Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Состояние глаголемых старообрядцев по отделении их от церкви
священник Феодосий Воловей

Состояние глаголемых старообрядцев по отделении их от Церкви

Источник

Состояние глаголемых старообрядцев по отделении их от Церкви и до настоящего времени1

Патриарх Никон ранее собора 1654 года, на котором определено исправить книги, именно – в 1653 году, распорядился о том, чтобы для крестного знамения употребляли троеперстие, а не двуперстие, и чтобы при чтении в великом посту молитвы: «Господи и Владыко живота моего», полагать только четыре великие поклона, а прочие в пояс. По поводу сего распоряжения патриарха Никона, Павел, епископ Коломенский, и протопоп Аввакум, и попы: Даниил, Логин и Иоанн Неронов, по сказанию Денисова, «в лето 7162 (1654 г.) собрашеся написаша общее прошение на многомятежного Никона и самому всежалостно Царю подаша». Мало этого. В том же году Аввакум, протопоп, не стал и в церковь ходить, стал народ уже от церкви отделять и в сушиле у Неронова открыл свое богослужение, как сам о том к Неронову пишет: «я, грешник, помянул изгнание великого светила Златоустого и собрался с братиею о Господе в дому твоем в сушиле после тебя в первое воскресение побдети». О том же и к тому же писал еще священник казанского собора Иоанн Данилов: «Мы к Аввакуму Елеазара послали, чтобы в церковь шел, и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя во дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня де иныя церкви лучше; да и Лазарь поп уже тогда не стал в церковь ходить» (Брат. Слово, 1885 г., стр. 209–210). Понятно после этого, что протопоп Аввакум, попы Лазарь, Даниил, Логин и другие обнаружили неповиновение церковной власти, подав жалобу царю на патриарха Никона за распоряжение его о крестном знамении и о поклонах в великом посту, произвели раскол в церкви, отделились с некоторыми из своих пасомых от церкви не только до большого Московского собора 1667 года, не только во время или даже до исправления книг при патриархе Никоне, но годом раньше собора 1654 года, на котором собственно определено приступить к исправлению богослужебных книг. Знаменитое стояние за веру Соловецкого монастыря началось тоже ранее собора 1667, именно в 1657 году.

Отделившись, таким образом, ранее собора 1667 г самовольно от церкви, отлученные сим собором за упрямство от церкви и вообще порвавши всякую связь с церковью, глаголемые старообрядцы сами скоро раздробилась на две секты: беспоповцев и поповцев. Одни из глаголемых старообрядцев в Греко-Российской церкви видели воцарение антихриста, а другие считали ее толью еретическою. Первые положили начало толку беспоповцев, а вторые – толку поповцев, или вернее – беглопоповцев. Одна часть глаголемых старообрядцев, выходя из той мысли, что на земле вообще и в частности – в русской церкви – воцарился антихрист, утверждала, что прекратилась уже на земле благодать, которая улетела на небо, а вместе с нею перестало существовать и истинное священство, без которого, без сомнения, не может быть и таинств, за исключением таинства крещения и покаяния, которые могут быть совершаемы и мирянами. Появилась, таким образом, беспоповщина, которая порвала решительно всякую связь с православною церковью. Другая часть глаголемых старообрядцев, считая русскую церковь не царством антихриста, а только еретическою, утверждала, что благодать существует на земле, что, следовательно, есть на земле и истинное священство и таинства. Под влиянием этого взгляда последняя часть глаголемых старообрядцев стала принимать по разным чинам, о чем будет сказано ниже, беглых попов. Таким образом, явилась другая раскольническая секта «поповщина», или справедливее – «беглопоповщина», которая умереннее беспоповщины в своих отношениях к православной церкви. Вскоре после своего образования, как беспоповщина, так равно и беглопоповщина, удалившись от истины, раздробялись на разные секты. Сделаем краткое обозрение, прежде всего, беспоповщинских, а потом беглоповщинских сект.

1) В 1695 году дьячком Даниилом Викуловым на берегу реки Выги основан первый беспоповщинский поморский толк – Даниловский. Учение Даниловцев следующее. Антихрист духовно царствует на земле со времени патриаха Никона; посему благодать уничтожена, истинное священство перестало существовать, таинства могут быть совершаемы мирянами, троеперстие и четвероконечный крест – печать антихриста, надпись на кресте: Царь Славы, Ис. Хрис. Сын Божий, а не Iс. Н. Ц. I. В виду такого учения, Даниловцы ожидали скорой кончины мира и требовали от своих последователей строгой высоконравственной жизни, восставая на 1-х порах против брака и разводя женатых на чистое житье. Даниловцы свое теоретическое словесное учение не осуществляли в своей жизни. Так, хотя в русской церкви, по их мнению, духовно воцарился антихрист, однакож Даниловцы неособенно чуждались православных: пищу, купленную у православных, они считали чистою, требование безбрачной жизни нарушили, за царя православного – слугу антихриста – стали молиться, в особенности после комиссии Самарина, который производил расследование о том, молятся ли Выговцы за царя или нет. Появился, таким образом, первый толк среди беспоповцев – Даниловский, который только себя считает истинною церковью Христовою.

На непоследовательность, на разлад между учением и жизнью Даниловцев обратил серьезное внимание даниловец же Феодосий Васильев, из рода бояр Урусовых. Он, нашедши себе единомышленников, в 1706 году совершенно отделился от Даниловцев и положил начало новому беспоповщинскому толку в Польше, который по имени своего основателя названь 2) «Феодосиевским»». Учение Феодосеевцев следующее: надпись на кресте нужно делать – I. Н. Ц. I, а не Царь Славы, Ис. Хрис. Сын Божий; брак двух лиц, заключенный в русской церкви до перехода в раскол, законный, хотя это правило впоследствии совершенно отменено; пища, купленная на рынке у православных, нечистая; наконец, молиться за царя – слугу антихриста – не следует. Появился второй по числу толк среди беспоповцев – Феодосеевский, который только себя считает истинною церковью Христовою. После смерти Феодосия Васильева, последователи его во многом отступили от своих первоначальных преданий и стали называться по различию пунктов учения разными именами. Так, некоторые из Феодосеевцев, во имя мира с Даниловцами, принимала надпись на кресте не I. Н. Ц. I., а Царь Славы Ис. Хрис. Сын Божий, тогда как другие протестовали против сего, защищая учение о титле на кресте Феодосия, за что названы Титловцами или Титловщиною. 3) Появился третий по числу толк среди беспоповцев – «Титловцы», который только себя считает истинною церковью Христовою.

В 1752 году Феодосеевцы на соборе в Польше подтвердили свое учение, прибавив новые довольно строгие правила о новоженах, т е. вступивших в брак в расколе; с последними до раскаяния запрещено было сообщаться в пище, одежде, молитве и жилище. Строгость Феодосеевцев простиралась даже на невинных детей, прижитых новоженами: над такими младенцами не отпевали погребения, если только родители их не расходилися; мало этого, над такими детьми даже крещения не совершали. Впоследствии времени новоженам сделали все снисхождения, но только они не допущены до совокупного моления. Дело дошло до того, что среди Феодосеевцев усилился разврат настолько, что блуд стали предпочитать законному браку, говоря: «тайный грех тайно судится». Такой порядок вещей поддерживался у Феодосеевцев в Москве на «Преображенском кладбище», в Петербурге и по всему поволжью до 1883 года. В сем году в Москве восставился собор с целью нового подтверждения строгих правил о новоженах, изданных в 1752 году; но и после сего собора жизнь Феодосеевцев течет своим обыкновенным путем – путем разврата. Феодосеевцы, живущие в губерниях Ковенской, Сувалкской, Виленской и Витебской стараются восстановить и осуществить в жизни строгость правил о новоженах. По месту своего жительства сия отрасль Феодосеевщины называется польскими Феодосеевцами. 4) Появился четвертый по числу толк среди беспоповцев – «Польские Феодосеевцы», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Есть, наконец, Феодосеевцы, которые в тропарях поминают царя и браки сводят в молельне с пением. Сия отрасль Феодосеевщины живет преимущественво в Рижской губернии, от чего они называются «Рижские Феодосеевцы». 5) Появился пятый по числу толк среди беспоповцев – «Рижские Феодосеевцы», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Вообще, в обществе Феодосеевцев есть девственники, старожены, вступившие в брак до обращения в раскол, половинки, из коих один супруг обратился в раскол, а другой нет, новожены, отвергающие брак, но живущие с женами, девкожены – это холостые, сожительствующие с девицами, тайножены, изменяющие девственной жизни тайно, во избежание эпитимии, и многожены.

Даниловщина и Феодосеевщина нарушением своего строгого устава выделили из себя новый беспоповщинский толк – 6) Филипповский,

названный так по имени основателя, инока Даниловца – Филиппа. Филипп среди Даниловцев пользовался уважением, вследствие чего он думал попасть после смерти Андрея Денисова в настоятели Даниловского скита, но братия почему-то предпочла ему брата Андрея, Семеона. Нарушение Даниловцами и Феодосеевцами древнего устава касательно безбрачия и оскорбленное честолюбие побудили Филиппа отделиться от поморян с своими единомышленниками и образовать свою отдельную общину. Вражда между Филипповцами и поморянами окончательно усилилась после комиссии Самарина, когда поморяне стали молиться за царя. Филипп с некоторыми из своих последователей, в виду приближения к нему комиссии Самарина, предал себя сожжению. Появился шестой по числу толк среди беспоповцев, Даниловцев и Феодосеевцев, который только себя считает истинною церковью Христовою.

В начале своего появления Филипповцы старались восстановить прежние строгие правила Даниловцев и Феодосеевцев о безбрачии, о немолении за царя, о поклонении кресту с надписью на дщице: Царь Славы Ис. Хрис. Сын Божий, и о многом другом; но впоследствии они сами нарушили то, из-за чего отделились от поморян. Так, филипповцы стали производить торговлю в праздники, молодые из них стали носить картузы, модные шапки, воротники у тулупов и смазные сапоги. Против сих послаблений протестовали Филипповцы, жившие в г. Орле и от места своего жительства получившие название «Филипповцы Орловские». 7) Появился седьмой по числу толк среди беспоповцев – «Филипповцы Орловские», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Кроме этого, у Филипповцев вначале был обычай, по которому староженов, т. е. вступивших в брак до перекрещивания, признали с обещанием на чистое житье. Если же у староженов случалось чадородие, то их навсегда отлучали от единодомовного сожития; впоследствии же времени староженов за чадородие подвергали временной эпитимии, дозволяя им единодомовное сожитие. 8) Такое послабление практиковалось, в особнности, среди Московских Филипповцев. Против сего протествовали 9) Тверские Филипповцы, требовавшие от Московских соблюдения первоначального правила о староженах. Московские Филипповцы ответили Тверским на сие требование решительным отказом, вследствие чего возникли среди Филипповцев еще два толка: «Московские Филипповцы или чадородные» и «Тверские или не чадородные». Мало этого, у Филипповцев готовящиеся к перекрещиванию допускались к совокупной молитве, против чего протестовали недавно Владимирские Филипповцы, которые положили начало новому толку под названием 10) «немолящиеся с приглашенными». Появились, таким образом, среди беспоповцев восьмой, девятый и десятый толки по числу, из коих каждый только себя считает истинною церковью Христовою.

Нарушение Филипповцами правил нравственности и в особенности послабления, сделанные Феодосеевцами на соборе 1809 года в Петербурге в пользу «новоженов», послужили причиною появления среди беспоповщины нового толка, известного под именем Аристовщины. Дело в том, что строгие правила Феодосеевского собора 1752 года относительно новоженов были не по душе многим купцам Московским и Петербургским – Феодосеевцам. По настоянию последних в Петербурге в 1809 году составился собор, на котором, вопреки собору 1752 года постановлено; новоженов после надлежащей эпитимии принимать в общение и не требовать разделения их единодомовного сожительства; равно детей их крестить без развода супругов. Против сего протестовал Петербургский купец Аристов, который, отделившись от Феодосеевцев, основал новый толк, известный под названием 11) «Аристовский». Появился одинадцатый по числу толк среди беспоповцев – «Аристовцы», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Перечисленные беспоповщинские секты, сосредоточив все свое внимание на одном пункте своего учения – на вопросе о браке, совершенно почти упустили из виду другой пункт своего учения, именно – вопрос об отношении к православным. По основному учению беспоповщины выходит, что православные – чада антихриста, с которыми нужно прервать всякую связь и всякое сношение; между тем, последователи перечисленных сект сего не делали, поддерживая сношения с православными. На этот разлад между учением и жизнью беспоповцев обратил внимание Даниловец – простой пастух, неизвестный по имени и живший при Андрее Денисове. Он, исходя из беспоповской мысли о воцарении среди людей антихриста, требовал совершенного отчуждения от чад антихриста, т. е. православных и раскольников других сект; мало этого, он восставал против употребления беспоповцами паспортов и денег, на которых положена печать антихриста, и против хождения по мостовым улицам, выдуманным по ухищрению антихриста. Такое учение нашло себе среди поморян последователей, образовался, таким образом, среди беспоповцев новый 12) толк, названный но имени основателя «Пастухово согласие», а последователями – »адамантово согласие» для выражения своей твердости и верности беспоповщинскому первоначальному учению. Появился двенадцатый по числу толк среди беспоповцев «Пастухово согласие» и «адамантово согласие», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Учение Пастухова или адамантова согласия пришлось не по душе Андрею Денисову, нуждавшемуся в царских милостях, какие и получал. Посему сие согласие вначале неособенно распространялось, благодаря авторитету влиятельнейших вождей Выговского поморского скита; впоследствии же времени учение адамантового согласия возобновлено с большею строгостию и последовательностию новопоявившимся 13) беспоповщинским толком, известным под названием «странников или бегунов». Толк этот основан в 1714 году, в Ярославской губернии, Филипповцем – беглым солдатом Евфимием, названным в раскольническом монашестве Евстафием. Евстафия побудил отделиться от Филиппиовцев и образовать сей толк разлад между учением и жизнию беспоповцев. Евстафий, исходя из мысли о наступлении со времени патриарха Никона царства антихриста, учил о том, что единственно верное средство к освобождению от сего царства – вечное странствование, отчего последователи его называются странниками или бегунами. Секта эта быстро распространилась в 20-х годах настоящего столетия, когда во главе ее стал начитанный крестьянин Ярославской губернии Никита Семенов, и в 50-х годах сего же столетия, благодаря трудам вожака, беглого кантониста Феодора Кривого. По учению странников, антихрист живет на земле в лице царей. Патриарх Никон был предтечею антихриста, на что указывает мирское имя его Никита, которое соответствует числу имени апокалипсического зверя – 666 (ὁ Νηκὴτις О – 70 – Ν – 50 – η – 8 – κ – 20 – η – 8 – τ – 300 – ι –10 – s – 200 = 666).

Распоряжения начальства, в котором живет и действует антихрист, не должны исполняться: странники не должны платить податей, не должны брать паспортов и деньги, на которых положена печать антихриста. Так как без денег, – этих печатей антихриста, странники не могут жить, то они берут деньги, вопреки своему учению, и тем довольнее бывают, чем более у них печатей антихриста. Так как и с деньгами вечно странствовать невозможно, то странники делятся на странников – действительных и жиловых или странноприимцев. Обязанность последних, живущих на одном месте и скрывающих свою принадлежность к секте бегунов дать приют действительным странникам. Появился тринадцатый по числу толк среди беспоповцев – «странники или бегуны», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Страннику Василию Петрову показалось явным нечестием брать деньги, на которых печать антихриста; посему он стал проповедывать – совершенно страннику не брать денег, и тем положил начало новому 14) толку «странников безденежников», для которых деньги собирают странноприимцы и покупают им все необходимое. Появился четырнадцатый по числу толк среди беспоповцев – «странники безденежники», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Действительные странники должны проводить жизнь безбрачную; между тем, некоторые из них признали позволительным и в странствовании проводить брачную жизнь, оправдывая себя тем, что и христиане во время гонений, укрываясь в пустыне от гонителей, проводили брачную жизнь. Таким образом, странники выделили из себя новый толк – 15) толк странников брачных. Появился пятнадцатый по числу толк среди беспоповцев – «странники брачные», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Странник «денежник» Никита Семенов, из любви к денежкам, этим печатям антихриста, устроил странническую иерархию – долженствующую ведать всеми делами странников денежников. В этой иерархии одни были вроде пресвитеров, другие вроде епископов и один над всеми в роде патриарха Устав, которым должна руководствоваться в своей жизнедеятельности странническая иерархия, составлен самим Никитой Семеновым, который выбран общиною в патриархи. Таким образом, появились еще 16) странники «иерархиты». Появился шестнадцатый по числу толк среди беспоповцев – «странники иерархиты», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Все перечисленные беспоповщинские секты имеют наставников, управляющих собранием, совершающих таинства крещения и исповеди и читающих при совершении таинств даже то, что, по уставу, должен читать священник, как например, Евангелие при крещении и т. д. Некоторые из беспоповцев соблазнялись сим обстоятельством и отделились от беспоповцев разных толков, говоря, что в настоящее время, когда прекратилось истинное священство, таинство крещения должно быть совершаемо так, как имеют право совершать оное повивальные бабки. Эта 17) отрасль беспоповцев названа «беспоповцами бабушкиными» или «самокрещенцами», так как они, возгнушавшись крещением прочих сект, совершили крещение сами над собою. Появился семнадцатый по числу толк среди беспоповцев – «Бабушкины», который только себя считает истинною церковью Христовою.

В секте самокрещенцев обращают на себя внимание Рябиновцы, Дырники и Средники. 18) Первые получили свое название от того, что они, под влиянием мысли о воцарении на земле антихриста отвергли все таинства, обряды, священнодействия и даже простое каждение, и употребляют в своих домах большею частью, только один крест осьмиконечный без изображения на нем распятия Иисуса Христа, из рябины. Появился восемнадццатый по числу толк среди беспоповцев – «рябиновцы», который только себя считает истинною церковью.

19) Дырники получили свое название от того, что они, утверждая, что без истинного священства нет и правильно освященных икон, которым следует кланяться, признали необходимым кланяться на восток. Но так как они считают грехом молиться через окно или чрез стену, и так как во время непогоды и ночью неособенно удобно отворить окно для молитвы, то они обыкновенно устраивают в восточной стене дыру, в которую непосредственно молятся, предварительно ототкнув ее, за что и прозваны «Дырниками». Появился девятнадцатый по числу толк среди беспоповцев – «Дырники», который только себя считает истинною церковью Христовою.

20) «Средники» же получили свое название от того, что среду они почитают за воскресение, а потому по средам они не работают, по воскресениям работают. Первый день Пасхи празднуют также в среду, а не в воскресение. Это они делают потому, что будто Петр I, когда переложил год с 1 сентября на 1 января, то передвинул и самые дни так, что нынешняя среда прежде была воскресеньем. Появился двадцатый по числу толк среди беспоповцев – «Средники», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Некоторые из беспоповцев признали недостаточными для спасения только два таинства: крещение и покаяние, а признали необходимым и таинство Евхаристии, для совершения которого нет надобности в правильно поставленных священниках. Они говорят: «Мелхиседек, царь Салимский, встретивший Авраама, не был поставлен во священники, но приносил же Богу хлеб и вино в жертву. И мы имеем это Мелхиседеково (без поставления) священство: потому мы также можем укрухом хлеба причащаться». Так суемудрствующие и святотатственно поступающие беспоповцы названы Мелхиседеками. Появился двадцать первый по числу толк среди беспоповцев «Мелхиседеки», который только себя считает истинною церковью Христовою.

В то время, когда одни из беспоповцев руководствовались в своих измышлениях и стремлениях чисто религиозно-нравственными побуждениями, другие – своекорыстными расчетами, третие, наконец, делали разные начинания и предприятия из властолюбивых интересов.

Так, один из беспоповщинских наставников недавно в Москве отрицал богоучрежденность иерархии. Он говорил, что «на вселенских соборах собравшиеся епископы сами себе присвоили высшую власть в Церкви, а не от Бога ее получили; у Бога мы все равны; потому и нам ныне возможно воздвигнуть священство, можно собраться нескольким человекам и собором одному избранному из своей среды, поручить епископское правление, и он может ставить пресвитеров». Это мнение осуществил монах прусской беспоповской обители Яков, который приговором нескольких мужиков Пермской губернии утвержден в 80-х годах сего столетия епископом. Таким образом, среди беспоповцев недавно явился новый 22) толк, названный «Самовосхитители архиерейства». Появился двадцать второй по числу толк среди беспоповцев «Самовосхитителей архиерейства», который только себя считает истинною церковью Христовою.

Все перечисленные здесь беспоповщинские секты называются перекрещенскими потому, что последователи их обязательно перекрещивают всех вступающих в секту из православия и из других раскольнических сект.

Наконец, среди беспоповцев обращает на себя внимание секта неперекрещенская, известная под названием 23) «Глухая Нетовщина» или «Спасово согласие», которая выделила из себя 24) «Нетовщину поющую и 25) "Нетовщину отрицанцев». Секта эта и ее разветвления названы неперекрещенскими потому, что они не перекрещивают приходящих к ним из православных и из раскольников других сект. Последователи «глухой нетовщины» имеют такое же понятие о Церкви, как и все беспоповцы. Они принимают крещение, брак и покаяние, но говорят, что «восхищающие недарованное им раздражают Бога, якоже сынове Кореовы и Озия царь, ни диакону приносити жертву, ни крестити кого». Посему Нетовцы сами ни одного таинства не совершают, а обращаются за совершением признаваемых ими трех таинств в православную Церковь. Отсюда, они получили свое название «Нетовщина» от слова нет, так как у них нет ни одного таинства, ими самими совершаемого. Спасовым согласием Нетовщина называется потому, что последователи ее всю надежду в деле спасения возлагают на Спаса, Который Один может восполнить таинства, совершаемые в православной Церкви, и Который Один совершенно ведает «как спасти их бедных».

Последователи сей секты молятся по псалтири, но по уставу вечерни, утренни и часов, подобно другим беспоповцам, не совершают, за что некоторые отделились, стали совершать утреню, часы и вечерню по уставу и тем положили начало новому разветвлению в Нетовщине, известному под названием «Нетовцев поющих». Глухая Нетовщина принимала приходящих из православия и из других сект с одним семипоклонным только началом; против чего восстали некоторые из нетовцев, которые стали принимать от православия чрез отречение мнимых ересей и тем положили начало новому согласию, известному под именем «Нетовцев Отрицанцев». Появились, таким образом, среди беспоповцев новые – двадцать третий, двадцать четвертый и двадцать пятый толки, из коих каждый только себя считает истинною церковью Христовою.

Кроме этих сект в беспоповщине множество еще мелких сект, которые не поддаются и описанию. Вообще беспоповцы далее беглопоповщины удалились от спасительной истины, а потому они по более глубоким трущобам и по более многочисленным дебрям раскола будут странствовать в поисках за истиною, хранящеюся во единой, святой, соборной, апостольской Церкви, яже есть столп и утверждение истины (Тим. 3:14–16). Такой же участи, т. е дроблению на толки, подверглась и беглопоповщина.

В то время, как одна часть глаголемых старообрядцев после собора 1667 г. стала беспоповцами, другая стала на первых порах поповцами, а потом беглопоповцами. Поповцами эта часть старообрядцев названа потому, что она окормлялась на первых порах только попами старого, дониконовского рукоположения без епископов, а беглопоповцами потому, что после смерти попов старого рукоположения она окормлялась беглыми попами, бежавшими из православной церкви.

