Паства
Не покоряющиеся посланным от Господа не их только бесчестят, но и Самого Пославшего, и навлекают на себя суд тягчайший, нежели содомляне и гоморряне (свт. Василий Великий, 7, 404). Источник.
* * *
Будь слушателем добрых поучений, и размышлением о них храни свое сердце (свт. Василий Великий, 9, 48). Источник.
* * *
...Врачуемым должно принимать наказания не во вражду и не мучительством почитать попечение, какое настоятель из сердолюбия прилагает о спасении души. Ибо если больные телом столько доверяют врачам, что почитают их благодетелями, даже когда они режут, или прижигают, или утруждают принятием горьких лекарств, то стыдно нам к врачам душ наших, когда суровым своим обращением совершают наше спасение, не иметь такого же расположения... (свт. Василий Великий, 9, 167–168). Источник.
* * *
...Как овцы покоряются пастырю и туда обращаются, куда ведет пастырь, так и подвижники по Богу должны покоряться наставникам, не входя в исследования их приказаний, когда они чисты от греха, но исполняя приказанное со всяким усердием и тщанием (свт. Василий Великий, 9, 377).
* * *
Хотя бы настоятели наши к нам... были и строптивы (чего да не будет!), однако же будем служить им по доброй совести, как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду (прп. Ефрем Сирин, 30, 569). Источник.
* * *
Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити <пастбище>. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям (свт. Григорий Богослов, 13, 154).
* * *
Первое место дай Богу, а следующее за тем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Поспешай за ним на крылах, покоряйся ему безмолвно; с ним радуйся, когда простираешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, пришедши в страх, опять вознестись высоко(свт. Григорий Богослов, 16, 91). Источник.
* * *
...Слушание (поучений) будет небезопасно для вас, если оно не будет сопровождаться делами (свт. Иоанн Златоуст, 44, 759). Источник.
* * *
Подлинно, как прекрасно пастырю быть закланным за овец, так же прекрасно и овцам в самой смерти не отделяться от пастыря; если они будут с ним нераздельно, то не станут бояться волка – дьявола (свт. Иоанн Златоуст, 46,441).
* * *
...Не смотри на того <служителя Божиего>, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служит, – чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 47, 703–704).
* * *
Господь усвояет Себе как воздаваемую <пастырям> честь, так и презрение (свт. Иоанн Златоуст, 47, 704).
* * *
Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью служителей Своих? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоим расположением (свт. Иоанн Златоуст, 47, 704). Источник.
* * *
Как мы <пастыри> дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность и за слугу, и за жену, и за сына (свт. Иоанн Златоуст, 47, 760).
* * *
Не только проповеднику нужно быть бодрым, но и слушатели должны быть внимательны, слушатели даже более, чем проповедник (свт. Иоанн Златоуст, 47, 761). Источник.
* * *
Кто всегда теряет (из памяти) то, что ему преподано, тот всегда будет нуждаться в учителе и никогда не узнает ничего (свт. Иоанн Златоуст, 51, 72).
* * *
...В делах маловажных вы никогда не отказываетесь никакими предлогами и можете найти много свободного времени; а когда надобно внимать слову Божию, то это кажется вам столь излишним и незначительным делом, что будто бы не стоит употреблять на это и малого свободного времени (свт. Иоанн Златоуст, 51, 73).
* * *
...Не будем досадовать, когда нас врачуют, но лучше будем радоваться, хотя бы способ учения причинял нам горькие скорби, потому что впоследствии он принесет самый сладкий плод (свт. Иоанн Златоуст, 51, 96).
* * *
...Священник хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнит надлежащим образом всего, что до него касается. Итак, зная, какая великая угрожает опасность священникам, оказывайте им великую любовь. На это указал и <апостол> Павел, когда сказал: тии бо бдят о душах ваших, и – не просто, но яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17). Потому им надобно оказывать великое уважение (свт. Иоанн Златоуст, 51, 589–590).
* * *
...Священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честию, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны (свт. Иоанн Златоуст, 51, 590).
* * *
Даже и тот, кто не состоит учителем и не занимает учительского места, а просто принял Христово учение и стал в ряду Его учеников, и тот уже должен иметь ревность по Богу и воздавать благодарность Благодетелю, смело отверзая уста в защиту истины и против нечестия, по завету Священного Писания: чадо, даже до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе (Сир. 4, 32) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 686).
* * *
Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения (свт. Иоанн Златоуст, 52, 994).
* * *
...Хотя бы жизнь учителя была и небрежна, нам должно быть внимательными к себе и слушать Пророка, который говорит, что будут все научены Богом... (Ис. 54, 13) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 327).
* * *
<Любите пастыря>... как дети родителей, потому что чрез них вы родились рождением вечным, чрез них получили Царство, их руками совершается все, чрез них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что чрез него сподобился Страшных Тайн (свт. Иоанн Златоуст, 54, 557).
* * *
...Если любишь Христа, если любишь Царство Небесное, то уважай тех <пастырей>, чрез кого ты получил его! (свт. Иоанн Златоуст, 54, 557).
* * *
Следует относиться к ним <иереям> с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же они станут бранить его и будут относиться к нему со враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранить своего искусства и, не желая, подвергнет их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы... повергнете их в уныние, тогда отдадите вместе с собой и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826).
* * *
Точно ли иереи, делающие худое употребление из жертвуемого, как говоришь ты, виновны пред Богом, сие неизвестно тебе. Не оскорбляй намерения, с каким приносится дар, доведываясь о самом образе его употребления, как будто с тем ты дал, чтобы требовать отчета, а иереев освободить тем от будущей ответственности (прп. Исидор Пелусиот, 60, 121). Источник.
* * *
То же древле делали иудеи – жертвы принося щедро, а учителей и исполнителей закона побивая камнями; это, соревнуя им, сделали и вы, храм Божий украшая пожертвованиями, а пастыря Его подвергая бедам. Значит, ваше приношение даров было не из любви к Богу, а тщеславия, которое мзду свою получает здесь (прп. Исидор Пелусиот, 60, 200). Источник.
* * *
Начав жить вместе с духовным отцом и восчувствовав пользу от него, не допускай, чтоб кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от сожительства с ним; не осуждай его ни в чем; не говори о нем худо, хотя будешь им обличаем и даже биен; уха своего не открывай, когда кто другой станет злословить его; и отнюдь не сдружайся с тем, кто поносит его, чтоб не прогневался на тебя Господь и не изгладил тебя из книги живых (свт. Феодор Едесский, 91, 327).
* * *
Не будь судиею дел <духовного> отца твоего, но исполнителем заповедей его. Демоны, как обычно им, начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его, и тебя чрез то или сделать немощным и страшливым воином на брани, или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели (свт. Феодор Едесский, 91, 327).
* * *
Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием (прп. авва Дорофей, 29, 70). Источник.
* * *
Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает, и наконец им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым (делам); потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, (подобно листу), нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят (прп. авва Дорофей, 29, 70). Источник.
* * *
Кто иногда слушается, а иногда не слушается отца, тот подобен человеку, который к больному своему глазу в одно время прикладывает целебную мазь, а в другое известь (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43). Источник.
* * *
Всякого наказания достойны перед Богом те больные, которые, испытавши искусство врача и получивши от него пользу, из предпочтения к другому оставляют его прежде совершенного исцеления (прп. Иоанн Лествичник, 57, 45). Источник.
* * *
В присутствии наставника будем обучать себя крайнему молчанию и неведению, ибо молчаливый муж есть сын любомудрия, который всегда приобретает многий разум (прп. Иоанн Лествичник, 57, 46).
* * *
Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают, то знай, что Дух Святый невидимо вселился в твою душу и сила Вышнего осенила тебя (прп. Иоанн Лествичник, 57, 57). Источник.
* * *
...Не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия; напротив, плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора и возмутил против себя душу наставника (прп. Иоанн Лествичник, 57, 57). Источник.
* * *
Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых, и по нраву, и местопребыванию своему приличных нашим недугам (прп. Иоанн Лествичник, 57, 57). Источник.
* * *
Не может кормчий один, без помощи корабельных служителей, спасти корабль... Не может врач исцелить больного, если сей не убедит врача просьбою и открытием язвы с полною доверенностию (прп. Иоанн Лествичник, 57, 258). Источник.
* * *
Если хочешь улучить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам собою, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого... подвизайся в добрых делах, в милостынях, в пощении, молитве и молении непрестанном, да будет тебе помощником и содействователем в этом Бог. Коль же скоро с помощию Божиею, по благодати Его, сподобишься найти такого, покажи к нему крайнее внимание и всякое ему благоугождение, великое смирение и благоговение, высокое почитание и веру чистую и несомненную. Чего ради? Ради того, чтоб, к несчастию, не заслужить тебе иначе вместо мзды казнь и муку (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 102–103). Источник.
* * *
Слова отца твоего духовного и повеления исполняй, ибо они непреткновенно наставляют тебя на путь (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 87–88).
* * *
Кто верует, что в руке пастыря его находится его жизнь и смерть, тот никогда не воспротиворечит. Неведение же сего рождает прекословие, причиняющее духовную и вечную смерть (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 15). Источник.
* * *
Если же по плоти отцов... <должен почитать и любить> то сколь более должен ты почитать и любить отцов, родивших тебя по духу, которые из бытия претворили тебя в благобытие, сообщили тебе свет ведения, научили тебя явно истинствовать, возродили банею пакибытия, вложили и тебя надежду воскресения и бессмертия, непрестающего царствия и наследия, и соделали из недостойного достойным вечных благ, из земного небесным, из временного вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения, как Сам Он сказал: и Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех. Ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть Наставник ваш, Христос (Мф. 23, 9–10). Всякую убо честь и любовь должен ты воздавать отцам своим духовным, поколику честь к ним возносится ко Христу Господу и к Духу Святому, в Коем принял ты сыноположение (ср.: Рим. 8, 15) и к Отцу Небесному, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15). Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, и открывать ему всякий грех и всякий помысл, и получать от него отпущение и врачевство: ибо им дано вязать и разрешать души, и все, что они свяжут на земли, будет связано на небеси, и все, что они разрешат на земли, будет разрешено и на небеси (ср.: Мф. 18, 18). Сию благодать и власть получили они от Христа; почему повинуйся им и не противоречь им, чтоб не причинить погибели душе своей. Ибо если противоречащий плотским родителям в том, что не воспрещено законом Божиим, по закону предается смерти, то противоречащий духовным отцам не изгонит ли из себя Духа Божия и не погубит ли души своей? Почему советуйся с духовными отцами своими и слушайся их до конца, да спасется душа твоя и наследует вечные и нетленные блага (свт. Григорий Палама, 93, 286).
* * *
Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтоб быть во единении с Господом. Тогда Он Сам соделается для вас руководителем и учителем... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169–170). Источник.