Память
Когда молишься, всеми силами храни память свою, чтобы она не предлагала тебе своего... Память приводит тебе на ум во время молитвы или воображения давних дел, или новые заботы, или лицо оскорбившего тебя. Очень завидует демон человеку молящемуся и всякие употребляет хитрости, чтобы расстраивать такое намерение его; поэтому не перестает возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах и посредством плоти приводить в движение все страсти, чтобы только помешать как-нибудь прекрасному его течению (т. е. труду молитвенному) и к Богу преселению (восхождению вниманием) (прп. Нил Синайский, 90, 228).
* * *
Врачуется... память постоянною, действием молитвы утвердившеюся, памятью Божиею, в коей, срастворившись с Духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние (прп. Григорий Синаит, 93, 190).
* * *
...Бодрствуй над собой, и не давай своему воображению и памяти воспоминать прежде виденное, слышанное, обонянное, вкушенное и осязанное, особенно, что было в этом срамного и непотребного. В этом и состоит преимущественно наша брань, и она труднее и неотвязчивее брани с чувствами или употреблением их. Всякий из борющихся знает это по опыту. Чтоб не воспринять что-либо соблазнительное каким-нибудь чувством, с этим управиться легко; но по восприятии управляться с воображением и памятью о том очень трудно. Чтоб, например, видеть или не видеть какое лицо или посмотреть на него страстно или бесстрастно, это не так трудно и не представляет большой брани; после же того, как увидишь и взглянешь на него страстно, уже нелегко, а требуется большая брань и немалый подвиг, чтоб изгнать из памяти своей воображение этого лица. И враг может играть душою твоею, как мячиком, перебрасывая внимание от одного воспоминания на другое, и под ними шевеля пожелания и страсти, и держа тебя таким образом в страстном настроении (прп. Никодим Святогорец, 70, 119). Источник.
* * *
Когда прибирают в доме, стараются освободиться от предметов бесполезных, попусту занимающих место, которое можно занять чем-нибудь дельным и необходимым. Как бы хорошо очищать таким же образом память нашу! Но, по несчастию, не от нас зависит выметать из нее ненужные и вредные понятия; потому-то следует быть чрезвычайно осторожным в выборе предметов, на которые обращаешь внимание (116, 120–121).