макария, 25 ноября, л.636)». Кого же осудил господин Перетрухин и журнал «Старообрядец», как не самих себя? Строгий, но справедливый суд!

6) «Десять посланий инока Павла Белокриницкого к беспоповцам», с.104–105: «Глаголет святый Симеон Солунский во главе 73: „Аще от седми и едину тайну кая церковь изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая“».

7) «Чиноприятие приходящих от ересей», издание 1908 года. – Чин, како приимати беспоповцев разных сект, л.22: «Проклинаю отрицающих вечность христопреданного священства, в другопреемстве апостольского рукоположения, в Церкви Христовой продолжающуюся». Спрашивается, у кого же не было другопреемства апостольского рукоположения? На это ответят сами австрийцы – см. ниже §8.

8) «Ответы единоверцу Н.Кутлинскому» М.И.Бриллиантова, с.34: «Вопрос: „С 1653 года по 1846 год кто у старообрядцев совершал благодатную хиротонию?“ (за отрицание которой проклинаются беспоповцы в чиноприятии). Ответ: „В недрах старообрядческой церкви в течение указанного времени апостольской хиротонии не совершалось, потому что не было ни одного (старообрядческого) епископа“».

Кого же господа старообрядцы проклинают в чиноприятии? Чтый да разумеет.

9) О православии Греческой Церкви см. «Церковь» за 1909 год, №9, с.309: «Вы пишете (епископ Геннадий отвечает курским беглопоповцам), что греки лишились благодати более 400 лет. Так, стало быть, по-вашему, Иеремия патриарх, лишившись благодати, что же он сообщил патриарху Иову 1589 года? Ничего! Почему же еретика приняли русские? По-вашему, Иеремия, что не имел, то не мог преподать Иову и он, значит, по-вашему, не патриарх, а „потерях“. Если греки лишились благодати 400 лет, то за 7 лет благодати лишились (до приезда Иеремии). Вот ваше мнение какое. Вы с беспоповцами, должно быть, клеветать сговорились на смиренных греков и Русскую Церковь марать в неблагодатном архиерействе. Особенно Феофан, патриарх Иерусалимский 1620 года, после падения греков, обливанцев, по-вашему, через 27 лет благодати лишённых. Филарет, патриарх Московский, не получил благодати и даже лишился последней, что имел. О, какая ложь! В книге „О правой вере“ Иосиф патриарх велел четырёх патриархов почитать, яко четырёх евангелистов. Неужели еретиков он приказал почитать? Так где ложь, есть ли там Бог? О нет, тысячу раз нет! Оставьте клевету, повинитеся истине. Бог мира да будет с вами, аминь».

Редакция «Церкви» предпослала такое замечание об авторе приведённых, весьма справедливых, слов о православии Греческой Церкви: «Харьковский приход старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, своим происхождением и существованиям всецело обязан энергичной, равноапостольной деятельности великого страдальца за веру епископа Геннадия…» «Будучи убеждены, что всякое слово наших страстотерпцев весьма ценно для потомства, ибо оно выковано великими страданиями и запечатлено сверхчеловеческими душевными муками и исповедничеством, мы прилагаем все меры к тому, чтобы драгоценные их письменные памятники были запечатлены в нашей старообрядческой литературе». Пусть же австрийцы не только сохранят эти слова Геннадия, но и послушают их и перестанут «клеветать на смиренных греков», будто они давно пали в неправославие (см., например, книжицу Ф.М.Гуслякова «Падение греко-восточной Церкви»).

Свидетельства об обрядах, книжном исправлении и тому подобном.

10) «Документы о старообрядцах нашего времени», Москва, 1869 год, с.40–41: «Архиепископ Антоний, вставши с места своего, ударил его по плечу и сказал: „Послушай, почтенный Давыд Антипович, какие мы ввели еретические новшества? Все наши доказательства основаны на текстах Священного Писания; для чего же нам хулити и порицати всё святое, как то: четвероконечный крест и трёхперстное сложение?”» (Эти слова были высказаны архиепископом Антонием в «Беседе об Окружном послании» 1866 года, июня 5 дня в доме московского купца Ивана Петровича Бутикова, причём здесь же присутствовали епископы – Пафнутий казанский и Варлаам балтовский. Беседу записал Семён Семёнов. «Документы» были напечатаны в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете 1868 года», книга 3-я и 1-я за 1869 год.) Возражения начётчиков против этого свидетельства наивны и смешны, например, Т.Фёдоров так отрицал его: «Это вы сами написали», а И.Лукин постоянно вынимает какие-то бумаги с печатями и читает, что они обязаны руководствоваться Писанием, а не статьями. Разве это опровержение?

11) «Достоверное сведение» епископа Конона (см. «Братское слово» за 1891 год, с.31; нами взято из «Лекций» А.Куляшева, с.43–44): «Свою греческую веру он (Амвросий) не осуждал, также и крестное знамение, то и другое принимал».

12) «Новая Русь» за 1908 год, №112 – слова начётчика Д.Варакина на вопрос Трегубова, что дурного в троеперстии и зачем из-за него разделяться людям: «Нет, для объединения церквей, если бы таковое могло состояться, мы могли бы признать и троеперстие для тех, которые пожелали бы соединиться с нами» (в «Лекциях», с.44).

В вопросе о троеперстии православные миссионеры всегда указывают на книгу «Православное исповедание» (напечатана 1643 года). Австрийцы отвергают её, будто бы она не была подписана патриархами. Но теперь более видные австрийские деятели говорят совсем не то о названной книге.

13) «О крещении Греческой Церкви», сочинение Иннокентия Усова, издание 1903 года, с.78–79: «Берём книгу: „Православное исповедание Церкви Восточной“. Берём эту книгу потому, что она издана во времена Арсения Суханова и при том от лица всей Восточной Церкви, и подписана всеми греческими патриархами и целым Константинопольским Собором... Это Исповедание веры подписано всеми четырьмя восточными патриархами и целым Собором с таким утверждением: „подписуется нами (сие исповедание) во всегдашнее её употребление“ (затем идут подписи патриархов). Подписывали его не одновременно, а в течение нескольких лет, почти до самого патриаршества Никона... Это Исповедание веры составлено не самими восточными патриархами, а митрополитом Киевским Петром Могилой. Восточные же патриархи только исправили его иочистили от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения“».

