священник Савва Спиглазов

Мое обращение из раскола в православие

Источник

(Краткое жизнеописание обратившегося из раскола, ныне единоверческого священника, Саввы Спиглазова)

Я рожден в селе Паим, Пензенской губернии, Чембарского уезда. Село Паим имеет более трех тысяч ревизских душ. Из этого числа только меньшая часть православные, которые имеют церковь; большая же часть жителей принадлежит к австрийскому согласию. Эти старообрядцы, также как и православные, имеют молитвенный дом и лжесвященника, поставленного Московским лжеархиепископом Антонием Шутовым. Есть не большое число беглопоповцев. Безпоповцев в Паиме сравнительное не малое количество; они делятся на две части, из коих одни принимают к себе чрез перекрещивание, а другие ― без перекрещивания; первые известны еще под именем поморцев, а вторые ― спасовцев и нетовцев. Последние не перекрещивают, из боязни греха христо-распинательства. К этому толку принадлежал и я. Дед мой, Михаил Григорьевич, известен был за великого начетчика и заправителя безпоповщинского толка. Отца моего звали Матвеем Михайловичем Спиглазовым. Дед мой не редко имел беседы с безпоповцами, опровергая своих противников поморцев. Я еще с детства бывал при этих беседах, но по большей части уходил с бесед с недоумением, где истина, так как не мог вкушать твердой пищи, ибо ― по слову апостола, ― твердая пища есть для совершенных, имущих чувствия обучена долгим учением, для отличия добра от зла (Евр.5:14). Дед мой часто говаривал, что поповцы не правильно думают: ныне уже последнее время, уже царство антихристово настало; теперь уже нет нового завета, т. е. бескровной жертвы и священства. Но неужели Христос Спаситель определил существовать Своему новому завету не до второго Своего пришествия?!... Безпоповцы забывают слова Спасителя: Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф.16:18); небо и земля мимо идет, а словеса моя не имут прейти (Мф.24:35). Удивительно, небо и земля стоят непоколебимо, как из начала были созданы Самим Богом, а церковь и новый завет, Богом установленные, не могли вечно пребывать, а сделались одоленными от врат адовых. Должно быть, по мнению безпоповцев, Христос, Спаситель мира, не в силах был защитить Свою церковь, юже стяжа честною Своею кровью, дабы ей быть неодоленной от адовых врат. Св. Златоуст говорит: «удобнее солнцу угаснути, нежели церкви безвести быти» (Маргарит о Озии царе, слово 3, лист. 195). Солнце не угасло, а церковь сделалась безвести. Увы! Где такая есть еще слепота? Где есть такое безверие?... Безпоповцам представляется повсюду тьма, всюду смрад, всюду мертвость, и священства православного ни где же несть. Неужели же тьма объяла свет Христом преданного священства? Нет. Свет во тьме светится, и тьма его не объят. Но ослепшему и в полудне сияющу солнцу тьма есть… И я в то время имел ревность защищать безпоповство, но не по разуму; потому что я тогда имел не просвещены душевные очи. Я слепо следовал всему, что только слышал от своего деда, к которому ежепразднично собирались его приверженцы, наслаждаясь от него душеспасительными беседами. Они вверялись ему, как Самому Богу. Он им неоднократно рассказывал, как наша старообрядческая вера разделялась на разные толки. Сначала была у нас в Паиме одна беглопоповская вера, имевшая священство; к нам наезжал поп с Иргиза, по имени Мина. Я, ― говорил дедушка, ― и сам крещен от Иргиского попа, и у нас в саду был молитвенный дом, в котором все собирались молиться Богу. Этот поп Мина у нас совершал все таинства: крестил, на исповедь принимал, причащал готовым запасом, а во время своего отсутствия он благословил одного старика совершать исповедь и причащать. Фамилия статика – Денежкин. Ему дано было благословение и младенцев крестить и покойников хоронить.

Однажды случилось этому старику исповедовать болевшую женщину, и она на исповеди призналась, что имела грез с попом Миною. После этого старик однажды в праздник после часов пригласил народ к амбару, где было все собранное попом от прихожан: кадки с медом, кули муки, рыба разная и кое что другое, и приказал забирать из амбара кому что угодно. Потащили кто что успел захватить. После этого собрались старики и спрашивают наставника: что это ты сделал? Наставник все по чистой совести рассказал про Мину, что наш поп не поп, а прелюбодей. Старики, услышавши это о попе Мине, пришли в недоумение и не знали что делать. Единственная надежда в спасении была на попа Мину, а теперь и эта надежда рушилась, вместе с тем погибло и основание нашей церкви. Что же оставалось делать? Подумавши, старики избрали трех человек и послали их на Иргиз посмотреть, содержится ли там благочестие. Возвратившись домой, после двухнедельного пребывания на Иргизе, послы рассказывали: на Иргизе нет ни какого благочестия; там будто блудный двор. С этих-то пор и разделилась наша старообрядческая вера на разные толки. Так старообрядческую церковь могли «одолеть» не только какие либо ериси, но и грехи одного частного человека, расколовши ее на несколько частей. Истинную же Христову церковь, основанную на краеугольном камени, не могут одолеть грехи людские, поскольку не раскаянно дарование и звание Божие (Рим.11:29). Несть греха побеждающая человеколюбие Божие. Бог общался пророку Иеремии дать завет вечный, его же не отвращу последи их, И страх мой дам в сердце их, воеже не отступити им от Мене (Иер.32:40). Аще неверуем, он верен пребывает: отрещися бо не может (1Тим.2:13). Как же говорят старообрядцы, что основанная Богом церковь с тремя чинами священства отступила от православия, и все впали в ересь? Как же они могли отступить, если Сам Бог обещался поддержать их? Но я не буду много говорить, чтобы не затруднять слушателей долгими рассказами. Когда я мало по малу начал прочитывать свято-отеческия книги и входить в разговоры и собеседования с людьми, имеющими у себя священство и прочие тайны, последние стали доказывать мне, что без священства спастись невозможно: не ядый тела Моего, и не пияй крове Моея живота вечного не наследует. Я пытался было доказывать, что теперь время антихристово, и следовательно какое может быть причащение, если тело и кровь Христову антихрист истребил. Много болезновал я и скорбел о том, что поздно родился, когда царствует уже антихрист, который все раззорил и погубил, так что уже не осталось и нового завета на земле. Но напрасно я винил в том антихриста: он не силен раззорить Божие обетование. Христос сказал св. апостолу Петру: созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. зач. 67). Аще и тварь изменится, верных же церкви, и словеса ея, и евангелие никогда же (Лук. зач. 107, благовест.). Итак, я был во тьме неведения, не знал, что и делать. К поповцам пристать, но у них священство, ― как говорил мне дедушка, ― принято от еретиков. Сам я тогда еще не читал и не слыхал, как поповцы принимали митрополита Амвросия, а слышал только, что их хиротония еретическая. В этом упрекал беспоповцев на беседах и дед мой, а они нас упрекали в неимении нового завета, таинства тела и крови Христовой. Беспоповцы, в успокоение своей совести, решились сами месить тесто на Богоявленской воде и печь пышки, которыми в великие праздники и причащались, вместо агнца Христова. Об этом узнали поповцы, и стали смеяться над безпоповским причащением, спрашивая их: какая у вас служилась литургия и наскольких просфорах? Беспоповцам пришлось всячески от этого отказываться, что у них этого не было. Вот до чего доходил раскол! Воистину их предал Бог в нескусен ум творити неподобная. К ним именно относятся слова апостола Павла: всегда учащеся, и николе же в разум истины приити могущи (Тим.3:7). Естественно я и должен был испытывать себя, согласно словам апостола Павла: испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя изследуйте (2Кор.13:2), и должен был обратиться к писанию, согласно словам Христа: испытайте писания, яко в них мните имети живот вечный (Ин.5:39). И начал я по мере силы своей испытывать писание, желая найти путь истинный. Однажды я взял св. библию и начал читать главу из пророка Иеремии: Се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нове, не по завету его же завещах отцем их, в день, в он же емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголе Господь (Иер.31:31). И завещаю им завет вечный, его же не отврашу последи их, и страх Мой дам в сердце их, во еже не отступити им от Мене. И дам им путь ин, и сердце ино, боятися Мене вся дни, на благоту им, и чадом их по них (Иер.32:39–40). Зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути к тому (Евр.8:12). И думал я: напрасно говорят старообрядцы, что грехов ради людских Бог отнял у нас новый завет и церковь Свою предал в руки антихристу. Если Бог обещался соблюсти Свой новый завет вечным и не вспоминать грехов людских, то невозможно допускать, чтобы церковь Его погибла, понеже Бог не яко человек колеблется: ниже яко сын, человеческий изменяется; той глаголаще, не сотворит ли; речет и не пребудет ли (Числ.23:19). Нераскаянно бо дарование и звание Божие (Рим.11:29). Где же, думал я, этот новый, обещанный Богом, вечный завет, который предал Христов на тайной вечери Своим ученикам и апостолам, и о котором церковь торжественно воспевает на праздник цветоносной недели, сице взывающи: «Возопиша с веселием праведных дуси. Ныне миру завет нов завещается, и кроплением да обновятся людие Божиею кровию» (песнь 6, ирмос). Слова сильно тревожат мою душу. Ибо слово Божие, живо и действенно есть, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. зач. 310). С сердечным сокрушением я помышлял: где этот новый и живый путь, обновленный кровию Иисус Христовою (Евр.10:19)? Я усердно молил Господа Бога, да просветит Он мысль мою и разрешит мое недоумение. О церкви же православной тогда я еще не имел здравого понятия; меня отталкивали от нее мнимые ереси, и я боялся страха, идеже несть страха. Переживая такое тяжкое положение и не зная что делать, я поехал на Дон с своими односельцами для заработков. Прибывши в хутор Ильев Пятиизбянской станицы, я остановился у казака Як. Ив. Камышанова, безпоповца, и занялся переплетом книг. Недели две спустя я услыхал, что на хуторе Ляпичевом есть хороший начетчик безпоповского толка, Лев Денисьич. Я всячески старался с ним познакомиться, думая, не успокоит ли он меня в моих сомнениях. Это заставило меня переселиться на хутор Ляпичев. Но и в беседах с Денисьичем не мог я удовлетвориться его изворотливыми доказательствами. В этом хуторе я жил больше года, занимаясь обучением детей и исполняя должность уставщика. Хуторяне полюбили меня и просили быть у них наставником, но от этой просьбы я отказался, так как сам ни какого истинного пути не ведал; аще же слепец слепца водит, оба в яму впадут. Спустя несколько времени, я познакомился с попом австрийского поставления Филиппом, который мне давал книги для переплета и входил со мною в религиозные беседы. Мы часто беседовали о священстве и таинствах. Он мне от писания доказывал неправоту безпоповцев, говоря, что без священства спастись невозможно: «аще бо и не всяк священствовати должен есть, но убо потребовати священства всяк должен есть, без него же спастися невозможно», прочитал он мне из большого катихизиса. Читал он также о необходимости и других таинствах для спасения человека. Говорили мы с ним и о хиротонии, принятой от еретиков, о небытии у старообрядцев около двух веков епископа. Филипп разными изворотами старался доказывать, что прекращение у них епископского чина зависело не от них; они всегда желали его и он в настоящее время есть у них; прекращение епископства зависело от недоведомых судеб Божиих, грех ради наших. Прекращался у нас чин епископский, подобно тому как и в ветхом завете. Бог заповедовал Аарону и сынам его, глаголя: сей закон всесожжения: сие всесожжение на горении его на олтарь (Левит. 6:9), и еще ниже: и огнь всегда да горит на олтаре, не угаснет (Левит. 6:13). Егда же за преступление Божиих заповедей, и грех их ради, Бог предаде их в плен, и егда ведяхуся в Персиду, тогда жрецы боящиеся Бога вземше от огня олтарного, скрыша в кладезь дно имеюще безводное, и в нем соблюдоша (2Макк 1:9). Так прекратилось всегдашнее горение священного олтарного огня грех ради людских, преминувшим же летом многим, егда изволися Богу, посланный Неемия от царя персидского внуки жрецов сокрывших посла на взыскание (олтарного) огня, и не обретоша огня, но воду густу, повел им черпати, и принести (ту воду), и покропиши дрова, и лежащая на них. Егда же бысть сие, и время прииде, егда солнце возсия, вожжеся огнь, яко дивитися всем (2Макк. 1:20–22). Итак горение священного огня паки возобновилось. Так равно и у нас, ― говорил Филипп, ― на время благодатная хиротиния, грех ради наших, прекращалась и паки чрез принятие митрополита Амвросия, та благодатная хиротония возобновилась. Возможность принятия от еретик хиротонии Филипп доказывал 8 правилом первого вселенского собора; указывал еще на примеры архимандритов ― Саввы и Феодосия, которые приняли Иоанна Маркионова патриарха Иерусалимского в своем сане; равно на Максима исповедника, который принял Пирра патриарха от единовольной ери в своем сане. Я и тогда еще хорошо понимал, что приводимые им примеры не могут оправдывать принятие митрополита Амвросия, потому что тогда еретики приходили к соборной православной церкви, имеющей полноту благодатных даров, благодаря которым они могли очищать приходящих к ней еретиков от скверны еретичества и преподавать им благодать, а Амвросий пришел к церкви, которая сама нуждалась в преподаянии благодатных даров; почему она не только не могла Амвросия, как еретика, просветить, но сама от Амвросия должна была просветиться и возстановить от него в своей церкви благодатную хиротонию, которой у них не существовало около двух столетий. Когда я переживал сомнения относительно истинности учения безпоповцев, меня особенно устрашали следующие слова Христа: аще не снести плоти Сына Человеческого, и не пиете крови Его, живота не имате в себе. И я думал: «кто не ужаснется от вышереченного запрещения, и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» (книга о вере гл. 5, лист 51). Думая, что у австрийского согласия есть причащение, я решился присоединиться к австрийскому толку, у которого, по видимому, были все таинства и священство, которого не было у безпоповцев. Я думал, что эта церковь ближе к истине, чем безпоповская. Если же церковь австрийского согласия не истинная, то где же думал я, искать истины. О православной же церкви тогда я и не помышлял, считая ее еретическою. Наконец 12 мая 1880 г. на хуторе Ляпичевом я присоединился к австрийскому согласию.

По моему присоединению к австрийскому священству, поп Филипп очень полюбил меня, и когда приехал австрийский епископ Силуан, то Филипп рекомендовал ему меня, как человека начитанного, и Силуан рукоположил меня во диакона в Нижне-Чирскую станицу, а чрез полгода Силуан поставил меня попом к приходу Верхне-Чирской станицы. Поставление было на праздник Сретения Господня. Сделавшись попом, я ревностно принялся за исполнение своих обязанностей, считая наше поповщинское общество истинною святою соборною и апостольскою церковью с трехчинной иерархией. Но увы! Вскоре пришлось мне иметь беседу с хорошо начитанными православными миссионерами и другими лицами, принадлежащими к православной церкви. Как ни старался я доказать правоту нашей церкви и законность новоявленной иерархии, но старания мои были напрасны, мои доказательства оказывались слабыми и бессильными. Совопросники мои объяснили мне, что истинная церковь Христова, по силе обетования своего Зиждителя, должна пребыть вечно неодолимою со всем своим устройством, с трехчинной иерархией и с прочими ее таинствами; а в нашем обществе другопреемственная иерархия прекратилась, священства в продолжении двух сто лет не было; церковь наша, таким образом, была не полною, вратами адовыми одоленною, в основании своем сделалась поколебимою. Я указывал на гонения, которые терпели старообрядцы, говорил, что это не от нас зависело; еретики, бывшие при патриархе Никоне, уничтожили православную иерархию, но меня св. писанием убеждали, что никакие лютости гонений силы обетований Спасителя нарушить не могут; небо и земля прейдет, а словеса Господа не прейдут без исполнения, что скорее солнце угаснет, нежели церковь что либо постраждет в коренном своем устройстве, потому что Сам Бог положил в церкви овы апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес.4:11–12). И никто не может положить другого основания, кроме положенного Иисусом Христом. Я старался из писания доказать возможность восстановления священной иерархии чрез митрополита Амвросия, но мое старание было тщетно: митрополит Амвросий был сам безблагодатный, запрещенный и удаленный от всякого священнослужения, не точию архиерейского, но и иерейского. Он, вопреки канонов, дозволил себе восхитить праздный церкви престол, кроме совершенного собора прочих православных епископов (16 прав. Антиохийск. Собора). Он самовольно пришел в Белую Криницу, перескочил все установленные Богом порядки, не вошел дверью посланства Христова. Апостол Павел говорит: како проповедят, аще не послани будут (Рим.10:15). И паки в другом месте глаголет: никто же сам собою не приемлет честь, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос, не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал ему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. И Христос Спаситель, по воскресении Своем, явившись апостолам, сказал: мир вам: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Иоанна зач. 65). И паки: шедше в весь мир проповедите евангелие всей твари (Мк.16:15). Пастыри и учители православные поставляемы и посылаемы были от апостолов (Кир. Лист 78), но митрополит Амвросий ни от кого не был послан в Белую Криницу и в ней ни от кого не был зависим. Он чрез самовольное бегство от своего патриарха лишился зависимости от него и этим прервал все связи с преемственною Христовою иерархиею. И беглый иеромонах Иероним, принимавший Амвросия, не имел никакого посланства, но самовольно отторгся от церкви, а потому сделался изменником и предателем оной и лишился благодати Божией. Прежде я думал, что посланство само по себе не имеет важного значения в Христовой церкви. Но однажды я прочитал в толковом апостоле слова Иоанна Златоустаго: «Глаголют же и сие еретицы, яко уже не приносят они в жертву Христа, только приемлют и ядят тело Его и пиют кровь Его, но соблазняются о сем, ни в жервту бо не приносят, ниже приемлют тело Господне. Понеже иереев благочинне посланных не имеют. Аще бы и имели от нас от бегших, единаче тайны без единости церкви христианския ничесо же суть, ибо всем отлучившимся от единения церковного, Бог пророком рече: послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е, и разорю благословение ваше и не будет в вас, сиречь: положу клятву на благословение ваше, имже тайна совершаема бывает, ибо церковь Божия есть, ― яко же глаголет писание, ― вертоград заключен, и источник запечатлен, и того ради не возможно нигде же тайне совершитися толико во единости церкве Божия, ея же между сонмищами еретическими несть, тогда и тайны не единыя в них несть» (Апостол толк. на 150 зачало, лист 549, обор.). Прочитавши это, я увидел, что беглые попы и Амвросий, беглый митрополит, не могли совершать таинств. Видя себя в таком безвыходном положении, я в конце концов думал все свое упование возложить на Божественный Промысл и неисповедимыя судьбы Его св. воли. Но и этим не мог вполне успокоить себя. Собеседники говорили мне: возлагать надежду на недоведомые судьбы Божии можно только в том, что нам не открыто в слове Божием и о чем не предсказано, а не преступное, никогда не пременяемое вечное существование священства нетолько предсказано, но и утверждено с клятвою. Мысль, что Промыслу Божия угодно было прекратить существование иерархии, я пытался оправдать еще примером частной вдовствующей церкви. Но мне говорили, что частная церковь, по своего епископа, действительно, может быть во вдовстве, подобно тому, как и в человечестве всегда бывают частные вдовства, но чтобы вселенская церковь одновременно могла лишиться всех епископов и пребывать во вдовстве, этого никогда не было, и быть не может. Спаситель с клятвою обещал соблюсти церковь неодоленною, продлить в ней иерархию и таинства до Своего второго пришествия на землю. Миссионеры говорили мне, что если допустить падение иерархии, то никто не может снова восстановить ее, исключая того, кто ее первоначально основал: на это нужно было вторичное пришествие на землю Спасителя, и безблагодатный митрополит Амвросийне мог даровать благодатной хиротонии старообрядцам. Церковь без епископа слепа, по выражению книги о вере (гл. 23), а если она слепа, то может ли она просвещать прочих, лишившихся света и приходящих к ней, ищущих от нее просвещения? Митрополит Амвросий не мог просветить ее, так как он сам был еретик, нуждавшийся в просвещении. В защиту австрийского священства я приводил в пример прекращение сеновного жертвенного огня и изменение его в воду. Хотя Бог и сказал Моисею: да горит сей огнь всегда на жертвеннике и не угасает (Левит 6:13), однако за грехи людские прекратился сей священный огнь, и изменился в густую воду, а евреи были отведены в плен в Персиду. А когда изволися Богу возвратить евреев от плена, тогда они обрели сокровенный этот огнь в безводном кладезе претворившимся в густую воду. Потом, когда по приказанию священника Неемии полили тою водою жертву и вся яже на ней, и когда воссияло солнце, возгорелся паки тот священный огнь. Так равно и в новой благодати на время прекращалась благодатная хиротония, которая сошла на апостолов в день пятидесятный в виде огня, а потом, чрез принятие митрополита Амвросия, паки возобновилась, как и церковь воспевает: убо образуемо, ныне же действуемо. Но и этот пример изменения ветхозаветного жертвенного огня в воду невозможно прилагать к благодати Св. Духа, яко бы и она по сему примеру лишилась на время своей силы и даже изменялась в несвятость. Такое мудрование есть хула на Св. Духа. Если благодать священства, претворившись на несвятость, в течение 180 лет была недействительною, то и попы, у нас бывшие, были безблагодатные. Притом же, сокровение этого огня неведомо было никому (2Макк. 1, 9, 2, 6 и 7); у старообрядцев же выходит противное, они знали где находилась священная хиротония и всегда крадучи действовали ею, как священным огнем, не взирая на то, что он изменился на несвятость.

Что же мне оставалось делать? Одно горе пришло, второе грядет. Я думал, что нашел себе тихое пристанище и упование своего спасения, св. соборную и апостольскую церковь, но увы! Я стал заниматься прилежно чтением книг. Однажды пришлось мне прочитать окружное послание, изданное собором австрийских лже-архиереев, в котором говорится, что православная церковь, под именем Иисус верует не во инаго Бога, но того же исповедует Иисуса Христа, Сына Божия единосущного Отцу. И теперь я видел, что и наши пастыри признают, что в господствующей церкви нет ересей. Теперь я стал читать и те книги, которые изданы от лица православной церкви против раскола. Вскоре мне пришлось прочитать сочинение Григория, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, «Истинно древняя и истинно православная Христова церковь», в котором очень ясно и подробно изложены многие раскольнические мнения, с опровержением их от лица пастыря Христовой церкви. Теперь я ясно увидел, что обвинения, возводимые на православную церковь старообрядцами, не справедливы. Потом я прочитал беседы о. Павла, называемого прусским, и восемь вопросов, поданных от лица принявших православие обществу мнимых старообрядцев, приемлющих австрийскую иерархию. Сверивши все писанные в оных доказательства с старопечатными книгами, я вполне уверился, что православие находится в греко-российской церкви, а не у нас мнимых старообрядцев, что спасение возможно только там.

С этого времени я окончательно решился оставить свое незаконное священство и быть в недрах православной церкви. Потом я объявил своим домашним, своим пасомым, мнимо-духовным детям, свое намерение оставить старообрядчество и принять православие. Когда узнали об этом старообрядцы, то на меня посыпались со всех сторон разные проклятия. Старообрядцы говорили, что де теперь объеретичился, пропал душой и телом, идет прямо в ад к сатане. Книги и иконы, которые у него имеются находятся как бы в плену. Меня называли изменником святой отеческой веры, перевертнем, антихристом и проч. Тогда вспомнил я слова псалмоиевца Давида: и непщевах разумети, се труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие, и разумею последняя их (Пс.72:16–17). Многие старообрядцы говорили, что не должно письменных попов выбирать, а то они все в церковь уйдут. Наш поп зачитался по книгам, да и пошел в церковь; если бы он поменьше читал, он бы не пошел. Библию кто бы ни читал, толку мало: по ней все больше зачитываются. В виду этих толков, я думал, не наступили ли уже те времена, о которых апостол Павел писал к Тимофею: Будет бо время, егда здравого учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешими слухом: и от истины слух отвратят, и к басням уклонятся (2Тим.4:3–4). Действительно, ныне то самое есть у старообрядцев. Говори им что-нибудь от писания, они тому не верят, слушать не хотят, а если какая-нибудь беззубая старуха, сидя на каржи, что-нибудь им наболтает, это они между собою обносят как евангельскую проповедь, принятой от Самого Бога. Когда я присоединился к православной церкви, вступил в общение с православными епископами, от которых можно пользоваться благодатными дарами для наследия вечной жизни, ко коликия любви и радости исполнися сердце мое! Святые храмы Божие, многажды безчувственными, хладными очами виденные, аки бы внезапну явились и создались предо мною, и вся тварь, яже прежде омерзена мняшеся, аки бы иною предстала: даже и самыя времена аки бы изменились. Ублажаемые глаголемыми старообрядцами лета, яже до Никонова патриаршества, возвратились к нам. Узрел я грады православные и в них обилие храмов Божиих; узрел царя и люди благоверные и благочестивые. К сим же, по велицей Божией милости, сподобился я дара, его же и прияти когда либо не чаях: пред имущими от Св. Духа власть оставляти грехи принесох покаяние и разрешение оных приях; таже и безсмертные трапезы Господни, причастия страшных таин, тела и крови Христовых, недостойный сподобился. О, великого Божия милосердия к грешником, от них же и первый есть аз, не житием точию, но и хулениями, их же некогда на церковь Божию износих! Но Ты, Боже, повелевый возсияти из тьмы на свету, озарил еси и наша сердца познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2Кор.4–6). Воистину множеством милости Твоея ввел ны еси в дом Твой, поклонитися к церкви святей Твоей, в страсе Твоем (Пс.5:8), да возвещу имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя (Евр. 2:12). Милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс.85:13). Милость Твоя Господи поженет мя, во вся дни живота моего, еже вселитимися в дом Господень (Пс.22:6). Слава Богу выведшему нас на путь истинный: слава Ему Творцу мира, показавшему нам божественный Свой свет! Но Ты, о всеблагий светоподателю Христе Боже! просвети всех, во тьме седящих, и посли им свет Твой и истину Твою, да та наставит их и введет в церковь святую Твою. Да возможем мы вси купно видеть душевныма очима свет святыя Твоея истины и славити Тя со Пресвятым Твоим Отцем, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом во вся дни живота нашего и в непреходящие веки. Аминь.


Источник: Мое обращение из раскола в православие. (Краткое жизнеописание обратившегося из раскола, ныне единовер. свящ., Саввы Спиглазова). - Новочеркаск : Тип. Редичкина, 1886. - 17 с. (Извлеч. из: "Дон. епарх. ведомостей" 1886 г., № 9, № 11).

Комментарии для сайта Cackle