Источник

Награда

Надлежит твердо стоять и пребывать в вере, в добродетели, в совершении небесной и духовной благодати, чтобы можно было достигнуть почести и венца (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 335). Источник.

* * *

Каждый за свои дела получит свою степень блаженства (прп. авва Исаия, 59, 55).

* * *

...Для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем; и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобресть товары; и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешали мыслию насладиться вечными благами (свт. Василий Великий, 5, 158–159). Источник.

* * *

...Вечный покой предстоит тем, которые в здешней жизни законно подвизались, – покой, не по заслуге дел воздаваемый, но по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него (свт. Василий Великий, 5, 343). Источник.

* * *

Никто да не обольщает пустыми словами. Невозможно получить венец, оставаясь в покое, удостоиться царской награды, живя роскошно (прп. Ефрем Сирин, 32, 422).

* * *

На высокой степени достоинства поставлены те, которые прославляются за победные венцы, приобретенные в брани. Им по правде, Господи, даруй жизнь, а мне по благодати (прп. Ефрем Сирии, 33, 196). Источник.

* * *

Господь наш явит щедроты Свои к тем, которые стали близкими к Нему и возлюбили славу Его, и в великий день облечет славою тела их (прп. Ефрем Сирин, 33, 511).

* * *

Велелепный и преславный чертог на небесах ожидает святых, которые творили дела правды и благоуспешно трудились в вертограде; Сына (прп. Ефрем Сирин, 33, 528).

* * *

...Слава и честь уготованы тому, кто удобопреклонен к добру... (прп. Макарий Египетский, 67, 219).

* * *

Кто желает быть наследником Христовым, тот пусть вожделевает также соревновать и страданиям Христовым (прп. Макарий Египетский, 67, 453). Источник.

* * *

Что говоришь ты, малодушный и жалкий человек? Тебе надлежит сделать нечто угодное Богу, а ты стоишь с заботою о награде? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 162). Источник.

* * *

Разве ты не знаешь, что награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 162). Источник.

* * *

...Когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что если Он откладывает, то после делает большее воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 48, 533).

* * *

Награды назначены не просто за дела, но за расположение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 548).

* * *

...Кто ищет от Бога воздаяния за труды свои здесь и делает добро для настоящего, тот уменьшает свою награду; а кто всех венцов ожидает там, <в загробной жизни>, тот гораздо более достоин воздаяния... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 198).

* * *

...Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения (свт. Иоанн Златоуст, 53, 443).

* * *

...Крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага вышенебесные (свт. Иоанн Златоуст, 53, 444). Источник.

* * *

...Как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле (свт. Иоанн Златоуст, 53, 806).

* * *

...Дела большею частию оцениваются по начинаниям, а не по совершению; и венец соплетается за решимость, а не за конец дела (прп. Исидор Пелусиот, 61, 380).

* * *

...Если и нам желательно, чтобы провозгласили нас победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя; никакая смертная и житейская страсть да не найдет в нас места, но, расставшись со всем, будем говорить и делать только достойное небес (прп. Исидор Пелусиот, 62, 94). Источник.

* * *

Знай... что если окажешься благоискусным во всем, то неполучение здесь наград послужит тебе не к тому, чтобы вовсе не получать их, но к тому, чтобы получить блистательнейшие. Ибо один получаст нечто блистательное здесь, а другой, не получив здесь ничего, приимет там блистательнейший венец. Посему, что может доставить тебе радость, то да не будет для тебя причиною к малодушию. Ибо получившему здесь справедливо умаляется тамошняя награда, а не получившему, очевидно, соблюдается там полная (прп. Исидор Пелусиот, 62, 189 – 190). Источник.

* * *

...Скажу и о преспеяниях, т. е. если, оказав преспеяние в малом и неважном, здесь насладишься чем-либо для тебя полезным, то не будешь иметь награды там... И, если угодно, поясню сказанное примером. Пусть будут (предположим так) два праведника, высокие по добродетели, но один здесь богатеет, другой беднеет; один прославляется, другой терпит оскорбления; один от всех слышит себе похвалы, а другой – осмеяния. Отшедши туда, одинаковый ли приимут венец? Нет, говорю я. Хотя, как сказано, и равными показали себя в рассуждении добродетели, но несходство в здешней жизни и равенство в добродетели изменит в неравенство, не потому, чтобы нелицеприятный Судия произнес несправедливый приговор, но потому, что одному с здешнею наградою соразмерит будущую, а другому определит беспримесное веселие (прп. Исидор Пелусиот, 62, 285–286).

* * *

...Если бы теперь без замедления и тотчас вознаграждал Господь за добрые дела, то сие было бы более куплею, нежели богочестием... (прп. Нил Синайский, 73, 360). Источник.

* * *

Как из дел и слов открывается мысль, так и из сердечных действий – будущее воздаяние (прп. Марк Подвижник, 69, 10). Источник.

* * *

Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает, как должник, и ожидает ее, как благодати (прп. Марк Подвижник, 89, 538).

* * *

Братия упрашивали одного из старцев, чтобы он успокоился от великих трудов своих. Старец сказал им: «Говорю вам, дети мои, что Авраам, увидя великие дары Божии, должен раскаиваться в том, почему он не подвизался еще более» (98, 148).

* * *

Некий великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели и там за это время ничего не делал по своей воле, исполняя беспрекословно все, повеленное ему. Через три недели он увидал пришедшего к нему некоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один, наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя, потому что насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за оное приимет от Бога воздаяние, но только по достоинству, что и справедливо» (112, 931–932).

* * *

Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью стал на молитву. Диаволу не понравилось это, и он, чтобы отвлечь от молитвы, стал неистово стучать в дверь комнаты, в которой Андрей молился. Андрей ужаснулся от этого стука, оставил молитву и, покрывшись козлиной шкурой, лег на одр. Сатана, видя это, сказал другому бесу: «Вот до чего мы дожили! Доселе одну скверну делал этот, а теперь вот и он вооружается против нас». И, сказавши это, исчез. Между тем Андрей, лежа на одре, заснул и во время сна имел такое видение.

Видит он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую Ангелы, и казалось, что и те и другие готовились к взаимной борьбе. Бесы вывели из своей среды великого и страшного исполина и, указывая на него, предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою. В это время сошел с неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой дорогим жемчугом, а третий сплетен из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что красоту их и описать невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя один из них, и, подойдя к юноше, сказал: «Не продашь ли ты мне эти венцы? Сам я не могу купить их, но я могу сказать о них моему господину, он даст тебе за них золота сколько хочешь». Юноша улыбнулся на эти слова Андрея и отвечал ему: «Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда я не дал бы тебе даже и одного цветка с них, потому что они не от этого суетного света, а от сокровищ небесных и суть венцы Самого Христа, и венчаются ими только те, которые этих черных, т. е. бесов, побеждают. И если хочешь приобрести их, то ступай, борись с тем исполином-диаволом, и когда его одолеешь, тогда я тебе не один, а и все три отдам». После сего Андрей узрел себя борющимся с диаволом и победившим его. И видит Андрей, что за свою победу он был принят в общение с Ангелами, а от юноши получил те венцы и совет принять на себя подвиг юродства, которым он легче может побеждать демонов. После этого видения Андрей подлинно объявил непримиримую брань диаволу, подвигами юродства победил все козни его и уже самим делом (112, 91).

* * *

Блаженный Евлогий поведал следующее. Одному старцу было видение, Стоял он в церкви на всенощном бдении перед воскресным днем. Братия пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь наполнилась светом и что Ангелы Божии воспевали с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого алтаря. Поставлены были пред ними корзины как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и медными монетами, просфорами целыми и раздробленными. Также поставлен был небольшой золотой сосуд с миром и золотая кадильница с благовонным фимиамом. Когда братия, прежде чем разойтись по кельям, подходили для поклонения к честному кресту, то Ангелы давали некоторым златницы с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим – серебряники с изображением креста, иным медные монеты, иным – целые просфоры, иным – укрухи. Одних Ангелы помазывали миром из золотого сосуда, других кадили кадильницею; некоторые не получили ничего; иные же уходили, оставив в церкви полученное ими.

Старец помолился Богу, чтобы открыто ему было значение видения и почему дары не равны, тогда как все вместе совершали псалмопение и бдение. И было открыто ему, что принявшие по златнице суть те, которые на среду, пяток, недельные дни и двунадесятые праздники совершают бдение трезвенно с вечера до утра; принявшие серебряники – те, которые бдят с полуночи до утра; принявшие медную монету – те, которые понуждаются к псалмопению; принявшие целые просфоры прилежат к чтению книг; получили укрухи новоначальные, не вступившие еще в совершенное иноческое житие; помазаны миром послушные во всем отцу своему и отдавшие себя в услужение всем, – помыслы и труды их вменяются пред Богом в миро <миро>; те же, которые окурены фимиамом кадила, суть вдавшиеся молве и приходящие в чувство только тогда, когда войдут в церковь; не приняли ничего небрегущие о своем спасении, не сопротивляющиеся скверным помыслам и не очищающие сердца от страстей, но предавшиеся сребролюбию и чревообъядению; оставившие в церкви полученные ими дары и ушедшие с пустыми руками суть те, которые увлекаются еллинскими книгами, науками мира сего, – предавшиеся гордости, тщеславию и человекоугодию (106, 116).

* * *

«Однажды, – рассказывал Димитрий, послушник Гефсиманского скита Троицкой Лавры, – к нам в деревню подкинули ребенка, завернутого в одеяло. Никто не хотел взять подкидыша. Когда младенца принесли на сходку и стали предлагать бездетным сельчанам взять его на воспитание, то все отказывались, говоря, что тяжело ходить за чужим ребенком. И вот, когда, казалось, что никто не желает принять его на воспитание, выступил многодетный крестьянин, у которого было своих восемь детей, и сказал: «Сейчас я схожу и спрошу свою жену, может быть, она согласится взять его. Среди восьми и девятый прокормится, и Господь ради сироты подаст нужное». Жена охотно согласилась взять сироту. Когда он принес младенца к себе в дом и его развернули, то у него на шее нашли крестик с запиской, что в крещении младенец назван Николаем, и тут же пакет, в котором оказался билет государственного займа на пять тысяч рублей. Добрый муж и жена, прочитав записку и надпись на билете, пришли в недоумение: как им быть? Умолчать об этом не хотели. И вот крестьянин снова побежал на сходку и всем рассказал о своей находке. Тогда те, кто раньше отказывались от младенца, теперь закричали: «Я возьму, я возьму...» Но сход не пожелал удовлетворить их просьбы, а постановил: ребенка оставить в доме того, кто первый согласился его взять.

В тот же день к дому крестьянина подъехала подвода с разным провиантом от неизвестного лица. В дальнейшем такая помощь оказывалась по нескольку раз в месяц. Мальчик в доме приемного отца при заботливом уходе рос и креп. Имея хорошие способности в учении, закончил земскую школу, затем гимназию и поступил в университет. Он был истинным украшением семьи своего приемного отца и матери, хорошим поведением и послушанием влиял и на остальных детей, помогая им в учении. Благодаря ему наш крестьянин-бедняк стал всеми уважаемым зажиточным поселянином. По окончании образования молодой человек женился на одной из дочерей приемного отца. Так Господь наградил простых людей за их доброту» (114, 95).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle