Источник

Память Божия

...Самая природа <наша> учит нас более плакать, <нежели радоваться>, ибо жизнь эта многоболезненна и многотрудна, и, как изгнание, полна грехов. Но если кто постоянно помнит Бога, тот веселится, по слову Псалмопевца: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4) Ум, увеселяемый памятью о Боге, забывает скорби мира, и от этого памятования уповает на Бога и бывает беспопечителен. Беспопечительность доставляет радость и располагает к благодарению; а чрез благодарение, соединенное с благоразумием, возрастают дары и дарования. По мере того как умножаются благодеяния, возрастает благодарение и чистая молитва со слезами радости, и вскоре человек избавляется от слез печали и страстных; выходит из (под власти) страстей и так приходит в духовную радость от всякого случая. Чрез приятное смиряется и благодарит, а чрез искушения укрепляется в нем надежда на будущее; и о том и о другом радуется, и любит Бога и всех естественно, как благодетелей, и не встречает во всем творении чего-либо могущего повредить ему. Но, просвещаемый ведением Бога, радуется о Господе о всех творениях, удивляясь Его промышлению о Своих созданиях (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 98–99).

* * *

Помни, что тебе соприсутствует Бог, пред Коим открыты все советы сердечные (прп. авва Исаия, 59, 30).

* * *

Приготовляй себя к сретению Его <Бога>, и будешь повиноваться воле Его (прп. авва Исаия, 59, 92).

* * *

...Представляй себе, что ты всегда находишься пред очами <Бога>... и блюди сердце свое (прп. авва Исаия, 59, 185).

* * *

Не теряй из виду сего Высокого Зрителя, не теряй из виду Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме ли, или среди дня, надзирает над тобою Божие око (свт. Василий Великий, 5, 240–241). Источник.

* * *

...Невозможно совратиться с правого пути тому, кто не болезнует в душе забвением Бога (свт. Василий Великий, 8, 124).

* * *

По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Если он не памятует благодеяний Божиих и оказывается непризнательным к Благодетелю (свт. Василий Великий, 9, 306).

* * *

Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что на земле будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и любовью (прп. Ефрем Сирин, 30, 525). Источник.

* * *

...Кто всегда имеет пред очами Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому (прп. Ефрем Сирин, 32, 230).

* * *

Кто Тебя <Господа> имеет пред очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух (прп. Ефрем Сирин, 33, 148).

* * *

Если у кого в мысли Христос, то работает ли он, молится ли, читает ли, Его да имеет своим непреходящим духовным стяжанием (прп. Ефрем Сирин, 35, 451).

* * *

Бога имей началом и концом всякого дела (свт. Григорий Богослов, 16, 209).

* * *

Поскольку единственное охранение и врачевство для души – с любовию памятовать о Боге и держаться всегда добрых мыслей, то не будем отлагать такового рачения... (прп. Макарий Египетский, 67, 335). Источник.

* * *

Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Втор. 6, 5), то есть не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге и любовь и приверженность к Нему (прп. Макарий Великий, 89, 241). Источник.

* * *

Хочешь ли быть познанным от Бога? Сделай, чтоб ты сколько можно менее был известен людям. Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь, душою и телом; то ни в каком деле не погрешишь и Бога будешь иметь Сожителем себе (авва Евагрий, 89, 606).

* * *

...Когда ясти будеши, и насытшиися, помяни Господа Бога Твоего!., (ср.: Втор. 8, 10). Видишь, что ни в какое время не следует нам изгонять из своей души это памятование (о Боге), но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага нашего, трезвиться и бодрствовать, заграждать ему все входы и никогда не пренебрегать духовною пищею (свт. Иоанн Златоуст, 47, 83). Источник.

* * *

Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (свт. Иоанн Златоуст, 48, 839).

* * *

Бог заповедает не одному Ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 908).

* * *

...Прекрасно памятование о Боге вследствие доставляемой им неистощимой радости... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 864).

* * *

...Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 967).

* * *

Если мы будем непрестанно помнить о Боге, то уже не сможем помнить о зле... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 134).

* * *

...Все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, чтобы живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения. Как тот, кто хочет верно возвесть и вверху свесть свод купола, шнуром из центра постоянно обводит кругом постройку, и таким образом дает одинаковое всюду направление округлению ее; кто же без этого посредства покусится совершить такое дело, тот, хотя бы обладал большим искусством, не может соблюсти непогрешительно правильность округлости, и одним взглядом не может определить, на сколько отступил от нее, не прибегая к сказанному указатели» правильности, так и дух наш, если, утвердив в себе любительную память Божию, как некий неподвижный центр, не будет потом, из нее исходя и с нею обходя в каждый момент все свои делания и труды, ею, как пробою, определять качество помыслов и начинаний, чтоб одни принимать, а другие отвергать, и ею же, как верным циркулем, давать направление всему делаемому, то никак не построит, как следует, того духовного здания, коего архитектор есть Павел (1Кор. 3, 10), и не сообщит ему красоты того дома, какой, желая устроить Господу в сердце своем, блаженный Давид взывал: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс. 25, 8), но несмысленно возведет в сердце своем дом некрасивый, Духа Святаго недостойный и всегда готовый разрушиться, долженствуя не славу за то получить от чаемого, но не удостоившего зайти в такое жилище посетителя (т. е. Духа Святаго), а плачевно быть подавленным под развалинами своего построения (Собес. 24, 6) (прп. Иоанн Кассиан, 90, 106–107).

* * *

К созерцанию Бога непостоянное сердце наше должно быть устремляемо постоянно, потому что в изгибах его кроется коварный враг, который старается отвлечь ум от сего спасительного занятия (авва Антоний, 56, 54). Источник.

* * *

...Всякий монах, стремящийся к непрестанному памятованию о Боге, должен навыкнуть постоянно размышлять и сердце, по прогнании всех разнообразных помыслов, потому что не иначе он возможет удержать ее <мысль о Боге>, как отрешившись от всех телесных забот и беспокойств (авва Исаак, 56, 357).

* * *

...Святые, которые, постоянно содержа Бога в памяти, как бы на цыпочках ходят по растянутым на высоте <канатам>... Они, сущность своего спасения и жизни поставляя на узкой стезе той веревочки (т. е. памяти Бога), думают, что они тотчас подвергнутся жестокой смерти, если нога их, хоть немного поколебавшись, сойдет с пути или переступит за черту спасительного направления. Те же (акробаты), с удивительным искусством производя воздушное шествие в пустом пространстве, если с осторожным, заботливым равновесием не сохранят стезю, слишком узкую для ступни (по канату), то земля, которая для всех есть как бы природное основание и твердый, крепкий фундамент, бывает для них настоящая, явная погибель, не потому, чтобы природа ее изменилась, а потому, что они по тяжести тела стремглав падают на нее. Так и неистощимая благость Божия, при неизменяемом существе своем, никого не оскорбляет; но мы, уклоняясь от небесного и стремясь к земному, сами себя подвергаем смерти, даже самое уклонение становится смертью уклоняющемуся (прп. авва Феона, 56, 593).

* * *

Памятуй всегда о Боге, и ум твой сделается небом (прп. Нил Синайский, 72, 234).

* * *

...Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника... (прп. Нил Синайский, 73, 356). Источник.

* * *

Будем стараться, чтобы и на одно мгновение не переводить дыхания без памятования о Боге; потому что памятование о Боге есть величайшее благо (прп. Нил Синайский, 73, 377). Источник.

* * *

Ум, из которого похищена мысль о Боге и который далек стал от памятования о Нем, равнодушно грешит и внешними чувствами; ибо ни слуха, ни языка не в состоянии уже быть пестуном таковый, потому что извнутрь его отошла приверженность к подвижническому труду над собою (прп. Нил Синайский, 90, 243). Источник.

* * *

Во время памятования о Боге умножай моление, чтобы, когда забудешь о Нем, Господь помянул тебя (прп. Марк Подвижник, 69, 10). Источник.

* * *

Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их, как праведно тебя постигающие. Ибо терпение (в таком духе) каждым случаем пробуждает память (о Боге), а отречение (отказ так терпеть) умаляет мысленное мудрование сердца (к Богу устремление пресекает, обращая к земле) и чрез отраду (что сбросил тяжесть) производит забвение (Марк Подвижник, 89, 550–551). Источник.

* * *

Ум наш, когда памятию Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое-нибудь, обязательное для него, в удовлетворение его приснодвижности. Ему должно дать только священное имя Господа Иисуса, Которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предположенной цели. Но ведать надлежит, что, как Апостол говорит, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12, 3). С нашей стороны требуется, чтобы сказанное речение (Господи Иисусе Христе и пр.) умом в себе утесняющимся непрестанно было изрекаемо в сокровенностях его так, чтоб при этом он не уклонялся ни в какие сторонние мечтания. Которые сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего (ясность мысли, или определенное сознание всех внутренних движений). И еще: сие дивное имя, будучи с напряженною заботливостию содержимо мыслию, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть всякое зло, как говорит Апостол (Евр. 12, 29). Отсюда наконец Господь приводит душу в великое возлюбление славы Своей; ибо преславное то и многовожделенное имя, укосневая через памятование о нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его беспрепятственно, потому что нечему уже тогда полагать тому препону. И сие то есть бисер оный многоценный, который стяжавают, продав все свое имение с неизреченною радостию об обретении Его (блж. Диадох, 91, 38). Источник.

* * *

Когда душа возмущается гневом, или отягчается многоядением, или сильною печалью омрачается, тогда ум не может держать памятования о Боге, хотя бы и понуждаем был к тому как-нибудь. Ибо весь будучи омрачен лютостью сих страстей, бывает он тогда совершенно чужд собственного чувства; почему желание не имеет где наложить свою печать, чтоб через то ум мог носить незабвенным и неизменным вид богомыслия, так как тогда память его огрубевает по причине суровства страстей. – Когда же она бывает свободна от таких возмущений, тогда, если иногда и успеет забвение на мгновение украсть мысль о возлюбленном Господе, ум, восприяв свою энергию и живость, тотчас опять с жаром емлется за многовожделенную оную и спасительную ловитву; ибо тогда сама благодать и сбогомысльствует душе и совзывает: Господи Иисусе Христе! (блж. Диадох, 91, 39).

