Леность
Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? (прп. авва Исаия, 59, 26). Источник.
* * *
...Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия, 59, 65).
* * *
Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности (прп. авва Исаия, 59, 86).
* * *
Как познает <кто> порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? (прп. авва Исаия, 59, 115).
* * *
Горе нам! Ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих (прп. авва Исаия, 59, 190).
* * *
Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных (прп. авва Исаия, 89, 347).
* * *
Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? – Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых и в надежде великого от Господа мздовоздаяния... (свт. Василий Великий, 9, 196).
* * *
...Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (свт. Василий Великий, 9, 206). Источник.
* * *
Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху... <а> леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению... (свт. Василий Великий, 9, 211).
* * *
Леность почти естественна старости, но не юности... <поэтому молодой> достоин тягчайшего обвинения... (свт. Василий Великий, 9, 217).
* * *
Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдет (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.
* * *
Будь... внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености – начало погибели (прп. Ефрем Сирин, 30, 102). Источник.
* * *
Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность (прп. Ефрем Сирин, 30, 184). Источник.
* * *
...Леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеен (прп. Ефрем Сирин, 30, 549). Источник.
* * *
Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас в ад и принуждает идти самым широким путем погибели (прп. Ефрем Сирин, 32, 291–292). Источник.
* * *
Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без какой-либо предшествующей причины, например иногда телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает, что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью (прп. Ефрем Сирин, 32, 405).
* * *
Горе ленивым, которые предстанут <пред Богом> без добрых дел. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин, 33, 211).
* * *
Ленивые и робкие бегут от ига Твоего, Господи; нерадивых постыжает любовь Твоя (прп. Ефрем Сирин, 33, 233).
* * *
...Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы, во время нашего сна, враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном)... «(свт. Григорий Богослов, 14, 138). Источник.
* * *
...Точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 141). Источник.
* * *
...Ленивого и беспечного не пробудят ни благорастворение воздуха, ни досуг и свобода, ни удобство и легкость, – нет, он продолжает спать каким-то сном, достойным всякого осуждения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 359).
* * *
<Леность> есть жестокий сон, узилище душ, собеседница, сожительница и наставница изнеженных (свт. Иоанн Златоуст, 52, 867).
* * *
...Для добродетели сама природа дала семена, пороки же противны природе, так что, если они более господствуют над нами, то это самое служит признаком большой с нашей стороны лености (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19).
* * *
...Леность есть... повод ко злу и корень зла. Ведь всякому злу научила праздность (свт. Иоанн Златоуст, 54, 137–138). Источник.
* * *
...Человек ленивый, когда его (слишком много) наказывают, делается еще более ленивым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 97).
* * *
Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 538). Источник.
* * *
Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1097). Источник.
* * *
...Если кто истребит в себе леность, тотчас увидит возникающими в себе правые помыслы, которыми утверждаются правда и суд (прп. Исидор Пелусиот, 60, 461). Источник.
* * *
Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность (прп. Исидор Пелусиот, 61, 75). Источник.
* * *
Погрешности, допущенные по лености, необходимо уничтожать трудами, и после понесенных поражений снова бороться со многими опасностями (прп. Исидор Пелусиот, 61, 217). Источник.
* * *
Много себя обманываем и вводим в заблуждение, если, не делая ничего такого, что прилично делать желающим победить, надеемся превозмочь тех, которые делают все, что надлежит делать уготовляющимся к победе. Это значит то же, что сонным и спящим крепко препобедить бодрствующих и ревностно трудящихся, а также ленивым и пребывающим в праздности одержать верх над теми, которые ничем не пренебрегают (прп. Исидор Пелусиот, 62, 179). Источник.
* * *
...Отлагающие делать, что должно, объявляют тем желание вблизи увидеть неприятное; своею леностию оскорбляя добродетель, они навлекают на себя наказания, давно готовые преследовать постигнутых ими (прп. Исидор Пелусиот, 62, 212). Источник.
* * *
...Кто любит леность, тот праздностью питает страсти... (прп. Нил Синайский, 72, 132). Источник.
* * *
Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести (прп. Нил Синайский, 72, 240). Источник.
* * *
Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания (прп. Нил Синайский, 72, 247). Источник.
* * *
...Нечистые демоны имеют привычку при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве... (прп. Нил Синайский, 73, 328). Источник.
* * *
Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву, а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 49).
* * *
Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает; и леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 78).
* * *
Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность (авва Фалассий, 91, 330).
* * *
...Ленивый не только лишается венцов, но и душу свою бесценную губит и, отходя из сей жизни ни с чем, отсылается в муку вечную (прп. Феодор Студит, 92, 391).
* * *
Ведай... что эта болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни. Как червь мало-помалу истачивает дерево, так она, продолжаясь, нечувствительно снедает и истребляет самые нервы духовной жизни. Посредством ее диавол умеет расстилать сети и тенета искушений для всякого человека; что с особенною заботой и лукавою хитростью старается он устроять для ревнителей о духовной жизни, зная, что ленивый и нерадивый удобно поддается похотям и падает... (прп. Никодим Святогорец, 70, 80). Источник.
* * *
...Отнюдь не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне ныне, а Богу отдашь завтра. Нет, нет, но все часы жизни твоей проводи так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Почитай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий (прп. Никодим Святогорец, 70, 81). Источник.
* * *
А ведь эта сударыня <леность> одна не бывает. Она – запевальщица... и с нею хор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 10).
* * *
Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 183). Источник.
* * *
Разленение и присвоение себе прав на льготы – се начальные враги, губители всего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 197). Источник.