14) Епископ Арсений Швецов в «Беседе с беглопоповцем Д.Глуховым в поселении Раннем Уральской области 13–14 февраля 1902 года» на с.69–73 пишет: «Киевский митрополит Пётр Могила в 1640 году написал „Православное исповедание...“ Пётр Могила это исповедание послал на свидетельство сперва Собора, бывшего в 1642 году в городе Яссах, потом для окончательного утверждения оно послано было Константинопольскому патриарху Парфению, а также и прочим патриархам: Александрийскому Иоанникию, Антиохийскому Макарию и Иерусалимскому Паисию, и все они с собором епископов и Константинопольского клира нашли его содержащим истинные и правые догматы кафолической веры, признали православным исповеданием не одних россов, но и всех греков и утвердили своими подписями…» «Мы укажем на вышеупомянутое „Православное исповедание“, утверждённое в 1643 году всеми восточными патриархами и целым Константинопольским собором».

15) Начётчик Ф.Мельников в «Беседе с А.Коноваловым в Нижнем Новгороде 14 августа 1903 года» на с.39 высказал: «Все греческие патриархи подписали своё „Исповедание веры“. „Православное исповедание“ действительно было одобрено и утверждено восточными патриархами».

16) «О богослужении», сочинение епископа Арсения Уральского, л.85–87: «Число просфор не повсюду согласно; в некоторых служебниках (положено) не более четырёх... а во иных – пять (просфор), в коих при четвёртой поминаются и духовное, и светское начальство, и все православные живые. А на пятой умершие. В других же шесть. Есть много служебников и о семи просфорах, только в них распределение поминовения не всегда единообразно… Когда такое различное количество просфор в различные времена и в различных местах было содержимо в православных церквах, то этим даётся и нам урок, чтобы не судить строго друг друга, если и ныне в этом отношении усмотрится какое несогласие между православными».

17) Его же «О книжном исправлении» (в той же книге): «В рассмотрении же тех разнообразий, которые встречаются в период дониконовского в Москве патриаршества и ранее оного, которые видятся по разным древлерусским памятникам, старообрядчество оставляет за собой право отовсюду избирать более разумное. Но жаль, что такое его право только замечается на некоторой его практике, но ещё нет на это письменного изложения от его представителей. Эта скромность старообрядцами наблюдается потому более, чтобы при письменном заявлении сего не возбудить против себя такого же ропоту, какой был возбуждён против патриарха Никона и его соклевретов... Когда не было своих школ у старообрядцев, то и в самом деле не было большой надобности входить в подробные объяснения, что встречаются некие разнообразия и в древних книгах».

18) В указанном выше (§7) «Чиноприятии» в конце епископ Арсений Швецов присоединил «Объяснение об издании чина (крещения)» и здесь о старых книгах выражается очень смело, например, позволял себе «неудобопонятные выражения устава нередко заменять выражениями говора настоящего времени» (л.45), молитве «наречения имени младенцу» стоять среди очистительных молитв «неприлично» (л.46), видел в распределении молитв «какое-то замешательство» (л.46 об.), «сбивчивость московских чинопоследований» и следовал иногда «Потребникам», печатанным в Вильне (л.47 об.), «начинать молитвы оглашения по Иосифовскому чину молитвами бабе, принесшей, что-то неприлично, и не находится здесь никакого правильного смысла» (л.49), «стоять им (то есть молитвам бабе, принесшей) в числе молитв оглашения, по-моему, не содержится правильного смысла, почему они и выпущены мною» (л.49 об.), действие иереев, берущих от купели для ограждения три свещи, в продолжающих освящение воды при одной свеще, признаёт «крайне неискусным» (л.52); своим «объяснением» епископ Арсений «желал более осмыслить совершение великого нашего таинства святого крещения» (л.70 об.).

Да, это уже не похоже на Аввакума, диакона Феодора, Лазаря и прочих, проповедовавших умереть за «един аз».

19) «Истинность старообрядческой иерархии», его же, с.79: «Истинно ли есть крещение обливательное? Если по тяжкой болезни невозможно погрузить крещаемого, в таком случае допускается погружение заменить обливанием: ибо на таковых, как пишет святой священномученик Киприан, и окропление воды действует наподобие спасительной бани. И когда это бывает в церкви при чистой вере и принимающего, и дающего, то всё может восполниться и совершиться величием Господним и истинной верой» (письмо к Магну, 1:320).

II. Выписки из «Материалов для истории раскола»

А) Об обрядах, о священстве, браке и тому подобном, том I, с.157: «Попроси некогда старец Григорий (Неронов) патриарха, рече: „Иностранные власти (то есть греческие) наших служебников не хулят, но и похваляют“. И патриарх рече: „обои-де добри, все-де равно, по коим хощешь, по тем и служишь“. И Григорий рек: „Я старых-де добрых и держуся“. И взем благословение, отыде».

Страницы 162–163: «Доколе старец Григорий был на Москве, умолил протопопа с братией, в соборной церкви на клиросах чтобы не четверить „аллилуйя“. Тии же, послушаша старца, говорили „аллилуйя“ на клиросах по дважды, в третье: „Слава Тебе, Боже“. Патриарх же ничтоже им глагола, точию подьяк, псалтырь говоря, заповедание патриархово говорил, четверил „аллилуйя“. По вся же дни старец, и до поездки, приходил в соборную церковь, и „аллилуйя“ на крылосах протопоп с братией говорил по дважды, и до поездки старцовы. Патриарх же по вся дни столы посылал ко старцу и, в пустыню отпустив, милостыню довольну дал».

Страница 196: «В допросе старец Григорий сказал: приходил-де я к преосвященному Симону архиепископу Вологодскому и Белоезерскому, и архиепископ-де говорил мне в разговоре: по которым-де ты служебникам служишь? – и я-де ему архиепископу сказал: служу-де я по тому служебнику, что выдан при святейшем Иосифе патриархе о единогласии, которой свидетельствовали все власти, митрополиты и архиепископы, и епископы, архимандриты и игумены, и протопопы, и чтобы его преосвященный архиепископ и впредь по тому служебнику благословил служить; и преосвященный-де архиепископ благословил меня по тому старому служебнику служить, когда-де новых служебников не хулишь и в люди таких речей не износишь».

Страницы 242–243: «А о книгах исправленных новопечатных отныне и впредь ни словом, ни делом, ни помышлением отнюдь не буду прекословити. Доселе держах прежние печатные книги, служебники и потребники, а новопечатных не хулих до сего собора, токмо не приимах... И на соборе их о книгах никогда истязан не бых, и аз о том не прекослових» (слова старца Григория Неронова).

Том 3, с.294–295: Грамота вселенских патриархов архимандриту Иосифу с проклятием на соловецких мятежников 1668 года.

«Паисий, милостью Божией папа и патриарх Александрийский и судия вселенский, Макарий, патриарх Антиохийский и всего Востока, Иоасаф, милостью Божией патриарх Московский и всея Руси, в Соловецкий монастырь архимандриту Иосифу и послушающим его благословение. В прошлом во 175 году, по указу великого государя и по нашему благословению и всего освященного собора, послан ты в Соловецкой монастырь в архимандриты, и указали тебе служить по новоисправленным со греческих переводов книгам; и в нынешнем, во 176 году писал ты к великому государю, что приехал ты в Соловецкой монастырь, в соборую церковь Боголепного Преображения, на чёрном соборе келарю Азарию с братией великого государя указ сказывал и нашу патриаршу грамоту и всего освященного собора изложение всем вслух чли, и келарь Азарий с братией новоисправленных со греческих и со древних словенских хоратейных переводов книг не приняли и сказали тебе, что-де чину и предания преподобных отец Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев нарушить не хотят, и в архимандритех тебе быти не дали и подали тебе челобитную за руками, и ты тое челобитную прислал к великому государю в Москве, и великий государь изволил тое челобитную прислать к нам, богомольцам своим, и та челобитная пред нами чтена, и в ней обрелося противно святей Церкви, пишут, будто предание апостольское и святых отец у нас пременилось и великий государь наш не в отеческой старой вере, и тем они Святую Соборную Православную Российскую Церковь и великого государя нашего и нас, святейших патриархов, и всего освященного собору и всех православных христиан бесчествуют, – у нас в Греческой и Российской Церкви предание апостольское и святых отец не переменилось и впредь за помощью Божией пременятися не будет, и благочестивый великий государь наш в старой православной христианской вере греческого закона, в которой бяше благочестивый христианский великий государь Константин и прочие православнии цари греческие, и великий князь Владимир Киевский и всея Русии, и до прадедов великого государя нашего, благоверных великих князей и царей, и отца его блаженной памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, цело и непоколебимо стоит, и никогда никакого пременения не бывало и нет, еще и поборник истинный святей Православной Церкве и вере: и нынешний собор, который начат в прошлом во 174-м году, до подтверждения нас святейших патриархов, его же мы подтвердихом, не о вере был, но на мятежников и раскольников Святой Соборной Апостольской Церкви. А о книгах новоисправленных и писати нет потребы: сами они, Соловецкого монастыря противники, в заручном своем челобитье пишут, что святейшие патриархи Иеремия и Феофан и прочие палестинстии власти книг российских не хулили, а освященный собор со святых старых книг, и которые и старее тех лет за двести и за триста и больше, исправляли новопечатные книги. А что они же противники пишут, будто в предании соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия стоят, и та их ложь обличается книгой Псалтырью со следованием, по которой сам чудотворец Зосима правило правил, что взята от них из Соловецкого монастыря на собор, а ныне послана для обличения на противников к тебе ж архимандриту Иосифу. И за таковое непокорение ко святей Церкви и к великому государю нашему, и к нам, патриархам, и за ложь на святую Церковь и на православную нашу христианскую веру, и на великого государя нашего, и за лживое их писание мы предаем анафеме, сиречь вечному проклятью, кроме тех, которые вскоре обратятся ко святей Церкви с чистым покаянием. А Никонор, бывший архимандрит Саввина монастыря Сторожевского, быв пред нами, святейшими патриархи, истинное покаяние принес и писание нам за рукою своею подал, и греческую одежду, со усердием целовав, принял, и обещался с клятвой ктому на прежнюю свою лесть не возвратитися и прочих раскольников приводити в повиновение святей Церкви; а ныне слышим о нем, – приехав он, Никонор, в Соловецкой монастырь, не токмо тех раскольников повиноватися святей Церкви (не) учит, но и сам паки на прежнее свое противление возвратился. И как к тебе ся наша грамота придет, и тебе б, архимандриту Иосифу, Соловецкого монастыря выбрать братию, которые не противятся святей Церкви и нашему благословению и всему освященному собору и, поговоря с ними, велеть собрать всех того Соловецкого монастыря непокорников, и сию нашу грамоту прочести: и будет Никонор бывший архимандрит и иные раскольники не повинутся святей Церкви и нашему благоговению и всему освященному собору, и тем раскольникам сказать наш соборный указ вышеписанный, яко суть прокляти по прежней нас и святейшего Иоасафа, патриарха Московского и всея Русии грамоте, паче же по нынешней. И прежняя патриарша грамота. какова тебе дана, будет у тебя, велеть прочести всем вслух; а будет утерялась, и с той патриаршей грамоты послан к тебе список под сею нашей грамотой» (с.292–296).

Что соборы 1666–1667 годов осуждали не православных христиан, как несправедливо утверждают старообрядцы, а непокорников, об этом см. «Деяния» оных соборов, л.82 об. (деяния собора 1667 года, по изданию Братства святого Петра митрополита).

Том 6, с.29: «Греки, государь, недавно почали тако слагати персты (то есть троеперстно), лет всего в восемьдесят» (из челобитной диакона Феодора в 1666 году). – С.150: «По сем же Никон, по многом обличении от многих отец, позна свое блуждение в вере и отрекся патриаршества своего в соборной церкви пред народом и отыде в монастырь свой, и по сем на Владае в Иверском монастыре завел свою друкарню, тут же населишася иноцы Киево-Печерского монастыря: и повеле им ту печатать часовники по старому уставу и обычаю, и те часовники его видех аз, по его благословению печатанные тамо мелкими словами в четверть листа, в них же уже: и в Духа Святого Господа истинного и животворящего, и прочая вся в них по-старому слово в слово». С.157: «Кои греки благочестие хранят чисто, тии отнюдь тех книг (печатаемых латинами) не приемлют, но препишут с нужею старая и по тем славят Бога». С.235: «Вопрошахом же мы их купно всех архиереев и всего собора их: православны ли быша прежние цари наши московские и великие князи, и святейшие патриархи, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и прочие все святители русские, и при них рукописные и печатные книги церковные все правы ли суть и непорочны? Отвещаваху они вси нам во едино слово, яко вси прежние цари и великие князи, святых, что будто одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки: добро ревность по Боге, да знать ей мера. Не блазнит, до конца не упразднит жертвы той и сам антихрист. Сам бо рече Владыка: Аз есмь с вами до скончания века». (Это можно читать в сочинении Бороздина: «Протопоп Аввакум», с.14–15 в приложении №4.)

«Материалы», том 5, с.221, примечание 1 (у Бороздина с.14): «А иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь олтаря и на клиросах, о сем посудить. Аще он поп проклинает никониан и службу их, и всею крепостью любит старину: по нужде, настоящего ради времени, да будет поп. Как же миру быть без попов?»

Б) О пророках и об антихристе.

Том 4, с.256: «Тогда природные люди неистовство сие сотворят и изнесут слова ярости и горести, и нечистоты в погибель душам: И в то время приити имут свидетели Енох и Илия во плоти. Идеже прежде благочестие бысть, ту прежде и проповедь их будет. Святый Ипполит глаголет с ними же и Ивану Богослову приити, и се вышеписанное воинство конное обличити имут, и убиены будут от них диаволом и антихристовым повелением, и повержены будут на стогнах града великого, иже духовне наречем Содом и Египет» (из Челобитной). Том 5, с.216: «Еще же инии глаголют Илиино и Энохово, и Иоанново пришествие быти и твари изменение в притчи, а не истинно. И то бо есть мудрование их вражда на Бога. Чти Апокалипсис, главу II, о Илии и Энохе. И Ипполит глаголет тамо быти Иоанну. И многие богословцы чувственне им глаголют быти, а не в притчи и гадании, сиречь телесне постраждут от противного духа, сиречь от сына погибельного. Блюдитесь, не впадите во ариеву ересь. Затекаете во многом мудровании своем, и уже друг друга гнушаетесь, и хлеба не ядите друг с другом. Глупцы! От гордости, что черви капустные, все пропадете» (послание Аввакума к священнику Стефану).

Том 8, с.32: «А прежде его антихристова царства приидут паки на землю плотию Илия и Энох со Иваном Богословом и полчетверта года проповедь их будет к человекам; таже антихриста со дерзновением обличать потонку, лесть его, станут. Он же убиет их и повержет на пути града телеса их; они же, мертвы лежавше полчетверта дни, паки оживут пред всеми людьми и взыдут на небо» (слова Аввакума). С.78: «Верою Енох преставлен бысть и не виде смерти, дóндеже Господь паки представит его со Илиею обличити лютого врага и зверя последнего, антихриста; он же убиет их и повержет телеса их на стогнах града пред всеми людьми и, лежав мертвы три дни и пол, оживут паки и взыдут на небеса. Пришествие их будет плотию, не духом, якоже, соблазнившеся, неции мудрствуют неправедно, – глаголют, пророкам духом, а не плотию приити; и сие бо есть нечестиво и противно писанию. Духа кто может убити, якоже и сам рече Господь: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити. Виждь, душа бессмертна; а пророков антихрист убиет, не души, но телеса, якоже и вси богословцы учат. Исплюй ми, Трефилей, безумное мудрование свое, и аз с тобою же плюну на него, и веруй по писанию, а не по мраковидному видению своему» (его же). «Протопоп Аввакум», сочинение Бороздина, с.19 в приложении №9: «Аще Илия и Энох не вкусили смерти плотски, но при антихристе и те плотию постраждут; и на стогнах убиты полежав три дни и пол, от живущих паки на небо взыдут».

Страница 23, приложение №10: «А инии глаголют, яко Илия и Энох были на земли, и людям проповедают; и то не ложно, и я говорю: были, да не купно – Энох прежде потопа седьмый от Адама, а Илия во Израили при Ахаве. Напоследок же приидут паки Илия и Энох со Иванном, чувственно человецы, плоть и кровь одушевленна, понеже еще не вкусиша смерти, в пищном раю пребывают, к тому времени Богом блюдоми... И прежде мучителю род человеческий искусити подобает, родится антихрист от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки. Чти о сем Ефрема, Ипполита, тамо обрящеши пространно. Пророцы же Энох и Илия с Иванном послани будут проповедати людем, яко той есть льстец, погубляяй останки, не русскую токмо землю, но всю под небесем землю, идеже елико солнце сияет. Он же их убиет чувственно и повержет на стогнах града Иерусалима…» (с.24). «Таж оживотворит Бог мертвенная телеса Духом Святым, пророков, в день четвертый взыдут на небо во очию всех человек, ту бывших. Чти Апокалипсис, глава II, там писано пространно, и веруй писанию, а не бабьим басням, яко будут пророцы на утверждение людей и на обличение мучителю злодею» (слова протопопа Аввакума).

Страница 23: «А Никон есть не последний антихрист, так, шиш антихристов, ... плутишко, изник из земли нашей. А которые, в зодийстем крузе увязше, по книгам смотрят и, дни седмицы рассуждающе, толкуют, антихристом последним Никона называют, то все плутня, а не Святым Духом рассуждение. Афанасий Великий пишет: идеже нозе Христа Спасителя нашего походиша, оттоле от Галилеи и антихрист изникнет, а не от нашей Русии. Я Никона знаю: недалеко от мене родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне…» (с.37): «А что люди же называют Никона последним антихристом, плюнь брате».

«Материалы», том 4, с.273: «Посем видех иного зверя, иже исходит от земля (некия), имый два рога, подобна агнчим (Апокалипсис 13:11). Се являет первое их добродетельное житие: прикровенны в космах, се есть потаенная лесть в добродетели. И глаголаше, яко змий всю волю творяше пред ним (ст.12), еже есть не пред мимошедшим зверем, но пред хотящим быти, иже есть сопротивник Христу, и льстит сущих на земли от первых и до последних, да сотворят образ первого зверя» (слова попа Лазаря: «юзник поп Лазарь писал своею рукою», с.284).

Том 5, с.250: «А о последнем антихристе не блазнитеся: еще он последний ч..т не бывал: нынешние бояре его комнатные, ближние дружья возятся, яко беси, путь ему подстилают и имя Христово выгоняют. Да как вычистят везде, так Илия и Энох обличители прежде будут, потом антихрист во свое ему время. А тайна уже давно делается беззакония, да как распухнет, так и треснет. Еще после никониан чаем поправления о Христе Исусе Господе нашем» (слова протопопа Аввакума). С.361: «Чему быть? Дети его, отцу своему, угладили путь. Аще и не пришел еще он, последний ч..т, но скоро уже будет» (его же).

Том 6, с.264: «Те же десять рогов, сиречь царей, соберутся и прелюбодейцу возненавидят и разорят, и власть свою и силу дадут антихристу, и поклонятся ему вси купно со Иудой, и возвеличат его и великим царем нарекут себе, и во Иерусалиме престол ему велий устроят, идеже прежде жидовские цари были великие, и он царство их обновит, и вознесется, окаянный, и богом себя назовет, и ту великих свидетелей Илию и Эноха, и Иоанна Богослова убиет, идеже Господь наш распят бысть… И самого еще антихриста ныне несть, не видим и не слышим, – не ужасайтеся; предотечи же его быша мнози, и ныне есть, и по сих еще инии будут до сына погибельного… не антихрист сам Никон, но предотеча его ближний, и последующии ему предотечи суть» (слова диакона Феодора). С.268: «Антихрист будет от жидовского колена Данова, его же роди Иаков-Израиль от Валлы Рахилины, и от сего колена Данова будет антихрист, а не от татарского рода. И антихрист будет царь, а не патриарх» (его же).

Том 8, с.32–33: «Антихрист не глядит на то, свое содевает, мороча людей, чудеса же творит в обман прелестные... Дело то его и ныне уже делают; только последний ч..т не бывал еще, явитися ему во свое время тайно» (слова протопопа Аввакума).

«И вси патриархи и святители православны быша, и при них рукописные и печатные книги вся права суть и непорочны, – их мы не хулим».

Страница 247: «А кто вопрошаша их о старом и о новом предании, они же отвещаваху тем: и так добро, и так добро».

С. 267: «За причастный крест Христов подвизаемся, и двоесложного образа крестного не хулю и не отметаю – обоя в церкви есть, и преображение, и событие самой истины, тридневного креста Христова».

Том 8, с.103: «Не возбраняй, господине, женитися. По апостолу: брак честен, и ложе мужу со своей женой нескверно. До скончания века быть тому так» (слова Аввакума).

Наряду с этими выписками здесь приведём слова Аввакума и иных о священстве и о причащении. «Внутренние вопросы в расколе» Смирнова, с.142: «Спаси Бог, чада церковные, яко опасство ко лжебратии имате, – приимет Бог ваше благоразумие; но о священстве не по разуму мудрствуете: Глаголете: „упразднение“? Не бойтеся, светы, и при антихристе не упразднится» … «Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно. Креститися подобает, якоже прияхом, веровати же, якоже крестихомся. А то воззвони во уши твоя, супостат: священство упраздняешь! Забрел ты, друг, во глубину зол, воспряни! Понеже ни сам диавол не может упразднити священнотаинства, ниже антихрист с чады. Рече учеником своим Владыка: Аз есмь с вами до скончания века, аминь. Глава наша Христос – царь и архиерей сый. Коли устав упразднити попустит? Не блазнися чадо! Аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет».

С. 167: «Спаси Бог, чада церковная, что опасство ко лжебратии имате, но о священстве и о причастии не по разуму мудрствуете. Глаголете: „упражнение“. Не бойтеся, светы, и при антихристе не упразднится; тело Христово составляемо имать быти до скончания века». Слова инока Евфросина: «Ипполитово слово зле и блазненне поразумевше, яко во оных, рече, днех не имать жертва явитися…» «Се же глаголет, яко без гонения и со свободою не будет в соборных и явных храмах... И сего, окаяннии, не могут рассудить, яко не прейдет род сей, сиречь христианский, дóндеже Сын человеческий приидет, и паки: Аз есмь с вами до скончания века, еще же: архиерей Христос грядущих благ по чину Мельхиседекову, и якоже архиерейство Его смертию не пресекается, тако и жертва Его не престанет дóндеже приидет, еже есть до самой кончины причастие у верных будет».

Слова Аввакума на с.168: «А кои не причащаются люди, и они делают не гораздо, своим умыслом говорят: взята-де благодать. И после антихриста, последнего ч..та, благодать та не покинет верных своих. Сам Господь в Евангелии научает: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь».

Страница 169: «А иже от причастия себя отлучают, а мочно только получить сакромента святого, чистые святые службы, и я того не похваляю. Рече бо Сам Господь: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Както так дерзко глаголет, яко не обрящеши конечно святых таин? Только-то и людей».

В) О гонениях.

Том 1, с.395: «Да ты ж (поп Никита) в Грановитой палате при них же великих государынях и при патриархе, и при властех бил своими руками Афанасия архиепископа Холмогорского и Важского за то, что он обличал твоё воровство пред всем народом».

Том 3, с.7–8: «В нынешнем, государь, во 166 году, во святый и великий пост, на шестой недели, вымысля он архимандрит (Илия) с советники своими, написал приговор на те служебники и, созвав нас всех попов, понудил с великим угрозом и прещением к тому своему бездельному приговору прикладовать руки, для того, что он, такую смуту и беду сворачивая с себя на нас, хочет пред тобою, великим государем, быти прав, будто и не его дело и будто он архимандрит служебники нам давал, а мы у него не приняли и служити не хотим. А мы, государь, у него служебников прошали посмотреть, и он нам и посмотреть не дал, не токмо служить, и меня, попа Германа, дважды плетьми били за то, лише только обедню пропел против тех служебников в пределе с Евфимием архидиаконом, и его было хотели бить за то» (из челобитной соловецких священников патриарху Никону).

Страницы 289–291: «Келарь Азарий и казначей Геронтей, и братья, и слушки, которые с ними были, к архимандриту Иосифу к благословению не пошли и учинили многий шум, и в монастырь взяли с лодьею сильно, со всяким бесчестием. И тое ночи у нас у лодьи учинили караул, поставили человек с пятьдесят, а на другой день после заутрени взяли нас в соборную церковь, а сами собрались, и мирские люди все, и казначею Геронтию поставили среди церкви стул, и он на нем стал и учал свои написные письма, каковые у них до нас написаны были, чести с великим шумом, и на святый вселенский собор, на святейших вселенских патриархов многие хулы износить, и после того с стула сшел, а каковы нам даны книги от святейших патриархов, и он их чести не почел, – аз-де в них и посмотреть не хочу, – возложил на них всякую хулу, а архимандрита Иосифа на место не взвели, а которые ему, архимандриту Иосифу, грамоты святейшего патриарха и преосвященного Питирима митрополита, и они те грамоты у него взяли; и у меня великого государя грамоту взяли ж, и меня тут в соборной церкви гилем мало не убили, а клобук у меня на голове изодрали и волосы выдрали, и я из соборной церкви ушел к чудотворцам. Да после того архимандрита Иосифа и меня свели в разные кельи и приставили караулы, по пяти человек у кельи; а служек, которые с нами были, посажали всех в тюрьму» ... «и называли нас собаками: как-де собака в церковь скочит, церковь-де святить надобно, а они-де так же вместо собаки, – хотя-де и ушибити его, одно-де, что собака, то он, – греха-де в том не будет» (слова архимандрита Варфоломея).

Страница 339: «Его (старца Варлама) в монастыре держали (за то, что молился тремя перстами и тому подобное) в тюрьме и мучили: сперва год держали, а ныне-де держали его в тюрьме шестнадцать недель и морили голодной смертью, хлеба-де и воды не давали день по пяти, и сего-де числа вынув из тюрьмы, били его плетьми и из монастыря выслали; а иных-де таких же их братию и мирян, которые к их воровству не приставают и за великого государя Бога молят, держат они воры в тюрьмах и морят голодом, хлеба и воды не дают».

Том 5, с.23: «Той же Струна Иван, собрався с людьми, во ин день прииде ко мне в церковь, ухватил Антона на крылосе за бороду. А я в то время двери церковные затворил и замкнул, и никого не пустил, – один он, Струна, в церкви вертится, что бес. И я, покиня вечерню, с Антоном посадил его среди церкви на полу и за церковный мятеж постегал его ремнем нарочито-таки» (из жития Аввакума, им самим написанного).

Страница 46: здесь Аввакум, приведя слова Иисуса Христа, обращённые к сынам Зеведеевым: «Не веста, коего духа еста вы», – говорит: «А я, окаянный, сделал не так. Во хлевине своей кричал с воплем ко Господу: Послушай мене, Боже! послушай мене, Царю Небесный – свет, послушай мене! Да не возвратится вспять ни един от них, и гроб им там устроити всем! ...видит душа моя, что им побитым быть: а сам таки на них погибели молю» (там же).

Страница 99: «В моем дому в то время учинилось неустройство: протопопица моя со вдовою домочадицею Фотиниею меж собою побранились, – диавол ссорил ни за что. И я, пришед, бил их обеих и оскорбил гораздо».

Страницы 100–101: «Привели ко мне бешеного, – Феодором звали… и я, в дому своем держа месяца с два, стужал об нем Божеству, в церковь водил и маслом освятил, – и помиловал его Бог: здоров бысть и ум исцеле. И стал со мною на крылосе петь литургию; во время переноса и досадил мне. Аз в то время побил его на крылосе, и в притворе велел пономарю приковать к стене».

Страницы 156–157: «А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю. Да воевода бы мне крепко умной – князь Юрья Алексеевич Долгорукой! Перво бы Никона собаку и рассекли начетверо, а потом бы никониан. Князь Юрья Алексеевич! Не согрешим, небось, но и венцы победные приимем».

Страница 235: «А будет нужею в церковь ту затащат, и ты молитву Исусову воздыхая говори, а пения их не слушай. А на молебны те хотя и давайте им, а молебны те в Москву реку сажайте. Хотя и попа та врага Божия в воду-то посадишь, и ты не согрешишь. Лев Катанский в огонь посадил же такова вора».

Страница 310: «Нет, дружки, не надейтеся! Жить нам со своим надежею – Христом, Сыном Божиим, и умрем с ним, и паки оживем с ним; а вас собак всех нам под начал отдаст. Дайте токо срок, – я вам и лучшему тому ступлю на горло о Христе Исусе Господе нашем» (слова Аввакума).

Том 6, с.241: «Во всех святых апостольских и отеческих правилах всякому грешному положено отлучение, и извержение священным точию, мирским же людем запрещение и отлучение, по вине смотря, а извержения им несть, но за великие вины им градские казни малые и великие указаны» (слова диакона Феодора).

Том 8, с.7–8 в предисловии: «А с водою – тою как он придет, так ты во вратех – тех яму выкопай, да в ней роженья натычь, так он набрушится тут, да и попадет. А ты охай, около него бегая, будто ненароком». (Взято из архангельского сборника сочинений Аввакума, Аврамия и иных; сборник хранится в Хлудовской библиотеке, по дополнительному каталогу №149).

Страница 29: Каковы митрополиты и архиепископы, таковы и попы наставлены. Воли мне нет, да силы – перерезал бы, что Илия пророк, студных и мерзких жрецов всех, что собак. А к чему их блюсти!.. Знаете ли вернии? Никон пресквернейший; от него беда-та на церковь-ту пришла. Как бы доброй царь, повесил бы его на высокое древо, яко древле Артаксеркс Амана, хотяща погубити Мардохея и род Израилев искоренити (слова Аввакума).

Страница 45: «А ты, миленькой, посмотри-тко в пазуху-ту, царь христианский! Всех ли христиан тех любишь? Нет больше, отбеже любовь, и вселися злоба. Еретиков никониан токмо любишь, а нас, православных христиан, мучишь, правду о церкви Божией глаголющих ти. Перестань ты нас мучить – того! Возьми еретиков – тех, погубивших душу твою, и пережии их скверных собак, латынников и жидов, а нас распусти природных своих. Право, будет хорошо» (его же).

Страница 56: «Горе вам, смеющимся, яко восплачете и возрыдаете! Дайте только срок, собаки, не уйдете от меня: надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках! Выдавлю я из вас сок – от!» (его же).

Страница 88: «Но надеющеся на ваши отеческие молитвы, дерзаем со еретики братися до смерти по матери нашей, святей Божией церкви. Аще Бог по нас, кто на ны? Со Христом и большому тому волку, хохлатой – той собаке, глаз вырву, нежели щенятам» (его же).

Страница 91: «Егда время приспеет заутрени, не спрашиваю пономаря сам пошел благовестить. Пономарь прибежит. Отдав колокол, пошед в церковь, и начну полунощницу: докамест сходятся крылошаня а я и проговорю в те поры. Прощаются, – ино Бог простит, а который верует, тот на чепь добро пожаловать: не раздувай уса – тово у меня» (его же).

Страницы 99–100: «Мир ти, Алексеюшко миленькой мой, – побей его (Лукиана), Господа ради, палкою по моему благословению, и, аще станет каятися, и ты о том мне возвести, и аз ему во исцеление души и тела епитимию пришлю; а буде взбесится, и ты и рукой махни» (его же, послание к Алексею Копыловскому).

Г) Ереси Аввакума и Лазаря по обличению диакона Феодора.

Том 6, с.96: «А распри со мною у них много было зело, и брани, и клятвы друг с другом о многих догматех великих сих. Они убо, протопоп Аввакум и поп Лазарь, начали Троицу на трех престолех исповедовати, и трибожну, и трисущну глаголют; и в трех лицах по три состава глаголет Лазарь; а Христа четверта Бога глаголют быти и на четвертом престоле седяща, и самого существа божественного в нем не исповедуют, но силу и благодать от сыновни ипостаси излиявшуюся в девицу глаголют, а самое-де существо сыновне и Духа Святого с неба на землю никогда не сходит, но сила и благодать посылается».

Страницы 107–108: «А он, Лазарь поп, часто пряся со мною, вопит глаголя: Троица рядком сидит, – Сын одесную, а Дух Святый ошуюю Отца на небеси на разных престолах, – яко царь с детьми сидит Бог Отец, а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным. И Аввакум от него приял той злый толк, еже четверити Троицу трисвятую» (его же).

Страница 121: «И после того рвения и великие распри начат он, протопоп, Святую Троицу на трех престолах исповедовати, седящу рядком, и три Бога глаголати, а Христа четвертого Бога, и на четвертом престоле седяща, и не самое в Нем существо Божества глаголя, и благодать Божию он Богом не зовет, и Духа Святого Сыном называет, приводя слово апостольское не по разуму, – оное, еже к галатом глаголет: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша».

Страница 135: «Аще бы мощно было мне, юзнику Феодору, аз бы возшел на высоту Фроловской башни посреде Москвы и вострубил велегласно трубою во все царство, яко есть, есть, есть пресамое существо Божества во Христе Исусе Сыне Божии. Не прельщайтесь, братия, и не отметайтесь Его, Создателя всех, да не умрете вечной смертью бесконечной. Аз бо в никонианах не слыхал такового зломудрия отнюд. И аще они уведают в вас, братие, таковое христоненавистное новое злочестие и подобную мудрость и за то вас начнут паки мучити и убивати: неповинны уже будут пред Богом и святыми Его, и вам те муки их начало болезнем будут вечных мук. И на крестное Христово сущее знамение в сложении перстов велию хулу сами наносите тем неразумием и новоложным толкованием своим. Никон, враг Божий, безумный бывший учитель, поклепал и оболгал напрасно церковное оно правое сложение перстов в старых книгах, – назвали несторианством, не смысля. А по вашему нынешнему новому мудрованию и вправду тако два Сына будут, по Несторию зловерному, еже глаголете в трех лицах Святой Троицы самое существо, во Отце и Сыне и Святом Дусе, а во Христе не самое существо глаголете. И сие ваше зловерие и дурак узнает, яко два Сына исповедуете – великого да малого, и тако четверицу славите, а не Троицу Святую. И сего ради паки и паки молю вы: покиньте то злое и душепагубное мудрование, его же несть, несть во всех наших древних православных книгах церковных, за них же аз стражду и умираю; и вы тех же держитесь, и любите, и стражите же. И в новых явно несть аще того» (это же видеть можно в 8 томе на с.224, 228:234).

Д) Хулы расколоучителей на обряды Православной Церкви.

Том 5, с.229: «Во 160 году поставлен бысть Никон патриархом при царе Алексии; и начаша оба, патриарх и царь, казити в Русии христианскую веру. И сперва триперстную ересь в церковь внесоша сиречь печать антихристову» (из послания Аввакума к некоему Иоанну).

Страница 257: «Еще же и гречаном, слабым и безумным похотолюбцам, предал вор безымянный иподиакон, ему же имени нет, годов ему семьдесят еще, – написал им креститися тремя же персты в Троицу пребеззаконную, о ней же свидетельствует Иоанн Богослов в Апокалипсисе: змий, зверь, лживый пророк, сиречь: змий диавол, зверь антихрист и царь лукавый, а лживый пророк учитель лукавый, как Никон отступник, или древний Фармос папа» (его же о сложении перст).

Страница 276: «Как так явно обманул диавол русских людей бедных! Явно идут в пагубу, римскую веру возлюбивши, крест четвероконечный паче истинного креста Христова без подножия, и на жертве почитают крыж латинский, а Христов презирают. Так и стало крыж польский, выбл…к римского костела» (его же, на «крестную ересь»).

Том 7, с.330: «Нам же, христианом, познавшим своего Творца, Бога истинного и животворящего, не буди того прияти льстивого и прелукавого беса, скрывшегося в три простые персты. Аще ли кто сего приимет вместо своего Господа, истинного Его креста чая, и вознесет его на свою главу, яко Бога, и будет на нем печать зверина, число его 666» (Челобитная инока Аврамия).

Том 8, с.72–73: «А иже неведением впал в сию проклятую никонианскую ересь или страх ради и мук бояся: таковый да кается пред Богом, плачася падения своего, и впредь да опасается от триперстной ереси» (слова Аввакума). «А триперстая б..дь, еже сице слагают, явна бе во Апокалипсисе: из нее бо исходят три духи нечисты и вселяются в поганую душу, – преводне рещи – три жабы, или три лягушки, и оскверняют человека. Всяк бо, крестясь тремя персты, кланяется первому зверю – папежу и второму – русскому, творя их волю, а не Божию; или рещи: кланяется и жертвует душой тайно антихристу и самому диаволу. В нейже бе, щепоти, тайна тайнам сокровенная: змий, зверь и лжепророк, сиречь: змий – диавол, а зверь – царь лукавый, а лжепророк – папеж римский и прочие подобные им. Да полно о том беседовать».

Страница 221: «Яко сниде Христос во ад плотию одушевленною Божески. А не якоже Федка отступник б..дословит, глаголя неподобно: душа Христова без тела от креста во ад снесена диаволом и смертью. И такие же бредни обретаются в книгах Григория Амиритского и Иосифа Волоцкого. Бредни, бредни, правоверне! Плюнь в то место, идеже писано увидишь, яко диавол и смерть душу Христову без тела во ад волочили. Аще бы и сами Григорий и Иосиф написали, и тому не подобает верити. Б..дословцы глаголют: смертью и диаволом сведена душа его во ад. И прочие басни их во Амиритове книге. Не согрешит, кто и всю книгу ту за Христово безчестие во огнь кинет».

Страница 223: «Как так явно обманул диавол русских людей бедных, явно идут в пагубу, римскую б..дь возлюбивше, крест четвероконечный».

Страница 248: «Еже покланятися Евангелию, повести, написанному чернилом, то на татарский обычай» («Исповедание Иерофеево», §9).

§19: «Аще крест Христов се „+“ назовешь, то я бл..ью римской без сумнения называю».

Е) О летах священников, о лечении Аввакумом женщин.

Том 5, с.10: «Рукоположен в диаконы двадесяти лет с годом; и по дву летех в попы поставлен» (из жития Аввакума, им самим написанного).

Страница 38: «Таже привели ко мне баб бешеных, и я, по обычаю, сам постился и им не давал есть, молебствовал и маслом мазал, и, как знаю, действовал: и бабы о Христе целоумны и здравы стали. Я их исповедал и причастил. Живут у меня и молятся Богу; любят меня и домой не идут» (там же).

С.102–103: «Как в попах еще был, там же, где брата беси мучили, была у меня в дому моем вдова молодая – давно уж, и имя ей забыл! Помнится, Офимьею звали, – ходит и стряпает, и все хорошо делает. Как станем в вечер начинать правило: так ее бес ударит о землю, омертвеет вся, яко камень станет, и не дышит, кажется, – растянет ее среди горницы, и руки, и ноги, – лежит, яко мертва. И я, О Всепетую проговоря, кадилом покажу, потом крест положу ей на голову, и молитвы Василиевы в то время говорю: так голова под крестом и свободна станет, баба и заговорит; а руки и ноги, и тело еще мертво и каменно. И я по руке поглажу крестом: так и рука свободна станет; я – по другой: и другая также освободится; я – и по животу: так баба и сядет. Ноги еще каменны. Не смею туда крестом гладить, – думаю, думаю – и ноги поглажу: баба и вся свободна станет» (там же).

Том 1, с.360–361: «В распросе же сказал брат его родной Прокофейко теж речи, а про старицу татарку сказал, что-де она живет на Москве; а в монастыре или у кого во дворе, того-де я не ведаю, только-де прихаживала к батюшку на Москве во двор поредку» (из дела о двух сыновьях и племяннике протопопа Аввакума – показание сыновей протопопа Аввакума, 8 июля 1666 года).


Источник: Свидетельства старообрядцев в пользу Православия / [Свящ. И. Козлов]. – Изд. В.М. Скворцова. - Санкт-Петербург : Тип. «Колоколъ», 1913. - 22 с.

Комментарии для сайта Cackle