В.П. Быков

Источник

VII. Отношение к спиритизму и медиумизму общества и сторонников спиритизма

Присматривались ли вы когда-нибудь к тому, как относятся обыкновенно люди к спиритам в нашей обыденной жизни?

Если да, то вы не могли не заметить той характерной особенности, которая невольно бросается в глаза.

На лжеца, хвастуна, прелюбодея смотрят в худшем случае с презрением, в лучшем – с сожалением или с полным безразличием.

Колдуна, знахаря – одни не пускают к себе в дом, как вредного человека; другие относятся к нему, как к ловкому обманщику, к пройдохе, к шарлатану.

На сумасшедшего, находящегося на свободе и, следовательно, на человека обезвреженного, тихого помешательства, смотрят с великой скорбью, с сожалением и даже, пожалуй, с участием.

Совсем иначе относятся к спиритам.

В большинстве случаев их боятся и в отношениях к ним соединяются все указанные выше проявления, которые резко вычерчиваются и к лжецу, и к прелюбодею, и к колдуну, и к сумасшедшему, с той только невыгодной разницей для первых, т. е. для спиритов, что в то время, как ко всем остальным эти отношения ярко очерчены, определенно, и каждый из обыкновенных людей может их учесть, может им дать определенное название, определенную окраску; словом, каждый может сказать сам себе, что он знает, – с кем имеет дело.

По отношению же к спиритам этой ясности в отношениях нет.

У каждого столкнувшегося с таким типом является только лишь одна определенная мысль: «э, да как бы подальше от него!. Бог его знает, какой-то странный человек, не то обманет, не то укусит».

И все так или иначе в своих отношениях со спиритами держатся большой осторожности.

Это само по себе свидетельствует о той невидимой, но чувствуемой роковой печати, которая накладывается на каждую душу, отдавшуюся этому преступному учению.

Быть может, некоторые спросят, чем вызывается такая исключительная боязнь, осторожность к спиритам?

Да все тем же, чем отличается весь спиритизм во всем его объеме: смешанностью обмана с истиной; поразительной спутанностью идей, понятий, представлений; невозможностью разобраться, как в самом учении, так и в его носителях, – где начинается одно и где кончается другое.

Где ложь, где обман.

Где правда и где истина.

Где кончается сфера человеческой земной деятельности и начинается работа духов, – потусторонних сущностей?

Не имеешь возможности разобраться, – с кем в данный момент ты имеешь дело: с определенным индивидуумом, с отвечающей за саму себя правоспособной нормальной личностью, или с духом кого-либо из отошедших в иной мир?

С человеком в нормальном его состоянии, или в трансцедентальном?

И наконец, можно быть уверенным или нет, – что этот человек в деловых отношениях понимает вас, слышит?

Можете быть вы уверены, что он все это сделает, запомнит, исполнит?

Тем более, что биография каждого спирита чрезвычайно определена.

Автор маленькой, но очень интересной книжки: «Спиритизм, как яд интеллекта». Серапион Волкович, вполне основательно и резонно выступивший в 1908 году против апостолов русского спиритизма, где между прочим, вполне по заслугам изобличает и меня, чрезвычайно правдиво охарактеризовал в двенадцати спиритических типах всех довольно известных спиритов и спириток.

Эта характеристика стоит того, чтобы ее привести здесь.

1) Девица В. – Прислуга. Истерична. Служила у спиритки. – Участвовала в сеансах, как трансирующий медиум. Начались «одержания».

По смерти хозяйки поступила к спириту. Сеансировала. Присоединилась постоянная запутанность мысли. Перешла к другой спиритке. Сеансировала. Присоединились буйные припадки (уже без всякого «транса», вне сеансов) и крайняя лживость.

Уехала на родину в деревню и отдохнула. Поступила к 3-ей даме спиритке.

Ушла от нее, ибо «повихнулась», по-видимому, окончательно. По крайней мере, доставленное мне и лежащее передо мной письмо ее – письмо сумасшедшей.

2) Н. – Культурный ремесленник. Нервозен по натуре. Сеансировал в двух кружках, как трансирующий медиум. Нервное состояние усилилось до бессонницы, ночных страхов, боязни темной комнаты и проч. Под влиянием советов, бросил сеансы и лечился внушением. Поправился и вновь сеансировал. Дошел до часовых бесед с «духами» в своей комнате, в бодрствующем состоянии. «Духи» стали являться в разное время, вполне материализованные и не хотели уходить ни за что.

По советам добрых знакомых, бросил сеансы, опять лечился и поправился, но – крайняя нервозность и пассивность остались.

3) Т. – Фабрикант. Короткое время «работал» на спиритических сеансах (только как участник). Впал в невроз: страх пустой комнаты, даже и днем; бессонница; запутанность идей. Бросил сеансы и лечился внушением. Поправился, но сеансов боится и о них даже избегает говорить.

4) Ш. – Фабрикант. Недолго сеансировал. Читал спиритические журналы. Впал в нервоз и бросил сеансы. Острое неровное состояние прошло, но остался панический страх даже к тем домам, где были сеансы.

5) Л. – Интеллигентный купец. Много сеансировал. Впал в мистическое писательство и в стремление к «магизму». Сеансы был вынужден почти остановить, но здоровье окончательно расшаталось.

6) С. – Много, как любитель, занимался практическим спиритизмом…Явилась запутанность идей и стремление к уклонениям от истины. Сделался «профессионалом». Явились признаки нарождающейся mania grndiosa (мистические ордена, черная и белая магия, небывалые по грандиозности сеансы и проч.).

7) Б. – Бухгалтер. Давно уже занялся спиритизмом. Расстроил дела. Бросил службу. Впал в религиозные крайности. Усилил число сеансов. Впал в мистическое писательство и запутанность идей. Сделался «профессионалом» спиритизма. Присоединились жажда наживы, корыстолюбия, религиозная и партийная нетерпимость.

8) С. – Интеллигентная дама. После первых же «присестов» развилось неровное раздражение и нетерпимость. Много сеансировала. Развился экстаз и «дар прорицаний». Нервоз обострился и грозит психике.

9) Ч. – Конторский служащий. Занялся сеансами. Впал в жажду славы. Стал печатать свои «труды». Удвоил свою спиритическую «работу». Впал в нетерпимость, самообожание и болезненную гордость. Грозят обострения.

10) А. – Помещица. Давно занимается спиритизмом. Последствия разнообразные. Действительную жизнь игнорирует Ночи без сна... Идеи мессианства: лечить, советовать, регулировать (и не всегда удачно…) чужие семейные вопросы. Чередование «экстаза» с полным упадком физических сил и психики.

11) Т. – Помещик. Занялся усердно спиритизмом и…начал изобретать perpetuum mobile…

12) К. – Писательница. Подпала под влияние мистических спиритов и занялась усердно спиритизмом. Из глубоко-разумной и тонко чувствующей женщины постепенно превращается в одностороннюю и фанатичную, полную нетерпимости и партийности, приверженцу некоторой, – самообожания и гордости преисполненной, – спиритической «кучки».

Из приведенного видно, что все эти несчастные обладают одними и теми же общими чертами, которые инстинктивно предугадывает всякий «не спирит» и чурается этих полулюдей, полудухов, полубольных, полунормальных людей гораздо больше, чем повторяю, ярко очерченных порочных людей и уже констатированных сумасшедших.

Такова форма отношения к спиритам людей, незнающих, что такое спиритизм и какова его сущность.

Но нужно ли говорить, – каково отношение к этим людям тех, кто знает спиритизм, кто хотя немного окунулся в него и кому удалось, не утрачивая своей сознательной воли, ближе познакомиться с ним и с его конечной целью.

О такие люди бегут от спиритов и спиритизма за много верст в сторону, опасаясь заразить от них и себя и в особенности свои семьи.

Вот, очевидно, почему в западной Европе, в Америке, в Австралии и даже в Японии увлекаются спиритизмом только лишь или женщины, или люди, живущие на ренты и доходы.

Укажу несколько примеров отношения общественной жизни к спиритам в других государствах.

Решительно во всех странах света, кроме, к сожалению, нашей России, заведомо известных спиритов не принимают на службу ни в какие учреждения, ни в частные, ни тем более в государственные.

Мало этого, я знаю нотариусов в С. Франциско в Америке и в Германии, которые без соблюдения исключительных формальностей, в виде свидетелей, не заключали гражданских сделок с лицами заведомо известными, как спиритами.

Ни одно финансовое учреждение всех стран света ни на какие должности не принимает к себе спиритов.

Достаточно сказать, что в «свободной Франции» тщательно скрывают свою принадлежность к спиритическим организациям, о чем даже возбуждался спиритами вопрос на всемирном съезде спиритов в Брюсселе в 1910 г. – и было выражено пожелание, чтобы каждый из носителей «великого учения духов» старался всеми силами высоко поднимать свое знамя, дабы «наконец поднять престиж этого великого учения на нашей земле».

Мы даже наблюдали, как тщательно скрывали свою принадлежность к спиритическим организациям лица, принадлежащие к кворуму президиума указанного выше спиритического съезда.

А когда мы попали в один из видных спиритических кружков в Париже и увидали, – в каком находится он помещении, как обставлен, – нам было совестно за французских спиритов.

В Германии, среди полицейских органов, в течение многих лет существует конфиденциальное предписание: следить за всяким объявившимся спиритом: не медиум ли он?

Так как немцы давным-давно этот почетный титул «великих избранников духов» ассимилируют с первоклассными мошенниками.

В Англии, равно как и в Австралии мнение немцев, приведенное выше, о медиумах – в некоторых случаях, а о спиритах – вообще, уступает приравниванию их к пустым ящикам, в которые может входить всякий, и которыми может распоряжаться тот, «у кого есть руки».

В Америке спиритов рассматривают, как людей беспринципных и с больное волей.

Несколько лет назад в одном из уголовных процессов в Соединенных Штатах подсудимый, для облегчения своей участи, заявил, что он был спиритом. Это послужило поводом к тому, что обвиняемого, вместо определенного срока наказания в тюремном заключении, приговорили к пожизненному заключению в сумасшедший дом.

Американцы говорят: «спиритизм нами не терпим, потому что он превращает людей в автоматы, которых может поворачивать каждый то в сторону законности, то в сторону преступности».

В Японии существует декрет покойного микадо, по которому никто «из духоведцев», – такое название там получили спириты, – не может иметь места в общественных, а тем более в государственных учреждениях, как люди, «потерявшие способность отличать добро от зла, долг от преступления».

Отрадным исключением для спиритов пока представляется наше отечество.

И каковы результаты этого явления мы видим в приведенных в предыдущей главе письмах, в особенности г. С. Г-на.

Думаю, совершенно прав одни из известных мне крупных военных чинов нашей армии, которые недавно в одной части бесед заявил, что, «если это зло проникнет в войска любого государства, довольно пяти лет, чтобы самая лучшая армия превратилась в склад порожних ящиков, как говорят англичане».

Вероятно, поэтому в немецкой армии увлечение спиритизмом влечет за собой самые строгие дисциплинарные взыскания, включая исключение из армии…

«Но все это говорит человек, ставший на враждебную позицию к спиритизму», – скажет мой уважаемый читатель.

Но вот в том-то и дело, что нет.

Не только антиспириты, враги спиритизма, священники, миссионеры, но и целый ряд имен из группы сродных с спиритизмом учений, и даже самих спиритов, как раз подтверждают мои слова.

Посмотрите, что говорят оккультисты, сами спириты, и теософы о спиритизме.

Перед нами текстуальная справка наиболее выдающихся авторитетов в этой области знаний, и вот что они говорят:

1) Элифас Леви. – Этот солидный и беспристрастный исследователь, – обновитель оккультизма в современном его виде, – жил с 1810 по 1875год.

Одно из его капитальных сочинений – La grande arcane (Paris 1898). Там на стр. 79, он говорит…«Всякое высказывание какой-либо неизвестной нам и чуждой духовной сущности, – существование которой для нас необъяснимо, – стремящейся дать нам свое направление, взамен нашего разума и нашей свободной воли, – может быть рассматриваемо только как интеллектуальное самоубийство, ибо это – первый призыв к безумию. Все что предает волю в распоряжение таинственных сил, – сто пробуждает в нас иные голоса, кроме совести и разума, – относится к области сумасшествия».

Та же мысль много раз встречается и в других трудах Э. Леви, но, полагаю, что и приведенная выдержка достаточно уясняет его точку зрения.

2) Неизвестный автор (англичанин) «Света Египта», сочинения, признанного классическим по вопросам высшего оккультизма, говорит: (русск. перевод изд. 1905 г., стр 96).

…»Необходимое условие всякого транса или физич. медиумичности заключается в «пассивности», и могущество или сила медиумичности какого-нибудь лица находится в строгой пропорции относительно достигнутой пассивности. …Главный опасный пункт в этих формах медиумичности – разрушение индивидуальности. Эти формы медиумичности могут быть достигнуты только в пассивном состоянии, но процесс развития ее сопровождается потерей воли, которой бедный медиум обладал вначале.

Это разрушение воли (подчинение духовным интеллектам, как это называют спириты) есть величайшее несчастье медиумизма. Управляющая сила может исходить от всякого существа, или от всякого рода существ, сообразно условиям и обстоятельствам.

Какой-нибудь сильный медиум появляется на публичной платформе; о нем говорят, что он находится под управлением духа, а между тем – в девяти случаях их десяти – это есть только психическое влияние аудитории, которое, концентрируясь на восприимчивом организме медиума, производит то особенное полумагнетическое состояние, которое известно под именем транса. И речь по-видимому, вдохновенная, на самом деле не более, как воспроизведение мыслей большинства участников сеанса. Правоверный спирит будет принимать такую речь, как действительное вдохновение, поучаемое медиумом из мира духов, – прошедшего человечества. Но спириты должны бы знать, что если медиум может быть управляем духом, то также может быть управляем и живой личностью. Кроме того, они не должны бы упускать из вида того обстоятельства, что публичная платформа (сцена) есть наименее пригодный центр для сосредоточения возвышенных влияний, исходящих от развитых человеческих душ».

Далее (там же стр. 104) этот автор перечисляя разряды духовных элементов, воздействующих на участников спиритических сеансов, пишет: …"Человеческие элементеры152, ставшие бесплотными. Этот план состоит из животных душ развратных и злых смертных, которые, погрузясь на план низший человеческого, произвели таким образом разделение между божественной душой и сознательной индивидуальностью. …Этот класс – суть истинные магнетические вампиры153, удлиняющие свое преступное существование, высасывая кровь своих живых медиумических жертв. Они принимают всевозможные имена. Их единственная цель сделать медиумов совершенно безнравственными и погрузить их во все виды разврата.

Главная характерная черта человеческого элементера – одержание.

…Бесполезно прибавлять, что эти вампиры суть враги всего того, что есть «добро и здоровье».

Обратимся теперь к сочинениям другого современного нам исследователя, широко известного в Западной Европе, автора многих сочинений по истории и теории оккультизма.

3) Станислав Гюайта. (1861–1897 г.), француз, президент ордена Розенкрейцеров.

Одно из капитальных сочинений его «La clef de la magie noire. (Paris 1897). На стр. 185 он говорит: …«Медиумы, в большинстве случаев, слабы здоровьем…Они совершают жизненный путь свой преследуемые, одержимые, часто – поедаемые живьем лярвами154; они (лярвы) приобретают плотность только тогда, когда истощают медиумов, так как у них то они и занимают нужную им пластическую субстанцию, без которой они не могут проявляться и быть ощутимыми.

…Образуя, так сказать, столько вампирических наслоений в эфирной сфере человека, которую они наполняют, они живут за счет его жизни; кажущаяся их осмысленность, которую они проявляют в редких случаях, ничем иным не может быть, как бледным отражением мысли самого человека».

Далее автор (там же, стр. 556–557) говорит: …»Мы хотим разъяснить по этому поводу кое-что из наиболее таинственного, и в то же время, наименее известного – ответ на многие вопросные пункты.

Множество сильных страстей, бурных и тяжелых чувств, – особенно же – моральное страдание, физическая боль, страх и т. д., – ведут за собой непосредственно, у того, кто всему этому подвержен, общую экстериоризацию и потерю жизненного флюида.

Нервная сила тогда вытекает как кровь из раны. Жизнь не защищается более, она легко может быть взята. Понятно, что может произойти в результате; духовный бандитизм.

…Обитатели астральных сфер, для проявления на физическом плане, нуждаются в нервной силе (человека) и страх, который они внушают, сознательно или инстинктивно, – верное средство чтобы похищать ее у первого встречного.

…На сеансах медиумов – материализаторов ощущение холода, – испытываемое присутствующими, – есть следствие потери нервной силы, которую дух и поглощает с жадностью».

4). Папюс (д-р Энкос), – деятельный оккультист настоящего времени, один из главных двигателей ордена Мартинистов в Париже, издатель журнала «Lininiation» и автор многих специальных сочинений по оккультизму, – высказывается так же вполне определенно по настоящему вопросу:

В своем: «Traite elementaire de science occult» (Париж, 1903 г) на стр. 472–473, он говорит, разбирая взаимоотношения оккультизма и спиритизма: «…Оккультизм, если он и допускает в значительной мере существование «духов», – ограничивает их поле действия весьма малым количеством феноменов, – которые широко приписываются духам спиритами. На самом деле, если некоторые из этих явлений действительно производятся при участии невидимых существ, то наибольшая их часть – есть результат других влияний, исходящих от медиумов и остальных присутствующих (экстериоризация, действие ментальной энергии, образование коллективных сил и проч.).

…Спиритические кружки стремятся развивать медиумичность у своих сторонников, тогда как оккультизм приглашает своих учеников никогда не впадать в пассивность».

5). Е. П. Блаватская, основательница первых теософических обществ в Английской Индии и в Англии, в одном из своих капитальнейших трудов по теории оккультизма «Isis unveile» проводит ту же мысль, что и цитированный выше Папюс: «…Медиум – противоположность адепта оккультизма. Медиум – пассивная игрушка посторонних влияний; адепт же – активно влияет и на самого себя, и на все низшие, сравнительно с ним силы».

6). Charles Lancelin, известный современный историограф оккультизма в своем «Le tarnaire magique de satan» (Париж 1905) говорит следующее: «… (Стр. 159) Каждый кто присутствовал на сеансе практического психизма, мог убедиться в действительности одного факта: это-то, что у медиума всегда наблюдается потеря сил».

…Медиум подпадает под власть дурного существа, злоупотребляющего телесными силами подпавшего под его власть. … (Стр. 168) Проявляющееся существо затем не только поглощает силы медиума, – ассимилируя их, чтобы жить своей собственной жизнью, – но еще употребляет из с весьма дурными целями.

Механизм этого процесса всегда один и тот же: экстериоризация нервной силы подпавшего под влияние и утилизация этой силы со стороны проявляющегося существа; оно поглощает ее в таком количестве, что экспериментатор, под влиянием этой сторонней воли становится истинным ее рабом: его самосознание обезличено на все время опыта, и он, под давлением своего временного повелителя, превращается в слепую машину в руках механика.

(Стр. 176) …С моей стороны, я пожелал присутствовать на первом психическом вызывании только после многих лет изучения всех этих смущающих тем, когда я стал вполне уверен в моей воле и в моих силах.

(Стр.184) …Так же обстоит с элементалями…все они стремятся к жизни; когда им представляются средства к тому и это становится им возможным, они бросаются, как голодные собаки на пищу, чтобы воспользоваться этими средствами и использовать их; напрасно было бы защищаться от их сил и пытаться вырвать у них намеченную ими жертву. Очевидно, они охотно отвечают на большинство вызовов, чтобы ассимилироваться с жизнью, предлагаемой сеансирующим, думающим, что он имеет дела с кем-либо из отошедшего человечества.»

7). Поль Жибье, доктор медицины, натуралист при Музее естественной истории в Париже; имеет высшую награду (Почетный Легион) за научные труды. Спирит.

Этот автор в своей книге «Lanalise des choses» (стр. 190–198) рассказывает о лично им пережитом случае, когда трансирующий медиум, во время спиритического сеанса, находясь под влиянием неизвестных темных сил, едва не убил его; единственное что спасло Д-ра Жибье были – его развитое самообладание и знание законов психического сопротивления.

Свое обстоятельное и подробное описание этого сеанса он заканчивает словами: «…Из сказанного видно, что опытные психические изыскания – дело рискованное для исследователей; очень ошибается тот, кто делает из этого забаву».

В другом месте (там же на стр. 185) д-р Жибье говорит о спиритических сеансах: «…Вы никогда не властны в смысле появления на сеансе желаемых сил, и когда медиум, став пассивным, не может воспрепятствовать истечению своей динамической энергии (сила, жизненный флюид спиритов), любая злая внешняя сила, – привлеченная известными магнетическими влияниями низшего порядка, – любое «ляврическое», как зовут из оккультисты, – существо может захватить его в свою власть и причинить неисправимое зло»).

8). П. Седир, – один из ученейших французских оккультистов и знаток индусского эзотеризма, в сочинении своем Les miroirs Magiques» (русск. перевод, издания Запрягаева 1907 г.), говоря (Введение, стр. 30) о практической магии (к ней, конечно относится, по существу своему и спиритизм), автор так объясняет цели своей книги: «…дать возможность читателю избрать меньше из зол. Дело в том, что я никому на свете не советую производить какие-бы то ни было опыты практической магии. Излагать причины этого здесь не место. Для желающих же, во что бы то ни стало, производить подобные эксперименты – я даю здесь способ сознательно посещать астральный план, с наименьшей для себя опасностью, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство, не подвергаясь слишком большому риску».

9). Браман Чаттерджи, ученый индус, читавший лекции в Брюсселе в 1898 г. Лекции эти, озаглавленные «Сокровенная религиозная философия Индии» (в переводе Е. П., изд. 1906 г.), содержат также характерные указания на то, как индийский оккультизм смотрит на пути сношения с потусторонним миром и на спиритические сеансы.

