Источник

Надежда

...Насколько <человек>... возлагает надежду на Бога, во всем касающемся души его и тела, настолько находит Его <Божие> промышление о себе, так что считает себя ниже всей твари, от многих даров Божиих: явных и неявных, душевных и телесных, и, от стыда, как великий должник, отнюдь не может превозноситься в каком-либо деле, ввиду благодеяний Божиих (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 123).

* * *

...Надежда... рождается от твердой веры, от того, что человек вовсе не заботится о своей жизни или смерти, но все попечение возлагает на Бога... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 153).

* * *

Надежда, чуждая попечений, есть жизнь и богатство, невидимое по чувству, но подтверждаемое благоразумием и существом дел. Ибо и земледельцы трудятся, сея и садя; и мореплаватели терпят также многие бедствия, и дети, обучаясь чтению и прочим наукам, но все они имеют в виду надежду, потому и трудятся с радостию, и по видимому теряют готовые вещи, по умственному же – терпят для того, чтобы приобрести больше. Часто имеют и недостаток в том, что намерены посеять. Но, может быть, кто-нибудь скажет: из опыта они научаются, что получают приобретение, а в мысленном (не так); никто не воскрес из мертвых, чтобы научить нас. Это происходит от неопытности в духовных дарованиях и познаниях; и не чудо; ибо неопытные и в прежде упомянутом боятся, пока не испытают. И дети, не понимая пользы от обучения грамоте и прочим наукам, бегут от них, но родители, чувствуя эту пользу, как чадолюбивые, насильно принуждают их, а со временем, когда дети получат опытность, то начинают не только любить науки и принуждающих к ним, но и сами с радостью терпят все за познания, которых достигли. Потому и мы должны прежде с верою и терпением идти и не ослабевать в скорбях, тогда, со временем, познаем пользу совершаемого нами. И так с радостью и веселием будем делать должное без труда (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 28–29).

* * *

Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит подавать всецелую помощь Свою тому, кто иногда надеялся на богатство, на славу человеческую и на могущество мирское; а иногда надеждою своею признавал Бога; напротив того, человек вполне должен успокоиваться на Божией помощи (свт. Василий Великий, 6, 292).

* * *

...Надежда делает, что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий, 8, 48). Источник.

* * *

Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных... (свт. Василий Великий, 9, 33–34). Источник.

* * *

Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему (прп. Ефрем Сирин, 31, 109). Источник.

* * *

Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и не легко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами (прп. Ефрем Сирин, 31, 278).

* * *

Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну (прп. Ефрем Сирин, 33, 126). Источник.

* * *

Дивлюсь, что доселе еще не исправился я; а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер (прп. Ефрем Сирин, 33, 185). Источник.

* * *

На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они (прп. Ефрем Сирин, 33, 340).

* * *

Всякому правому намерению пусть предшествует надежда, она помогает иногда и в худом, и потому не справедливо ли, чтобы еще более содействовала в добре (свт. Григорий Богослов, 16, 288).

* * *

...Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, – зло как бы истончавается и воденеет в нем (прп. Макарий Египетский, 67, 141). Источник.

* * *

...Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козни... (прп. Макарий Египетский, 67, 339). Источник.

* * *

Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления... (прп. Макарий Египетский, 89, 213). Источник.

* * *

Жизнь телесная ограничивается одним настоящим; а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души. Но человеческое неразумие погрешает в употреблении той и другой, думая телесную жизнь продлить надеждами, а жизнь душевную тратя в наслаждениях настоящим. Посему-то душа, занимаясь видимым, по необходимости делается чуждою надежды существенной и действительной, по надежде опираясь на непрочное, и сим не овладевает, и чего надеялась, того не имеет (свт. Григорий Нисский, 18, 449). Источник.

* * *

...Сокровищница человеческого ума... есть надежда, в ней хранится всякий запас для нашей жизни (свт. Григорий Нисский, 19, 81). Источник.

* * *

...Надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 715).

* * *

...Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда – стоять твердо среди опасностей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 357).

* * *

Нет ничего слабее... надежды <на человека>, она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, – это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, не подвержена никакой перемене (свт. Иоанн Златоуст, 48, 357).

* * *

...В том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое (свт. Иоанн Златоуст, 48, 536).

* * *

...Каждый из вас, когда впадает в искушения, хотя бы и близок уже был к смерти, не отчаивался в помощи Божией, но ожидал ее до конца (свт. Иоанн Златоуст, 49, 957).

* * *

...Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть (свт. Иоанн Златоуст, 52, 586).

* * *

Бог венчает надеющегося так же, как и того, кто трудится, бедствует и переносит бесчисленные напасти (свт. Иоанн Златоуст, 52, 668). Источник.

* * *

Ничто так не делает душу мужественною и на все готовою, как добрая надежда (свт. Иоанн Златоуст, 52, 762).

* * *

Какое богатство столь приличествует человечеству, как богатство благочестивых надежд? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 990).

* * *

И шлем надежду спасения возьмите (ср.: Еф. 6, 17). Шлем есть защита головы. Поскольку голова наша есть Христос, то мы должны ее ограждать всегда надеждою будущих благ, как несокрушимым шлемом во всех искушениях и гонениях, и сохранять... веру в Него ненарушимою, неповрежденною. Ибо у кого отняты другие члены, тот хотя и слаб, однакож может еще как-нибудь жить, а без головы никому нельзя и краткого срока прожить (авва Серен, 56, 284).

* * *

Упование на Бога – незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя внешним упованием, тот не только приобретет самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается бедами постигшими, подкрепляя себя чаянием оного священного якоря. Посему воспользуйся упованием, и будешь выше всех горестей (прп. Исидор Пелусиот, 60, 291). Источник.

* * *

Блаженна душа, чрез жаждание Бога истинно уготовившая себя к принятию даров Его, потому что Он ни в чем не оставляет такой души... (прп. Зосима, 91, 132).

* * *

Не изнемогай в уповании на Промыслителя своего, потому что дивно Домостроительство Его в присных Ему (прп. Исаак Сирин, 58, 174). Источник.

* * *

Приманка для души – радость, производимая надеждою, процветаемою в сердце (прп. Исаак Сирин, 58, 178). Источник.

* * *

Когда человек в мысли своей лишит свою жизнь надежды, тогда нет ничего дерзостнее его (прп. Исаак Сирин, 58, 223). Источник.

* * *

Не испытав явственного покровительства Божия, сердце не в состоянии надеяться на Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 295). Источник.

* * *

...Упоенные и согретые надеждою не знают ни скорби, ни чего-либо мирского (прп. Исаак Сирин, 58, 314). Источник.

* * *

...Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели (прп. Исаак Сирин, 58, 344). Источник.

* * *

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, в своей мере, не исполнял воли Его (прп. Исаак Сирии, 58, 375).

* * *

...Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести... (прп. Исаак Сирин, 58, 375). Источник.

* * *

...Когда душа упоена радостью надежды своей и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно (прп. Исаак Сирин, 58, 404). Источник.

* * *

Водоворот – безнадежие, которое обьемлет ум и влечет его во глубину отчаяния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 178). Источник.

* * *

Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).

* * *

Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249). Источник.

* * *

Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).

* * *

Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249). Источник.

* * *

Надежду разрушает гневливость... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 250). Источник.

* * *

Где видна надежда Царствия Небесного, там и презрение всего земного (прп. Иоанн Лествичник, 57, 258).

* * *

Благая надежда есть меч, которым инок побеждает и закалает уныние (прп. Иоанн Лествичник, 90, 575).

* * *

Надежда есть крепость стоящих по краям ее, справа и слева, – любви и веры... (прп. Максим Исповедник, 91, 270).

* * *

Надежда бывает для него <ума> необманчивою поручительницею за Божественную помощь, обещая истребление противных сил... (прп. Максим Исповедник, 91, 286).

* * *

Падши во глубину зол, отнюдь не отчаивайся в возможности воззвания оттуда, хотя бы ты низвергся на последнюю ступень адской злобы (прп. Никита Стифат, 93, 96).

* * *

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся: надежда побеждающих грех силою Божию и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи, неведению, неосторожности, по увлечению, не по намерению (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 463–464). Источник.

* * *

Надо не вешать рук и головы, и не подгибать колен, а бодро стоять... Не попал на дорогу... Мужаться надо... пропадешь... Имеем Спасителя Бога... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 189–190). Источник.

* * *

Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу, преданность в волю Божию (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 29). Источник.

* * *

Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов, по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 32). Источник.

* * *

Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 38–39). Источник.

* * *

Добре творите, что питаете надежду, и упование живо. Они – луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 148). Источник.

* * *

Авва Петр, ученик аввы Исаии, рассказывал: «Когда я посетил авву в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печать, сказал мне: «Что это за страдание, когда есть надежда успокоения? Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение» (98, 41).

* * *

Один весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их своей матери, и был к нему голос: «Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?» Брат, познавши силу голоса, пал лицом на землю, молясь: «Ты, Господи, имей о нас попечение», – и, встав, воротился в свою келью. На третий день пришла к нему мать и говорит ему: «Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его и раздроби на малые части, чтобы нам питаться». Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией, преуспевал во всякой добродетели (98, 235).

* * *

В Константинополе жил богатый купец по имени Феодор. Однажды его корабль потонул, и погибло все его богатство. Феодор любил одного богатого еврея и, придя к нему, стал просить дать в долг золота для торговли. Еврей сказал ему, чтобы он дал залог и тогда пусть возьмет сколько хочет. Христианину нечего было дать. Идя с евреем по улице, он увидел на вратах мозаичный образ Христа, самое дорогое, что он имел, и взял Его свидетелем своим и поручителем. Еврей сказал, что если его друг действительно верует Христу, то он даст ему золота. И дал ему тысячу златниц золота.

Феодор, купив на эти деньги нужное, отправился торговать в Александрию. На обратном пути в Константинополь его корабль утонул. Еврей, услыхав о возвращении Феодора, пришел к нему, надеясь взять свое золото с прибылью, но застал его плачущим в своем доме. Услыхав о потоплении его корабля, он утешал друга и говорил, чтобы он не скорбел, но верил поручившемуся за него Христу.

Видя скорбь купца, он дал ему еще тысячу златниц, привел к вратам, и Феодор опять взял образ Христа в свидетели. Купец отправился торговать, приобрел много богатства и, радуясь, возвращался в свой город. Но и на этот раз все богатство его погибло, ибо разбился его корабль, и он ни с чем вернулся домой.

Узнав о гибели товаров Феодора и с ними и своего золота, еврей призвал его и начал поносить Христа: «Смотри, как прельстились мы, веруя несуществующему Богу. Если бы Он был Сын Божий, на Которого ты надеешься, ты бы не потерпел уже третий раз потопления». Феодор, плача, говорил еврею: «Нет, друже, не хули истинного Бога; все это случилось из-за моих грехов. Но прошу тебя, дай мне еще в третий раз золото и веруй, что ради твоего вразумления я буду спасен и твое с прибылью возвращу тебе». Еврей в третий раз дал ему тысячу златниц, и опять образ Христа Спасителя они взяли в свидетели; при этом еврей сказал Христу: «Если Ты Сын Божий, пусть спасен будет христианин и его золото, чтобы и мне веровать, если же нет, пусть не обольщаются верующие в Тебя». Феодор взял золото, пустил его в оборот, побывав во многих далеких странах, и приобрел много богатства. Возвращаясь домой, Феодор взял четыре тысячи златниц, положил их в ковчежец с письмом, в котором было написано: «Феодор христианин – моему благодетелю Аврааму иудеянину! Вот четыре тысячи златниц золота вложил я в ковчег и надеюсь, что Христос, мой Свидетель и Поручник, вручит все это в твои руки». Запечатав ковчег, купец бросил его в море, сказав: «Господи Иисусе Христе, Ты Сам знаешь, как доставить этот ковчег моему заимодавцу».

В это время был сильный ветер. Корабли, стоявшие около берега, разбивались от напора волн, и многие жители города вышли на берег. Пришел посмотреть бушующее море и еврей, друг Феодора. И вот, когда он стоял на берегу моря, одна волна выбросила к его ногам ковчег с золотом. Взяв ковчег, Авраам принес его в свой дом и, открыв, нашел в нем письмо Феодора к нему с добавлением на еврейском языке: «Я, Иисус Христос, от Феодора христианина принес тебе золото, чтобы ты не хулил Меня. Я исполнил поручение, чтобы ты имел веру в Меня».

Когда со временем купец вернулся в полном здравии и со многим богатством, то, взяв подарки, пришел к еврею. Авраам взял подарки и, искушая его, спросил о долге. Феодор ответил, что он верит, что Христос, поручившийся за него, отдал ему золото, и оно находится в доме еврея. Еврей же сказал, что он ни от кого не получал своего золота. Тогда Феодор сказал ему, что если он не получал своего золота, то пусть подойдет к образу Христа и поклянется в этом. Но еврей убоялся и вынес письмо, положенное сверх золота. Увидев в своем письме дополнение, Феодор удивился, и они прославили Бога, а Авраам уверовал в Христа и крестился со всем своим домом (112, 127).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle