В.П. Быков

Источник

IX. Есть ли на самом деле загробная жизнь и каково должно быть нормальное отношение к ней человека

Почти после каждой моей лекции против спиритизма, как закоренелые спириты, так и захребетники спиритизма, то есть те, которые питаются от спиритизма, как это не странно звучит, эксплуатируют эту область, так равно и те, которые принципиально не хотят допускать и мысли о чем-либо могущем поколебать из установившееся верование, старались втолковать остальным моим слушателям то, что будто я совершенно отрицаю существование загробной жизни; отрицаю существование духов, бесплотных существ, и т. д., и т. д.

Но есть и такие, которые находятся вне указанных выше двух лагерей, но которые иногда по наивности, а иногда, для более точного выяснения моих отношений к загробной жизни, – ставят тот вопрос, который стоит в заголовке этой главы.

Есть ли загробная жизнь и каково должно быть нормальное отношение к ней человека?

Относительно первого вопроса двух мнений быть не может. Каждый верующий в Господа Иисуса Христа, в Его Божественное Слово, вникающий в живое слово Святой Православной Церкви, иначе не может думать, иначе не может понимать жизнь, как при полном признавании существования загробной жизни.

Если бы мы, хотя на одно мгновение отошли от этого верования, мы перестали бы быть христианами, так как последние в основных своих догматах исключительно только и носят внутренний союз и взаимное отношение между миром живущих и миром умерших.

Загробная жизнь вообще и в особенности умерших в несовершенстве, в грехах находится в тесном соотношении с жизнью пребывающих на земле.

Можем ли мы отрицать загробную жизнь, если Сам Господь Иисус Христос, все Божественное откровение, все Слово Божие представляют нам загробную жизнь продолжением земной в другом мире, только лишь при совершенно иных условиях?

Ведь только здесь на земле видимые люди определяют бытие и небытие человека по его материальной, смертельной, разлагающейся сущности, – по телу.

Мы слышим: он умер.

Но кто именно?

И если мы вдумаемся, то мы увидим, что умер не человек, а только часть его; умерло его тело, а душа?..

Душа, она жива, она перешла в другой мир, в мир загробный и живет, и существует там.

Слова Божественного Спасителя мира: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых»192, ибо у Него все живы, узаконивают существование загробной жизни.

В этом заключается дивная красота христианского учения.

Этим и показывается чудный Промысел Божий, свидетельствующий о том, что каждый человек сотворен для бессмертия.

Жизнь за гробом – новая жизнь, жизнь бесконечная, почему она является тем великим смыслом земной жизни, ради которой совершаются и все эти добродетели, и все это искание, и все эти самоанализы.

Так что земная наше жизнь маленькая, ограниченная есть только начало приготовления к жизни загробной, бесконечной.

Приготовительный этап, школа.

Так что мы, как и все верующие в Господа Иисуса Христа, признаем и загробную жизнь, и существование загробных духов и душ, и ангелов.

Святая Церковь учит нас, что «ныне стало единое стадо ангелов и человеков, и силы небесные с нами невидимо служат».

Находятся с нами в невидимом тайном общении.

С нами, грешниками, – людьми обыкновенного уклада.

С людьми же более совершенными, высокими своей верой в Господа Иисуса Христа, тесным единением с Церковью, наблюдением над своей духовной чистотой, подвигами перевоспитания своей плоти и борьбы с ее грехами, страстями, входят иногда и в чувственное общение.

Эти люди – подвижники, несомненно, потому и удостаиваются иногда этого общения, что они еще при жизни успевают настолько очистить свою грешную природу, что они являются как бы уже на половину небожителями.

Но они не ищут, не стремятся к этому общению. Оно проходит в их жизнь только лишь по воле Всемогущего Господа.

Не смеем, не имеем на это права, и не можем мы отрицать возможность явления к нам из мира духовного и святых ангелов, и умерших совершенных и несовершенных людей, и злых духов, ибо за это свидетельствует весь ветхий и Новый Завет, священные писания, жизнь св. отцов и праведников Церкви. Об этом свидетельствует весьма нередко и наша действительная жизнь.

Так ангелы Божии возвещают людям волей Божию, наблюдают за государствами193.

Хранят общества человеческие, области, города монастыри, церкви и управляют различными частями земли194.

Имеют влияние на частные дела людей195.

Ободряют, сохраняют196; выводят из темницы197.

Присутствуют при исходе души из тела.

Сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам.

Возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют198.

Приходят на служение человекам199.

Поучают истине, добродетели, посвящают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед200.

Еще много можно увидать примеров посещения ангелами Божиими людей201.

Явление на землю злых духов тоже указано Божественным Словом.

Так дьявол говорит с Евой через змея202.

Далее, как говорит святой Иоанн Кассиан: Спаситель, имея нетленный образ Божий и подобие Его, должен был искуситься в тех страстях, в которых был искушен Адам, когда был в невинном состоянии, то есть: в чревоугодии, тщеславии и гордости.

Спаситель допустил диавола с искушением чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя именно теми же способами, какими и Христос отразил его203.

Дале мы видим, в Евангелии такой факт: вошел сатана в Иуду204.

Не говоря уже о той массе случаев, где сатана, пользуясь отличительной чертой своих свойств приспособляемостью, благодаря которой он с необыкновенной хитростью и лукавством идет навстречу нашим желаниям, даже самым невинным нередко святым побуждениям, направляя их при самой, малейшей доверчивости, «оплошности» человека в худшую сторону.

Злые духи, то есть сатана и бесы являлись многим и видимо, и чувственно.