Самый древний толк поповщинский образовался в Нижегородской губернии. Здесь еще при патриархе Никоне действовали в духе поповщины на Керженце, где устроены знаменитые впоследствии для раскола Керженские скиты, иеромонах Авраамий, монах Ефрем Потемкин и Нижегородский старец Сергий. Авраамий и Ефрем на соборе 1666 года раскаялись, тем не менее, поповщина в Керженцах все более утверждалась. Старец одного Керженского скита Онуфрий положил начало первому толку поповщинскому, названному по имени основателя «Онуфриевщиною» или же «Аввакумовщиною» – по еретическим мыслям раскольнического первоучителя Аввакума, протопопа, положенным в основание учения сего толка. Старец Онуфрий увлекся еретическими мыслями, какие протопоп Аввакум из заключения распространял в своих письмах, именно: а) учением о Святой Троице в смысле Трибожия, б) о воплощении Сына Божия от Девы благодатию, но не ипостасию, в) о сидении Христа на особом четвертом престоле и соцарствии Его Святой Троице и г) о сошествии Христа во ад плотию. Подобное еретическое учение нашло себе последователей, которые во главе с Онуфрием отделились от остальных Керженцев и положили начало 26) «Онуфриевщине», или же «Аввакумовщине». В 1717 году, после смерти Онуфрия, толк, им основанный, почти что прекратил свое существование, так как всеми Керженцами был подписан Мировой свиток, которым отрекались они Аввакумовых еретических мнений. В настоящее время еретически мудрствует и пишет о Сыне Божием раскольнический апологет Онисим Швецов, глаголемый священноинок Арсений, который отрицает совечность Сына Божия Богу Отцу. После собора 1667 года ушли из Москвы в Стародубские леса Черниговской губернии попы старого, дониконовского рукоположения: Козьма, Стефан, Иосиф и Феодосий, вокруг которых группировались старообрядцы, жаждавшие древнего благочестия. В 1685 году, вследствие указа царевны Софии о возвращении Стародубских раскольников на родину, последние с своими попами убежали в Польшу и поселились на острове Ветке, на реке Соже, близ Гомеля. Здесь на Ветке первый раз сварено миро попом Феодосием и определен способ принятия от Велико-Российской церкви беглых попов и других обращающихся в раскол Беглых попов, принимали сначала чрез перекрещивание в полном облачении, чтобы не лишить их благодати священства, потом – вторым чином чрез миропомазание и, наконец, третьим – чрез отречение от Никонианских ересей; мирян же принимали и вторым, и третьим чином. Отличительные особенности «Ветковского согласия» приняты были на первых порах поповцами других местностей, как то – Керженца, Стародубья, Дона и др. Керженский поповец диакон Александр соблазнился 1) употроблением незаконно сваренного попом Феодосием на Ветке миро, 2) принятием Ветковцами беглых попов вторым чином чрез миропомазание, 3) не крестообразным каждением Ветковцев, 4) употреблением ветковцами одной только молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, – когда одинаково можно употреблять и другую молитву: Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных. По поводу сих недоразумений диакон Александр списывался с попом Феодосием, но напрасно, так как между ними перемирия не последовало, и каждый остался при своем мнении. 27) Последователи Феодосия названы «Ветковским согласием», а последователи диакона Александра стали выделяться в 28) особое согласие, названное «Диаконовым согласием» или же «новокадильниками». Появились, таким образом, среди старообрядцев – поповцев – новые толки по числу 26, 27 и 28, из коих каждый только себя считает истинною церковью.

В половине 18 века «Диаконовщина» выделила из себя новое 29) согласие, названное по имени основателя «Сусловым согласием». Диаконовцы принимали к себе беглых попов из Великороссии и Малороссии, где в то время распространено было обливательное крещение. Обливательное крещение раскольниками признавалось и признается недействительным, а потому и священство лиц, обливательно крещенных, признавали недействительным. Купец Феодор Суслов, житель Стародубского посада «Злынка», последователь диаконовского согласия, требовал от диаконовцев принятия беглых попов только из Великороссии, где нет обливательного крещения, и притом ставленников таких епископов, которые ведут свое преемство от патриархов до Никона. С таким требованием Феодора Суслова не могли помириться Диаконовцы; посему первый с своими последователями отделился от последних и положил начало своему согласию – «Суслову». Появился, таким образом, среди поповцев новый, по числу 29 толк, который только себя считает истинною церковью.

В то время, нак «Диаконовщина» выделила из себя Суслово согласие, Ветковское согласие выделило из себя согласие, названное по месту своего основания 30) «Чернобольским», по следующему поводу. Фанатики ветковцы – Иларион Петров и Никифор Иларионов, жившие в Стародубье, заподозрили своих в смешении с еретиками – хохлами и москалями. Посему сказанные фанатики с немногими своими единомышленниками ушли, во избежание смешения с еретиками, в Польшу и поселились в местечке Черноболь, отчего они и названы Чернобольцами. В 1775 году Чернобольцы ушли в Турцию, именно – в Добруджу, где они на самом устье р. Дуная, отдельно от Некрасовцев, стали жить. Чрез 7 лет после сего они вызваны были Иосифом II, австрийским императором, в Австрию за оказанную одному австрийскому вельможе услугу в пределах Турции. В Австрии Чернобольцы заняли урочище – «Белую Криницу», где они смешались с жившими там старообрядцами. По своему учению Чернобольцы примыкали к беспоповцам, так как они подозрительно относились к беглым попам, проповедывали воцарение антихриста и близость кончины мира, восставали против присяги, поступления в военную службу, моления за царя и употребления паспортов. Появился, таким образом, среди поповцев новый по числу 30 толк, который только себя считает церковью.

Много сходного по фанатизму и отношению к православной церкви Чернобольцев представляет собою 30)"Лужковское согласие», основанное в 22-м году сего столетия в Стародубской слободе «Лужках», по следующему поводу. В означенном выше году император Александр I указом дозволил старообрядцам иметь у себя бежавших от господствующей православной церкви священников, не совершивших до побега уголовного преступления, обязанных при этом вести метрические записи о родившихся, брачившихся и умерших. Это обстоятельство соблазнило Лужковских поповцев, по мнению которых в гонительное антихристово время только тайное священство может быть, и метрические записи не должны вестись, так как церковь в это время должна скрываться. Посему Лужковцы отделились от остальных поповцев, с радостью встретивших распоряжение царя о явных попах, и образовали свое отдельное согласие. Так как Лужковцы не имели вначале единомышленного себе попа, то они, исправив явившегося к ним попа чрез миропомазание, совершенное обманным образом приглашенным от беглопоповцев попом; сами третьим чином приняли его в свое общество. Явилось, таким образом, тайное Лужковское священство, представители коего принимают приходящих в их общество попов вторым чином, а мирян – третьим чином. Появился, таким образом, среди поповцев новый по часлу 31 толк, который только себя считает церковью. Лужковец, Мануиловский поп Алексей, принял и перемазал беглого иеромонаха Иеронима, в свою очередь принявшего чрез миропомазание в Белой Кринице М. Амвросия. Таким образом, австрийское священство получило свое начало собственно в Лужковской секте (Ист. Белокр. иерархии, Н. Ив. Субботина, глав. 6 ст. III).

Вопрос о чиноприеме беглых попов решался поповцами различно. Так, Диаконовцы принимали беглых попов третьим чином, Ветковцы – вторым и т. д. Тем не менее, такой важный вопрос не решался соборе до 1779 года, так как не было достаточного в тому повода. Такой повод представился в 1777 году. В сем году на Рогожском кладбище в Москве поп Василий Чебоксарский, с целью приобресть для сего кладбища первенствующее значение в поповщине, сварил около 2 пудов мира, которое стал распространять между поповцами. Но, к сожалению, сваренное миро не все поповцы приняли, именно – наотрез отказались принять миро Стародубские диаконовцы, во главе которых стояли – поп Михаил Калмык и начитанный прямодушный инок Никодим. По сему поводу в Москве в 1779 году составился поповцами собор, на котором решились вопросы о законности сваренного на Рогожском кладбище мира и о чиноприеме беглых попов. Первый вопрос решен, как и следовало ожидать, в отрицательном смысле, в решении второго образовались 2 партии: Ветковцы защищали прием беглых попов вторым чином, а Диаконовцы – третьим.

Каждая партия осталась по сему вопросу при своем мнении, с чем и разошлись. 32) Отсюда, Ветковское согласие названо «Перемазовщиною». Появился, таким образом, новый 32 толк среди поповцев.

Насколько решительны и самонадеянны были старообрядцы на первых порах своего отделения от православной Церкви, настолько впоследствии, при дроблении на новые и новые секты, они стали падать духом и более беспристрастные из них сознавать несоотоятельность раскола в самой его основе без законной авторитетной церковной власти. «Злоба и ожесточение, – по словам протоиерея Иоанна Журавлева, бывшего некогда в старообрядчестве, – ввергли старообрядцев в бездну; а отвращение от власти церковной всему тому есть главною причиною». (Полн. ист. извест. о древн. стригольн. и новых раскольн. Ч. VI ст. 1).

Сами старообрядцы сознали сию горькую истину в конце XVII столетия, а потому порешили добыть себе архиерея. В 30 годах XVIII столетия они отправили к Ясскому митрополиту Антонию ветковского инока Павла с просьбою о рукоположении последнего во епископа. Попытка сия не удалась. Посему Ветковцы год спустя после сего снова послали к тому же митрополиту Антонию другого кандидата на епископство – попа Василия Казанского, Варлаама в монашестве, которому за многоглаголание митрополит, вместо посвящения в сан епископа, велел обрить бороду и голову и посадить его в тюрьму. Так печально кончилась затея Ветковцев добыть себе архиерея, какового русские поповцы нашли в самой России в лице лжеепископа Епифания. Монах Киевской губернии Епифаний, посредством двух подложных писем – одного от имени Киевского владыки и другого от имени жителей города Чигирина, желавших, будто, видеть его у себя епископом, получил обманным образом от Ясского митрополита Георгия сан епископа Чигиринского в 1724 году. По просьбе старообрядцев лжеепископ Епифаний в Украине поставил им 14 попов и диаконов. В 1727 году Епифаний был схвачен и сослан в Соловки, откуда убежал. В 1733 году он снова был схвачен и приговорен к ссылке в Сибирь, куда он был отправлен; но дорогой Ветковцами отбит был от солдат и привезен на Ветку, где в 1734 году принят был в старообрядчество в сущем сане. В следующем 1735 году он последний раз был схвачен и заключен в Киевскую крепость, в которой и умер в единении с православною Церковью. Когда стала известною биография Епифания и способ получения им епископского сана, то многие из поповцев отказались от него и от рукоположенных им попов, многие же признали его и рукоположенных им попов истинными. Последние положили начало новому толку в поповщине – 33) «Епифаниевщине», которая существовала только до 1790 года, когда умер последний поп, рукоположенный Епифанием.

В 1740-х годах среди поповцев явился другой самозванный архиерей Афиноген, который положил начало в поповщине новой партии – 34) «Афиногеновцев». Афиноген был беглый иеродиакон Амвросий, Московского Ново-Иерусалимского монастыря. Он в Стародубье выдал себя за иеромонаха Афиногена, познавшего истину «древнего благочестия», и принят был Зыбковским попом Патрикием, диаконовцем, в диаконовское согласие. Вскоре иеромонах Афиноген отправлен был попом Патрикием в Боровскую слободу (Подольской губернии, бывшей тогда в Польше). Здесь Афиноген на исповеди пред священником приезжим заявил под великим секретом, что он – архиерей Лука, поставленный Сибирским митрополитом Антонием. Весть о сем быстро разнеслась между раскольниками, которые, будучи научены горьким опытом с Епифанием, стали собирать подробные сведении о личности вновь появившегося епископа. Последнее обстоятельство заставило Афиногена убежать в Молдавию, где щедро и открыто стал раздавать священнический сан. Когда слух о самозванстве Афиногена проник и в Молдавию, то он убежал в Польшу, и в Каменец-Подольске поступил в польскую военную службу. Несмотря на то, что второй самозванный архиерей был хуже первого, тем не менее, и он нашел себе приверженцев и сторонников, которые признавали в нем истинного архиерея. Особенно жаркими защитниками законности архиерейства Афиногена явились поставленные им попы, как и следовало ожидать. Но и эта поповщинская секта существовала, по всей вероятности, только при жизни рукоположенных Афиногеном попов, прекратив свое существование со смертию последнего попа Афиногеновского рукоположения.

Несмотря на соблазн, произведенный первыми двумя лжеепископами среди раскольников, последние поддались еще большему соблазну, когда признали и приняли третьего самозванного архиерея – некоего Анфима, поклонники и сторонники коего названы 35) «Анфимовцами». Анфим – это монах Бременского на Дону монастыря, совратившийся в раскол, где он смело выдал себя за иеромонаха – ставленника Воронежского епископа Иоакима. В 1752 году Анфим получил от лжеепископа Афиногена сан архимандрита, в каковом действовал по-архиерейски, поставляя попов и диаконов и рассылая их по разным местам. Когда подобные незаконные и святотатственные действия встретили сильное противодействие со стороны некоторых поповцев, то Анфим, снедаемый желанием быть епископом у поповцев, просил Афиногена, не имевшего тогда возможности пребывать на одном месте, о заочной хиротонии. В великий четверток, 11-го апреля 1753 года, Афиноген обещал служить литургию, каковую в то же время должен был служить и Анфим, который в определенное церковным уставом время должен возложить на себя архиерейские облачения в полной уверенности в том, что в это время Афиноген служит литургию и читает молитвы хиротонии; между тем, когда Анфим возлагал на себя архиерейские облачения, тогда Афиноген, вынужденный оставить мнимое епископство, ходил в мундире полского жолнера. В дань такого странного, не слыханного еще в истории своего посвящения в епископский сан, Анфим поставил попа и диакона. После этого он успел поставить еще несколько попов и диаконов. Скоро поповцы узнали способ посвящения Анфима в сан епископа и стали относиться к нему подозрительно и даже враждебно. Это обстоятельство заставило Анфима переходить с места на место; во время странствования поймали его Некрасовцы, которые связали ему руки и ноги, посадили в куль и бросили с моста в Днестр. Так трагически кончил свою жизнь третий самозванный старообрядческий архиерей.

Кроме указанных трех самозванных архиереев были у поповцев еще три архиерея: Феодосий, Анатолий Мелес и Рафаил. Феодосий поставлен для Некрасовцев Херсонским епископом Гедеоном, по приказанию турецкого султана, но за привязанность к православию Феодосий недолго служил Некрасовцам, пригласившим вместо него в 1755 г. известного нам лжеепископа Анфима к себе. Анатолий Мелес, поставленный во епископа Константинопольским патриархом Кириллом и действовавший некоторое время у раскольников, в 1760-м году сослан в Сибирь. Рафаил, получивший сан епископский в последней четверти XVIII столетия от Антиохийского патриарха Даниила, не успел поставить раскольникам ни одного попа, так как по дороге из Антиохии в Стародубье умер. Появились, таким образом, среди поповцев новые толки – 33, 34 и 35, появились, следовательно, среди старообрядцев новые – 33, 34 и 35 – церкви.

Само собою понятно, что такие архиереи не могли служить опорой поповщины. Соблазн, произведенный самозванными архиереями, и в особенности, снисходительные законодательства Екатерины II и указ Александра I от 1822-го года, о дозволении старообрядцам открыто держать беглых попов, умерили на время стремление поповцев найти себе епископа. Но когда в 1832 году импер. Николаем I отменен был закон 1822 года о беглых попах, то в поповцах снова возгорелось сильное желание во что бы то ни стало найти себе епископа. В 30-х годах настоящего столетия, после нескольких совещаний вожаков-поповцев в Москве и в Петербурге поповцы порешили отыскать для себя древле-благочествого архиерея в странах востока. Дело это возложено было на инока Павла Васильева, который пригласил к себе в сотрудники инока Геронтия, настоятеля Серковского монастыря в Бессарабии. Павел с Геронтием в 1839 году, перешедши Австрийскую границу, прибыли в небольшой Белокриницкий монастырь в Буковине. Это место неожиданно для Павла и Геронтия сделалось главным центром их деятельности по устроению старообрядческой архиерейской кафедры. Планы и соображения по сему делу окончены были к 1845-му году. Теперь Павел и Алимпий, «головщик Белокриницкого клироса» (Геронтий получил настоятельство в Белокриницком монастыре), испросивши разрешения австрийского правительства привести из-за границы архиерея для Белокриницких старообрядцев, начинают искать древле-православного епископа. После бесплодных путешествий по Сирии, Палестине и Египту, Павел и Алимпий на обратном пути в Константинополе нашли, при посредстве фактора, выкреста русского из евреев, некоего Константина, за пятьсот червонцев себе епископа в лице бывшего Босносараевского митрополита Амвросия. Амвросий митрополит оставался без места более пяти лет, в продолжение которых он с женатым сыном своим Георгием терпели большую нужду в материальном отношении. Это обстоятельство, а также слезная просьба сына и дипломатические переговоры фактора заставили Амвросия дать свое согласие Павлу и Алимпию быть епископом в Белой Кринице, при том условии, если жители Белой Криницы обяжутся отпускать ему ежегодно жалованье по 500 червонцев и дать ежегодно достаточное содержание сыну его Георгию. Павел и Алимпий с большою готовностью написали условие, требуемое м. Амвросием, в З-х различных экземплярах: один экземпляр от лица депутатов Белокриницкого монастыря, второй – от имени Амвросия и третий – формальный, для представления Австрийскому правительству. Когда все улажено было, тогда м. Амвросий, переодетый в казацкое платье, совершил, подобно беглым попам, побег из Константинополя в Белую Криницу. Ему сопутствовали, кроме Павла и Алимпия, сын Георгий и обязательно фактор Константин, без которого дело сие, быть может, и не совершилось бы. После многих скорбей и опасений Амвросий, под чужим именем и с фальшивым паспортом, прибыл, наконец, в Белую Криницу. Здесь он был принят в старообрядчество вторым чином чрез миропомазание беглым иеромонахои Иеронимом. Пред принятием Амвросий исповедался пред Иеронимом, если только можно назвать исповедью то, что происходило в алтаре между м. Амвросием греком, не знавшим по-русски, и Иеронимом, не знавшим по-гречески, и прочел совершенно бессознательно и без понимания отречение от ересей, написанное по-русски, но греческими буквами. По требованию белокриницких жителей и по условию, Амвросий поставил себе наместника Кирилла сам один. После сего сварено было миро и началось поставление попов для раскольников. 36) Таким образом, получила свое начало Белокриницкая австрийская иерархия в 1846 году, во главе которой стал беглый греческий митрополит Амвросий. Когда греческий патриарх узнал о бегстве Амвросия, то требовал от него раскаяния и возвращения, угрожая в противном случае извержением из сана и отлучением от церкви в силу канонических правил. Чрез год м. Амвросий вызван был в Вену, откуда сослан в город Цили, где он, пред смертью, исповедался пред православным священноком и был им погребен на православном кладбище. Скоро австрийское священство распространилось в Турции, в Румынии и в России. Но так как австрийщина есть тоже беглопоповщина, в которой беглые попы заменены беглым митрополитом Амвросием и его ставленниками, то она, вместо мира, любви и единения, внесла между поповцами раздор, разделив их на две враждебные друг другу партии: 37) Окружников, принявших так называемое окружное послание, и 38) Неокружников или раздорников, противников Окружного послания, из коих каждая партия принимает к себе третьим чином приходящих. После изобретения Австрийской иерархии следовало ожидать единения между всеми старообрядцами, по крайней мере, поповцами, но не так было на деле. Беспоповцы, под влиянием основной мысли своего учения – мысли о воцарении антихриста, – утверждали, что Белокриницкая иерархия не истинная, не Христовая, а ложная, еретическая. Такую мысль об австрийской иерархии стали высказывать и некоторые из поповцев, принявших оную. Посему предстояла настоятельная потребность защитить австрийское священство. Дело защиты поручено старообрядческими епископами очень начитанному и умному мирянину стародубцу – Илариону Егорову Кабанову, который, составив опровержение всех нападок на австрийское священство, представил его в духовный старообрядческий совет. Совет 24 Февраля 1862 года издал произведение Илариона Егорова для всеобщего руководства под названием «Окружное послание единыя... древлеправославныя... церкве в назидание и предостережение возлюбленных чад ея»... Содержание Окружного послания следующее. После критического разбора беспоповщинских мнений об антихристе, излагается положительное учение о вечности священства и таинстве Евхаристии; при этом высказано, что истинное священство находится в велико-российской церкви и в греческой, а, следовательно, и у них старообрядцев, заимствовавших священство от греков. Далее, в послании говорится о том, что имя Спасителя Иисус есть истинное имя Христово и что четвероконечный крест есть крест Христов. Такой правильный взгляд Окружного послания на грекороссийскую церковь, как на церковь истинную, православную, и на обряды, содержимые ею, как на обряды истинные, невольно вызывает вопрос о том, правильно ли поступили предки старообрядцев, когда отделились от церкви, и самые старообрядцы, и ныне поддерживающие разделение с Церковью. Некоторые из поповцев австрийцев приняли Окружное послание, другие же не приняли, вследствие чего обособились среди австрийцев две непримиримые партии, из коих каждая предала другую проклятию и считает ее еретическою. В то время, когда Окружники видели в имени Спасителя «Иисус» истинное имя Христово, Противоокружники видели в том же имени имя антихриста; другие поповцы австрийцы видят в имени «Иисус» только еретический слог; кроме сего, последние согласны уничтожить в Окружном послании то, что разделяет Окружников и Противоокружников, за что они названы 39) Полуокружниками. Хотя австрийское священство значительно распространилось, однакож, прежняя беглопоповщина и до настоящего времени не уничтожилась, а продолжает существовать и в настоящее время, и своим существованием служит красноречивым доказательством того, что Белокриницкая иерархия, по взгляду самих старообрядцев, неистинная и незаконная, в противном случае, они приняли бы ее. Появились, таким образом, среди поповцев новые толки, по числу 36, 37, 38 и 39, из коих каждый только себя признает истинною церковью.

Неужели сами старообрядцы не замечают того, что они все веруют во едину, святую, соборную и апостольскую церковь (9 член сим. веры), между тем, не составляют таковой, разделившись на разные кривотолки? Путь, по которому большая часть поповцев шла в деле искания архиерея, был неправый, а потому и священство их было незаконное, что доказали архиереи-самозванцы и австрийская иерархия, которые вместо мира и единения больше против прежнего внесли среди поповцев вражды, ненависти и разделений. Только малая часть поповцев избрала верный путь к исканию архиерея, верное средство к упрочению своего положения и к устроению своего спасения. Это те поповцы, которые, вместо бесплодных странствований по востоку с целью найти древле-благочестивого архиерея, обратили весь свой взор на великороссийскую церковь, от которой отделились их предки из любви к обрядам, и которые присоединились к церкви на правах единоверия, с условием содержания старых книг и обрядов. Некоторые из старообрядцев поповцев и беспоповцев, сознав ложность своего упования, еще в прошлом столетии обратились с просьбою в Св. Синод о том, чтобы дали им благословенных законно поставленных пастырей, которые служили бы по старым книгам и содержали бы старые обряды. Св. Синод исполнил просьбу этой благодушной части старообрядцев, дал им законно поставленных пастырей; при этом разрешил и благословил служение по именуемым старым книгам в употребление именуемых старых обрядов. Появилось, таким образом, едановерие, последователи коего составляют вместе с православными единую, святую, соборную и апостольскую церковь, несмотря на различие книг и обрядов. Благодарение Богу, истинность и спасительность единоверия сознается все больше и больше; в единоверие поступают не только беспоповцы и простые миряне поповцы, но даже старообрядческие архиереи и попы.

Итак, старообрядцы сохранили именуемые старые обряды и именуемые старые книги, из любви к которым они отделились от церкви, но при этом не имеют главных признаков Христовой церкви: единой веры, одного Христопреданного священноначалия и одних спасительных таинств. В самом деле, все перечисленные секты старообрядческие служат по одним и тем же старым книгам, употребляют для крестного знамения одно и то же двуперстие, сугубят аллилуйа, ходят посолонь, имя Спасителя произносят и пишут Исус, а не Иисус, признают и почитают за крест Христов один и тот же осьмиконечный крест и вообще, как будто, все стремятся к одной и той же цели – к соблюдению древнего благочестия; между тем, вместо единства между ними такая вражда, что не только не сообщаются в моленье, пище, питье и т. п., но даже перекрещивают, перемазывают друг друга и предают себя взаимному проклятию. О чем же все это свидетельствует, как не о том, что в употреблении одних старых книг и в содержании одних старых обрядов в союзе с церковью нет спасительного благочестия, что, напротив, в употреблении тех же книг и в содержании тех же обрядов в союзе с церковью, как поступают единоверцы, существует, вместо вражды, ненависти, проклятия и т п., мир, единение, радость и любовь – основы спасительного благочестия.

* * *

1

Сей очерк составлен по руководству и обличению русского раскола и сектанства г-на Ивановского и по краткому историческому обзору сект старообрядческих архим. Павла, напечатанному в Братском Слове за 1885 год.


Источник: Воловей Ф. Состояние глаголемых старообрядцев по отделении их от церкви // Кишиневские Епархиальные ведомости. 1893. № 22. С. 696-705; № 23. С. 755-763; № 24. С. 807-816.

Комментарии для сайта Cackle