(Стр. 106–107) «…Ученый эгоист бесконечно далек от истины, тогда как простой человек, не имеющий возможности читать, но выполняющий весь свой долг, не думая о себе, может оказаться на самом пороге Божественности. Необходимо проникнуться этой идеей и твердо осуществлять ее в жизни. Это первый шаг для желающего лично проверить высокие учения индусских философов. Кто не расположен мужественно выполнить это решение, для того всякие потусторонние знания окажутся бесполезными.

(Стр.96) «…Если вы хотите сами проверить реальность потустороннего мира, нужно развить ваше сознание, перенести его в высшие начала вашей столь сложной природы; а для этого необходимо, оставаясь в полной мере деятельными, очиститься от всякой тени эгоизма. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», сказал ваш Учитель. Это истина, не следует даже пытаться идти в этом направлении, пока не достигнуто «очищение». Это необходимость, на которой я должен настаивать, хотя бы мне пришлось сто раз повторять одно и то же. Я всюду встречаю людей, которые желают видеть явления потусторонние, убедиться – как в осязаемой действительности – в трансцендентных истинах вселенной. Но мне кажется, они воображают достигнуть этого какими-нибудь таинственными приемами.

Какое вредное заблуждение! Без предварительного очищения невозможно прийти в соприкосновение с высшими сферами природы.

Впрочем, я должен сделать оговорку: можно до известной степени, войти в общение с астральным миром; но этого может достигнуть и любой шарлатан. С такими психическими силами вы не уйдете далеко от простого жонглера Индии, который показывает на улицах свои фокусы.

(Стр. 68–69) «…некоторые астральные существа поддерживают свою жизнь за счет спиритических медиумов, другие – за счет порочных людей, бессознательно, а иногда и сознательно одержимых; замечается, что в странах, где существует смертная казнь, преступления не только не уменьшаются, а увеличиваются.

Для обладающего астральным зрением причина такого явления вполне понятна. Он знает, что «человека нельзя убить». Казня убийцу, вы распоряжаетесь только его физическим телом; он остается живым в самых низших сферах невидимого мира, со всей своей ненавистью и со всеми своими страстями. Он делается опасным более, чем в своей тюрьме. Когда он выл заключен, он мог влиять на других только силой своих дурных мыслей, теперь он освобожден не только из тюрьмы, но даже и из своего физического тела. С быстротой мысли он переносится из одного места в другое, овладевая дурной волей, направляя к преступлению тех, которые питают мысли ненависти или мщения. Следовательно, истребляя преступников, вы этим только увеличиваете число преступлений.

Возьмем этот случай, когда более или менее дурным существам из астрального мира удается завладеть медиумом и через него удовлетворить в известной степени свои не утихшие земные желания. Для них – медиум представляет физическую точку опоры, он дает им возможность привести в движение новые количества энергии в их астральных телах. Представим себе астральное существо, одолеваемое сильным желанием напиться. За неимением физического проводника, способного удовлетворить его, при нормальном ходе вещей, это желание должно бы постепенно угаснуть, конечно, не без мучения для бесплотного существа. Очищенное страданием, оно продолжало бы свое тело в качестве физического проводника, бесплотное существо воспользуется им, чтобы удовлетворить свою порочную потребность и успокоить свое мучение; оно заставит медиума пить, а само только продлить свои страдания; двойное бедствие».

10). Jules Bois, современный нам писатель-француз, спирит, исследователь «психизма» и оккультных учений; в своем солидном критико-историческом труде «Le miracle moderne» (Paris, 1907) он обстоятельно рассматривает, между прочим, и ошибки спиритической школы. Предлагая желающим, ознакомиться подробно с его многолетними исследованиями и обратиться к этому интересному труду, мы ограничимся здесь несколькими характерными строками из него:

«…Вспомним о приключениях таких «поклонников тайны», их опасные опыты и ужасный конец.

Психические возбуждающие средства можно сравнить с возбуждающими средствами физическими.

Морфий и эфир – полезные лекарства и благотворны принятые в известной дозе, когда представляется к тому необходимость. Но тот, кто злоупотребляет ими по своему желанию, быстро расстраивает свои силы и таким образом получает самое тяжелое возмездие.

Есть сходство между злоупотребляющими эфиром и морфием и теми, кто неумеренно и без научных знаний отдается практике спиритизма.

Как всякий отравленный, он старается в смутном и пленяющем сне забыть жизнь; но он теряет там лучшую часть самого себя – мужество духа и целость самосознания».

И. Ферман, теософ, в своем труде: «Спиритизм, спиритуализм и оккультная наука», издание 1908 г. на стр. 42–46 говорит:

«…Нельзя, говоря о спиритизме, не коснуться вопроса о медиумизме. Тогда как спиритизм считает медиумичность особым даром Божьим, – оккультная наука утверждает, что люди, становясь медиумами, подвергают себя большой опасности и причиняют себе великий вред. Всякий здравомыслящий конечно согласится с тем, что нельзя считать за благо и дар Божий то, что отнимает у человека сознание и делает его рабом неизвестных ему сил. А таков именно медиумизм спиритов. Ибо каждый медиум отдает себя в руки силам ему неведомым и становится, по меньшей мере на время транса, полным их рабом и «одержимым» ими. Одержимость же величайший вред для того, кто хочет прогрессировать духовно. Цель человека развиваться духовно, заботиться о том, чтобы заложенные в него природой зародыши сил и способностей росли, расцветали, приносили плоды и сделали бы его сильным волей. Ибо только этим путем может реально осуществиться его Божественная природа.

В этом также состоит конечная цель всего сотворенного. Медиумизм же ведет как раз к противоположному результату: он ослабляет волю человека и выгоняет его из своего дома (тела), который наполняется чуждыми и нежелательными гостями (элементалями, астральными лярвами, вампирами, демонами, черными магами и т. п.). Человек, отдавшийся однажды чужому влиянию, с каждым разом, со всяким новым трансом становится восприимчивее для такого влияния и в конце концов рискует сделаться совершенно безвольным существом, которым по своему усмотрению будут понукать всевозможные неведомые силы. Прекрасной иллюстрацией для подобного печального и полного ужаса состояния может служить рассказ Ричарда Марса: «Скарабеус». То обстоятельство, что большинство спиритических медиумов с течением времени разрушаются физически и нравственно, и нередко впадают в умопомешательство, служит лучшим доказательством вреда медиумизма. Позволяем себе для иллюстрации сказанного привести один лишь пример.

В Вест. Спиритизма от 23.01.1904 года читаем сообщение магнетопата Ф. А. Фик из Майнца, в коем он рассказывает, что в августе 1902 года он получил из Михаэльсбурга, Нижней Баварии, от некоего Георга К., адрес которого он сообщает каждому, письмо следующего содержания: «Я (Георг К. из Мих.) и некоторые другие устроили спирит. сеанс, на котором один из участников, благодаря неразумному и вредному поведению, подпал под продолжительное влияние низшего «Духа». Ко мне обратились с просьбой помочь «одержимому Духом». Последний, известный всем, как честный, трезвый и работящий человек, с момента злосчастного сеанса стал буйствовать, все разбивать, кидаться зверем на людей и, против обыкновения, предаваться беспробудному пьянству (очевидно, это был дух умершего алкоголика155) завладел одержимым, чтобы удовлетворить свою страсть к вину). Будучи помещен в психиатрическую больницу, он недели через 6–8 настолько поправился, что его выписали здоровым. Но скоро после выписки болезнь снова началась с прежней силой и т. д.». Так гласит письмо Георга К., и г-н Фик, продолжая рассказ, говорит: «Посоветовавшись со своими товарищами мы решили 28 августа исследовать этот случай сообща. Результаты отдельных ясновидящих были вполне сходными и, будучи сообщены Георгу К., были им признаны верными, как относительно наружности личности, вида и одежды одержимого, так и относительно его общественного положения. Воздействовать же на больного, по обыкновению, должен был я (Ф. А. Фик), тогда как мои друзья, превосходя меня способностью ясновидения, должны были наблюдать за эффектом моего воздействия. После нескольких минут моего воздействия у больного, удаленного от нас на расстояние более 400 километров, сделалось общее судорожное состояние: зубы стиснулись, глазные яблоки перекатывались по орбитам из стороны в сторону, и все мы видели, как из его груди поднялся густой, красный дым. Тогда я стал чувствовать, что у моего удаленного пациента наступает затруднение дыхания и сердечной деятельности и почти в то же время мой Стокгольмский друг через мою «яснослышащую» крикнул мне: «Ради Бога прекратите опыт – сердце в опасности!»

Те же самые явления наблюдали участники одновременного сеанса в Михаэльсбурге, и Георг К. тотчас сообщил мне о них, раньше, чем узнал, что-либо о происшедшем от меня.

Для большей достоверности мы заранее условились описать друг другу все виденные явления тотчас после сеанса, так что письма наши, будучи отосланы одновременно, скрестились на пути. После подробного совещания и принятия всех мер предосторожности, мы решили произвести настоящее изгнание «духа» (эксорцизм) 5-го сентября. Роли были распределены так же, как и в первый раз. Началась страшная борьба, опять показался красный дым, и из тела больного выделилось странное, всеми ясновидящими виденное, отвратительное эфирное существо, которое, гонимое нашими энергическими волевыми импульсами, мало-помалу исчезало в дали. Несмотря на мой совет, в случае возврата болезни тотчас известить меня, этого, однако, при наступившим через 5 месяцев рецидиве не сделали. До этого же рецидива, полные 5 месяцев, измученный пациент был совершенно здоров и тем же трудолюбивым, трезвым человеком, каким его знали все раньше. Впоследствии он обратился к духовенству.

Этот случай ясно показывает, как опасно предоставлять себя во власть незнакомых нам сил. Из целого ряда подобных случаев, которые легко найти в соответствующей литературе, укажем лишь еще на один, сообщенный также в Вестнике Спиритизма (Zeitchr. f. Spirit 26 XII. 1903) относительно молодой девушки, пациентки д-ра Вильсона, которая в различные периоды своей жизни обнаружила не менее 12 совершенно различных характеров. Очень вероятно, что эта девушка в предыдущем своем воплощении была медиумом и потому так легко подпадала под чужое влияние.

Как бы то ни было, во всяком случае даже из беглого знакомства с литературой экспериментального спиритизма всякий вынесет впечатление, что медиумичность далеко небезопасная вещь. И невольно приходишь в изумление, видя с каким непонятным легкомыслием предается этому увлекательному занятию еле оперившаяся молодежь, в особенности представительницы прекрасного пола. Без сомнения, многим опытным спиритам хорошо известна эта великая опасность, сопряженная с медиумизмом, и они в последнее время стали принимать в этом направлении всевозможные предосторожности. Насколько, однако, предосторожности эти действительно предупреждают зло, вопрос еще не решенный. А потому всегда следует помнить, что, становясь медиумом, вступаешь на скользкий и рискованный путь. Открыв однажды доступ таинственным существам в свое внутреннее святилище, не так-то легко изгнать из, о чем красноречиво свидетельствуют дома для неизлечимых душевнобольных«…

Затем на стр. 50 Ферман продолжает:

«…Но этим одним еще не исчерпывается весь вред спиритизма; его главная язва – медиумизм, который большей частью ничто иное, как одержимость. Медиуму угрожает:

1. Вампиризм.

2. Душевная болезнь и помешательство.

3. Телесная и духовная гибель.

4. Черная магия и следующее за ней уничтожение.

А это все, конечно не малый вред, коим спиритизм оделяет человечество»…

И т. д., и т. д.

Приводя эти справки из указанных авторитетов оккультизма, спиритизма и теософии, – мы не исключали из них их основных точек зрения, несмотря на наше полное несогласие со всеми их положениями и мотивами, как чуждыми Слову Божию и учению Церкви, например, хотя бы ссылку на теорию перевоплощения в последнем авторе, И. Ферман, – но мы хотели дать в своих переводах возможно точные цитаты, дабы нас не упрекнули в желании исказить цитируемых авторитетов.

Сторонники спиритизма, быть может, и в этих справках отметят что де «большинство сказанного здесь относится «к медиумам и медиумизму».

Но само собой разумеется, это будет, во-первых, чрезвычайно несерьезная натяжка; а во-вторых, даже не говоря уже обо всем, что было написано впереди этого, и что ясно свидетельствует о том, что на каждом спиритическом сеансе, все сеансирующие являются, в большей или меньшей степени, активными помощниками медиума, и если так можно выразиться, второстепенными, второразрядными медиумами, – все спириты последовательно, методически развивают в себе медиумические свойства и рано или поздно, быть может, в очень маленьком масштабе, но они выступают медиумами.

А что медиумы являются самыми ужасными, жалкими жертвами сатанинского учения спиритизма. За это свидетельствует вся история спиритизма и вся техника спиритического деяния.

Прежде всего, как мы сказали выше, достаточно человеку, обладающему хотя бы маленькими медиумическими способностями, выступить с демонстрацией таковых на спиритическом сеансе, чтобы и духи, и люди, так крепко ухватились за него, что нужно иметь огромное мужество и энергию, чтобы вырваться из этого страшного ухаба.

Как мы видели выше, есть такая группа людей среди спиритов, которые, ради того, чтобы, по каком-то им самим неведомому капризу, желанию, удержать вас, если вы объявились медиумом на плоскости медиумизма, будут подделывать за вашей спиной феномены, симулировать всевозможные явления, так что вы сами будете думать, что действительно данное явление происходит за ваш счет. Будут всячески поддерживать ваши личные подделки, симуляции, если вы пойдете на это.

И в то же время, тонкая гордость все будет крепче и крепче привязывать вас к этому поприщу.

И в конце концов, сатана с сонмом своих клевретов, навсегда засосет вас в беспощадную тину адской гибели.

В моих руках в данное время имеется несколько психологических автобиографий бывших медиумов, – быть может Господь благословит, я их когда-нибудь выпущу в свет, – и достаточно только просмотреть те страницы этих документов души, в которых попавший в вышеуказанные тенеты медиум описывает муки своей души после того сеанса, где он прекрасно знает и помнит, допустил одну маленькую подделку, которая увлекла в спиритизм трех новых членов, чтобы понять весь трагизм этих несчастных людей.

Он в исступлении плачет, ломает руки, молится, дает клятву прикончить это дьявольское дело.

Но вот наступает роковой вторник, – сеансовый день. Он уже с утра чувствует, что его опять тянет туда. Его голова охвачена каким-то новым водоворотом мыслей. Миллионы положений утверждают его в том, что он не погубил, а спас трех этих вновь пришедших в спиритический кружок людей быть может от неминуемой гибели.

Сам не замечая того, он наконец, сживается с этой мыслью.

Вот он переродился сам в себе. Лицо горит, мысли приподняты.

Голова начинает работать уже в другом направлении. Какой трюк изобрести сегодня.

Больше, как можно больше трюков, чтобы, если не удастся один, удался другой, не удастся другой, вышел бы третий.

Он не пьет, не ест. Волнуется, предвкушая наступающий сеанс. Наконец, берет с собой нафосфорицированные перчатки, маленький электрический фонарик, смачивает руки уксусом, чтобы удачнее производить типтологические феномены, и идет.

Вот он на сеансе. Свет потушен. Сейчас он должен обманывать всех, находящихся около него. Обманывать удачно, так, чтобы не было ни малейшей тени сомнения, и в то же время он должен следить за возможной опасностью быть открытым, быть пойманным…

А вдруг свет!

Ведь бывают такие случаи…

А вдруг кто-нибудь схватит за руку…вырвет фонарь, долженствующий инсценировать потусторонний свет?

Тогда погибло все: и вера в него, и восторги, и восхищения им, и …и, самое главное, – доброе имя…

Для этого он должен держать фонарик так, чтобы моментально спрятать его за пазуху, в рукав, в карман…

Он начинает…

Чувствует, как кровь приливает к голове и сердце усиленно и отчетливо выколачивает свое – «бум-бум».

Вдруг он ощущает, чья-то рука ловит его руку, что-то большое, большое втискивает ему в правое предплечье. Он не знает, что делать. Но в это время слышит чей-то шепот: «знаешь, Манечка, я всадила ему почти всю булавку в плечо, и он хоть бы охнул"…

Он догадался.

Но странное дело, очевидно, он на самом деле медиум: ведь он не чувствует ни малейшей боли, хотя теперь ясно припоминает, как у него хрустнули ткани при прохождении в толщу мяса булавки.

Несчастный! Ему и в голову не приходит, что эта анестезия явилась результатом страшного нервного подъема и отливом крови от периферии кожи.

А между прочим симулированные явления идут друг за другом.

Все охают, кричат от восторга, от страха и от изумления.

Но в то же время он слышит, то в слух, то шепотом говорят о таких явлениях, которые он и не думал производить. «Как будто кто-то помогает», думает он.

Наконец он видит, что его растерявшаяся аудитория исключила его из своего внимания, предоставила полную свободу его рукам.

И тут он сам себе господин. Одного хватает на нос.

Другого щелкает по голове, кого-то целует, втягивая при этом в себя холодный воздух в щеку.

Получивший неожиданную ласку, неожиданный поцелуй от леденящих губ мертвеца, шарахнулся в сторону, попал рукой в клавиатуру открытого пианино; пронеся густой звук в верхней клавише басового ключа.

Это апогей сеанса.

Одни начинают кричать: «перестать, перестать…я не могу».

Другие, немногие, не уверенно просят продолжать, но он, медиум, чувствует, что пора кончить. Прокрадывается в соседнюю комнату, протягивается во всю длину на полу, раскидывает руки в стороны и ударяет отчетливо и громко три раза в пол каблуком сапога.

Сигнал о прекращении сеанса.

Сеанс закончен.

Зажигают огни. Мебель вся перевернута, столь опрокинуть. Впечатление, что в комнате был не то пожар, не то разбойники.

– А где медиум? Где медиум?

И к удивлению всех, его находят в «глубоком трансе», на полу в соседней комнате.

– Значит его не было…он был в трансе…в другой комнате?.. Вот почему такой поразительный сеанс!

Наконец, подходят к нему, усиленно дуют ему в лицо, он вздрагивает, просыпается, соблюдая все детали трансового пробуждения.

Он доволен, сеанс удался.

Все его благодарят, все им восторгаются. Но он не может пошевельнуть без боли ни одним членом своего тела. Он весь мокрый как искупанный, от обилия испарины.

У него пульс делает 100–120 ударов в минуту. Он не может есть, не может пить.

Он весь, как разбитая кляча.

…А там дома опять упреки совести, миллион страданий.

И…на перегоне 25–32 лет заканчивается жизнь от паралича сердца, от туберкулеза легких, от психического расстройства, от самой злостной неврастении, если только последняя не приведет к пуле в лоб.

Вот обычная схема жизни – несчастны, которые в спиритизме носят название «избранников потустороннего мира» и которыми так настоятельно желают быть миллионы женщин…

Кроме многих примеров, приведенных выше, я не говорю уже о массе имен профессиональных медиумов, окончивших, в роде покойного Самбора, жизнь в ранней молодости, ибо имена из зарегистрированы в существующей спиритической литературе, я хочу указать на имена тех медиумов, которые были в известных мне кружках и отдавались этому увлечению, как любители, как дилетанты.

М. В. Эл-рт скончался от ослабленной деятельности сердца. Пишущий медиум.

И. Р. Пасынков скончался 23-х лет от туберкулеза легких. Медиум на физические феномены.

П. И. Никитин скончался, правда, от тифа, но вследствие, по свидетельству врачей, чем-то усиленно ослабленной деятельности сердца. Психофизический и говорящий медиум.

А. С. К. получил неизлечимую душевную болезнь. Говорящий медиум.

О. Н-ая 26 лет страшное нервное расстройство, напоминающее пляску святого Витта. Медиум физических феноменов.

А. Ф-ая, расстройство деятельности нервных ганглий. Говорящий и пишущий медиум.

А. Ф. Ф. полное разрушение здоровья, которое всей своей тяжестью легло на область гениталии. Всесторонний медиум.

А. К. Г. скончалась во время сеанса вследствие паралича сердца. Физический медиум.

С. Н. Н. 23 лет страшно расстроила нервную систему и, хотя с увлечением спиритизма уже покончила, но болеет до сих пор. Говорящий медиум

Я мог бы привести значительно большее число людей, но полагаю, что достаточно и этого.

Я мог бы привести значительно большее число людей, но полагаю, что достаточно и этого.

Для человека вдумчивого, добросовестно проследившего все изложенное здесь, перечувствовавшего и понявшего это разумом и сердцем, не нужно приводить этих примеров, потому что: «имеющий уши» слышит, ему не требуется доказательств, подтверждающих, что днем светит дневной свет, а ночью – наступает тьма.

Он, обладая нормальной, живой душой, во имя желания служит правде и освещать путь, по необдуманности приближающимся, к таинственно прикрытым сатаной ухабам, вместе с нами будет предупреждать их:

Берегитесь спиритизма, иначе погибнете!

* * *

152

По учению оккультистов, элементеры – души умерших низшей степени духовного развития. Элементали – духи стихийной природы, начиная от духов травки, и кончая духами бурь и вихрей.

153

Вампирами в древности назывались умершие люди, которые выходили из могил, кусали живых людей и пили их кровь. Оккультисты называют вампирами такие духовные сущности, которые похищают у людей их жизненную силу и доводят последних до полной смерти, благодаря последовательному истощению их.

154

Порочные наклонности и страсти, которые, по учению оккультистов, рождают незримые духовные сущности, носящие название «лярвов».

155

Почему не беса?


Источник: М.: Издание Быковой Е.I., 1914. – 516 с.

Комментарии для сайта Cackle