Стоит только внимательнее и ближе познакомиться с жизнью подвижников Христовых, чтобы отметить очень немногих из них, которые не видали их; не говорили с ними.

Может ли кто отрицать явление на землю святых, когда об этом ярко и определенно свидетельствует даже гражданская история, почти каждого христианского народа?

Кому неизвестны те трогательные факты посещения ими земли, которые всегда сопровождались сверхъестественными чудесами, делами изумительной помощи?

Наконец, разве мало фактов этого дивного явления происходит в наше время, в наши дни?

Стоит только побывать у мощей новоявленных угодников, стоит только прислушаться к народному говору в наших святых обителях, чтобы твердо, определенно знать, что не покидают нашу печальную землю святые угодники Божии и теперь.

А разве не было бы бессмысленным и нелепым отрицать явление душ величайших грешников из ада и кончая людьми обыкновенного уклада, после того как мы знаем, что все повинуется всеблагой воле Творца, в руках Которого «ключи ада205», и Который может «изводить из ада и низводить в оный206»?

Разве может всякий, кто сколько-нибудь знает библейскую историю, отрицать это, когда перед ним встают факты, где избранники Божии: Илия пророк, воскресивший сына Сарептской вдовы, Елисей, воскресивший сына Сонамитянки, или воскрешение умершего от прикосновения к костям св. пророка Елисея, наконец такие факты, где другие святые молитвой возвращали умершие души из другого мира, из ада207?

Можем ли мы отрицать это после того, как на горе Фаворе к Божественному Спасителю мира, появились Моисей и пророк Илия208?

Разве может быть сомнение в этом вопросе после того, как мертвецы: дочь Иаира, сын Наинской вдовы, четверодневный Лазарь по воле Спасителя возвращаются из того мира, воскресают и живут209?

И наконец, после того, когда совершилось наше искупление, многие умершие святые воскресли, явились живыми в Иерусалим и проповедовали Воскресение Христово210?

Многие из древних учителей Церкви полагали, что эти воскресшие были патриархи пророки, особенно те, которые находились в родственности по плоти с Иисусом Христом, как то, Авраам, Давид или служившие прообразами Его, Иона, Мельхиседек. Другие думали, что это были Симеон Богоприемец, два сына Симеона, Анна Пророчица, Иосиф Обручник.

Но этим не исчерпывались факты проявления умерших на земле. Начиная с апостола Петра, который по просьбе плачущих вдовиц в Иопии воскресил умершую из благодетельницу Тавифу211, у целого длинного ряда святых и подвижников христианской Церкви были многочисленные случаи возврата умерших через воскресение в среду живущих на земле.

Не мало известно в истории отдельных народов, как языческих, так и христианских, случаев появления умерших; не мало появления их и в жизни отдельных людей.

То в реальной форме, то в сонном видении.

Я ни на одно мгновение не смею оспаривать этих фактов, и никто из истинно верующих в Слово Божие, могущество и непреоборимую волю Промыслителя не будет считать невозможным явление умерших по воле Господней для известной благодетельной цели.

Являлись, как мы видим, святые ангелы и святые угодники людям для возвещения воли Божией.

Являлись грешники, находящиеся в аде, испрашивая молитв, прося своих живущих сродников и друзей загладить какое-нибудь из их минувших преступлений, грехов.

Являлись иногда для назидания живых, для уверения в существовании загробной жизни, в действительности бытия мира невидимого, недоступного нашим чувствам в нашем падшем состоянии

Но они являлись по воле Божией.

А не по воле нашей людской.

Ибо сокровенное принадлежит Господу.

По Его великому и мощному хотению.

Не с помощью спиритических деяний.

Были даже случаи, где некоторые праведные и Богоугодные люди интересовались участью умерших людей, но они для разрешения гнетущих их вопросов обычно прибегали к этому только лишь путями искренней, горячей молитвы к Господу Богу, и последнее давалось им.

Так что первый вопрос о существовании загробной жизни ни в коем случае не подлежит сомнению и какому-нибудь отрицанию.

Как же должны относиться мы, находящиеся на земле к этой области, в которую так часто уходят близкие, дорогие нам люди?

Не можем же мы быть инертны к этому явлению?

Не можем же мы, в то время, когда человечество думает даже о возможности общения с планетными мирами, не искать этого общения с теми, кто близок нашим сердцам, к кому рвутся наши души?

Где же и как искать этого общения?

Вот вопросы, которые назойливо просятся в мысль, с одной стороны, со стороны подошедших к полному отрицанию спиритизма, а с другой тоже, но со стороны полного признания существования загробной жизни.

Ответ на этот вопрос может быть только лишь один:

Церковь.

Через нее Господь Иисус Христос давным-давно усмотрел и разрешил все.

В ней, в ее установлениях, таинствах, богослужениях, обрядах освещены все стороны человеческой жизни, разрешены все проблемы духовного существования, очень часто ускользающие от сознательного, реального человеческого учета.

Она, и только лишь она одна, зиждясь на Евангелии Господа Нашего Иисуса Христа, на апостольских посланиях, на священных писаниях и священных преданиях, удовлетворяет все эти вопросы и объединяет два мира: видимый и невидимый.

Церковь – это то благословенное место во вселенной, где небо объединяется с землей.

Где Церковь, видимая сливается с Церковью невидимой.

Где бесконечный ряд святых, угодников Божиих, подвижников, великих служителей Его, ревностных и всечестнейших носителей апостольской деятельности, – имея свое начало от той Церкви, которую основал Сам Господь наш Иисус Христос в лице Своих учеников и апостолов – переходит из мира невидимого в мир видимый и сливается здесь с современными нам служителями Церкви, продолжателями апостольских учений, молитвенниками за вся вселенную и с теми праведниками и праведницами, ради которых неизменно справедливый и милостивый Господь «щадит все место сие212» и не истребляет за нечестие живущих в нем.

Я раньше, к крайнему моему прискорбию, не знал всю необъятную мощь, всю незыблемую силу, красоту; всю всесогревающую любовь и жизненность; всю всепрощающую, бодрящую и исцеляющую каждого израненного, изможденного, заблудшегося из людей, благодать этого рая нашей земной жизни – Церкви, и не только не ценил ее, не только бегал от нее, но даже вступал в борьбу с ней.

И вот теперь, узнавши ее, постигши ее благотворное и чудодейственное влияние не только на своей духовной и физической природе, но даже на каждом явлении жизни, я с мучительной тоской и болью в сердце, с непередаваемым страданием оглядываюсь на те годы жизни, когда я жил без Церкви.

Со скорбью сердца вижу, как много совершенно напрасно выстрадано; как много отдано непроизводительно сил, энергии, труда в погонях за мишурным, гнильем, и ни для кого, ни для чего ненужными благами мира сего.

О если бы все это время, все эти дни, каждый час, каждая минута, каждая секунда проводились нами под покровом Церкви, как много было бы сохранено здоровья, и сил, и духовного спокойствия, и какой бы непочатый угол оставался еще светлой радостной жизни и полной удовлетворенности.

Мне теперь, только лишь теперь, на закате дней моей жизни, когда седой мох времени покрыл мою голову, стали особенно понятны, особенно правдивы слова великого апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь213» и «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе214».

Только в этом счастье человека, которое превыше всякого ума и превыше всякого понимания.

И как жаль, как скорбно, что люди, вследствие маловерия приходят к этому сознанию только лишь тогда, когда коварная жизнь без Церкви отберет у них все лучшее, что они имеют, насмеется над ними и выкинет их за борт с израненной душой и с разбитым сердцем.

Вот почему так безумно, так страшно хотелось бы сейчас во весь голос крикнуть всему миру, всей нашей юной, нашей богатой силами, способностями, не обманутой в своих верованиях и надеждах, молодежи:

Дорогие друзья, идите сюда, ко святой христианской Церкви!

Все начинай те с нее, пусть она станет во главу каждого вашего начинания, каждого вашего предприятия, каждой вашей мысли.

Идите с доверием к ней, единодушно соединяйтесь с ней.

Молитесь с ней, и в течение всей жизни будете только лишь:

Непрестанно радоваться.

Непрестанно утешаться.

Непрестанно благословлять Господа.

Мало этого, сливаясь с ней, вы сольетесь с бессмертием.

Вы ясно увидите, что начало вашей сущности здесь на земле, а конец там…среди той бесконечной цепи служителей Христа, великие лики которых начертаны на колоннах святых Православных Храмов, на чудных, ярко освещаемых светом лампады, святых иконах.

И все они с ласкающим взглядом в очах, о, как много говорят, читатель, твоей душе!

Говорят они твоей душе, что истинное счастье не здесь на земле, а только лишь там, где они находятся сейчас.

Говорят они тебе, что путь к этому счастью не земной, не мира нашего, а один только лишь евангельский, Христов.

Говорят они тебе, что этот евангельский путь доступен людям всех эпох, всех времен, всех состояний, всех возрастов, всех стран и людям самых разнообразных настроений, темпераментов и даже пороков.

И ты, глядя на эти, то юные, то престарелые, то суровы, то жизнерадостные лица, видишь, что это не слова, не фразы, а реальная действительность.

Вот этот подвижник говорит тебе, что он шел по пути Христа с далекого севера.

А этот свидетельствует о том, что он подвизался на пути Господа под тропиками.

Вот этот указывает на свое происхождение с далекого востока; а вот этот пришел к Господу с запада.

Наконец, ты видишь великих служителей Господа из богатейших и славных мира сего, из царей и вельмож; и рядом же с ними стоит землепашец, земледелец, ремесленник, нищий в рубище.

Вот ты видишь философа и юродивого; вот перед тобой вырисовывается воин и землепашец.

Свидетельствует о всесторонности и восприемлимости Божественных глаголов и седовласый старец, и трех-четырехлетний младенец.

И наконец, трогательно говорят за доступность евангельского пути и праведник, и блудник, и разбойник, и занимавшийся чародейством.

О, какая неистощимая красота, сила и доступность всем и каждому великого учения Христа!

И все это в лоне Св. Православной Церкви.

И все это в тех храмах, которые есть «столп и утверждение истины».

Здесь на все есть отзвуки, на все есть ответ.

На всякое прошение есть даяние.

И не лукавое, не коварное, не обманное даяние.

Здесь, при просьбе хлеба, дают хлеб, а не камень.

Здесь, при желании получить рыбу, дают рыбу, а не змею.

Здесь при мучительной жажде искания не дают вино, насыщенное блудом, которое не только не утоляет жажду, а наоборот, попаляет внутренность, усиливает ее; создает мучительную неудовлетворенность, а дают струю из источника той живой воды, «пьющий которую не возжаждет вновь»215.

Здесь ответят на все твои запросы, давая только лишь одну святую истину и приуготовляя твою душу к вечному благу, и тебе нет надобности искать ее в туманных, лживых запутанностях спиритизма и оккультизма, где у тебя за эти суррогаты истины отнимают твою душу и обрекают ее на вечное мучение.

Вот ты чувствуешь страшное мучительное одиночество.

Тебя окружили враги.

Тебя обуревает мучительная скорбь

Перед тобой альтернатива запутанного жизненного узла.

Ты попал в мучительный глубокий тупик.

Закрыты все выходы.

Чья-то беспощадная рука ухватила тебя за шею и душит, и давит.

Ты ищешь помощи среди живых. Но они или не понимают, или не слушают тебя.

Ты им уже не нужен. У каждого из них свои заботы, свои думки, свои тревоги, свои скорби.

Все окружающее тебя – одна сплошная мучительная пустыня.

Даже хуже пустыни.

В пустыне ты уже прекрасно чувствуешь, видишь и сознаешь, что вокруг тебя безбрежное, безграничное пространство, над которым вверху, безоблачное знойное небо, а под твоими ногами, – сплошной песок и раскаленные бездушные камни.

Ты прекрасно знаешь, что сколько здесь не кричи, сколько не вопи, сколько не взывай о помощи, – услыхать тебя, прийти к тебе и помочь тебе некому.

А то одиночество, та пустыня, в которой, вместо сыпучего песка и бездушного камня, мимо тебя проходят бездушные холодные камни – люди, уши которых закрыты для твоей скорби, для твоих воплей, для твоих призывов о помощи, и глаза не видят ран твоей души, мучительных язв твоего сердца, не видят даже тебя.

О, эта пустыня мучительна и ужасна!

Глядя на нее, испытываешь ужасы; с пересохших губ рвутся слова безумного проклятия.

Кроме холодного ужаса одиночества и сознания полной беспомощности, она кладет в твое сердце мучительную обиду, нестерпимую скорбь и страдание от человеческой бесчеловечности; от людской бездушности и сознательной мертвенности.

Ты с презрением отворачиваешься от мира живых, видимых, и твоя душа влечет тебя к миру незримых, к миру невидимых.

О, тогда…

К Церкви!

Сейчас же в судную, благотворную, вечно молящуюся Церковь.

И здесь на первых же шагах ты сливаешься с молитвенным прошением этой Святой Церкви.

«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим».

И сейчас же чувствуешь, что ты не одинок.

Что твое одиночество мгновенно исчезнет, если ты присоединишься к этой дивной, глубокой и правдивой молитве.

Ты тотчас же получишь мудрого, дивного и спутника, и наставника, и хранителя твоей души и твоего тела от престола Всевышнего.

Наставника верного, наставника незримого.

наставника, которого далек от того пристрастия, от того бессердечного эгоизма, от того, то презрительного, то горделивого отношения к скорбному брату, которыми так богаты, так обильны мелкие, жалкие человеческие души.

Ты присоединился к этому мудрому и дивному прошению.

Искренно и доверчиво обратился с ним к Господу.

Влага горячей слезы оросила твои ресницы.

И сейчас же…сию секунду, безо всяких комментариев, безо всякого медиума, ты почувствовал, что сердце твое уже обвеяно незримым крылом Небожителя.

Мгновенно прояснился твой ум; в сердце, в душу, в сознание, и во всю твою телесную сущность влилась какая-то мощная энергия, какая-то поразительная уверенность.

Как будто сквозь нависшие страшные свинцовые тучи, загораживавшие все от твоего взора, прорвался целый сноп яркого, светлого, лучезарного, все возрождающего солнца.

Как проснувшийся от глубокого и тяжелого сна, ты окидываешь удивленно любопытным взором иконостас, образа, стены этого храма, и вот ты, как будто впервые, видишь пред собой чудный образ Спасителя.

Каким-то доселе незнакомым тебе внутренним чутьем, духовным познаванием понимаешь, что эти любовные руки распростерты в данный момент для тебя.

Что эти светло-голубые, так много, много говорящие глаза, всей своей внутренней энергией направлены именно к тебе.

Твой духовный слух ясно попринимает исходящие из этих чудных уст великие слова призыва; «Приди ко Мне, ты, сейчас особенно обремененный; сейчас особенно страдающий, и Я успокою тебя.

Ты преисполнился никогда доселе непереживаемой радостью.

Как нашедший самую драгоценную жемчужину в мире, как вошедший в ту неизмеримую радость, которая чужда нашему бренному миру, ты ищешь глазами, полными слез того, с кем бы ты хотел поделиться охватившим тебя счастьем.

И вот перед тобой предстоит образ Царицы Небесной «Всех скорбящих радости».

Удивительное дело, ты часто, бесконечное число раз смотрел на этот образ раньше, но никогда он не говорил тебе своими изображением то, что ты увидал, сейчас.

Как много скорбных, больных, недужных, страдающих, угнетенных, окружают эту Царицу всех цариц.

И все эти, когда-то скорбные, когда-то несчастные, как живые беспристрастные свидетели Ее верной неизменной, надежной защиты, укоризненно говорят твоей душе: «а ты забыл, а ты потерялся, а ты впал в отчаяние, тогда как миллионы скорбящих людей обретают здесь источник, неистощимый источник бесконечных радостей»!..

Внутренний восторг осушает потоки слез. Вы смелее переносите свой взор дальше и вот перед вами на правой стороне встает величественное изображение «стяжавшего смирение высокое», святителя Христова Николая Чудотворца.

Вы ощущаете на себе этот пристальный глубокий, вдумчивый взгляд; невольно склоняете голову перед его благословляющую десницу, а находящийся около вас «ангел верен и мирен наставник» мысль за мыслью вкладывает в вашу голову и душу воспоминание о том, как он «слезу всяку отнимал от люте страждущих»; как он «алчущим являлся кормитель»; «в пучине морстей сущим изрядный правитель»; «недугующим исцеление и всем всяк помощник показался великий"…

Охваченный восторгом ты смотришь дальше и перед тобой встает дивный образ любвеобильного Саровского подвижника, а наставник души твоей шепчет твоей памяти:

«Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик; ходите, как вам время есть и чем чаще, тем лучше. Все, что не есть у вас на душе, все, о чем не скорбите, что не случилось бы с вами, все, – придите ко мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь, ваша пройдет! Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду».

Ваш взор, преисполненный еще большего счастья, направляется дальше, и вы видите смиренный и вместе с тем строгий лик великого Радонежского чудотворца, и в вашей памяти проносятся связанные с этим изображением слова хвалебного акафиста ему: «радуйся скорбящим скоропредстательный утешителю; радуйся немощей телесных и душевных немздоприемный исцелителю; радуйся, чудес благодатию Духа святаго содеваяй…радуйся, Сергие, скорый помщниче и преславный чудотворче!"…

Вот перед вами благолепное лицо дивного и чудного небожителя, юного, но сильного верой великомученика Трифона. И в этот же самый момент, как будто то откуда-то издалека проносятся пред вашим духовным слухом слова: «аще кто в какой-либо нужде, беде, печали и болезни, душевной или телесной. призывати начнет имя святое его, той да избавлен будет от всякого прилога злого».

Вот перед вами образ истинного, неложного слуги Христа, ревностного служителя престола Божия, верного своему долгу и по делам милосердия, продолжателя подвига Мирликийского чудотворца, епископа Белгородского, Святителя Иоасафа, и в вашей памяти проносится картина за картиной из жизни этого великого подвижника земли русской.

Здесь вы видите и любовь нежного сына, и строгость неподкупного инока.

Здесь вы видите и благодетеля, ради желания скрыть свои добрые дела, подвергающегося побоям.

Здесь же перед вами вырисовывается и беспристрастный в деле служения Господу Богу, пастырь Церкви.

И в вашей памяти проносится красивая, сильная и мощная, по идее и по мысли, ежечасная молитва этого великого Христова подвижника:

«Буди благословен день и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

И вот еще перед твоими глазами дивное и вместе с тем строгое изображение новоявленного святителя Ермогена…

Угрюмые стены темницы, тяжелые цепи подтверждают твоей душе слова священного песнопения: «Темницей и гладом изнуряем, даже до смерти верен пребыл еси, Блаженне Ермогене, малодушие от сердец людей твоих изгоняя и на общие подвиги вся призывая».

Еще немного в сторону падает твой взор и ты видишь в низеньком храме в раке, окруженной хрустальными колоннами мощи св. Угодника Божия Питирима и на твоих глазах проходят мириады людей, которых он за время своего видимого отсутствия с жалкой бренной земли исцелил, поддержал, укрепил, вывел из заблуждения, избавил от обид, клеветы, нищеты, позора, и твои уста помимо твоей воли шепчут: «Радуйся врачу безмездный, туне врачевания всем подаваяй"…

А там еще, и еще…

И в это время та же таинственная сила несет в твою больную душу массу случаев, фактов, событий, где все эти великие подвижники дарили страждущим людям физическое и душевное исцеление, избавление от скорбей.

Все тусклее и тусклее становится твоя скорбь; все бледнее и бледнее делается твое переживание. Наконец, охваченный весь проникшим тебя сознанием, что, – нет, ты здесь не один, что вокруг тебя, сотни, тысячи, легионы желающих прийти к тебе на помощь и только лишь ждущих твоего сознательного призыва, твоего сердечного стремления к ним.

И ты, охваченный волной этого счастливого, радостного сознания. просишь батюшку отслужить молебен Господу Иисусу Христу, Пречистой Богородице и тем великим святым, которые встали в твоей памяти.

Полились святые песнопения: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Пресвятая Богородице, спаси нас. Святителю, отче Николае, Преподобне отче Серафиме, Преподобне отче Сергие, Святителю отче Иоасафе, Святителю отче Ермогене, Святый мучениче Трифоне, Святителю отче Питириме, – молите Бога о нас"…

Вот раздался молитвенный вопль: «Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози: на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы рабы, да не постыдимся».

«Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь».

Не выдержало исстрадавшееся сердце.

Не стерпела наболевшая грудь.

Клокочущим потоком вырвались рыдания, и вместе с ручьями неудержимых слез, вылились перед этими дивными ликами последние капли отчаяния, последние отблески пережитого страдания.

Кончилась молитвенная беседа страждущей души со святыми Божьими.

И снова воскрес человек.

Снова начал здраво мыслить.

Неведомо откуда пришла помощь.

Неведомо как исчезла беда, отошло переживание.

И перед этими ликами в этом же храме раздаются слова благодарственного молитвенного пения.

И чувствуешь, и веришь, и видишь, именно видишь, как здесь, в этом благодатном доме молитвы, при полном свете, а не при темноте, прикрывающей только лишь любящих тьму и живущих в ней, – сыны света во плоти вступают в сношение с сынами, находящимися вне плоти.

И душа, и сердце, и разум говорят тебе, что здесь, только лишь здесь совершается истинное общение мира земли с миром духов высоких, светлых, чистых служителей Господа Бога.

Здесь.

В этом таинстве.

В Церкви Христовой.

Но вот заскорбела твоя душа об умерших радетелях, о твоих умерших друзьях, о таких же немощных, греховных, как ты.

И снова пред тобой открывается великая благодатная возможность объединиться с этими сущностями через благодатное посредство Святой Православной Церкви.

О как много здесь дает эта последняя человеческой душе!

Прежде всего здесь Святая Церковь,– на основании слов Божественного Спасителя мира, Который говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же, кто скажет на Духа Святого не простится ему ни в чем веке, ни в будущем216, устанавливающих радостное понятие, что многие грехи могут быть прощены человеку и в будущей жизни,– Сама оказывает помощь Своими за этих грешников молитвами, благотворением и особенно приношением бескровной жертвы, помогая им очищаться от грехов в загробной жизни и испрашивая прощения им.

В послании восточных патриархов о Православной вере говорится следующее: «Души людей, впавших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и к ближним, что Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным, – нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказание, не лишаясь, впрочем надежды облегчения от них (член 17).

Таким образом, молитва Церкви, молитвы родственников, близких, друзей, и знакомых могут облегчить участь каждого из загробных страдальцев за свои грехи.

Но помимо такого утешения о отрады, которые вносятся в потустороннюю жизнь близких нам людей, как много светлых мгновений дает нам Святая Церковь, когда мы приходим для совершения молитвы о наших отошедших близких сродниках.

Кто не испытал удивительную отраду и умиротворение в те святые моменты, когда, при курении ладана, раздается тихое трогательное, и как-то там, в глубине психической дали молящегося развертывающееся в нечто широкое, необъятное, не имеющее ни начала, ни конца, «Со святыми упокой».

Или как много говорит нашей душе панихидное песнопение: «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, яко же повелел еси, Создавый мя и рекый ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуйя».

Или какую мелодию успокоения, какую отраду хотя иногда при обильных слезах приносят скорбной душе молящегося слова священнослужителя «Упокой, Боже, раба твоего и учини его в раи, идеже лица святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила, усопшего раба Твоего упокой, презирая его вся прегрешения».

В вашей больной, исстрадавшейся душе чувствуется, что вот все эти дорогие, близкие, вам существа сейчас здесь около вас, видят ваши рыдания, слышат вашу молитву о них, и благословляют вас.

Я никогда не забуду трогательное видение, рассказанное мне одним из недавно окончивших сове земное странствование, великим иноком-подвижником.

…"В тот вечер, после всенощного бдения, начали служить панихиду. Я знал, что в храме должна остаться часть молящихся для служения этой панихиды, но, конечно, не все, кто были за всенощной.

Каково же было мое удивление, когда случайно оглянувшись, я увидел, что почти весь храм был переполнен народом. Даже, казалось, народу было значительно больше, чем за всенощной. И так как мне показалось, что было много новых лиц, которых не только этот раз, но и вообще я никогда не видал в храме, я стал всматриваться в эти лица и был страшно поражен; я различил две группы присутствующих; одну – состоящую из реальных живых людей, а другую – из теней. Мой взор был прикован к этому невиданному для меня зрелищу, и вот что увидел я дальше: по мере того, как читали имена в поданных на эту панихиду священнослужителям записках, то, по произнесении каждого имени, из группы теней выходило то одно, то другое лицо и направлялось к тем из реальных сущностей, кто подавал читаемую записку и становилось около них.

При этом я наблюдал такие трогательные эпизоды например, при произношении какого-нибудь наиболее употребительного имени, например, Мария, из группы сразу выходило пять, шесть человек, и одна из них, как будто после некоторого колебания, затруднения, подходила к молящейся за не душе, а остальные возвращались обратно.

И все это длилось в течение всего панихидного пения, а затем, когда священник произнес отпуск и кончал его словами: «души от нас придставшихся рабов Своих в селениях праведных учинить, в недрех Авраама упокоит, и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко благ и Человеколюбец. Аминь», – в это время дивное видение исчезло"…

Но не будем останавливаться на этом повествовании, которое каждый может перетолковать по-своему, а обратим внимание на один каждому верующему человеку общеизвестный факт:

Как легко и спокойно делаем каждой скорбной душе, после горячей молитвы на панихидном богослужении.

Как меняется мучительная скорбь, почти отчаяние на более спокойное, как-то особенно примиряющее, уравновешивающее, хотя и грустное состояние.

Как будто повидался, побеседовал с дорогим покойничком.

Как будто обменялся с ним заветными мечтами, своими думами и заботами.

Как будто нежная рука друга, нежно обласкала тебя, горячо облобызала.

И если вспомнить какая неисчислимая масса скорбных людей сживалась, сроднялась с незаменимыми утратами даже при таких глубоко чувствующих натурах, – которые были готовы сами уйти сейчас же за отошедшим в иной мир, – примирялись и сживалась с этим только, благодаря частным поминовениям усопших, только благодаря частым панихидам по них, – то будет понятно, как неизмеримо много дает нам и в этом случае Святая Православная Церковь.

И нет при этом никаких сомнений, никакой невыясненности, нет никакой боли души, нет никакой опасности этой душе, как это присуще находящимся в спиритизме.

И чувствуется над всем этим благодатное веяние Святой Православной Церкви, и могущественное Божие благословение.

И полнота во всем.

Теперь мне могут поставить еще один последний вопрос.

Ну а раз существуют духи, раз хотя бы с Божьего благословения самостоятельно появляются на земле души умерших, как должен относиться к такому явлению каждый обыкновенный человек, если оно произойдет перед ним?

В виду того коварства, которое проявляет по отношению к человечеству злой дух; в виду тех самых разнообразных форм его обмана, обольщения, или так называемой «прелести», отцы Церкви рекомендуют, даже не смотреть на эти явления, закрывает глаза, осенять себя крестным знамением и, если видения будут носить образ ангелов Божиих, дивных святых, со смирением говорить самому себе: «это не мне, я недостоин этого».

Если же эти явления будут принимать более настоятельный характер, у нас для этого существует лучшее указание, – это примеры, завещанные нам Божественным Словом.

Посмотрите, как мудро вырешил неоднократный призыв Самуил, когда слышал голос Господа, зовущего его к себе. Он обратился за советом к своему первосвященнику Илии217. И Илий указал ему, как поступить.

Точно так же должен поступить каждый в вышеуказанном случае.

Обратись к своему духовному отцу, убеленному духовным опытом старцу, священнослужителю и проси их руководства.

Если такое лицо находится от тебя на некотором расстоянии, напиши ему письмо.

Но…без руководства Церкви не делай в этом направлении ни одного шага.

Помни одно, что если это от Господа, то Он, Справедливый и знающий сердце каждого человека, по вере твоей, не смотря ни на какие меры твоей личной предосторожности, откроет тебе Свою волю.

Если же это от духа тьмы, от дьявола, он мгновенно оставит тебя.

Наконец, самый верный и самый правильный способ держать себя всегда под ограждающей силой Божественной благодати: пусть каждый поставит себе за правило ежедневно, если можно, то даже по несколько раз в день читать Святое Слово Божие.

Памятуя великие слова Господа, сказанные Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано, тогда будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно218.

Это занятие даст тебе все.

В нем ты найдешь и утешение в скорбях, в нем ты почерпнешь и мудрые советы.

В нем ты не запутаешься в жизни; не запутаешься в путях злых антихристианских учений.

С ним ты избегнешь всякого искательства сатаны.

С ним ты постигнешь: смысл и счастье земной жизни, и небесные блага.

Только воспринимай его с глубокой детской верой, не пытайся перетолковывать его, а иди с ним под руководством Святой Православной Церкви.

Ближе держись ее чудных храмов Божиих; св. иноческих обителей, дивных святынь, мощей угодников Божиих, чудотворных икон, Святого Животворящего Креста Господня, Богослужений и Таинств и– Господь ни на одно мгновение не попустит к тебе злобного духа тьмы.

Всмотрись внимательно в жизнь и убедись, – кто попал в объятие того или другого сатанинского ухаба? Кто сделался жертвой того или другого тонкого искушения? Кто сделался предметом обмана той или другой злобной силы; того или другого отрицательного положения жизни?

Только лишь тот, кто отошел от Господа нашего Иисуса Христа, от Его Божественного Слова, от Пречистой Богоматери, от святых праведных Угодников Божиих и от Святой Церкви.

Или кто отходит понемногу сначала от Церкви; потом от святынь; потом от Слова Божия, потом от своей веры в Бога и, наконец, уже от всего.

И попадает в безцерковность.

От Бога – на служение сатане.

Да оно иначе и быть не может: в мире только лишь два пути: к Господу или к Его врагу, сатане.

А так как душа сама по себе не может жить без Бога и без веры, вот и выдвигаются для таковых на арену бесцерковной жизни суррогаты истинной веры и религии:

Спиритизм, оккультизм и теософия.

Вот поэтому то всякое уклонение от Господа неминуемо и приводит уклонившегося к Его врагу.

И это не фразы.

Это живая правда.

Факт.

Подтверждением которого в числе многих, очень многих, могу служить и я, бывший спирит, бывший носитель и апостол этого учения.

И бывший на краю гибели.

А теперь стремящийся только лишь к одному, чтобы весь остаток моих дней был одним сплошным предупреждением, одной сплошной проповедью, одним сплошным криком, призывам обращенного ко всем: «Берегитесь спиритизма, если желаете спасти себя от вечного страшного проклятия, прежде всего здесь, а затем в последний день страшного суда, там!

Уходите, бегите от него, если вы уже попали в его пагубные сети.

И идите под покров Святой благодатной Церкви.

С детским доверием, с христианским смирением и с великой любовью.

Не пропускайте момента.

Пока не создалось в сердце сатанинского упорства, – чрезвычайно обычного, среди уклоняющихся от Божественной святой правды, явления.

Тогда будет трудно победить себя.

Ныне, сейчас же решайте.

Не откладывайте.

Помните, может прийти сейчас же смертный час.

И вы погибнете.

Может никогда не вернуться этот момент святого призыва к правде.

Решайте теперь: Оставаться ли здесь в тине этого дьявольского учения и получить проклятие?

Или бросить все, устремиться всеми силами души к Господу Богу, к Святой Христовой Церкви.

И еще здесь получить благословение.

Не медлите»!..

* * *

Я кончил.

Очень прошу дорогого читателя извинить меня за то, что я отнял у него много времени.

За то, что я дал ему очень много бессистемного материала.

Несколько раз повторялся, возвращаясь к одному и тому же предмету.

Но если он сумеет ближе подойти к моей душе, к душе человека, который, не отрешившись еще от минувшего ужаса, торопится как можно скорей и как можно полнее в возможно короткое время передать все ужасы только что отошедшего от него тяжелого переживания, – он поймет меня.

Само собой разумеется, чрезвычайно трудно рассказать все, что прошло на протяжении почти трех десятков лет, хотя каждый день из пережитого представляет интересную страницу во всей этой большой жизненной драме.

Знаете, как человек, вырвавшийся от шайки разбойников большой дороги, на бегу спешит, как можно обстоятельнее в возможно короткое время предупредить каждого встречного, идущего туда, откуда он убегает, возможно полнее, возможно ярче оттенить ужасы, лежащие на этом пути…торопится, сбивается с мысли; возвращается к старому, повторяется…, так и я.

Мной руководило только лишь одно желание, чтобы в виду все более и более расширяющегося увлечения современного человечества спиритизмом, оккультизмом, теософией, по возможности оградить последнее от безотчетного, слепого доверия к этому движению и понудить многие умы отнестись к нему возможно критически, хотя бы с тех немногих позиций, которые я указал в этой книге.

Если хотя одна душа задумается над этими строками, только лишь задумается, я буду считать, что моя цель достигнута.

И благодарить за это Господа Бога…

Когда я читал эти лекции, то многие упрекали меня за то, что я вдавался в подробности производства сеансов, давая, так сказать, многим доселе мало интересовавшимся этим вопросом, возможность проверить некоторые из этих опытов.

Но это меня не смущало и вот почему:

Во-первых, – эти подробности далеко не подробны. Я передаю только лишь внешнюю схему построения этих сеансов.

Во-вторых, – эти самые подробности далеко уже не представляют собой секрета: в этом направлении спиритами широко распространена самая точная и обстоятельная литература и нет книжного магазина, где бы нельзя было найти книжек по устройству спиритических и оккультных сеансов.

В- третьих, – девяносто процентов, если не больше, привлекаются в спиритизм сознанием, что в нем и через него проявляются души умерших.

И это сознание находит себе оправдание среди очень многих людей, даже глубоко верующих.

И если после прочтения моей книги, каждый, производящий спиритические опыты, будет знать и даже самолично убедится, что здесь о душах умерших не может быть и речи, а что это или естественно физиологическая сила человека, или один сплошной обман, или злая сила сатаны, влекущая за собой проклятие, то уже это само по себе может служить лучшим средством борьбы с этим злом и разоблачением его.

Ибо каждый производящий эти опыты уже знает, что здесь основной базы спиритизма, его центра, нет.

Здесь все, что хотите.

Но только не души умерших…

Я очень прошу читателя только об одном – возможно шире распространить эту книгу и дать ее прочитать возможно большему количеству лиц, в особенности увлекающимся спиритизмом.

Вне всякого сомнения, последние будут жестоко бранить меня, издеваться надо мной.

Это слава Богу.

Для меня это будет служить лучшим доказательством того, что я попал в самую цель и что кому-то из них сделалось хоть немножко больно.

А это – я знаю по личному опыту – первый шаг к тому, чтобы задуматься над своим заблуждением.

Если бы, как я об этом писал в своей книге «Тихие приюты для отдыха страдающей души», меня не стеганул особенно больно один из миссионеров Православной Церкви И. Г. Айвазов, а затем сейчас же не обласкал любовью другой великий служитель ее, архимандрит Вениамин, ныне ректор тверской духовной семинарии, указавши мне на святую Оптину Пустынь, – я вероятно, и до сих пор с повязкой слепоты блуждал бы в дебрях спиритизма и шел бы на верную гибель.

А затем, если бы из лагеря спиритов отнеслись к этому моему труду с необычайным снисхождением, то это свидетельствовало бы, что я далеко еще не докопался до того места, которое дает знать себя при такого рода раскопках.

Так что просите каждого из спиритов, хотя бы он извергал на меня самые страшные проклятия, самые невероятные клеветы, прочитать эти страницы; страницы тяжелой исповеди, мучительного раскаяния; страницы, постоянно оплакивающие свой грех, человеческой души, и молитесь за него, чтобы это чтение не прошло для него бесследно.

Но за меня лично не оскорбляйтесь

Я вполне заслуживаю все это не потому, что быть может, это порицание не заслужено мной в данный момент, но оно безусловно заслужено, и даже еще снисходительно, любовно, поразительно мало по сравнению с моим греховным прошлым, от которого я оторвался.

И каждое лишнее осуждение, и обвинение меня сколько-нибудь облегчить тяжесть моего преступления прежде всего перед Богом, затем перед Святой Церковью и наконец, перед всем человечеством.

И быть может, хотя до некоторой степени облегчить многие из моих настоящих переживаний, являющихся прямым последствием минувшего греха.

Я буду очень счастлив, если каждый, прочитавший эту книгу, настолько закрепит в своей памяти изложенное в ней с моим именем, что при каждом своим молитвенном возношении к Господу Богу лишний раз вздохнет за грешного раба Божия Владимира; а при встрече со словом спиритизм вспомнит Быкова, как автора настоящей книги, и воспроизведет в своей памяти наиболее выпуклые места из настоящего труда.

И попутно с обоими этими положениями отметит в своей душе, что я обязан своими возрождением исключительно только служителям Святой Православной Церкви, возблагодарит за нее Господа Бога и молитвенно попросит Его, дабы Он укрепил ее на благо всего мира и в особенности на благо нашей страны.

Вознес ее на ту неизмеримую высоту, с которой она как светлый маяк, да служит всем, кто сбился или только еще сбивается с истинного пути правды, с большой дороги Евангельской истины и заходит в дебри сатанинской лжи и вечной гибели.

Пусть на до скончания века, как нежная мать, сбирает под свое крыло своих иногда рассеивающихся птенцов.

С помощью своих святых ревностных служителей.

Помните – в святой Православной Христианской Церкви есть все.

Все, что нужно и для жизни тела, и для жизни и роста человеческой души.

Поэтому во всех случаях жизни будем идти только лишь к ней.

К Церкви!

Ибо на есть столп и утверждение истины.

Ибо ее и живущих в ней и с ней не одолеют врата ада.

* * *

203

Писание Иоанна Кассиана, Москва 1877 г.

213

Фес. 5:16, 17.

218

Иис. Н. 1:8.


Источник: М.: Издание Быковой Е.I., 1914. – 516 с.

Комментарии для сайта Cackle