Михаил Рождественский

Неожиданный шариат

Источник

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие исламского права Глава 2. Источники исламского права Глава 3. Мазхабы Глава 4. Шариат Глава 5. Шариат и государство Глава 6. Классификация поступков по шариату Глава 7. Система судопроизводства и торговли А) Институт адвакатуры по шариату Б) Система судопроизводства по шариату В) Наказание по шариату Г) Обет, клятва и присяга по шариату Д) Правила погашения долга Е) Ограничения в торговле Ж) Поручительство, гарантии и хранение по шариату Глава 8. Обряды в исламе А) Омовение Б) Молитва 1) Время совершения молитвы 2) Призыв на молитву 3) Направление молитвы 4) Одежда 5) Условия 6) Содержание 7) Имена Аллаха 8) Предопределение 9) Покаяние 10) Запреты 11) Сомнения 12) Мечеть 13) Имам 14) Кладбища, могилы В) Дополнительные молитвы 1) Када 2) Праздничные 3) На стихийные бедствия 4) На погребение Г) Погребальные обряды Д) Пост в исламе Е) Хадж Ж) Обрезание Глава 9. Праздники в исламе Глава 10. Брак и семья в исламе А) Брак Б) Развод В) Временный брак Г) Межполовая этика Д) Определение совершеннолетия Е) Происхождение Ж) Опека З) Воспитание И) Женщина в исламе Глава 11. Отношение к иноверцам Глава 12. Джихад Заключение Источники и использованная литература Библиография  

 

Шариат, как незыблемая основа мусульманского вероучения, считается в исламе непоколебимым и неизменным откровением свыше, которому каждый «правоверный» обязан безоговорочно следовать просто в силу его фактического существования. Однако, несмотря на декларируемую исламом безупречность своего «универсального небесного законодательства», его шаткость и несовершенство легко открываются даже при незначительном углублении в детали этой законодательной системы. В результате мы увидим, что влияние иудейства и христианства настолько доминирует в исламе, что без этих более древних религиозных систем он попросту не смог бы существовать.

Поскольку свое законодательство ислам воздвиг на готовом иудео – христианском фундаменте, то в книге «Неожиданный шариат» представлен разбор и анализ почти всех исламских догматов именно в свете Православия, как религии исторически традиционной для России. Аргументированно выявлена полная несамостоятельность исламского богословия. Эта книга – попытка понимания смысла существования мусульманских обрядов как таковых и их роли в жизни мусульман.

Книга будет интересна религиоведам и востоковедам, всем православным христианам, а также рядовым мусульманам незнакомым с тонкостями шариата, но желающим увидеть его под новым, может быть неожиданным для себя углом.

Введение

Ислам (араб.

– букв. – мир, предание себя, вверение себя Богу, или «покорность», что не совсем верно) традиционно принято считать одной из классических мировых религий, которая, несмотря на 1400 лет своего исторического существования, выступает как самая молодая из мировых религиозных движений. Не случайно существует даже мнение, что Православие – это «религия бабушек», а ислам – молодых мужчин.

В последнее время ислам заметно активизировался. Мусульманские проповедники выступают на телевидении, публикуются в печати, выпускают книги и брошюры. Если еще несколько лет назад исламские сайты говорили, что мусульмане составляют часть населения планеты, то сегодня (на 10 октября 2009 г.) официальная статистика указывает на наличие 23 % мусульман от всего населения планеты. Из 6,8 млрд человек Земли мусульмане составляют 1,57 млрд чел. Это уже не и даже не , а почти часть населения Земли. Люди изучают ислам, принимают его. Известен прецедент даже среди православного священства. Как объяснить это явление?

Объяснить эту ситуацию если не вполне, то хотя отчасти, поможет знание исламского закона – шариата, который для мусульман является совершенным, вечным и неизменным откровением Аллаха. Будучи совершенной волей Всевышнего, шариат ведет своих последователей к совершенству (в исламском представлении) и определяет их мировоззрение и образ поведения.

Еще в первой половине VII века, когда ислам только появился на горизонте мировой арены, было заметно стремительное разрастание этой религии. Мусульмане считают одним из самых невероятных чудес в истории человечества то, что менее чем за полвека небольшая горстка первых последователей Мухаммеда сумела распространить власть ислама от Западной Африки до Афганистана. Ни материалистические, ни экономические причины, по мнению мусульман, не в состоянии объяснить природу этого «чуда». Единственным объяснением для них является вера – вера в Аллаха как единственного Бога, вера в ислам как единственную, истинную религию «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою Милость, и доволен Я для вас Исламом как религией» (К.5:3), и вера в шариат не просто как в правильный закон, но абсолютно справедливое слово Божие, совершенно свободное от человеческого влияния. «Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нем сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению»1. То есть создает не просто формалиста – буквоеда, а сознательного, убежденного мукаллафа – обязанного и способного исполнять предписания шариата.

Но если говорить о законе, то, на наш взгляд, в нем можно найти гораздо более правдоподобные причины, способствовавшие распространению ислама. Наряду с прочими законами у Аллаха есть два особых, вытекающих один из другого закона, о которых могут не знать люди, не знакомые с исламским богословием. Это «закон постепенного продвижения» и «закон названного срока» (К.35:45). Что касается второго закона, то он говорит о том, что для всего во вселенной есть определенный срок, в котором оно достигнет своей зрелости и совершенства. «Он предопределил для каждой вещи определенный срок» (К.65:3). На самом деле, этот закон был известен еще задолго до Мухаммеда. В Библии он звучит так: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3:1).

Что же касается первого закона, то он говорит о постепенном формировании, развитии и продвижении всего существующего. Например, если говорить о действии этого закона в материальном мире, то он находит свое отражение в творении Богом неба и земли за шесть дней или периодов. Хотя Аллах мог просто сказать: «Будь!», и все бы стало в тот же миг (К.2:111,117; 36:82; 40:68). Но Он все творил постепенно. Сразу бросается в глаза, что космологическое учение ислама далеко не оригинально. Где – то все это уже было (Быт. 1 гл.)

Но самое интересное то, что этот закон непосредственно относится к шариату и исламу вообще и, в частности, регулирует способ распространения ислама – от простого к сложному и от интересного и таинственного к банальному. Первоначально проповедь арабского «пророка» состояла из призыва к единобожию и утверждения правильного (в исламском смысле) вероубеждения. И только затем, постепенно, методом усложнения, стали вводиться другие положения, обязанности и запреты. Лучше всего действие этого закона озвучила жена Мухаммеда Айша, когда говорила о постепенном построении шариата и низведении Корана: «Поистине, первым, что было низведено из Корана, – это (уры, в которых упоминалось о Рае и Аде, пока люди не пришли в Ислам, а затем снизошло разрешение и запрещение, а если бы первым снизошло: «Не пейте вино, не прелюбодействуйте», – то они бы сказали: «Мы никогда не откажемся от вина и прелюбодеяния»2 (приводится у Аль – Бухари).

Бросается в глаза очень странное поведение Бога, который завлекает, заманивает к себе последователей через Мухаммеда. И если для мусульманского «пророка» такая божественная тактика не вызывает смущения, то в христианстве такое человечное представление о Боге недопустимо. В православном сектоведении профессора А. Л .Дворкина существует специальный термин – «эзотерический разрыв», под которым подразумевается намеренное сокрытие на начальных стадиях «обработки» потенциального адепта всей полноты религиозного учения секты. Это один из признаков, характеризующих подлинную природу сектантских движений. В данном случае видно большое сходство между джихадом Мухаммеда и сектантской методикой.

Также для начального этапа исламизации характерны разговоры о необременительности и легкости ислама. Законы ислама существуют не для того, чтобы быть грузом для человека, создавать ему трудности и усложнять жизнь. Напротив, они призваны облегчать жизненный путь и удовлетворение нужд «правоверного» – как его личных, так и общественных. «По сути, устранение трудностей там, где это возможно, является одним из столпов, на котором основан Ислам»3. Таким образом, легкость и необременительность названы не просто естественным свойством религии Мухаммеда, но одним из столпов ислама.

Но лучше всего эту мысль подтверждают сарацины, пытавшиеся совратить в ислам амморейских мучеников. Между прочими хитрыми и исполненными лицемерного сожаления речами, посланные князем Амирмумной послы сказали следующее: «... удалитесь с того тесного пути, которым вам повелевает идти Сын Марии, а идите по тому пути, который пространен, как в нынешнем, так и в будущем веке, и который указывает нам великий пророк... Ибо, будучи весьма милосердным, Бог, видя, что человек, желающий в жизни осуществить тяжелый закон Иисуса, изнемогает, послал своего пророка Магомета, чтобы он освободил людей от сего труда и от всяких неудобств, обещая после всех радостей настоящей жизни и на том свете блаженство и уча, что те, кто его послушают, могут спастись одной верой, не творя добрых дел»4. Путь ислама открыто назван «пространным» путем в противоположность «тесному» христианскому. Именно об этой жизненной дилемме говорил в свое время Христос, когда советовал предпочитать узкий путь пространному (Мф.7:13,14).

Другое подтверждение тому, что исламский закон основывается на концепции облегчения человеческой жизни, находится также во многих местах Корана: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее...» (К.2:286); «..Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас...» (К.2:1в5); «Аллах не устроил для вас в религии никакой тяготы...» (К.22:78); «Аллах хочет сделать вам облегчение шариатом. Аллах сотворил человека слабым перед искушениями, страстями, желаниями, и поэтому Аллах не приказывает человеку то, что ему не под силу выполнить» (К.4:28).

Примечательно, что лучшим примером того, как следует воплощать в реальность законы ислама, был сам Мухаммед. Когда в его жизни предоставлялся выбор между двумя возможностями, он всегда предпочитал более легкий путь, при условии, что легкий путь не влек за собой греха. (Сообщено Айшей и собрано Аль – Бухари. «Сахих Аль – Бухари» на араб, и англ, языках т.4 С.491. № 760) «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил мед и сладости, и любил женщин и благовония, как он сам сказал об этом: «Была внушена мне любовь в этом мире к женщинам и благовониям, и молитва была сделана радостью очей моих"»5.

Совсем неслучайно, что указания на необременительность и легкость исламского закона фигурируют во 2,4 и 22 сурах. Эти суры относятся ко 2 периоду ниспослания Корана (622 – 632гг.) Они были произнесены Мухаммедом уже после хиджры (622г.), т.е. его бегства из Мекки в Ясриб. (Сейчас – Медина, «Мединат уль наби», что в переводе с арабского «Дом пророка»). По своему содержанию мединские суры самые агрессивные. Они открывают подлинное лицо исламской миссии среди неисламских религий и человечества в целом. Она состоит в достижении господства истинной единобожной (таухид) религии в мире любыми методами. И в первую очередь – военными, ведь рай у мусульман находится под тенью сабель (из достоверного хадиса http://guraba.net/rus/). А для обеспечения этого нужна армия, которой на первых порах у Мухаммеда не было. Ее созданию как раз и способствовали ниспосылаемые по тому же принципу «постепенного продвижения» «откровения» о легкости исламских предписаний в сочетании с яркими описаниями мусульманского рая, который автоматически наследуют все павшие в боях воины: «Не отказывайтесь от борьбы на пути Аллаха и не бойтесь смерти! Люди, погибшие на пути Божьем, не мертвы! Нет! Они живы, в раю, но живые в ближайшей жизни не понимают этого» (К.2:154).

Это и есть «закон постепенного продвижения» или по­степенной смысловой градации в преподании учения. Подобные законы делают понятным механизм такого стремительного распространения исламского учения. А если еще взять во внимание оригинальные миссионерские методы ислама, а также смертную казнь за уход из ислама (принцип – всех впускать, никого не выпускать), то вообще все в этом вопросе встает на свои места.

Ислам – это явление далеко не рядового порядка. Это действительно глобальное образование, с которым необходимо считаться. И, судя по всему, чем дальше, тем больше. Это явление, требующее внимания, осмысления и изучения. И для того, чтобы лучше понять природу ислама, его задачи и перспективы, нам необходимо знание исламского закона – шариата, которое значительно облегчит диалог и просто поможет понять этих людей. Сами мусульмане придерживаются такой же точки зрения. Так, например, они считают, что необходимо изучать Коран (первый и основной источник мусульманского права) для того, чтобы «понять самую молодую мировую религию – ислам, мораль, нравственность, поведение и психологию мусульман»6.

Далее речь пойдет непосредственно о шариате. Будет представлен путь его развития, источники мусульманского закона и сама система различных видов исламских правоотношений.

* * *

1

Абдулмумин Гаджиев. Гарантии Шариата. http://www.islameivil.ru/

2

Доктор Юсуф Аль – Карадави «Исламское сознание: между неверием и экстремизмом».. . http://www.islameivil.ru

3

Абу Амин Биляль Филипс. Эволюция Фикха. http://ksunne.ru/ istoriya/evoluciya.index.htm

4

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Март. День 6. Страдание 42 мучеников Амморийских. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1993г. С.146

5

«Ахлю сунна ва джамаа» и «суфия». С. 63. http://ksunne/ru

6

Г.М.Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. Глава 1. http:// рогtal-сгеdо.ги


Источник: Неожиданный шариат [Текст] / Михаил Рождественский. – [Москва : б. и.], 2011. – 494, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle