Бедность
Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей <воле> (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 142).
* * *
Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия, 60, 206).
* * *
Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий, 5, 112). Источник.
* * *
Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий, 5, 190). Источник.
* * *
...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 799).
* * *
Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст, 46, 41). Источник.
* * *
Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст, 46, 41). Источник.
...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 190). Источник.
* * *
...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 197).
* * *
...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст, 47, 342).
* * *
...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого <приобретает> в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366).
* * *
Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366).
...Бедность – не добро, но доброе пользование бедностью – добро (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366). Источник.
...Если ты мужественно переносишь <бедность>, благодаря Господа, то этот предмет послужил для тебя поводом и случаем к получению венцов; а если ты за нее хулишь Создателя и осуждаешь Промысл Его, то ты употребил ее во зло (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366).
* * *
Бедность – безопасное прибежище, тихая пристань, всегдашнее спокойствие, неомрачаемая опасностями радость, чистое удовольствие, жизнь невозмутимая и безмятежная, благополучие ненарушимое, источник мудрости, узда надменности, свобода от наказания, корень смирения (свт. Иоанн Златоуст, 47, 431).
* * *
Удовольствие и безопасность, добрую славу и телесное здоровье, чистоту души, благие надежды и нерасположение ко греху найдешь больше у бедных, чем у богатых (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830). Источник.
* * *
...Если Бог оставляет некоторых <людей> в бедности и нищете, то оставляет для того, чтобы исправить душу их и сделать ее более любомудрою (свт. Иоанн Златоуст, 49, 32).
* * *
...Бедность есть мать любомудрия, и это каждый день открывается на опыте. Сколько бедных гораздо благоразумнее и мудрее богатых, и даже здоровее телом, так как бедность правильно устрояет их тело и душу (свт. Иоанн Златоуст, 49, 32).
* * *
Бедность для многих кажется злом, но на самом деле она не такова, а напротив, если кто внимателен и любомудр, она служит даже к истреблению зла (свт. Иоанн Златоуст, 50, 435). Источник.
* * *
...Если бы бедность была злом, то все бедные должны бы быть злыми; если же многие из бедных достигли небес, то, следовательно, бедность – не зло (свт. Иоанн Златоуст, 50, 435). Источник.
* * *
Не будем унывать по причине бедности, но будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах, и убегать той бедности, которая вводит нас в грех (свт. Иоанн Златоуст, 51, 97).
* * *
Богатый пусть не думает о себе много, а бедный пусть не унывает, как подающий мало, потому что часто бедный подает и больше богатого. Вследствие бедности не следует считать себя несчастными, так как она дает нам возможность более удобно подавать милостыню (свт. Иоанн Златоуст, 53, 747).
* * *
Бедность, если угодно, может доставить нам гораздо больше <чем богатство> поводов к удовольствию. Почему? Потому что она свободна от забот, ненависти, вражды, зависти, браней и бесчисленных зол (свт. Иоанн Златоуст, 56, 25).
* * *
Добрый христианин обнаруживается более в бедности, нежели в богатстве. Почему? Потому что в бедности он становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий (свт. Иоанн Златоуст, 56, 25).
* * *
...Будем всегда искать бедности, она – великое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам великую пользу (свт. Иоанн Златоуст, 56, 159).
* * *
О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что бедность доставляет нам великое дерзновение (свт. Иоанн Златоуст, 56, 160).
* * *
Убойтесь все те из вас, кто обижает бедных. Вы имеете и силу, и богатство, и деньги, и благосклонность судей; но те имеют оружие, которое сильнее всего этого, – стоны и рыдания, и самые обиды, которые они терпят, потому что все это привлекает помощь с небес. Эти оружия разоряют дома, разрушают основания, уничтожают города, губят целые народы. Так велико у Бога попечение об обидимых (свт. Иоанн Златоуст, 56, 599). Источник.
* * *
Когда ты окажешься в бедности, вспомни о случившемся с <Иовом>, и ты тотчас воспрянешь и бросишь всякую мысль об унынии (свт. Иоанн Златоуст, 56, 641).
* * *
Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем бедным, чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 130).
* * *
Если печалит бедность, то уничижается Божие законоположение, в котором сказано: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5,3). Посему если не держимся Божия законоположения, то, как очевидно, не пожелаем и бедности, а если бедность приемлем с благодарностью, то покоряемся предписаниям закона (прп. Исидор Пелусиот, 61, 214). Источник.
* * *
...Знать надлежит относительно скудости во всем, что Бог праведно наложил ее на нас, как временное наказание, и потому претерпевать ее с благодарением <должно>, да привлечем на себя благоутробие, милость и попечение Божие. егоже бо любит Господь наказует (Евр. 12, 6), да смирится наказательною скудостью и далек будет от гордости... (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 71–72).
* * *
Преступление Адамово последовало не от другого чего, как от того, что он имел все блага в изобилии без труда.
Почему Бог за преступление определил нам в поте лица с воего снедать хлеб свой, пока умрем. Если же для настоящей жизни на всех людей наложена скудость, как естественное временное наказание, то всеми неправдами усиливающийся убежать из-под него попадет под вечное наказание. Потому что избежать скудости в настоящей жизни едва ли возможно без хищения, неправды и лихоимства; к тому же счастье и богатство естественно порождают гордость, источник всякого греха, а гордого, стремглав низвергши долу, берет в свою власть срамота, т. е. начинают господствовать над ним плотские страсти – порождения его неразумия и растления в нем здравого смысла (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 72).
* * *
Бог соделался для нас бедным человеком; должен и ты, верующий в Него, быть подобным Ему, бедным (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 189).
* * *
...Те, которые не связаны многоиманием, а довольствуются тем одним, что необходимо для поддержания жизни, нередко же и в этом терпят недостаток, – никакого не встречают препятствия, когда восхотят шествовать путем тесным и прискорбным: им нужно только приложить доброе произволение, чтоб тесное шествие их было богоугодным шествием, и продолжать его с терпением и благодарением, – и праведный Бог введет их в Царство Свое вечное и утешит всеблаженным в оном покоем (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 194). Источник.
* * *
Того ради Господь благоволил восприять лицо каждого бедного и каждому бедному Себя уподобил, чтоб никто из верующих в Него не возносился над братом своим, но чтоб каждый, видя в брате своем Бога своего, почитал себя меньшим и худшим брата своего, как есть меньше Сотворшего его, и как Сего, принимал его и чтил, и в помощь ему готов был истощить все имение свое, как Христос и Бог наш истощил Кровь Свою для спасения нашего (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 549).
* * *
Услышьте и возвеселитесь, вы, бедные и убогие! – ибо по причине сего, вы – братья Богу; и хотя бы независимо от вашей воли вы были бедны и убоги, но тем, что будете терпеть и благодарить (Бога), вы сделаете себе это благо добровольным. Услышьте, вы, богатые! – и возлюбите блаженнейшую бедность, дабы вам стать наследниками и братьями Христу, и <тем> более родными, чем поневоле бедствующие: ибо и Он добровольно ради нас бедствовал (свт. Григорий Палама, 26, 52).