* * *

Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире (прп. Исаак Сирин, 58, 45). Источник.

* * *

Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды (прп. Исаак Сирин, 58, 297). Источник.

* * *

Человек, далекий от всякого памятования о Боге, носит в сердце своем тревожимую лукавою памятию мысль против ближнего (прп. Исаак Сирин, 58, 396). Источник.

* * *

...Памятование о Боге, когда овладеет пажитию в душе, истребляет в сердце памятование о всем видимом (прп. Исаак Сирин, 58, 397–398). Источник.

* * *

...Водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 418). Источник.

* * *

Если душа просияла памятованием о Боге и неусыпным бдением день и ночь, то Господь устрояет там (внутри) к ограждению ее облако, осеняющее ее днем и светом огненным озаряет ее ночь; во мраке ее просияет свет (прп. Исаак Сирин, 90, 762). Источник.

* * *

Иметь заповедь и стараться сохранять ее – в сем заключается и поминовение, и память Божия (прп. авва Дорофей, 29, 262). Источник.

* * *

Память Иисусова да срастворится с дыханием твоим (прп. Иоанн Лествичник, 93, 337). Источник.

* * *

...Да делает всяк свое дело, как пред лицем Бога, а не человеков; и чисто будет дело его... (прп. Феодор Студит, «12, 241).

* * *

Горе смотреть нам надлежит, потому что там глава наша – Христос Господь, там сокровище наше и жизнь вечная (прп. Феодор Студит, 92, 303).

* * *

...И одно слово отдалит ум от памяти Божией, когда бесы нудят на то, и чувства соглашаются с ними. Велик подвиг и страх – хранить душу (прп. авва Филимон, 91, 362).

* * *

Сообразно с заповедью должно предпочитать всему заповедь всеобъемлющую, память Божию, о коей говорится: помни Господа, Бога твоего, всегда (ср.: Втор. 8, 18). Ибо от чего гибнем, противоположным тому и сохранены быть можем. Губит же нас забвение Бога, мраком покрывал заповеди и обнажая нас от всякого добра (прп. Григорий Синаит, 93, 183).

* * *

Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия(прп. Григорий Синаит, 93, 223).

* * *

Памятование о Боге есть созерцание Бога, Который влечет к себе зрение и устремление ума, и светом Своим озаряет его (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 168).

* * *

...Шествуя мысленным путем, повторяй слова молитвы и беседуй к Господу, непрестанно вопия и не унывая: неотступно молись, подражая бесстудию вдовицы, склонившей на милость неумолимого судию. Тогда (это будет значить, что) ты духом ходишь, похотям плотским не внимаешь и мирскими помыслами не пресекаешь непрерывность молитвы, но бываешь храмом Божиим, в коем неразвлеченно воспевается Бог. Так проходя мысленную молитву, сподобишься ты наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума и в таинственных созерцаниях зреть Невидимого, един Единому уединенно служа Богу, в понятных одному тебе излияниях любви (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 172).

* * *

Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее... чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 147–148). Источник.

* * *

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 329). Источник.

* * *

Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 252). Источник.

* * *

Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 308). Источник.

* * *

Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 254). Источник.

* * *

Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 255).

* * *

Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 255).

* * *

Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 255). Источник.

* * *

...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 256).

* * *

Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 497). Источник.

* * *

...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник.

* * *

Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник.

* * *

Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

* * *

Память о Боге Бог Сам прививает к душе. Но для этого душа сама себя должна потомить и потрудить. Трудитесь, всеусильно нудя себя на непрестанное памятование Бога. И Бог, видя, как усердно вы желаете сего, даст вам память о Себе (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 49). Источник.

* * *

Навыкайте не тогда только о Боге думать, когда стоите на молитве, но и всякий час и минуту, ибо Он везде есть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 117).

* * *

Умом же совсем не отступайте от Господа, на молитве ли стоите, или другое что делаете (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 123).

* * *

В сем памятовании <о Боге> надо всячески укрепиться до того, чтобы оно было неотходно от внимания (свт.Феофан, Затв. Вышенский, 87, 155).

* * *

...Потому что не помним <о Боге>, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 155).

* * *

Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно – непрестанно повторять коротенькую – слова в два-три – молитовку (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 156).

* * *

Не забывайте только, что память о Боге надо... соединять со страхом Божиим и благоговеинством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 156).

* * *

Память Божия – жизнь духа (свт. Феофан, Затв. Вышинский, 87, 191).

* * *

Память о том, что Господь всюду есть, – и с вами, и в нас, – эту память навяжите на свой ум и с нею ходите неразлучно – работайте, сидите, спите и бодрствуйте (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 257).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle