Источник

Лесть

Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра (свт. Василий Великий, 5, 262). Источник.

* * *

...Как ржа в пшенице есть тля, зарождающаяся в самой пшенице, так почти и ласкательство, вкрадывающееся в дружбу, губительно для самой дружбы (свт. Василий Великий, 31, 232). Источник.

* * *

Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят (прп. Ефрем Сирин, 31, 626). Источник.

* * *

...Дело лести породит тебе ненависть, неся вред, как бы от врага, а не пользу, как бы от друга (свт. Иоанн Златоуст, 45, 925).

* * *

Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так бессмыслен тот, кому расточается лесть; он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 925). Источник.

* * *

Не смотри... на похвалы, произносимые открыто из страха и ласкательства, – это краски и прикрасы, но вникни в совесть каждого, кто так льстит тебе, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренне говорят против тебя, отвращаются и ненавидят тебя более, нежели злые враги и неприятели (свт. Иоанн Златоуст, 46, 486). Источник.

* * *

Лесть и низость – это когда кто-либо служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 263–264).

* * *

<Лесть> делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она – открытый путь для всех зол (свт. Иоанн Златоуст, 55, 940–941).

* * *

...Если любишь лживую лесть, то терпи при себе обманывающих тебя (прп. Исидор Пелусиот, 60, 199). Источник.

* * *

Лесть... сильнее и ужаснее страха. Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести услужливость, и неодолимых страхом нередко порабощала лесть. Посему надлежит мужественно стоять и против страха, и против ласкательства (та и другая страсть неблагородна) и чтить одну истину (прп. Исидор Пелусиот, 61, 184). Источник.

* * *

...Всего страшнее льстецы, которые, завися от языка богатых, если тем угодно будет изъявить удивление чему-либо нелепому, клянутся, что это всего лучше, и немедленно хулят, если те вздумают похулить и самую добродетель. Поэтому людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы самим льстить, и того, чтобы им льстили. И то и другое... порождает и неисправимое злонравие и нестерпимое мучение (прп. Исидор Пелусиот, 61, 302). Источник.

* * *

Поскольку ласкательство сильно к тому, чтобы окрасть ум не только у мужественных, но и у благоразумных, то справедливо утверждаю, что оно сильнее страха, потому что уступить страху многие стыдятся, а ласкательству с приятностью уступают победу, предаваясь ему без рассуждения и исследования (прп. Исидор Пелусиот, 61, 357–358).

* * *

...Нам, если только целомудренны, надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют (прп. Исидор Пелусиот, 62, 180). Источник.

* * *

Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути (прп. Иоанн Лествичник, 57, 144). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle