Надменность
...Ныне этот змий через надмение, вселяясь в сердца, низлагает и губит род христианский (прп. Макарий Египетский, 67, 210). Источник.
* * *
Так бывает с иными; не имея рассудительности, приобретши же несколько упокоения и дара молитвы, начали они надмеваться, забываться и осуждать других и таким образом низринулись в преисподняя земли (прп. Макарий Египетский, 67, 210). Источник.
* * *
Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; потому останавливает его, и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении (прп. Макарий Египетский, 67, 211). Источник.
* * *
...Порок надменности большей частью служит началом худой жизни... (свт. Григорий Нисский, 25, 142). Источник.
* * *
Род человеческий вообще склонен к надменности, а женщины настолько более, насколько они слабее, поэтому они больше предаются этой страсти... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 348–349). Источник.
* * *
...Надмение праведностью уничтожает праведность... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 312).
* * *
....Надмение грехами причинит нам крайний вред, и будет гораздо виновнее самих грехов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 312). Источник.
* * *
Тот, кто делает что-нибудь с надменностию и поступает так, как будто он более дает, чем принимает, – тот не знает, что делает, а потому и теряет награду за такое дело (свт. Иоанн Златоуст, 47, 452).
* * *
...Надменным называем того, кто требует себе от ближнего больше, чем сколько ему следует, кто себя считает достойным всякой чести, а другого бесчестит (свт. Иоанн Златоуст, 48, 12).
* * *
В самом деле, нет ничего хуже наглой надменности. Она-то и делает нас напыщенными и в то же время раболепными, а потому в первом случае – смешными, а во втором – отвратительными, и таким образом производит зараз два противоположных порока – гордость и подлое ласкательство (свт. Иоанн Златоуст, 50, 108). Источник.
* * *
Если... мы искореним эту ненасытную страсть <надменность>, то будем и истинно смиренными, и высокими без всякой для себя опасности (свт. Иоанн Златоуст, 50, 108).
* * *
...Человек надменный... ничтожнее всех; и пузырь надувается, но пуста полнота его; оттого таких людей мы и называем надутыми (свт. Иоанн Златоуст, 53, 12). Источник.
* * *
Действительно, надмевающийся пред людьми легко будет надмеваться и пред Богом. Так рождаются грехи. Они часто восходят снизу вверх (свт. Иоанн Златоуст, 54, 804).
* * *
Если скрываешь свое поражение, то видно из сего, что ты надменен, величаясь собою в большей мере, нежели как позволяли бы и род твой, и сила твоя, и достоинство. Поэтому или приобрети скромный о себе образ мыслей, или все над тобою будут смеяться (прп. Исидор Пелусиот, 60, 7–8). Источник.
* * *
Проклятая воистину страсть – надменность, состоящая из сочетания двух зол: гордости и тщеславия; из коих гордость отрицается от Творца добродетели и природы, а тщеславие, как природу, так и самую добродетель, подделывает; ибо у гордого ничего не делается по Богу, а у тщеславного ничто не происходит по природе (прп. Максим Исповедник, 91, 286).